FantLab ru

Филип Дик «Пролейтесь, слёзы...»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Голосов:
452
Моя оценка:
-

подробнее

Пролейтесь, слёзы...

Flow My Tears, the Policeman Said

Другие названия: Лейтесь, слёзы...

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Джейсон Тавернер — не кто иной, как Шестой, результат совершенно секретных правительственных экспериментов, проведенных сорок лет назад, когда произвели горстку неестественно ярких и красивых людей, красу общества. И вот он, герой прайм-тайма, идол миллионов, необъяснимо лишается всех данных о нем в записях банков данных Земли, и теперь он — никто, хотя у полицейских нельзя быть никем. Будет ли он когда-либо вновь богат и известен? Был ли он на самом деле когда-либо богат и известен?

© ozor

Награды и премии:


лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1975 // Лучший НФ-роман

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1988 // Зарубежный роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1997 // Зарубежный роман года

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1975 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1974 // Роман

номинант
Сигма-Ф, 2002 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2005 // Научная фантастика (США)

Экранизации:

«Утренний патруль» / «Proini peripolos» 1987, Греция, реж: Никос Николаидис



Похожие произведения:

 

 


Пролейтесь, слезы...
2001 г.
Лейтесь, слезы
2005 г.
Пролейтесь, слёзы...
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Flow My Tears, the Policeman Said
2001 г.
(английский)
Philip K. Dick: Five Novels of the 1960s & 70s
2008 г.
(английский)
Flow My Tears, the Policeman Said
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2008 г.

Вас и вашей реальности не существует

«Если у меня паранойя, это еще не значит, что вон тот парень за мной не следит»

Филип Дик. Пролейтесь, слезы… : Роман. Пер. с англ. М.Гутова. – М. АСТ. 2001. 318 стр. 10100 экз. (Новые Координаты Чудес).

«Пролейтесь, слезы…» – последний роман психически здорового Филипа Киндреда Дика (16 декабря 1928 – 2 марта 1982). Будучи написанным в 1973 и опубликованным в 1974-м году, роман завершил карьеру Ф.К.Дика как писателя-фантаста. Пусть немного шизанутого, немного с приступами паранойи, но – фантаста.

Потому что уже весной 1974 года Ф.Дик начинает видеть загадочные картины и получать сигналы от внеземного разума – перейдя, таким образом, из разряда писателя-выдумщика, сочинителя-фантазера – в категорию эзотериков, мистиков и контактеров.

После контакта с неведомым, Дик прекращает писать художественные книги и переключается на дневниковые записи (и ведет их до самой смерти – всего восемь тысяч страниц текста!). Неоконченные рукописи и наброски лежат в столе, Тесса Лесли Басби, пятая жена, уходит, забрав трехлетнего сына Кристофера, а Дик все никак не может оправиться от мистических галлюцинаций, и даже пытается покончить жизнь самоубийством.

Попав в тяжелейший моральный клинч, без гроша в кармане, Дик вытаскивает из запасников черновики и непроданные ранее романы, однако опубликовать удается совсем немного. В конце семидесятых вышло всего три романа – дописанный Роджером Желязны «Господь гнева» (использовался черновик середины шестидесятых), реалистические «Признания продажного художника» (написанные лет десять назад), антинаркоманский роман «Помутнение» да пара рассказов.

Но не будем о грустном – пока не издана у нас трилогия «Вализ», разговор о мистической стороне жизни и творчества Ф.К.Дика является беспредметным. Вернемся к книге.

Концептуально роман развивает идею о подмене настоящих воспоминаний ложными, впервые использованную автором в рассказах «Из глубин памяти» (We Can Remember It for You Wholesale, 1966) и «Электрический муравей» (The Electric Ant, 1968). Если заглянуть в закрома нф, можно найти новеллу Клиффорда Саймака «Спокойной ночи, мистер Джеймс» (1954) – там аналогичное диковскому описание психологического шока человека, оказавшегося совсем не тем, кем он себя вроде бы помнит.

Однажды утром высокооплачиваемый ведущий популярной телепрограммы проснулся в незнакомой дешевой гостинице. Оказавшись без документов в аналоге горьковской ночлежки (см. пьесу «На дне»), Джейсон Тавернер, со снобизмом, присущим миллионерам, и чувством морального превосходства над грязными пролетариями, пытается выбраться из неловкой ситуации и вернуться в привычную обстановку. Все бы ничего, да только в Штатах идет Вторая гражданская война со студентами, и за любое подозрение в связях с подпольем можно лишиться свободы, а из полицейских компьютеров по какой-то роковой случайности пропадает файл с личными сведениями на нашего бедолагу. Чтобы не загреметь в трудовые лагеря на Аляске или Луне, Тавернеру приходится обратиться к подпольным мастерам по изготовлению документов. Как и положено в антиутопии, подпольщики оказываются полицейскими информаторами, а полицейские – явно симпатизируют подпольщикам, но не стукачам, а настоящим, подлинным революционерам.

В таком запутанном клубке из очевидного обмана и скрываемого внутреннего этического неприятия субъектами навязанных им социальных ролей, Тавернер кувыркается до самого финала, попадая из огня да в полымя – то ему пришьют дело об убийстве, то обвинят в самозванстве…

Детективный слой повести прост и знаком по десяткам кинобоевиков. Коротко он формулируется словами «на хорошего парня парни злые всех собак из округи повесили, но справедливость восторжествует».

Однако Дик не был бы Диком, если б не примешал в сюжет фантастическую составляющую, тем самым посеяв зерна сомнений в правильности интерпретации событий. Оказывается (и намеки на это обстоятельство щедро рассыпаны по всему тексту) Тавернер – не национальная телезвезда, а обдолбанный наркоман, которому вся его карьера ведущего и десять записанных сольных альбомов только пригрезились под кайфом: «Моя карьера, все двадцать лет, есть не что иное, как ретроспективная галлюцинация, вызванная наркотиком… … Может, я один из многих, кто живет синтетической жизнью и наслаждается популярностью, деньгами, славой при помощи капсулы? В то время как реальная жизнь проходит в кишащем клопами крысятнике» (с.245-246).

Но и это жуткое открытие – лишь часть правды. Вымышленная реальность мира Тавернера возникает в ходе непонятного химического эксперимента, проведенного изнывающей от лени, пресыщенной жизнью близкой родственницей высокопоставленного генерала полиции, заполучившей секретный наркотический препарат с малопонятными свойствами типа обратного воздействия на окружающий мир.

Причем по одной из версий, озвученной полицейскими, весь окружающий мир – включая копов, стремящихся посадить Тавернера за решетку – плод буйной фантазии разыскиваемого: «Он попал во вселенную, в которой его раньше не было» (с.290). [Кстати, перенос в параллельные миры под воздействием всевозможных психоделиков – не такое уж и редкое явление в фантастике; достаточно вспомнить «Две судьбы» С.Корнблата, книги К.Кастанеды, «Футурологический конгресс» Ст.Лема].

Несмотря на многослойность, «Пролейтесь, слезы…» – один из наиболее логичных и внутренне непротиворечивых романов Ф.Дика.

Может быть, именно поэтому Ф.Дик и получил за него «Мемориальный Приз Джона Кэмпбелла» в 1975 году.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2011 г.

Эта книга интересна сразу с нескольких точек зрения.

Во-первых, это последная крупная работа Дика, созданная до того знаменательного дня, когда живой классик американской контркультурной фантастики наконец услышал голос свыше. К сожалению, контакт с ВАЛИСом отрицательно сказался на качестве литературной продукции Дика.

Во-вторых, тут выдвинута совершенно блестящая сюжетообразующая идея, которая способна была родиться только в голове человека, кропотливо и тщательно изучавшего психохимию с использованием собственных мозга и носа. Правда, в ущербном русском переводе смысл доклада Фила Вестербурга Феликсу Бакмэну настолько искажен, что понять всю свежесть и прелесть находки Дика очень сложно. Полагаю, он и сам до конца не смог бы объяснить, как именно она работает.

В-третьих, эта вещь совершенно очевидно повлияла на Сергея Лукьяненко, когда последний пыжился выдавить из-под клавиатуры дилогию «Черновик/Чистовик». Ему несколько раз напоминали об этом в комментах, впрочем без особого успеха :-D

В-четвертых, мир прописан очень красиво, стилистически безупречен, это готовый сценарий для киберпанковского триллера

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(не случайно, что на самом деле львиная доля всех событий происходит в виртуальной реальности, созданной электрохимическим взаимодействием разбалансированных нейронов Алисы Бакмэн).

Читал в купленном за 40 руб издании 2001 года («Новые Координаты Чудес») — с левейшей иллюстрацией на обложке, однако вполне сносном полиграфически.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2007 г.

Жанр романа «Пролейтесь, слезы...» можно определить по-разному... Можно рассматривать его как антиутопию о «прекрасном новом мире», можно как антитоталитарный роман, наследующий Оруэллу и Хаксли... Но, главным образом, «Пролейтесь, слезы...» — роман о человеческих одиночестве и неприкаянности, от которых не спасает ничего: ни прекрасная, высокооплачиваемая работа, ни огромная популярность, ни любящие тебя близкие люди... Все герои романа тотально одиноки: и популярный певец и ведущий Ясон Тавернер, и тайный полицейский агент Кати Нельсон, и генерал Феликс Бакман, и художница Мари-Анн Доминик... Герои пытаются преодолеть отчужденность, разрушить стены своего и чужого одиночества, но все их попытки, где-то неуверенные, где-то трогательные, обречены на полный провал. Разумеется, роман не обходится без злобных спецслужб, испытывающих новый сверхсильный наркотик. Но роман Дика совсем не о них...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2007 г.

Воздействие на меня этого романа оказалось родственным посещению театра. Выходя после спектакля на улицу, мир буквально воспринимается окрашенным в другие цвета. Так и здесь: прочитал «Пролейтесь, слезы...» и некоторое время смотрел на все, что меня окружает, как если бы примерил новые цветные очки. Но очков-то не было! Были лишь впечатления, вызванные прочитанным. Что же касается вопроса, о чем этот роман... если меня спросят сейчас, не отвечу ведь. Как раз тот случай, когда уместна будет цитата про гранит и дерево без листьев.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2012 г.

Один из самых слабых романов Дика, незатейливая история про какого-то неадекватного «попаданца», бегающего среди штампованных диковских декораций. Первый вариант перевода я когда-то бросил читать из-за логических дыр, но как оказалось, в создании этих дыр был виноват исключительно АСТовский переводчик. Впрочем, в новом переводе книга лучше не стала. Герой попадает из одной клишеобразной ситуации в другую, встречается с почти одинаковыми персонажами, которые тут же начинают ему исповедоваться. Ужасно. По сравнению с романами 60ых — банальное и занудное чтиво.

Оценка: 1
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2017 г.

Данный роман, наверное, самый меланхоличный у Дика. По-видимому, писатель находился в сильнейшей депрессии, когда писал эту книгу (к примеру, отчетливо проявляется ненависть к женщинам). Что ж, давайте, как и положено, поговорим о мире романа, потом о завязке, и я постараюсь передать свои впечатления.

Это традиционная антиутопия, отдаленно напоминающая 1984. В этом мире особенное место занимают генетически развитые люди, Шестые, созданные учёными. Читая книгу, я невольно ловил себя на мысли, что стилистика романа напоминает неонуар или киберпанк — так мрачно написан роман. Больше особо сказать и нечего, ибо мало в каких произведениях Филипа Дика мир мог быть действительно хорошо проработан; важнее всего ход мыслей автора, психология.

Одним из таких особых людей, Шестых, был Джейсон Таверна — знаменитый на весь мир певец, который после определенного стечения обстоятельств попадает в параллельную реальность, где его никогда и не существовало, и теперь ему предстоит разобраться, в чем дело. Пожалуй, всё.

Теперь моё мнение. Когда я приступал к прочтению, я ожидал историю о человеке, потерявшем себя, ожидал упора на эмоциональную составляющую и душевные терзания. Ожидания частично оправдались. Роман действительно крайне атмосферный, фирменный стиль Мастера затягивает. В последних главах Дик традиционно ставит под сомнения природу реальности. Однако, на мой взгляд, это не лучшее его произведение. Автор не до конца проработал сюжетную линию, во второй половине явно не хватало напряжения, саспенса, всё стало вялым. Я более чем уверен, что Дик мог написать намного лучше, ведь сама идея романа просто восхитительная. Такое ощущение, что автору стало в какой-то момент неинтересно, словно он подражает сам себе, как сказали уже до меня. Если бы это была для меня первая книга этого писателя, то я, безусловно, был бы в восторге.

Все же, несмотря на вышеперечисленное, произведение все равно отличное.

Роман о смерти личности, обладающий отличной атмосферой безысходности, интересными рассуждениями о психологии человека, который, однако, не до конца раскрыл свой потенциал. Да, отзыв получился крайне сухим, я о многом не рассказал. Возможно, дело в том, что с момента прочтения прошло много времени, и сами впечатления уже не такие яркие.

В скором времени будут отзывы о двух других романах Дика — и вот о них я действительно могу сказать очень многое.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2007 г.

Сильная вещь. Как всегда у Дика, до конца не понятно, куда повернет сюжет, и чем все закончится. Но, на мой взгляд, автор немного перемудрил с сюжетом. У меня после прочтения осталось ощущение недопонятости.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2018 г.

Достаточно сильный, но очень неровный роман Дика. И дело здесь, на мой взгляд, не столько в том, что Дик страдает самоповторами из прежних своих сильных романов (их безусловное наличие можно все же так или иначе попытаться объяснить), — автор скорее дает от себя столько «ненужных» технических и медицинских подробностей, что ли явно недооценивая своего вдумчивого читателя. Опять экстраординарные «Шестые» (проступают, будто плоская фреска из великолепных «Андроидов»); вновь наркотики и допинги (словно ощутимая аллюзия из «Веры наших отцов»). Пластинки, гончарные круги, декоративная керамика.. В «Пролейтесь, слезы..» автор по моим личным ощущениям то и дело спотыкается и сбивается, периодически меняя темп романа; его местами заносит и шатает, словно главного героя Джейсона Тавернера под ударной дозой мескалина, обронившего и потерявшего самого себя на всех уровнях существования. И если вначале Дик дает от себя очень сильную сюжетную канву/идейную закрутку романа: он плотно накручивает гайки тоталитарной системы, в которой предательство – ежедневная норма существования и выживания; параллельно с нажимом акцентируя тему синтетической жизни, в которую автор виртуозно вплетает двойные личины сильных этого мира… (По сути великолепный и очень сильный замысел, а вот его реализация…) -То ближе к финалу романа сюжет неизбежно скатывается в необыкновенное приключение «попаданца», по воле злого рока застрявшего между двумя вселенными.

На мой вкус, избалованный прежними романами этого сильного самобытного автора, практически все здесь вяло, предсказуемо и печально. Не тяжеловесно и депрессивно (как в его великолепном «Помутнении»), — а именно печально, задумчиво и местами сильно затянуто: совсем не в манере моего любимого Дика. Автор то дает от себя монологи о сложной личности кролика в лучших традициях Ричарда Адамса из «Обитателей холмов»: и то, что для последнего чудесно и самобытно – именно для Дика кажется нелепым и абсурдным. То ударяется в подробные разъяснения о ключевых принципах термодинамики в плане переживания любовных отношений главного персонажа. А его диспут о завершенном цикле любви и скорби, нанизанный на философию смерти, боли и отчаяния как будто выпал чужеродным сегментом прикладной мудрости из текста абсолютно другого автора. И словно постоянно проваливаешься вместе с Диком в эту «кроличью нору», неизменно подхваченный буреломным потоком его холерического авторского сознания. А ведь в прежних своих лучших романах он умел сказать то же самое метафорично: яркими и крупными мазками в лучших традициях своей экспрессии, драйва и динамики.

И, соб-но из существенных «огрехов» романа: мне не хватило здесь именно недоговоренности и троеточия открытого финала. Подробные авторские разъяснения происходящего ближе к финалу начинают существенно утомлять. Когда автор, словно маленькому ребенку, присев перед ним на корточки, пытается своему читателю объяснять «что/да как» о сути параллельных вселенных и действии засекреченного наркотика... Подобные «поддавки», на мой взгляд, неинтересны. И в таких местах текст очень сильно просаживается под двойными/тройными пластами изначально задуманного сильного сюжета: Дик словно неумышленно обесценивает этим свой роман. Если в лучших своих вещах (Убик, Помутнение, Мы вас построим…) автор был яркий, эксцентричный, мощный — то здесь местами подробности носят весьма неуместный именно хрестоматийный характер. И, на мой взгляд, чего-то реально депрессивного, давящего, эмоционально-напряженного в этом романе все же не получилось.

Но как бы то ни было, «Пролейтесь, слезы…» — это не проходной, а именно пограничный роман. Он все же стоИт неким особняком, он краеугольный в твор-ве Дика. Отчетливо слышно (и автор сам доверчиво говорит об этом в каждом втором абзаце) как Дик вместе со своим главным персонажем очень-очень устал, — он опустошен и одинок. И параллельно создается некое ощущение, что классическая художественная форма НФ Дика уже не особо волнует. Он еще напишет на инерции своего уникального таланта великолепное «Помутнение»… -И, пожалуй, все… -Словно лопнул и отскочил завод его пружины, отвечающий за драйв и эксцентрику узнаваемого автора... Дик здесь сбавляет скорости, гасит свои габаритные огни, отчасти отождествляя себя с ключевыми персонажами романа. По сути, везде по тексту он метафорично делает красивое уместное Рондо к себе раннему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
…Повернув руль, генерал направил аппарат по длинной дуге, которая завершилась полупетлей; теперь он летел назад, не потеряв и не прибавив скорости. Он просто летел в противоположном направлении…˂…˃…Машина летела по ночному небу. Как раненое, наполовину растворенное насекомое…

И словно некая реверсия в начало его творческого пути, — будто его авторское сознание все время разыгрывает и переигрывает латентный жизненный сценарий, — везде по тексту отчетливо проступает:

PS «Время собираться»…

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2008 г.

Хотя к предыдущему отзыву вряд-ли что можно добавить, но с последним утверждением на счет «внутренней непротиворечивости и логичности романа» я не согласен. Для мня осталось непонятно кто же все-таки такой Джейсон Тавернер? — телезвезда, известная на всю Америку, или обдолбанный наркоман...

При написании книги на автора явно повлияли неудачный опыт совместной жизни с его бывшей женой Нэнси Хаккет (которая тоже, кстати, была пациенткой психиатрической клиники, как и одна из героинь романа) и его увлечение амфитаминами и галюциногенами. Для меня эта книга — не из самых любимых у Ф.Дика, т.к. смахивает на любовный роман: Описанию отношений главного героя с особями противоположного пола посвящена большая часть текста. Тем более, после прочтения «Убика» и других романов этого автора на тематику альтернативных реальностей, это произведение оставляет желать лучшего...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2008 г.

На мой взгляд, если бы это был один из первых прочитанных романов Дика, то восторг был бы сильнее, а так атмосфера «Бегущего по...»(как будто история с соседней с ним улицы», есть предсказуемость развязки. Но все равно неплохо.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2006 г.

Написано на мой взгляд под сильнейшим кумаром. Сильная вещь.

Хочется написать много, но нет слов.

Читать.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2015 г.

Прекрасно задуманный роман, исполнен, тем не менее, достаточно слабо. Ну, слабо для Ф.К.Дика, для писателя рангом пониже это была бы безусловная удача. К достоинствам относятся оригинальная задумка и неожиданное для Дика старание увязать концы сюжета в нечто непротиворечивое (обычно ему плевать на несообразности, он относился к ним в стиле «читатель сам всё объяснит»), а к недостаткам какое-то вялое отношение к саспенсу. Обычно Дик умело возгоняет напряжение в тексте, ставя героев в ужасающие ситуации, но тут ему это как-то лениво. В результате получается «хороший роман в манере Филипа Кинреда Дика», как бы стильное подражание самому себе.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2010 г.

Нашёл первое издание в интернете за 20 гривен и заказал.Дёшево и сердито.Книга маленькая,качестве средненькое,междустрочный интервал большой да и поля немаленькие.Вообще повесть это,а не роман.Не тянет на отдельную книгу.Ну да ладно.

О сюжете в принципе говорить нет смысла.Скажу,что он не особо оригинален.В смысле сама завязка,в отличии от многих других романов Дика.Сразу же всплывают образы «Процесса» Франса Кафки,«Постороннего» Альбера Камю и других экзистенциональных драм.Типичное произведение ,главный герой которого оказывается в необычной обстановке.Описание экспериментальных наркотиков,которые искривляют реальность-бред тот еще.Хотя под тем самым мескалином вполне возможно я бы уверовал в эту теорию:gigi:надо будет попробовать:glasses::biggrin:.

Сначала вызывает недоумение большое количество психоаналитики.Едва не каждый персонаж плачет главному герою в плечо.А потом ближе к концу понимаешь,что этот роман очень близок самому Филипу Дику.Произведение глубоко личное.Может умер друг или домашнее животное(там об этом,кстати,весьма много написано),я не знаю,но сложилось такое впечатление.

Читаются все эти приключения традиционно быстро и легко.Я не напрягаясь прочёл за 2 дня.Можно и за 1 присест «съесть» это дело.

Высокий балл поставить не могу.Новаторства не вижу,всё это уже обыгрывалось,а личные меланхолии Филипа Дика важны его безкомпромисным фанатам.Из последнего-Игроки Титана понравились куда более.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2009 г.

Блестящий роман! Надо читать -- пересказу не поддается! «Мне отомщение, Аз воздам».

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2018 г.

Эта неплохая книга, сюжет добротный и персонажи практически не плоские. Однако я ожидала большего. Чего-то не хватает, ты как будто ждешь какой-то замечательной развязки, которая перевернет все с ног на голову, но этого не происходит. Вернее, сюжетный поворот есть, но он до скрипа предсказуем, особенно, если до этого было прочитано достаточно книг Дика. В отличие от других рецензентов сюжет не показался мне логически непротиворечивым, совсем наоборот.

Интересные мысли есть, роман очень затягивает, но на меня не произвел сильного впечатления.

Рекомендую для прочтения, только если вы мало знакомы с Диком, в противном случае ничего нового вы для себя не откроете.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх