Песнь о нибелунгах


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Песнь о нибелунгах
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Песнь о нибелунгах

Статья написана 6 ноября 2014 г. 22:55

сабж

Джордж Мартин вместе с Шекспиром нервно курят в сторонке, поскольку количество и разнообразие смертей и трупов в Песни на единицу текста им не уделать никогда.

Даже странно как-то, что я только что добралась до этой прекрасной вещи — поначалу меня терзали сомнения, что будет длинно и скучно, но ничего подобного. Она, в общем, не особо большая, прекрасно переведена и очень легко читается на русском, а помимо этого, очень обильна в плане событий (которыми являются в основном драки и убийства).

В целом Песнь очень хорошо раскрывает нам суть взаимоотношений полов. Казалось бы, столько зла и трупов — и все из-за женской гордости и зависти, не говоря уж о глупости и нежелании уступать и идти на разумный компромисс. Но если чуть копнуть, выясняется, что дело вовсе не в женской, а в мужской гордыне — от нее все беды, если бы Зигфрид непонятно зачем не спер у Брюнхильды кольцо и пояс и не разболтал об этом собственной жене, никто бы ничего не узнал и все жили бы спокойно. Зачем он это сделал — полная загадка, учитывая, что никому, кроме жены, об этом было и не рассказать без угрозы королевского гнева. То ли это внезапная клептомания, то ли такой вариант составления донжуанского списка — у каждой упереть что-то ценное, раз уж нельзя сделать селфи на ее фоне. В общем, глобально виноват, конечно, Зигфрид, хотя и реакция Кримхильды достаточно странная. Если бы я узнала, положим, что незадолго перед нашей свадьбой мой муж лишил невинности невесту друга, я бы ему первому голову открутила, а остальным уж опционально, и это точно не было бы поводом для гордости. Кримхильда в данном случае встает на мужскую совершенно позицию в оценке этого «достижения».

Не буду пересказывать сюжет, наверняка все, кроме меня, его и так знали. Мир Песни, несмотря на наличие активно действующих женских персонажей первого плана — это мужской мир, мир мужских ценностей и мужских поступков. Женские персонажи действуют, по сути, так же как и мужчины, с той разницей, что делают они это не сами, а через мужчин. И даже заходят чуть дальше, чем готовы были бы пойти окружающие их мужчины в отсутствие постоянного подначивания. Что характерно, мужчинам-то по тексту в основном свойственна соглашательская позиция формата «ты достойный рыцарь, я достойный рыцарь, разойдемся миром», только женщины и инфернальный персонаж Хаген, который держит под каблуком трех королей Бургундии, требуют постоянно крови.

Еще интересный момент — уж не знаю, является ли это типичным для рыцарской тематики того времени — это полное отсутствие отрицательных персонажей. Притом, что большинство героев первого плана периодически творят феерические глупости или гадости, типа убийства детей. На следующей странице они вновь блистающие неземной красотой дамы и достойные рыцари. Отсюда и отношение к врагам, традиционно уважительное, при этом демонстрация презрения воспринимается как нечто вон выходящее и потому тем более оскорбительное.

Забавно, кстати, что пресловутые «нибелунги» в начале текста — это некий мифический народ великанов, который побеждает Зигфрид в приквеле, а далее по тексту так начинают называть, собственно, бургундцев, родичей Кримхильды.

В целом — внезапно получила удовольствие, было интересно и легко читать, хотя ожидала, что потребуются определенные усилия, как для Эдд, к примеру, хотя бы для того, чтобы не путать персонажей, но нет.





97
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 00:03
Спасибо, как всегда интересно читать Ваши обзоры.

цитата

Еще интересный момент — уж не знаю, является ли это типичным для рыцарской тематики того времени — это полное отсутствие отрицательных персонажей

Думаю, Вы ошибаетесь. По замыслу создателей эпоса, отрицательные персонажи все-таки — Хаген и Кримхильда. Последняя так, если меня память не подводит, в конце «Песни» прямо сравнивается с дьяволицей, сейчас не вспомню точную цитату. Другое дело, что даже у отрицательных персонажей есть положительные качества. У Кримхильды — любовь к Зигфриду, у Хагена — вассальная преданность. Но именно эти качества, доведенные до абсолюта, становятся причиной гибели почти всех героев и королевства Бургундии.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 09:23

цитата pacher

По замыслу создателей эпоса, отрицательные персонажи все-таки — Хаген и Кримхильда.

да, но при этом неуклонно повествователь восторгается и мужеством и воинской доблестью Хагена, и красотой Кримхильды (хотя к концу действия ей должно быть уже лет 60). Вот это я имела в виду, нет центральных персонажей, которые не соответствовали бы высоким идеалам воина (для мужчин) и образцовой внешности (для женщин).


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 00:05

цитата kerigma

большинство героев первого плана периодически творят феерические глупости или гадости, типа убийства детей

вот такого что-то не припомню, о ком идет речь?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 09:24
Ну вот Хаген в последней разборки убивает ребенка Кримхильды и короля гуннов, исключительно из вреда.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 10:12
Совсем забыл этот эпизод с убийством сына Кримхильды и Этцеля, спасибо что напомнили. Какой злодей этот душка Хаген!
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 10:15
Нам с нашими представлениями о том, что дети — высшая ценность — не понять, да. Но тогда-то так не считали.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 10:23
Ну да, убить детей врага — совершенно нормально, чтобы не отомстили, когда вырастут


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 10:07

цитата kerigma

красотой Кримхильды (хотя к концу действия ей должно быть уже лет 60).

Ну да, уже неоднократно замечалось исследователями, что таково свойство времени в эпосе — оно не движется. Герои не стареют, чувства не меняются. Кримхильда после 20+ лет брака с Этцелем все так же любит Зигфрида и ненавидит его убийц; одного из младших бургундских принцев (забыл имя) на протяжении всей «Песни» называют ласково «дитя», хотя ему в финальной битве уже лет 40, и т.д.
P.S. У А.Я. Гуревича есть интересная статья на эту тему «Хронотоп «Песни о Нибелунгах»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 10:14

цитата pacher

одного из младших бургундских принцев (забыл имя) на протяжении всей «Песни» называют ласково «дитя», хотя ему в финальной битве уже лет 40, и т.д.

Ага)) Гизельхер его звать.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 12:55
Здравствуйте, pacher!
По Александру Бушкову «застывшее время» — то, чем обладают боги олимпийского пантеона ;)
А я, признаться, до «Провинциальной хроники начала осени» вообще об этом не задумывался...
Примите заверения в совершеннейшем почтении
ко всем собеседникам ;)
врач ВеКТор


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 10:30
Вы же кстати, читали «Старшую Эдду»? Помните образ Гудрун? И как он трансформировался в «Песни о Нибелунгах»? То есть, по мысли создателей «Песни» эпохи куртуазного рыцарства:
1. месть — это однозначно плохо, т.к. противоречит Божьим заповедям
2. в любом случае, месть — не женское дело
3. даже если не брать в расчет п. 1 и 2, нельзя мстить за мужа кровным родственникам, братьям, например, за что Кримхильда осуждается, а Гудрун нет. Эддическая Гудрун-то как раз за братьев мстит своему второму мужу
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 10:43
Читала тысячу лет назад, уже ничего не помню практически)) Надо бы перечитать при случае...
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2014 г. 18:20

цитата pacher

...нельзя мстить за мужа кровным родственникам, братьям, например, за что Кримхильда осуждается, а Гудрун нет. Эддическая Гудрун-то как раз за братьев мстит своему второму мужу

На самом деле всё гораздо проще ;-)


Ссылка на сообщение8 ноября 2014 г. 18:17
Думаю, тебе должны понравиться «Нибелунги» К.-Ф. Хеббеля.


Ссылка на сообщение9 ноября 2014 г. 09:38
Кстати, да, Геббель же есть у нас в хозяйстве. Причем в двух переводах.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2014 г. 11:11
Нет уж, надо делать какие-то перерывы хотя бы, чтобы совсем с ума не сойти)
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2014 г. 11:21
к Геббелю в издании Academia, кстати, вступительная статья прикольная


⇑ Наверх