Энциклопедия всеобщих


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «glupec» > Энциклопедия всеобщих заблуждений #3. Опять о средневековье.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Энциклопедия всеобщих заблуждений #3. Опять о средневековье.

Статья написана 25 июня 2010 г. 19:57

Был у древних скандинавов такой миф — про чувака по имени Сигурд (он же Зигфрид). Его убили братья его жены — Гудруны. Из-за чего? Понятное дело, из-за денег. А потом выдали свою сестру за короля Атли (он же Аттила).

Король Атли зазвал их в гости... и тоже «немножко убил». И тоже из-за денег.

После этого Гудруна весьма пафосно отомстила за братьев... несмотря на то, что они пролили кровь ее первого мужа, которого она не по-детски.

Обычно всякие умные и заслуженные ученые объясняют это противоречие тем, что в эпоху родового строя отец или брат (короче, кровный родственник) считался более близким человеком, чем муж (ибо муж — представитель другого рода).

А мне вот думается, что дело совсем не в этом... Просто... когда братья Гудруны погибли — они кровью искупили свою вину перед ней. Не то чтобы она их простила (тогда вряд ли были такие понятия) — но они оказались как бы... «в расчете». Братья уже ничего ей не были «должны» (поскольку умерли) => она могла за них отомстить.

пс Известный скандинавист Ольга Смирницкая в послесловии к этой вот книге утверждает, фактически, то же самое. Не слово в слово, но...

Хотя в комментариях к БВЛовскому томику все написано «совсем наоборот»:-)





176
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 июня 2010 г. 21:07
Как женщина, по своим ощущениям, могу сказать: ближе брата для меня нет мужчины и не будет. Ни мужа, ни сына. Брат — это одна кровь, одна плоть, роднее трудно представить человека. Муж еще может быть, ребенок — тоже. Если не будет брата, другого тоже уже не будет (мы же не о детском возрасте говорим).
На эту тему есть русская история о Марфе-посаднице. Раньше я ее не понимала, но когда мой брат чуть не умер, я поняла целиком и полностью.
Вот как-то так8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июня 2010 г. 21:13
Всех надо любить :)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

только, увы, не всегда получается.
Я вот маму свою, например, очень люблю — но видела бы ты, КАК мы с ней временами ссоримся...

Правда, сестрам (двоюродным — родных нет у меня) ВСЁ прощаю. Именно потому, что «других не будет».
 


Ссылка на сообщение25 июня 2010 г. 21:18
Я всех люблю;-)
 


Ссылка на сообщение25 июня 2010 г. 21:20
Это же прекрасно:cool!: мне бы так
 


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 09:56

цитата Mierin

ближе брата для меня нет мужчины и не будет.

Это здорово, что ты так считаешь. К сожалению, существует и другой взгляд на вещи. Братья вон тоже по родовым понятиям самые близкие друг другу люди, и брат обязан всегда поддерживать своих братьев и защищать как себя. Но вспомни Роджера Желязны: «Я верил ему как брату, то есть не верил вовсе» (цитату привожу на пямять, но смысл понятен). В эпоху индивидуализма это, к несчстью, органично вписывается в мировоззрение. И в древности такое тоже не раз бывало, достаточно вспомнить свару, которую устроили после смерти Владимира Святославича его сыновья, закончившуюся смертью Бориса, Глеба, Святополка... :-(

цитата Mierin

Я всех люблю

Это замечательно. Ты просто очень хорошая женщина :beer:


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 02:54
Мне попадался вариант, где сестра носит имя Кримхильда, и там она мстит своим братьям, вернее, выходит вторично замуж как раз потому, что король обещает ей отомстить за смерть первого мужа. И там многое крутится вокруг сокровищ. Какой вариант верный?
А еще мне кажется, что в знатных семьях, особенно королевских, отношения строятся вообще по-другому, у них все «родственно-имущественные» понятия иные. Например, история Владимира и Рогнеды — семь или девять лет (по разным источникам) понадобилось ей, чтобы попытаться отомстить за убийство родных, а до этого детей ему рожала. Отомстить не получилось, решил он ее убить — прибежал их сын с мечом и стал защищать мать. Тут уже князь сам не смог убить Рогнеду, сослал ее подальше, а потом даже предлагал выйти замуж за другого...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 10:20
Оба верные :) просто первый — скандинавский, второй — немецкий. И разница во времени между ними => ...
Это, кстати, и дает ученым повод говорить про «нормы родового строя», которые-де к моменту написания немецкой «Песни» уже изжили себя.
Но я на это скажу: — Не знаю, не знаю... 8:-0 По-моему, скандинавский миф надо воспринимать «as is», по крайней мере сначала. Понять, чему же он нас учит? А уж потом — баловаться сравнительно-историческим анализом ;)
Толкин вон считал, что любая сказка, пусть даже написанная на «бродячий» сюжет — все равно сама по себе.

цитата

И там многое крутится вокруг сокровищ.

Ну я ж и говорю — гроші всему виной:-)


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 08:03
У тех же древних скандинавов даже поговорки были: «Каждый рождается в дядю по матери» и «Брат — первая защита сестры». И у них, и у нас дядя по матери считался более близким родственником ребенка, чем отец, именно потому, что он — мужчина материнского рода. Так что месть за брата — это обязательно, а месть за первого мужа — это я только один пример знаю. А месть мужу за убийство родных — это святое (Вольсунг-сага). Так что я за основную версию.

Но надо отметить такой момент: дошедшие до нас сюжеты родились из многовековой путаницы обрядов, еще более старых мифов и обрывков исторических преданий. Есть же версия, что Гудрун-Кримхильд — и есть та женщина, по имени Ильдико, убившая Аттилу, потому что имя Ильдико — гуннский вариант германского имени с компонентом «хильд». Но это сходство надо раскапывать экскаватором. Так что сюжет отражает не то, что было, а то, что по общему мнению древних рассказчиков, должно было быть. Это «художественная правда» древних, а не историческая. И я чем больше занимаюсь этим вопросом, тем меньше верю летописным и легендарным сюжетам. Пример номер один: Рагнару Кожаные Штаны, вполне историческому персонажу, приписан преданиями чисти сказочный сюжет об освобождении принцессы от дракона, а потом он женился на дочери... того самого Сигурда Убийцы Дракона, то есть для древних Рагнар и Сигурд — одного поля ягоды. Пример номер два: на фестивале в Изборске, на котором я была пару недель назад, два человека рассказывали мне захватывающую сагу о маневрах двухлетней давности в этих места, в которых они оба участвовали. Рассказы совпали процентов на 60, а в остальном версии расходились. А ведь это их собственные воспоминания всего-то двухлетней давности, это молодые мужчины, у них еще нет склероза! Просто в пылу сражения они не очень разглядели, кого именно лупили топором по шлему и куда он потом побежал. Вот я и делаю выводы — насколько можно верить летописям, в которые записывали предания столетней давности, прошедшие через сорок рассказчиков. Вроде как про Владимира и Рогнеду...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 10:29

цитата

У тех же древних скандинавов даже поговорки были: «Каждый рождается в дядю по матери» и «Брат — первая защита сестры». И у них, и у нас дядя по матери считался более близким родственником ребенка, чем отец, именно потому, что он — мужчина материнского рода.

Ну, я уверен, Вы историю про Хельги и Сигрун помните:-)
Там ГГероиня даже прокляла брата, который — убийца мужа. Так что, наверно, всякое бывало... родовой строй — родовым строем, а обычные житейские чувства никто не отменял

цитата

Ильдико

Очень хочу, кстати, добраться до «Саги о Тидреке» и посмотреть тамошнюю версию (мечта из разряда несбыточных8:-0). Вы не в курсе, ее, случайно, нет в сети... хотя бы на немецком?

цитата

для древних Рагнар и Сигурд — одного поля ягоды

ИМХО, это доказывает не «легендарность» Рагнара, а как раз наоборот — что Сигурд был для древних «реальной исторической личностью»:-)
ПС

цитата

А месть мужу за убийство родных — это святое (Вольсунг-сага)

Как же, читал:-) Насколько я помню, муж там — злодей, каких свет не видывал. Понятно, что она ему отомстила
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 10:59

цитата glupec

ИМХО, это доказывает не «легендарность» Рагнара, а как раз наоборот — что Сигурд был для древних «реальной исторической личностью»


В данном случае не важно, кого к кому приравнивали. Важно то, что реальные люди и герои мифа сливались воедино и отличить историю от мифологии тогда никому и в голову не приходило. И теперь мы вынуждены принимать за исторические факты события из жизни героя мифа, которого древние искренне считали реальной исторической личностью. Я, например, не сомневаюсь, что князь Владимир Святославич существовал — но уж больно его биография напоминает традиционную сказку о младшем сыне. Повод задуматься есть.

цитата glupec

Насколько я помню, муж там — злодей, каких свет не видывал.


А это из той же серии, почему мачеха в сказках всегда злая. Человек из чужого рода — всегда злодей по определению, уже потому, что он чужой. Я думаю, образ злой мачехи возник в фольклоре в эпоху перехода к межродовому браку, когда в роды стали принимать чужих женщин. Женщина своего рода — «родная мать» — заменилась на чужую, пришедшую извне — «мачеху», которая зла уже в силу своей чуждости (и даже порой ведьма, то есть вообще не человек!) Это определяет плохое отношение к чужаку изначально, а поздняя традиция, забывшая древние основы, объясняет эту неприязнь и конфликты его «злобой». Кстати, и злоба не на пустом месте — конечно, и муж, и жена из другого рода в чужом враждебном окружении относились к нему не лучшим образом.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 11:18
Я где-то вычитал (как бы не в «Мифологическом словаре») такую гипотезу. На инициацию (в лес) детей должен, вообще-то, отводить отец — но ему же вроде как полагается быть «добрым»... Вот и придумали злую мачеху.
(Классический пример — Гензель и Гретель).
В тех же «Гусях-лебедях», например, как раз-таки мачеха просит девушку не уходить со двора, а та не слушается => брата похищают. То есть, она выступает первоначально в «доброй» роли. Хотя в итоге и мачехе, и мачехиной дочке все равно крепко достается...

пс В украинских сказках вообще разделение не по родовому, а, т. ск., по гендерному признаку. «Дідова дочка» — хорошая, «бабина» — плохая. Т.е., все зло от женщин:-)))
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 13:04

цитата glupec

Я где-то вычитал (как бы не в «Мифологическом словаре») такую гипотезу. На инициацию (в лес) детей должен, вообще-то, отводить отец — но ему же вроде как полагается быть «добрым»... Вот и придумали злую мачеху.


Думаю, это здесь ни при чем: источниками испытаний младшего сына обычно выступают отец и старшие братья, то есть уже прошедшие свои обряды и имеющие право посвящать других. Так же как Василису в лес за огнем посылает мачеха и старшие сестры — посвящения проходят внутри половых групп.

цитата glupec

пс В украинских сказках вообще разделение не по родовому, а, т. ск., по гендерному признаку. «Дідова дочка» — хорошая, «бабина» — плохая. Т.е., все зло от женщин


Эта сказка просто потеряла указание на то, что бабина дочка — не родная, а пришедшая с ней из другого рода. За пару тысяч лет рассказчики забыли смысл и стали путаться в деталях, поэтому суть проясняется при сравнении великого множества вариантов на одну тему.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 13:07

цитата

посвящения проходят внутри половых групп

Насколько я помню, у Проппа говорится, что инициацию проходили только мальчики.

цитата

суть проясняется при сравнении великого множества вариантов на одну тему

А. Н. Аникин, например, считал иначе:-)
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 17:58

цитата glupec

Насколько я помню, у Проппа говорится, что инициацию проходили только мальчики.


В таком случае Пропп однозначно ошибался, уж не сочтите за наглость, но он ведь тоже не господь бог всеведущий. Многие исследователи обоснованно указывают на различные обряды и фольклорные сюжета, в которых отразились древние инициации девушек — в свадебном обряде эти элементы дожили до самого позднего времени. Я уже где-то тут писала про Василису — сказка о ней представляет собой классическое описание женских инициаций: добыча огня (контакт с иным миром в лице Бабы-Яги), показ умения рукодельничать и в награду — жених, то есть право вступить в брак.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 18:05
В умной книге «Мифы и предания папуасов маринд-аним» (не помню издательство, уж простите) говорилось о ритуальном

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

изнасиловании
юношей во время инициации. Жрецами некоего «Сосома» (не то чтобы божок — а так. Дух местный).
Я, грешным делом, и подумал, что отсюда происходят все эти истории о «женской инициации» и добывании огня у ведьмы.

Ну, или еще как вариант — мальчиков специально называли «девочками», чтобы обмануть злых духов.

ПС Однако, куда нас завело обсуждение:-)))
 


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 08:16

цитата glupec

Я, грешным делом, и подумал, что отсюда происходят все эти истории о «женской инициации» и добывании огня у ведьмы.


Да что же, по-вашему, женщины — не люди, если не нуждаются в инициациях, а следовательно, и общественный статус им ни к чему? Древние люди дискриминации по половому признаку не знали, у них просто каждый пол имел свою жизненную задачу и сферу деятельности. Так что в отношении инициаций оба пола были равны, только мальчики «сдавали экзамены на мужа» где-нибудь на охоте, а девочки держали «экзамен на жену» на посиделках с рукоделием. Насчет обучения рукоделию как инициации есть очень любопытные исследования, но это нас еще дальше заведет.

Что касается ритуального «скрытого текста», то, хоть на наш взгляд это дико, на взгляд древних — нормально, потому что контакт с духом-покровителем мог осуществляться и сексуальным путем. На этот счет тоже у разных народов множество разных обычаев осталось. Причем именно однополая любовь практиковалась с ритуальной целью. Это тоже большой разговор...
 


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 08:25

цитата

Да что же, по-вашему, женщины — не люди

Я такого не говорил. Просто там, патриархат, и все такое...
 


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 13:18
Трудно сказать, когда все эти обряды зародились, но подозреваю, что до матриархата там было ближе. Главное, что у каждого пола есть свои функции в жизни, и каждый должен доказать, что способен с ними справляться и быть полноправным членом общины — на то и направлены инициации.
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 10:39

цитата Завета

И я чем больше занимаюсь этим вопросом, тем меньше верю летописным и легендарным сюжетам
Мне очень нравится, как в «Песнях Петера Сьлядека» постебались над сочинителями эпосов и их героями.

цитата

По вечерам, после скудного ужина, Петера усаживали в круг. Требовали песен, учили различать местные племена, вечно враждующие друг с другом: хвалить надо было белопавличей и босоножичей, а также пиперов, бранить подлых морачей, васоевичей и грязных роваци. Путаясь в названиях, не зная, как воспевать бессмысленные скитания в скалах, Петер судорожно выискивал хоть какие-то события. Позавчера заходили в Крушевцы. Забрали козу у хромой старухи. Местный бондарь косо посмотрел на юнаков – дали бондарю по шее. Забрали бочку. Потом передумали, расколотили бочку на доски и забрали мешок пшена. Сейчас вот кулеш варим. Мясо козье, жесткое, пшенка с жучками.
Горного лука нарвали, сдобрили кулеш.

– Пир пирует грозный Вук Мрнявчевич,
На зеленом стане Ястребаца:
Рядом побратим Стоян Радоня,
Рядом тридцать вояков-юнаков,
Мило им вина напиться вдосталь…
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 10:41

цитата

Мне очень нравится, как в «Песнях Петера Сьлядека» постебались над сочинителями эпосов и их героями.

И мне:cool!::cool!::cool!:
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 15:15

цитата

«Брат — первая защита сестры»

Капитан Очевидность как бы утверждает: это вполне естественно для любого общества. Не обязательно родоплеменного:-)


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 11:45
Человеку свойственно меняться со временем, а ты всё о мести как о категории непреходящей говоришь. Побуждения у Гудрун поменялись, вот и всё.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 11:48
Понятно, что поменялись — меня больше интересует, почему8:-0
 


Ссылка на сообщение26 июня 2010 г. 11:51
А ты предложи админам создать на сайте клуб почемучек. Все желающие будут озадачивать коллег разнообразными вопросами. Это даже не ветка на форуме — это тема для отдельного раздела. С удовольствием поучаствую.


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 19:15
Инициации у женщин были. И свои тайные обряды. Иногда, не менее жестокие, чем у мужчин — европейские феминистки обалдели, когда выяснили, что главный инициатор обрезания девушек в верхнем Египте — старые бабы. Встречался анализ поведения персонала в советских роддомах с этой точки зрения, но источника не помню, врать не стану.
Но! Это крайности. А на практике — на тайное собрание женской половины рода приходилось брать малых детей — вот тебе и тайна; в условия повсеместного воровства жен девушки одни в лесу — не лучший обычай, т.е., программа была сокращенной. Об этом писал, в частности, Березкин. Так что труба пониже и дым пожиже.
По заглавной теме — есть такая русская песня, кто сколько по тебе горюет. Сестра — до замужества, мать всю жизнь.
Попадалась и сомалийская сказка про женщину, оказавшуюся в похожей ситуации — муж убил отца. Реакция была однозначной. И на вопрос матери, мол, чего приехала, был ответ:«Сказать, что в твоем и моем роду не осталось мужчин».
Не помню, вменялось ли осуществление мести в Скандинавии женскому полу в обязанность. Возможно, все обстояло прямо наоборот наоборот — случай настолько нетипичный, что потребовал осмысления в фольклоре.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 19:48

цитата

Не помню, вменялось ли осуществление мести в Скандинавии женскому полу в обязанность. Возможно, все обстояло прямо наоборот — случай настолько нетипичный, что потребовал осмысления в фольклоре.

Ну, в принципе, Елизавета уже упомянула — были и другие саги на этот сюжет. Сигни Вёльсунг таки да отомстила мужу за отца. Правда, предпочла почему-то сгореть вместе с ним, а не уйти с братом и сыном (там этот момент даже подчеркивается)...

цитата

в условиях повсеместного воровства жен девушки одни в лесу — не лучший обычай, т.е., программа была сокращенной.

Ну да, примерно так я и думал.
Пы Сы: в «Гензеле и Гретель» есть и мальчик, и девочка. И оба — в равной мере инициируемые.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 20:48

цитата glupec

в «Гензеле и Гретель» есть и мальчик, и девочка. И оба — в равной мере инициируемые.
Этого момента не понимаю. Идея равенства полов настолько чужда известному племенному мышлению аборигенов всяких там джунглей, что поневоле задумаешься — а о чем же тогда рассказ, кого от чего он упреждает? И аналогично — сестрица Аленушка, которая знает всю процедуру на зубок. Что-то такое у этих индоевропейцев было, гендерно-специфичное.

цитата glupec

отомстила мужу за
есть где-либо схемка — кому за кого мстить, если ты благородный германец? По восходящей линии не мстить, с шурином троюродного брата сами разбирайтесь и т.п. Помнится, какая-то исландская мадам отказывалась ложиться с мужем, пока раненый не помер и счет не потерь сравнялся.
Хотя на практике каждый случай индивидуален. Что и составляло интригу.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 21:17
Есть подозрение, что «сестрица Аленушка» = жрица, которая проводила посвящение Иванушки. Иная ипостась Бабы-Яги, одним словом.
В той же «Саге о Вельсунгах» — ночью к герою приходит волчица, чтобы его пожрать, а утром — сестра, которая его развязывает. Очень похоже, что это жрица (жрец???) в двух разных масках.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 22:40

цитата glupec

Есть подозрение, что «сестрица Аленушка» = жрица, которая проводила посвящение Иванушки.
получится сюжет Баба-Яга — жертва ведьмы.
Вот «Гуси-лебеди» — похоже.
   Проблема с Аленушкой еще и в том, что Мальчика-с-пальчик и Ко отводит, встречает, на лопату сажает и т.п. третье лицо. Здесь же их в любом варианте двое, это подчеркивается, и сестра отнюдь не прячется под маской, никакие родители никуда не уезжают.
   Но и на простой рассказ о нарушении запрета — типа «Медведь липовая нога», совсем не похоже. Может — разглашение тайны непосвященному?
 


Ссылка на сообщение27 июня 2010 г. 22:57

цитата

никакие родители никуда не уезжают

Они умирают в начале сказки. Разница невелика — все равно «выведены за скобки»


⇑ Наверх