Томпсон Э А Римляне и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Томпсон Э. А. Римляне и варвары
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Томпсон Э. А. Римляне и варвары

Статья написана 23 ноября 2014 г. 01:17

Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение Западной империи. Серия: Историческая библиотека СПб Ювента 2003г. 288с. Твердый переплет, обычный формат.

Книг о падении великой Римской империи написано много – тема достаточно животрепещущая, особенно для Европы. Почему рухнула эта, казалось бы, прочная структура, и не ждёт ли такая же судьба нынешнюю европейскую цивилизацию? До разгадки ещё далеко – слишком фрагментарен и разрозненен материал, по которому можно описывать произошедшие события, иногда – даже одиозен. Поэтому и проблема интерпретации является не меньшей проблемой, чем в случае истории Древней Руси, и даже более. Я думаю, нет смысла перечислять легионы авторов, в разное время писавших о длинном и запутанном периоде агонии старого мира. Кое-кто известен достаточно широко, как Эдвард Гиббон, Теодор Моммзен, или менее известных наших исследователей, как, например, Александр Корсунский или Валентина Буданова.

Английская историография отметилась славным именем Эдварда Артура Томпсона (1914-1994), профессора Ноттингемского университета, известного книгами «Гунны – грозные воины степей» (1948), «Вестготы в эпоху Ульфилы» (1966), и «Готы в Испании» (1969). Такова общая направленность его исследований – изучение того, как варварские племена оседали на территории Римской империи, как они вливались в орбиту её культуры, или, наоборот, всячески ей противостояли. В 1982 году вышла книга «Римляне и варвары. Падение римской империи». Собственно говоря, я даже не знаю, насколько её можно назвать книгой – скорее это сборник научно-популярных очерков на тему взаимоотношений пришлых германцев и местных римлян. Её можно будет читать и начинающему интересоваться читателю – конечно, в случае если он имеет уже контурное представление об этом времени.

Итак, время действия – IV-VI века нашей эры. На территории Римской империи массово оседаю германцы-федераты, находящиеся на службе у Орла. Позже к ним присоединились и другие племена – правда, уже не по договору, а по своей воле – настолько непрочен стал лимес. Так внутри тела некогда великой и победоносной империи стали образовываться инородные тела – варварские королевства, которые, впрочем, сложно назвать государствами. Это скорее такие совершенно эфемерные образования, состоящие прежде всего из перемешанных варварских родов. Варварские королевства спокойно могли включать в свой состав римские виллы и города с огромным населением, живущим по своим законам. Именно отношению элит этих двух разных обществ и посвящена книга – в своей общей направленности, от которой, впрочем, автор постоянно отклоняется.

Как и многие историки этого периода, Томпсон ориентируется в основном на письменные источники, почти не применяя археологию (впрочем, он указывает на известный факт практически полного отсутствия «свевского следа» в испанских АК). Главный плюс для нас – он исследует источники, которые нам малоизвестны – например, житие святого Северина Норикского (нынешняя Австрия) или хронику Гидация (Галисия). Эти вещи в нашей историографии известны не очень хорошо, поэтому сведения, которые из них черпает Томпсон, весьма ценны.

Полной картины миграционных процессов здесь нет, и это можно считать недостатком. Возможно, региональность повествования стоит записать в плюс – империя задолго до взятия Равенны Одоакром превратилась в сборище полуобособленных анклавов, где даже римская администрация функционировала не всегда. Поэтому исследование, скажем, заальпийского Норика отдельно от Италии, Ретии и Паннонии вполне оправданно. Так же как и рассмотрение Галисии отдельно Тарраконии и Лузитании. Тем паче, что сама источниковая база заставляет так поступать. Как известно, авторы житий-vita и хроник были «великими провинциалами», и поэтому описывали только жизнь своего региона, события же за его границами слабо их интересовало.

Несмотря на этот фрагментарный подход, Томпсон считает нужным экстраполировать выводы исследований на всю территорию Империи, и, мало того, взять за исходную точку повествования времена Цезаря, оставив между этими событиями и IV веком, по сути, зияющую пустоту, которую, тем не менее, заполняет источниками из обоих времён.

А вот анализ самих государственных образований варваров у Томпсона оставляет желать лучшего. Нет ничего о структуре, о lex’ах, о социальной природе рода и дружины. Зато очень много страниц посвящено политической истории. Очень подробно описывается война остготов и Византии, уже давно известная по Прокопию Кесарийскому. Если речь идёт о внутреннем устройстве, то Томпсон предпочитает говорить о взаимоотношениях элит, то есть – набеги, конфликты, стычки и прочее. Впрочем, и этому можно найти объяснение – с точки зрения историка, королевства имели скорее политическую природу, военную, нежели какую-то другую, в силу своей аморфности и расплывчатости. Их дальнейшая же эволюция связана скорее с конкретной политической обстановкой в регионе.

Меня удивили отдельные эпизоды книги, где Томпсон высказывает крайне спорные, если не ошибочные гипотезы. Например, он пишет о крайней технической отсталости германцев и превосходстве римлян, хотя археология явно показывает очень развитое металлургическое производство варваров, тогда как римское сильно захиревает. Конечно, германцы не имели осадной техники, но они в ней и не нуждались особо – города трогали сравнительно редко, предпочитая грабить сельскую округу, поэтому утверждение историка достаточно сомнительно. Теория христианизации Томпсона тоже достаточно чудна – она сводится к деятельности личностей, таких как Северин, Ульфила и Патрик. Он утверждает, что принятие христианства варварами — скорее парадокс, нежели закономерность, так как политики христианизации не было в империи.

Вывод: достаточно своеобразная научно-популярная книга от одного из ведущих учёных Британии. Несмотря на то, что автор позиционирует себя как неомарксист, в его подходах нет практически ничего от этого учения. Скорее это – старый добрый позитивизм с вкраплениями методов школы «Анналов» (вопрос о христианизации). Человеку, который плохо разбирается в теме ВПН, будет сложно сориентироваться во внутренней структуре книги, а уже знающему человеку просто стоит ознакомится с тем, как работают с источниками западные учёные.





428
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх