О непримиримых


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergeigk» > О непримиримых критиках
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О непримиримых критиках

Статья написана 24 апреля 2009 г. 10:11

В одной из серий мультсериала «Симпсоны», отец семейства Гомер неожиданно «заделался» ресторанным критиком. Все бы ничего, но он по простоте душевной писал исключительно хвалебные отзывы о заведениях общественного питания Спрингфилда. Естественно, владельцы заведений были в восторге, он набирал популярность, стал публичным человеком. И все бы ничего, но в определенный момент, он познакомился с другими популярными ресторанными критиками. И там-то ему объяснили и научили, что писать хорошее – моветон. И бедный толстяк изменил себе. Его отзывы стали настолько, мягко говоря, критическими и ядовитыми, что далее последовало полное разочарование для всех.

Собственно говоря, таковой является профессиональная деформация всех рецензентов. Каждый из известных «потрошителей» чужих произведений, наверное, первоначально писал о том, что запало в душу. Но время шло, многое приелось, и, наконец, почувствовав себя членом подобного сообщества, литературный, да и любой другой, критик, переходит определенный водораздел, за которым начинается целенаправленное выискивание слабых и неудачных моментов в препарируемых им экземплярах. После чего, достаточно лишь умело манипулировать выдернутыми из общей картины кусочками и, вуаля, на бумаге (экране монитора) появляется сочащееся желчью нечто.

Предвидя волну несогласных, все же решим, что действительно существуют «шедевры», за которые еще на школьной скамье, автор получил бы двойку, а неразборчивое издательство выпустило это недоразумение случайно. Но пока опустим эту тему.

Вспомним «Метро 2033». Что сказать, с точки зрения денег, книга удалась. Однако, в профессиональной среде, хорошим тоном принято книжку ругнуть. Мол, язык деревянный, квестовый сюжет простоват, паразитирование на теме апокалипсиса и художественной ценности не представляет. Тут же поднимается хиленькая волна несогласных, пытающихся докричаться, и что самое смешное, переубедить мастодонтов, что это увлекательное и интересное произведение, листая которое вполне можно провести и пару вечеров. На подобные поползновения серой массы читателей, критики смотрят свысока, покровительственно улыбаясь и с легкой усмешкой обвиняют всех в дурновкусии и принадлежности к расе быдла.

Созданный ими элитарный клуб, не позволяет высказать инакомыслия, иначе они потеряют свой социальный статус, которого добивались и которым дорожат.

Как заметил один человек, вкус следует воспитывать. С этим невозможно не согласиться. Но, претерпевая изменение вкусовых пристрастий, мы готовы отринуть все то, что ценили раньше. Правильно ли это?
Как бы господа критики отнеслись, к Э.Р. Берроузу, если бы «Тарзан» вышел не в начале прошлого века, а на днях. Критика была бы разгромной. Произведение заклеймили бы тупостью, безвкусием и примитивизмом. Однако, подростки, лет 10-13 с удовольствием прочтут его, и, возможно, попросят добавки.

К чему, указывать на костность языка, если и в данной, избранной автором, стилистике, произведение выглядит вполне потребляемым. Почему, многие забывают, что иногда мы читаем книги исключительно в развлекательных целях, а авторы, создающие свои творения, на большее и не рассчитывают. Зачем пенять детективам на шаблонность героев, если в данном, «низком» литературном жанре главное запутанный сюжет. Микки Спиллейну и Джеймсу Хедли Чейзу далековато до В.Г. Белинского, как впрочем, и большей массе людей, считающих себя его коллегами. А между тем, у Майка Хаммера достаточно поклонников.

Почему ругать массовое кино, так называемые блокбастеры, считается хорошим тоном? Они не блещут проработанными персонажами, поразительно актерской игрой. «Фабрика грез» потому и фабрика, что на ней установлен конвейер. Он штампует и выпускает то, на что найдется спрос. Но некоторые поразительные люди, просто не могут себе позволить восторгаться каким-нибудь фантастическим боевиком, собравшим в прокате полмиллиарда американской валюты. Не дай Бог, они сообщат во всеуслышание, что «Трансформеры» им понравились. Там ведь по определению, хороши только спецэффекты, а все остальное подростковая дурь. Вот и вынуждены они выискивать в чем-нибудь хорошем, что-нибудь плохое, поддерживая свое реноме.

Самое жуткое наступает тогда, когда они напрочь отрицают воззвания простых смертных к ним. В тот момент они становятся похожи на упирающихся барашков, убежденных в своей исключительности, выставляя напоказ свой комплекс неполноценности.
Главное для них, собрать небольшую армию своих почитателей, которые, обеденные собственным мнением, в лучах авторитета критика, будут с упоением воспринимать каждое слово произнесенное гуру. Тогда все будет в ажуре, и любой несогласный голос будет втоптан грязь преданными людьми.

Один герой, одного, признаюсь, не очень хорошего фильма, сказал, обращаясь к другому: модным будет то, что ты назовешь модным. Так и в нашей ситуации. Мы отдаем критикам определять за нас, что хорошо, и что плохо. Часто же на форумах посвященных литературе и кино, можно найти пост следующего содержания: не читал/смотрел и читать/смотреть не буду. И ладно бы не нравился жанр, но часто дело всего лишь в нескольких сообщениях несведущих людей. Фильм – дерьмо, книга – дерьмо. А присутствующие редкие голоса благодушно настроенных зрителей или читателей затыкаются под дружное «гы-гы-гы» и обвинения в отсутствии вкуса.

Как хорошо воспринимать рецензию умного и разбирающегося в теме человека, который разносторонне знает вопрос и подходит к нему комплексно. Ничего в мире нет идеального и в книге или фильме, пусть заслуживающем наивысшей оценки, всегда можно найти неудачи его создателя. Будем придираться или нет? Зависит от личных предпочтений.

Так вот, дамы и господа, может быть критикам следует прислушиваться к критике, а не высокомерно отделываться словами: я высказал свое мнение, больше мне с вами говорить не о чем.

Противопоставляя себя общей массе, зарабатывая баллы престижа и тренируясь в зубастых статьях, наши «злобные читатели» забывают о положительных элементах, присутствующих во многих произведениях. Восхваляя интеллектуальность и высоколобый эстетизм, они забывают об иных достоинствах рецензируемых ими книг. Неужели они забывают, что под маской высокохудожественного произведения, должен быть и динамичный интригующий сюжет, и легкость восприятия.

Несомненно, сказанное выше не может однозначно относиться ко всем без исключения. Это не правило и не исключение из него, это просто достаточно часто встречающееся распространенное заболевание, к которому, к сожалению, многие подвержены.





86
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 10:35
Отличная статья. Я уже давно на мнение критиков не обращаю внимание, потому что если внимать их советам, то можно себе и вкус испортить.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 12:13
Спасибо.
Также стараюсь не обращать особого внимания на потуги некоторых «мастеров». Однако, полностью игнорировать их «мессейджи» не получается, так как в информационном поле (о как :-)) они все же занимают свою собственную, особую нишу. И действительно, при определенной впечатлительности и восприимчивости человека, могут напрочь испортить ему вкус, отпугнув от вполне достойных вещей.


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 11:07
Отличная статья. Понравилось, что написано всё в принципе по делу. Со многим готов подписаться. :beer:
По больше бы таких мнений, разрушающих стереотипы. :-)

К критикам отношусь неоднозначно. Читаю, но иногда читать противно. Вместо здравого анализа подсовывают своё имхо. Мне это имхо даром не надо, а нужен здравый обзор фильма или книги. То им одно не понравилось, то другое — не могу я зачастую согласиться в субъективных суждениях, мне это не интересно. Человек должен пытаться как-то посмотреть стороны, иначе в его рецензии, отзыве, обзоре на что-то, просто не будет ничего кроме личного субъективного суждения.

Критическое мнение ценится конечно больше слащавого, но зачастую они равны, если человек пишет какую-то сущую отсебятину или одно имхо. Нет у меня доверия ко многим высказываниям.

цитата

Главное для них, собрать небольшую армию своих почитателей, которые, обеденные собственным мнением, в лучах авторитета критика, будут с упоением воспринимать каждое слово произнесенное гуру.

Верно подмечено. Даже наблюдал подобную картину со стороны. Некоторым конечно интересно читать какого-то конкретного человека, но фанатизм тоже ослепляет. Должно быть своё мнение, а не критиков. Верить всему на слово — это низкая ступенька развития.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 12:18
Спасибо.

цитата Fearless

Человек должен пытаться как-то посмотреть стороны, иначе в его рецензии, отзыве, обзоре на что-то, просто не будет ничего кроме личного субъективного суждения.


Субъективизм у многих плещет через край. Неспособность абстрагироваться от своих предпочтений портит многих начинающих или уже ставших профессионалалами рецензентов. Самое неприятное в этом, навязывание, с пеной у рта, своих суждений, которые, зачастую, имеют неверные посылки.

цитата Fearless

Верно подмечено. Даже наблюдал подобную картину со стороны.


Да-да. Далеко ходить не нужно. Достаточно по полистать несколько страниц форума. :-)


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 11:59
Критик и критикан, вкус и вкусовщина.
Бывшая жена Петросяна с её номерами — дерьмо-зрелище. Слесарь Семён мне скажет: «Йа так развлекаюсь, нифсехда же Шапенгагера четать.» Закашляет, глотнёт водки и матюками продолжит о «критиках», «эстетах», « на вкус и цвет фломастеры...» и соседе Бугермане, что, скот такой, каждый вечер играет на скрипке, а любимый Семёном сериал про бандитов называет «непрезентабельным и пошлым». И большинство его поддержит: не словами, так рублём, как поддерживает культурологических калек до сих пор.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 12:29
Правильно, вы, человек наделенный интеллектом, не сможете без гримасы отвращения смотреть юмористические потуги Степаненко, как и я, в том числе. НО! Есть категория людей, которые действительно так развлекаются. Я понимаю, что они для Вас, то самое «быдло». Но они составляют свою группу в нашем обществе. игнорировать их нельзя, по крайней мере, пока они не портят Вашу жизнь и не лезут в Ваши дела.
А Бугерман, после того как поиграет на скрипке и посмотрит передачу Вульфа «Серебрянный шар», нет-нет, да и откроет детективчик в мягкой обложке, чтобы отвлечься от трудов своих. А если он так никогда этого и не сделает, то это, в первую очередь, будет являться доказательством костности мышления.
Непринятие чего-то легкого, никак не станет комплиментом его личности.
Особо противно, когда критики, кичась своим безупречным вкусом, стараются противопоставить себя окружающим, создав для себя ореол очистителя скверны.

А поддержка рублем, своего рода плебесцит + моральное удовлетворение маркетологов.:-)
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 14:31
О! Вы так же знакомы с Бугерманом :-) Тогда попрошу заметить, что Иосиф (так его звать) откроет детектив, но вновь вопрос альтернативы будет решён им не в пользу семёновых книжиц: он скажет «да» Юзефовичу и «нет» Марининой, он откроет Конан Дойля, но не поставит его выше Кутзее, он откроет Акунина, но не провозгласит его «лучшим, что я читал за всю жизнь!» и т.д. И это не значит, что мнение Бугермана единственоверное, нет, но это значит, что оно минимум интересно и в 10 случаях из 10 вопрос «Чё-нить стоящее не посоветуешь из литературы?» я задам Бугерману, а не Семёну. Последний интересен другими своими проявлениями (может он на балалайке играет, как Полиграф Полиграфович), а может нет.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 00:38
Нет, шо ви, я не знаком с самим Бугерманом, но я, таки, знаком с Коцманом, у которого есть сеста Сара, которая замужем за Борей Конштейном, у которого, в свою очередь, есть брат, Исаак, котрый держит таксу по кличке Сонечка. Так вот он сводил её с кобелем, хозяин которого был Миша Рацман, дядя которого, Абрам Кибель, таки тоже является соседом, упомянутого Вами, Сэмэна.
Но я заболтался, а между тем, Коцман передал мне, что Сэмэн, таки зашел в гости к Бугерману, да не один, а с чистой слезы водочкой (да под форшмак) и попросил порекоммендвать книжицу не умную, но весьма достойную и интересную. Коцман утверждает, что Бугерман думал несколько дней. И когда, все же, наступил вечер пятницы, прямо, таки, накануне Субботы, Иосиф принял решение. Взял стопу книг, завернул их в чистую газетку о вкусной и кошерной пище, превязал прочной веревочкой, и позвонил, таки, в дверь Сэмэна. Несмотря на то, что Сэмэн в пятницу вечером был уже не окончательно трезв, он все же смог сделать усилие и дверь поддалась его непослушным грубым и мозолистым рукам.
Первначально, как и любой нормальный ев..., гм, человек, Бугерман хотел взять совсем чуть-чуть за прокат книг и их амортизацию обложек, но Иосиф не был бы Бугерманом, если бы соседкие чувства, таки не взыграли над ним.
— Возьми, Сенечка, почитай! Вот тебе и Акунин, вот тебе и Лукьяненко, вот Кунц, шобы попугаться или Асприн, шобы посмеяться. Может, Гарри Поттер для дочурки? Или Таня Хафт для жены? Оно все, может и не Шопенгагер, но почитать, таки, советую, интереснаааа....
— Чёё-на? — поднял мутнй взгляд Сэмэн, но книги взял.
Через неделю, Сэмеэн пришел трезв и ясен, как стекло в оправе у Мойшы с соседнего подъезда, отдал старые книги и взял новые. Герберта, Толкина, Олди.
С тех пор, говорят, Сеня изменился, стал много читать, но, учитывая, что он был слесарем третьего разряда, он значительно уставал на работе, поэтому хватало его только на Фрая, Панова, да Белянина.
Ви не поверите, как он ценил литературу, читая которую, таки можно было хорошо отдохнуть...
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 00:49
Спасибо за выступление.

цитата sergeigk

но, учитывая, что он был слесарем третьего разряда, он значительно уставал на работе, поэтому хватало его только на Фрая, Панова, да Белянина

Да, на работе весь день думал-мозговал (а местами даже и соображал), так дайте хоть дома забыться и обязательно в куче говна.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 01:12
Да, елки-палки, ну почему в куче г...а?
Почему Вы не даете права на существования качественной, но развлекательной литературе?
Вы когда-нибудь расслабляетесь?
Почему напряженный сюжет и легкий язык для Вас табу?
Неужели, правда, боитесь, что о Вас подумают окружающие, если заикнетесь о ширпотребе.
Знаете, когда-то, с тех пор прошло немало лет, я страшно увлекался рок-музыкой. Носил длинный хайер, играл Led Zeppelin на гитаре, на моем проигрывателе всегда завывали Удо Диркшнайдер, Кипелов (в то время еще солист «Арии»), покойный Крупнов или что-то подобное. Я ненавидел поп-музыку, я презирал её исполнителей и еще больше тех, кто её слушал. Как раз я и считал их тупыми не имеющими вкуса полудурками, а я сам был неимоверно крут для себя и своих друзей: черная кожаная куртка с заклепками, черные джинсы, шикарная домашняяя акустика и SONY Walkman на поясе и наушники Phillips.
Ваше отношение к теме, напоминает мое состояние в то время. Бескомпромиссность суждений: попса — отстой, хард рок — форева! Курт — Жив!
Я считаю, что Пугачева — толстая хриплоголосая молодящаяся бабка-педофилка, а Вы мне возразите, что нет, она народная артистка СССР, прозорливая бизнес-леди, внесла весомый вклад в культура страны, спела массу вечных хитов и прекрасно выглядит для своего возраста.

Кто из нас прав?
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 01:32
Есть логика формальная, есть математическая, есть Гегеля, а есть озвученная выше. Если сказать, что творчество Богумила Грабала выше «рангом» нежели белянинское, сие никак не будет полным уничижением юмористической развлекательной прозы и развлекательного в целом, как превознесение того же Маркеса над Донцовой не будет ставить крест на детективе, как жанре. Достаточно лишь сменить акценты и вы увидите, что можно плеваться от имени Донцовой, но любить Конан Дойля (развлекательное, не?), выкидывать в мусоропровод «Казак в Раю» и ставить на полку Тибора Фишера (сойдёт за развлекалово?).
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 08:58
Вы ответили в свойственной Вам форме, то есть не ответили совсем или сделали настолько иносказательно, что я немного недопонял. Поясните, пожалуйста, поподробнее.
Тибора Фишера не читал, к сожалению, поэтому никакого представления о его творчестве не имею. Может поэтому не совсем понял Вашу мысль.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 11:03
ОК

цитата

Есть логика формальная, есть математическая, есть Гегеля, а есть озвученная выше. Если сказать, что творчество Богумила Грабала выше «рангом» нежели белянинское, сие никак не будет полным уничижением юмористической развлекательной прозы и развлекательного в целом, как превознесение того же Маркеса над Донцовой не будет ставить крест на детективе, как жанре.

Тут, уверен, вопросов не возникло. Но всё ж кратко: говоря, что Маркес лучше Панова, я не говорю, что развлекательный жанр маст дай.

цитата

Достаточно лишь сменить акценты и вы увидите, что можно плеваться от имени Донцовой, но любить Конан Дойля (развлекательное, не?), выкидывать в мусоропровод «Казак в Раю» и ставить на полку Тибора Фишера (сойдёт за развлекалово?)

Подобное с подобным сравнивается. Сместил акценты и убрал разнокалиберность. В итоге юморист Белянин сравнивается с юмористом же Фишером, развлекательное с развлекательным сиречь. Выкидывая в мусоропровод белянинского «Казака», я не избавляюсь от развлекательной литературы в целом, не ставлю на её пустующее место томик Маркеса, нет. Я ставлю такую же развлекаловку — Тибора Фишера. Как не кричу я, выкидывая в тот же мусоропровод Децла «Рэп — это калл!» Вместо диска с Децелом, появляется диск с SD. Сравните со своими словами: «Я понимаю, что «Сто лет одиночества» Вам более по вкусу, чем «Тайный город» Панова. Ну и что из того? Вы ставите под сомнение возможность существования литературы развлекательного характера?» Забавная логика.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 11:18
Нет, логика не забавная. Простоя пытался разговаривать с Вами, используя Ваш же понятийный аппарат.
Только от Вашего сообщения я окончательно встал в тупик. О чем мы с Вами спорили, если в итоге пришли к мнению, что «развлекалово» оно есть «развлекалово». И среди этих произведений есть очень достойные. Просто не нужно критикам смещать акценты (опять Ваши слова) в отрицательную сторону, если, хм, Панов не дотягивет до Маркеса, то следует ли записывать его в отстой.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 11:33
Так это я в стену горох кидал? Извините.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 12:58
Странные вы люди. Стоит только где-то несогласиться с Вами, как вы встаете на дыбы и упрекаете всех в дурновкусии.
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 13:58
Я ещё верю, что вы сможете понять написанное в моих постах. Адью, амиго!


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 13:41
К профессиональным критикам никогда не принадлежал и вряд ли буду. Меня б за одну только любовь к межавторским циклам из их когорты изгнали бы :) Однако это не отменяет того факта, что «Метро» книга весьма и весьма посредственная, раскрученная только с помощью рекламы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 14:43

цитата Nog

то «Метро» книга весьма и весьма посредственная, раскрученная только с помощью рекламы.

Не порть людям вкус!
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 22:48
Стоп, господа! Я сказал, что «Метро» — шедевр? Тогда вы не прочитали или не полностью прочитали мое «сочинение». «Метро», как сейчас любят выражаться, крепкий середнячок. Да, я его прочитал, да, получил определенное удовольствие. На второй раз читать не тянет. Я также не смог осилить продолжение, бросил на сотой странице.
И что из того? Это кошмарное, ужасное произведение? Извините, но оно вполне достойно быть изданным, и в том числе на общем фоне нашей фанастики. Это действительно посредственное произведение, до Кафки и де Сент-Экзюпери, ему, как мне до Гималаев (я, поверьте, живу очень далеко от этого горного хребта).
Чего вы все привязались к «Метро», упоминание о нем, всего лишь пример. Поставте вместо Гуховского Лукьяненко или любого другого популярного автора. Суть не изменится.


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 16:41
Исходная посылка статьи — всегда найдутся люди, которые будут это потреблять. Причем, вместо слова «это» можно поставить любое название книги или фильма. Плохие, слабые книги — они есть, и их полно.
Не писать об этом потому что вам кажется, что это несправедливо — довольно странно. Подстраиваться под определенный культурный уровень? А под какой именно? Берроуз по нынешним временам — примитив, но он и в свое время был не шедевр. И что из этого? Критик напишет ПОЧЕМУ Тарзан не шедевр.
Пример с плоскими персонажами в в детективах точно также притянут за уши. Если перед нами стилизация под нуар или классический детектив, то придираться критик будет к степени достоверности персонажей, а не к их психологическому портрету. Ну и т.д.

цитата sergeigk

Самое жуткое наступает тогда, когда они напрочь отрицают воззвания простых смертных к ним. В тот момент они становятся похожи на упирающихся барашков, убежденных в своей исключительности, выставляя напоказ свой комплекс неполноценности.

Очень глупо на воззвания к рецензентам/критикам этим критикам отвечать. В 99% случаев воззвание сводится к «ты всё врешь, книжка супер!». И всё. На что тут отвечать?

А, да, а «Метро 2033» — абсолютный середнячок, популярный только из-за раскрутки и массовой рекламы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 23:15
При всем моем уважении...
Исходная посылка статьи вовсе не в этом, а в пренебрежении авторами критических статей элементарным здравым смыслом. Повторюсь: создавая свой имидж, они вынужденны его поддерживать, идя на конфронтацию с основным потребителем. Я понимаю, что «Сто лет одиночества» Вам более по вкусу, чем «Тайный город» Панова. Ну и что из того? Вы ставите под сомнение возможность существования литературы развлекательного характера?
Да, Тарзан не шедевр, далеко не шедевр, сто процентов не шедевр, но он заложил такую основу, что всем Олди, Зоричам и Дьяченкам до него не добраться во век. А мы, морщим носик — фи, какой примитв. Да, язык бедный, сюжет простоват, до безумия, но народ читал это и кому-то нравится (пусть только в детстве).
Знаете, мне кажется, критики сознательно упрощают себе задачу, сравнивая произведение типа «Тарзана» (подставьте что хотите), с произведениями, например, Курта Воненгута (тоже поставьте что хотите). Тогда все будет верно, Тарзан проиграет и уйдет под пальму, в компостную кучу.

Про детектив. Я разве говорил про стилизации? Мне кажется, это Ваши домыслы. Я конкретно называл мастеров остросюжетного детектива, пусть всего двух, зато пофамильно.

цитата Dark Andrew

Очень глупо на воззвания к рецензентам/критикам этим критикам отвечать. В 99% случаев воззвание сводится к «ты всё врешь, книжка супер!». И всё. На что тут отвечать?


Не соглашусь. Как правило, с точностью до наоборот: критик раньше заявляет, что книга полное Г., а когда ему возражает хор несогласных, он как рвз и отвечает — «Книга точно полное Г., а вы сто процентов дебилы, если не понимаете это, учите матчасть, сынки».

P.S. Пожалуйста, отстаньте от «Метро». Для примера она тут, для ПРИМЕРА. Я первую прочитал, лежа на пляже на берегу иноземного моря, книга мне понравилась, ну закидайте меня помидорами, может легче станет. Пусть звучит как оправдание, но вторую не осилил, бросил в самом начале. Можно я не буду для вас стопроцентным быдлом, а?:-)
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 01:27
Понимате в чём дело, сам пишу рецензии, а потому в оценке здравого смысла, что своего, что других рецензентов не могу согласится.
Ни один критик, будь он в здравом уме и твердой памяти, не поставит под сомнение существование развлекательного направления литературы. Но. есть одно существенное «но»: в рамках этой развлекательной литературы может быть полная ерунда, а может быть замечательный текст. И именно об это и будет идти речь в рецензии. А когда хор несогласных говорит, что книга замечательная, при том, что рецензент видит, что это лажа, если не полная, но близкая к ней (в рамках, повторюсь развлекательной литературы), то он естественно плевать будет на хор этих несогласных.
Вопрос сравнения Панова и Маркеса — это вопрос позиционирования Панова. Т.е. если автор осознанно сидит в нише «развлекухи», то и сравнивать его будут с развлекухой, а вот если речь зайдёт о том, что его текст что-то большее, вот тогда и имеет смысл сравнивать с эталонами того или иного направления.

PS Тарзан заложил основу — это факт. Но точно такой же факт — напиши Вася Пупкин сейчас роман в стилистике Тарзана — это будет вторичный и бестолковый текст, который любой рецензент разгромит и будет прав

PPS Вопрос «понравилось»/«не понравилось» не то, на что опирается рецензент. Мне вот трилогия Алена Лекса понравилась, но я чётко осознаю, что это — чистая развлекуха и так и стану писать.
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 06:18
Вот и именно!
Если «развлекуха» тогда давайте так и будем оценивать. Если Вы это пишите, то понимаете, что это так. Иные, острые на язык личности, про это даже не думают. Им проще сообщить, что, у (.......................) текст — г..., сюжет — г..., стиль — г..., а вот у Бредбери в «Марсианских хрониках», уууу, вот там есть все, что нужно взыскательному читателю.
Сравнение корректно? Если говорить о фантастике как о глобальном литературном направлении, то да. Но мы-то, по крайней мере, здесь собравшиеся, понимаем, что это разная фантастика. Стричь под одну гребенку, вот против чего я выступаю. а второе — искоренение одноплановых, субъективных рецензий.

цитата Dark Andrew

Мне вот трилогия Алена Лекса понравилась, но я чётко осознаю, что это — чистая развлекуха и так и стану писать.

На мой взгляд, так и нужно делать, Вы, наверняка, укажите почему Вам понравилась книга, но Вашим долгом будет указать и на недостатки. А другой Ваш коллега будет решать этот вопрос в другом ключе.


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 20:25
Ага, правильная постановка вопроса.
Политкоректная. Браво.
И так дураку уже нельзя сказать, что он дурак.
Да в нашей нынешней фантастике критик должен бушевать так, чтоб бошки у этих пейсателей летали как роящиеся комары.
И без того общий уровень в районе плинтуса.
А Метро можно ногами запинать не за язык, а за чудовищные ляпы в построении мира.
Ну а Берроуз таки да, есть чем гордиться и куда стремиться.

Что же до смертных, то многие например имеют обыкновение нажираться скажем водочкой до свинского состояния. А критик, вместо того, чтоб именовать их свиньею, должен порассуждать о загадочности русской души и народных традициях.
По мне, вы не вполне представляете задачи критики.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2009 г. 23:44
О, нет. Я как раз вполне представляю задачи критики. Просто критики сам для себя упрощают свои задачи, скатываясь в прямое обличение чего-либо. Это проще, в том числе и заработать скандальную репутацию.

цитата Karavaev

И так дураку уже нельзя сказать, что он дурак.

Дураку сказать, что он дурак? Скажите, только поймет ли он это и сделает ли выводы, что Донцова — это полная фигня?

цитата Karavaev

Да в нашей нынешней фантастике критик должен бушевать так, чтоб бошки у этих пейсателей летали как роящиеся комары.


И? Что, от этого бред будут выпускать реже? При наличии конкурентноспособных произведений, читатель сам сделает однозначный выбор.

цитата Karavaev

А Метро можно ногами запинать не за язык, а за чудовищные ляпы в построении мира.

Во-первых, упоминание сего произведения всего лишь пример, чего вы все привязались к нему. Давайте заменю на любое другое, подобного характера, может успокоитесь.
Во-вторых, жду пояснений. Интересно узнать про «ляпы в построении мира» в фантастическом произведении. У нас же вроде дискуссии, аргументируйте, плиз.

цитата Karavaev

Ну а Берроуз таки да, есть чем гордиться и куда стремиться.

Не сводите все к упрошению. Я разве заявлял, что Берроуз объект для подражания? Почему все, и Вы в том числе, пытаются обобщить и найти то, чего нет?
Очередная болезнь критиков? Додумать чего нет?

цитата Karavaev

Что же до смертных, то многие например имеют обыкновение нажираться скажем водочкой до свинского состояния. А критик, вместо того, чтоб именовать их свиньею, должен порассуждать о загадочности русской души и народных традициях.

А не нужно их назыать свиньями, это оскорбительно для них, назовите их больными алкоголизмом. Понимаете, это будет правильно. И раз уж такой пример, то то же самое касается критиков, пусть они лучше напишут, что такое-то произведение, такого-то автора имеет интересный сюжет, интригу и прочие достоинства, а из недостатков — недостаточный лексикон, простоватые стилистические конструкции, плохо прорисованные характеры персонажей, глупые философские оступления и т.д. Разве это не будет более правдивым, чем уничижительный разгром, основанный на исключительном негативе.

Знаю, сейчас вы сообщите, что есть такие(!!!) книги, на которые без слез не взглянешь, а начнешь чтение, так тело сведут судороги. Я в данной статье специально не затрагивал тему о таких «произведениях». Прошу Вас понимать это.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 01:30
Политкорректность — это зло. А потому, тех кто нажирается как свинья называть иначе на мой взгляд бессмысленно, как бессмысленно писать положительную рецензию на откровенно вторичный текст какого-нибудь автора.
И это не обличение — это перечисление фактов. Того, этого и ещё вот этого.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 01:42
Это не политкорректность, а называние вещей своими именами.
Если книга действительно так плоха, то, естественно, она не заслуживает и одного доброго слова.
А если нет? Если весь тираж раскуплен, и в спешном порядке допечатывается еще? Если появилась небольшая, но активная и постоянная толпа фанатов (поклонников, почтателей)?
А на страницах уважаемых изданий регулярно появляются такие разгромные отзывы, что даже как-то стыдно становится. Может быть, что-то не так? И не так плоха книга, как её «малюют»? Должны же быть такие-то оправдания для толпы.
И не стоит сваливать все на рекламу. Реклама-рекламой, но кто-то своего кота кормит дешевым вискасом, а кто-то чем-нибудь получше, хотя у Вискаса реклама более агрессивная. :-)
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 11:21
«Тираж раскуплен» и «Книга плоха» — это из двух разных, непересекающихся шкал. Легко может быть раскуплен тираж совершенно никакой или средней книги.
Например, относительно недавно Борис Невский в МФ писал разгромную рецензию на какой-то роман Ольги Мяхар. И текст его заслуживал на все 100. Но книги Мяхар покупают, есть у неё поклонники и т.д. и т.п.
Читают вообще всё, у любого текста найдется свой читатель. На уж никакой цикл «Звездный взвод» Андреева, но его покупают и читают, хотя с литературный точки зрения (а критик смотрит только так) он ужасен.
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 06:26
:-)
Я не о таких книгах писал. Я писал о «глобальных» бестселлерах.
«Гарри Поттер», например, «Сумерки», кто там их написал, не помню. Фиг с ним, Глуховского еще сюда :-) запишем.
Почему люди их покупают? Неужели все прожженные мазохисты? Почитать же профессиональные отзывы/рецензии, мрак какой-то. Эти книги воплоощение зла, однозначно.
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2009 г. 13:31

цитата sergeigk

Во-вторых, жду пояснений. Интересно узнать про «ляпы в построении мира» в фантастическом произведении. У нас же вроде дискуссии, аргументируйте, плиз.
Извините, что долго — изрядно занят.
Хотите диспут — извольте!:-)
Мир Метро, если речь о нем, невозможен хотя бы потому, что в метрополитене практически исключительно принудительный воздухоообмен. Т.е. воздух подается специальными компрессорами. И иначе никак. Т.е. там дышать нечем будет без электричества.
Если же автор настолько наивен, что считает, что там естественный приток, то наверху радиация. Без фильтров, которые механически не работают, внизу все бы стало активно.
Ну, то, что автор просто не представляет реальных размеров метро — даже без пресловутых «секретных» тоннелей — это два.
Можно продолжить, но я ограничусь третим аргументом: автор ни хрена не понимает в природе мутации, а потому все придумки клево смотрелись бы в 40 годы, а сейчас просто глупы. «Птеродактиль» утаскивающий людей, ага, оборжаться.
Далее
Вот скажем:

цитата sergeigk

Скажите, только поймет ли он это и сделает ли выводы, что Донцова — это полная фигня?

А вот почему Донцова — фигня? Откуда это следует? Чем плоха Донцова? Много ли вы читали этого автора?
Я много в сети вижу подобного рода уничижительных эпитетов, однако ни разу не слышал сколь-нибудь вменяемых аргументов на сей счет.
Почему?;-)

цитата sergeigk

И? Что, от этого бред будут выпускать реже?

Вы будете смеяться — но реже. Проблема ведь не в том, что критики «непримиримые», проблема в том, что институт литературной фанткритики в России — увы — не сложился. Да нет его практически. А критика — она всегда будет субъективна, конечно — но критика инициирует полемику, она создает ориентиры, она вплетает текущий литературный процесс в, грубо говоря, анналы.

цитата sergeigk

Я разве заявлял, что Берроуз объект для подражания?

А объясните, что вы заявляли? Я склонен считать, что обычно кто-то упоминается не просто так, а со смыслом. Ради красного слоца вы Берроуза помянули, выходит?

цитата sergeigk

А не нужно их назыать свиньями, это оскорбительно для них

Ды батюшки! Пойду умилюсь!
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 06:53

цитата Karavaev

Мир Метро, если речь о нем, невозможен


Понимаю. Есть фильм «9 рота», Федора, нашего, Бондорчука. Смотрели? Нет? Я не смог толком досмотреть до конца. Но дело не в этом — к фильму можно относиться как угодно.
Однако, на просторах интернета, мне попался порожающий своей подробностью, многостраничный опус, посвященный ляпам этого «шедевра».
Человек, написавший это творение интересовался историей афганской войны, да и сам был военный.
Ладно бы там были ляпы вроде, вот «волосы» на голове Бондорчука мокрые, а при смене ракурса — сухие. Нет, там в качестве ляпов были указаны неправильные шнурки на ботинках, ТТХ стрелкового оружия и многое подобное.

По замыслу Глуховского, московское метро было специально приспособлено для жизни в период ядерной войны.

В «Звездных войнах», например, главные герои в открытом космосе гуляли по желудку космического ??? ящера.

цитата Karavaev

А вот почему Донцова — фигня?


Каюсь, пример может и неудачный. Закидайте меня чем хотите, но первые три-пять романов, были мною прочтены. А вот дальше пошли повторы и глупости, к тому же «напрягает» излишняя плодовитость. Иоанна Хмелевская, с этой точки зрения, более интересна.

цитата Karavaev

А объясните, что вы заявляли? Я склонен считать, что обычно кто-то упоминается не просто так, а со смыслом. Ради красного слоца вы Берроуза помянули, выходит?


Поясняю. Берроуз в свое время был достаточно популярным писателем. Если бы я впервые прочитал бы его в зрелом возрасте — я бы долго смеялся, но мне повезло, я читал его где-то лет в десять. И это было неплохо. При нынешнем положении вещей, автор «Тарзана» годится лишь для детского чтения. Это не делает его плохим, это просто говорит, что его время прошло. А подходить к его творчеству с современными мерками, как, видимо, делаете Вы, не даст верного определения места Берроуза в фантастичекой литературе.

P.S. Про свиней забыл написать. Говорят, свинья достаточно умное и чистоплотное животное. А вы мыслите штампами. :-)

P.P.S. Еще забыл.

цитата Karavaev

Проблема ведь не в том, что критики «непримиримые», проблема в том, что институт литературной фанткритики в России — увы — не сложился.


Хм..., чем же тогда занимаются многие присутствующие в лаборатории господа?
Мне кажется, что они вполне считают себя сложившимися литературными критиками, буквально отцами-основателями этого направления.
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 21:13

цитата sergeigk

По замыслу Глуховского, московское метро было специально приспособлено для жизни в период ядерной войны.

Да ну! Где ж этот его замысел? Как приспособлено? Почему этого не видно в тексте?
Большинство станций, упоминаемых в тексте — это СТАЛИНСКОЕ метро. Построенное задолго до. В отечественную многие станции даже для бомбежек были уязвимы немецких.

цитата sergeigk

А вот дальше пошли повторы и глупости, к тому же «напрягает» излишняя плодовитость

Это вы считаете достаточной аргументацией низкого качества?;-)
Посмотрите сколько Золя написал.

цитата sergeigk

А подходить к его творчеству с современными мерками, как, видимо, делаете Вы, не даст верного определения места Берроуза в фантастичекой литературе.

Ой ли? Одно из моих любимейших произведений — Моби Дик. И написано оно задолго до Тарзана. И по качеству поимеет многих современников. Или скажем Уэллс, вполне современен по современным меркам.

цитата sergeigk

Хм..., чем же тогда занимаются многие присутствующие в лаборатории господа?

Чаще всего словоблудием.

цитата sergeigk

Мне кажется, что они вполне считают себя сложившимися литературными критиками, буквально отцами-основателями этого направления

Сильно сомневаюсь в истинности этого утверждения. Сложившимися — еще куда ни шло — тот же Пузий и Владимирский — более чем. А вот основателями вряд ли. Они слишком умны, чтоб полагать себя основателями.


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 21:23
Браво, сударь!
Очень точное описание ситуации. Согласен по всем пунктам.


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 21:33
Да, и ещё добавлю, прочитав отзывы на ваш опус: «Мужайтесь! Раздёргают на цитаты, вырванные из контекста!»
Единственно внятное возражение получилось у Караваева,

цитата Karavaev

Да в нашей нынешней фантастике критик должен бушевать так, чтоб бошки у этих пейсателей летали как роящиеся комары.

да и то с бранью...
А вообще-то надобно вводить уровни критики. Первый — для интеллектуалов, второй — для носителей общекультурной матрицы, третий — для мещанства, и т.д.:-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 22:41

цитата etoneyava

А вообще-то надобно вводить уровни критики. Первый — для интеллектуалов, второй — для носителей общекультурной матрицы, третий — для мещанства,


А может, в какой-то степени так и верно будет.
 


Ссылка на сообщение25 апреля 2009 г. 22:43
Так-то оно так. Но: закрепление кастовости де-факто в литературе приведёт к ещё большему всплеску снобизма среди тех, кто полагает себя интеллектуалами. С другой стороны, эгалитарность тоже до добра не доводит.
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2009 г. 07:30
Так у многих наших критиков, снобизм — основа всего. :-)
Только называют они это не «снобизмом», а изысканостью.
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2009 г. 09:51
Что же это мы с вами?! Хороший критик — мастер своего дела, а большим мастерам свойственна гордыня...
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 07:21
Ну да уж, куда без нее, гордыни-то.
Только почему несогласие с ними и часто аргументированное несогласие, воспринимается ими как оскорбление.
«Мы ж, — говорят они, — для народа стараемся, сил не желеем, рассказываем, что читать нужно, а что ненужно, а на нас, эти недоумки, ушат помоев выливают.»:-)


Ссылка на сообщение26 апреля 2009 г. 15:04

цитата sergeigk

Вспомним «Метро 2033». Что сказать, с точки зрения денег, книга удалась. Однако, в профессиональной среде, хорошим тоном принято книжку ругнуть. Мол, язык деревянный, квестовый сюжет простоват, паразитирование на теме апокалипсиса и художественной ценности не представляет. Тут же поднимается хиленькая волна несогласных, пытающихся докричаться, и что самое смешное, переубедить мастодонтов, что это увлекательное и интересное произведение, листая которое вполне можно провести и пару вечеров. На подобные поползновения серой массы читателей, критики смотрят свысока, покровительственно улыбаясь и с легкой усмешкой обвиняют всех в дурновкусии и принадлежности к расе быдла.

Бу га га.:-))) Ваш единственный аргумент — реализованный коммерческий потенциал книги. Все остальное — соответствует действительности: язык, квестовость, серость и т.д. Но коммерция — это не аргумент, потому что продаются книги, зачастую благодаря таким достоинствам как раскрутка, маркетинг и т.д. Типичный случай, когда до прилавка доходит откровенный самиздат.

цитата sergeigk

Почему ругать массовое кино, так называемые блокбастеры, считается хорошим тоном? Они не блещут проработанными персонажами, поразительно актерской игрой. «Фабрика грез» потому и фабрика, что на ней установлен конвейер. Он штампует и выпускает то, на что найдется спрос. Но некоторые поразительные люди, просто не могут себе позволить восторгаться каким-нибудь фантастическим боевиком, собравшим в прокате полмиллиарда американской валюты. Не дай Бог, они сообщат во всеуслышание, что «Трансформеры» им понравились. Там ведь по определению, хороши только спецэффекты, а все остальное подростковая дурь. Вот и вынуждены они выискивать в чем-нибудь хорошем, что-нибудь плохое, поддерживая свое реноме.

Дважды бу га га:-))) А Вам не приходило в голову, что на свете есть такие люди, которые не могут себе позволить восторгаться фантастическим боевиком, как раз потому что там нечему особенно восторгаться? И что выискивать плохое там не нужно — достаточно, просто открыть глаза? Замечательно иметь всеядный вкус в кино и литературе и кушать все подряд: от Панова с Белчниным — до Сумерек с Бессоном. Но почему человек, не обладающий подобной всеядностью автоматически приравнивается к снобу, ищущему одни недостатки? Всеядность и безотходность — это стержень массовой культуры, существующей по принципу «жри, что дают и не забудь сказать при этом спасибо». Но кроме чистого маскульта с «Трансформерами» и комиксами, еще слава тебе Господи (пока) существуют и другие. А Ваши возгласы, извините напоминают обыденное: я от этого прусь, так почему же кто-то — не? Это не серьезно.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 08:06
Эх, Малдер, Малдер, найдется ли когда-нибудь то, на что у нас будут схожие точки зрения. Опять Ваше классическое «Дважды бу-га-га»... :-(

цитата fox_mulder

Ваш единственный аргумент — реализованный коммерческий потенциал книги.

Мой аргумент, помимо коммерческого потенциала, увлекательность чтения и легкость повествования, не заставляющая корчить гримасы от неудобоваримого стиля и корявого языка.

цитата fox_mulder

Замечательно иметь всеядный вкус в кино и литературе и кушать все подряд: от Панова с Белчниным — до Сумерек с Бессоном. Но почему человек, не обладающий подобной всеядностью автоматически приравнивается к снобу, ищущему одни недостатки?


Ничуть. Всеядный вкус в кино и литературе, всего лишь позволяет «потреблять» разножанровые произведения. Среди которых есть умые, интеллектуальные, заставляющие задумываться над поднимаемыми в них вопросами. А есть и то, что будут читать и смотреть для отдыха. Среди того и другого есть откровенная муть. Так, я никогда не буду читать такого автора как С. Тармашев с его «Древним». Увидев в магазине красивую обложку, прочтия страницу текста, я понял — не мое. Не хочу «выпендриться», но у меня язык письма значительно лучше, чем у бывшего спецназовца — автора сей книги. Мое мнение подтвердили многичиленные отзывы и рецензии на различных интернет-ресурсах.
Открыл последний «МФ», оценка — «3», всей дилогии. Но автор короткой рецензии, Илья Суханов, шикарно разложил все по полочкам, упомянул о нереализованных возможностях и подвел итог: «простенькая постапокалиптика, полная ляпов, плавно переходящая в подобный же космобоевик». То есть при всем негативе, автор рецензии смог, таки, даже упомянуть об определенном «незаезженном» штампе.
А Ваша цитата:

цитата fox_mulder

я от этого прусь, так почему же кто-то — не? Это не серьезно.

Она абсолютно не отражает моего мнения.
Кто-то от чего-то «прется», кто-то нет, но это не делает это «что-то» плохим.
К тому же я неоднократно заявлял и в статье и в её обсуждении, что существуют объективно кошмарные вещи, недостойные даже внимания выпускника начальной школы.
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 13:56

цитата sergeigk

Мой аргумент, помимо коммерческого потенциала, увлекательность чтения и легкость повествования, не заставляющая корчить гримасы от неудобоваримого стиля и корявого языка.

Легкость повествования и корявость языка — это вещи несовместные. Кроме того, у Глуховского в его опусе ТАКОЕ количество фактических неточностей в прорисовке мира, что и выдает в книге классический образчик самиздата.

цитата sergeigk

Всеядный вкус в кино и литературе, всего лишь позволяет «потреблять» разножанровые произведения. Среди которых есть умые, интеллектуальные, заставляющие задумываться над поднимаемыми в них вопросами.

Нет, понятно, что на любого универсального потребителя найдется кусок, который даже ему не под силу переварить, но это ничего не говорит о развитии вкуса, скорее лишь об уровне этого самого куска. Полно книг, которым МФ выставляет оценки и 7, и 8, но которые не скатываясь по литературному стилю в полную газмановщину, по сути являются тем же самым.;-)
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 18:30

цитата fox_mulder

фактических неточностей в прорисовке мира


Э-э-э, так въедливо не читал, понятно, что там будут проблемы и с пресной водой и с электричеством, и с радиацией, с едой и прочее. Но я как-то относился к этому, как к фантастическому допущению. Не задумываясь. Просто было интересно, а чем там закончится дело.

И не совсем по теме, но на полном серьезе: а что такое «газмановщина» и откуда это понятие произошло? Честное слово не знаю, но уже вторлой раз встречаю это слово.
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 18:38

цитата sergeigk

И не совсем по теме, но на полном серьезе: а что такое «газмановщина» и откуда это понятие произошло? Честное слово не знаю, но уже вторлой раз встречаю это слово.

Не знаю, что другие вкладывают в это понятие, но у меня это символ полного примитива и безграмотности, нареченный в текст глубокомысленных текстов одного популярного исполнителя.


⇑ Наверх