Филип Дик «Пролейтесь, слёзы...»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Джейсон Тавернер — не кто иной, как Шестой, результат совершенно секретных правительственных экспериментов, проведенных сорок лет назад, когда произвели горстку неестественно ярких и красивых людей, красу общества. И вот он, герой прайм-тайма, идол миллионов, необъяснимо лишается всех данных о нем в записях банков данных Земли, и теперь он — никто, хотя у полицейских нельзя быть никем. Будет ли он когда-либо вновь богат и известен? Был ли он на самом деле когда-либо богат и известен?
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1975 // Лучший НФ-роман | |
лауреат |
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1988 // Зарубежный роман | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1997 // Зарубежный роман года |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1975 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1974 // Роман | |
номинант |
Сигма-Ф, 2002 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2005 // Научная фантастика (США) |
Экранизации:
— «Утренний патруль» / «Proini peripolos» 1987, Греция, реж. Никос Николаидис
- /языки:
- русский (7), английский (7), украинский (1)
- /тип:
- книги (11), самиздат (4)
- /перевод:
- Г. Беляков (1), М. Гутов (5), М.К. Кондратьев (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 14 июня 2024 г.
Как и многие произведения Филипа Дика, эта работа одна из самых странных, если смотреть внутрь того, о чем же хотел рассказать автор. Воспринимается же роман довольно легко, пусть сюжетно он и состоит из долгих откровенных философских диалогов о смысле бытия, понятиях любви, верности, скорби или о банальных человеческих пороках. Присутствует тут и динамика, а так же интрига вокруг довольно необычной сюжетной фабулы о том, почему же Джейсон Тавернер (главный герой произведения) вдруг оказался всеми позабыт и стерт, как личность, из всех анналов истории и по сути выпал из собственной жизненной колеи. На протяжении всего произведения он ищет выход, наталкиваясь на другие поломанные судьбы, откровениям которых становится свидетелем (в виду своих индивидуальных внешних данных, так как он сам является результатом специальных секретных экспериментов с генетикой, обладает способностью быстро завоевывать расположение других). Все персонажи книги тоже странные: если главный герой считывается легко и не обладает особой глубокой характеристикой, кроме той, что он нарцисс, привилегированный член общества, получивший деньги и славу, то остальные по сравнению с ним еще более порочны и безнравственны, ведущие довольно отталкивающий образ жизни (тем не менее у каждого из них есть особая причина такого поведения). Наверное, в данном произведении нет ни одного по-настоящему положительного архетипа, посему могу констатировать, что это одна из самых психологичных работ автора.
Итак, история о поиске себя и попытке выжить, приспособиться, а если повезет, то вернуть всё как было, обращается снова нарративом о сомнениях в окружающей реальности. Добавляется к этому антураж царящей полицейской диктатуры, параноидальное чувство слежки и незащищенности, а так же отголоски бюрократического аппарата для идентификации каждого члена общества. Джейсон проходит все эти этапы знакомства с мрачным и несправедливым миром довольно быстро, попадая под внимание правоохранительных органов, которые начинают играть с ним определенную шахматную партию по выявлению истинных мотивов происходящей с ним фантасмагории. К слову сказать, на дворе хоть и диктатура, но действия полиции на первый взгляд кажутся довольно мирными и адекватными, вежливое обращение и попытка понять ситуацию Джейсона могут вызвать даже симпатию, но в конечном итоге всё это приводит не к самым положительным последствиям.
Так или иначе, но сам мир описан слабо, так как на первый план выходят сами персонажи, их судьбы, мысли, поступки и решения — глубина их архетипов. Вскользь упоминается и произошедший технологический прогресс: летающие машины, парящие над землей здания, странные лабораторные разработки, трехмерные фотографии в паспорте — но всё это где-то на фоне, который предельно размыт. Политическая ситуация тоже описана блекло — есть некая гражданская война со студентами (самыми бунтарски настроенными слоями общества), которые прячутся где-то под землей в коммунах (автор упоминает кибуцы), либо заключены в кампусы учебных заведений под жестким надзором (у которых серьезные проблемы с водой и едой), либо отправлены в исправительные трудовые лагеря, где из них выжимают все соки. Собственно именно из-за этой войны и введен полицейский режим, под жернова которого может попасть кто угодно (если у него возникнут проблемы с документами), но сути и причины всего произошедшего конфликта автор не доносит.
В конечном итоге главный герой находит способ вернуть всё, как было, но тут на сцену выходит снова подоплека о субъективности окружающего бытия. Теория, которую автор доносит, связана с его личным опытом употребления вредных веществ и отражает скорее просто фантастическое допущение того, как может измениться восприятие человека самой реальности под определенным воздействием — до какой степени.
Собственно, эта теория и будет являться ответом на главный вопрос, поставленный еще в самом начале сюжета, о том, что же произошло с Джейсоном на самом деле. Сказать, что она полностью вписывается в рамки показанной в романе картины мира, не получится — слишком много противоречий, но возможно это не тот случай, когда нужно обращать на них внимание. Да и само объяснение этой теории возможно многих заставит поломать голову, поправляя прическу от восхищения, если конечно вы не стоите четко и твердо на материалистических позициях в понимании окружающего бытия (и для вас материальный мир все таки первичнее, чем его восприятие кем бы то ни было).
Под конец писатель завершает арку каждого персонажа, кто был во взаимодействии с Джейсоном (а так же его самого), а так же объясняет положение в мире, где полицейская диктатура приходит в упадок и изживает себя. Наверное, это не то произведение, где мы могли бы сказать о том, как меняется тот или иной персонаж, в особенности главный герой, который обязан под воздействием упавших на его плечи проблем стать лучше. Нет, это не так — он останется все тем же прохиндеем, пресытившимся праздностью и славой. Тут важно нечто иное — эмоции, ощущения, а так же восприятие, которое может сыграть злую шутку с тем, кто не считается с правилами существующей действительности.
r9snick, 2 октября 2024 г.
Последний роман Дика-фантаста, который потом получит Откровение и уйдет в эзотерику.
Дикий Кумар, депрессия и паранойя Филипа К. Дика ощущается в произведении крайне отчётливо, напоминая калейдоскопный снимок его натуры.
История об успешном ведущем, которого все забывают — это, конечно, история об одиночестве. Здешний мир — антиутопия в духе его же «Бегущего...». Хрупкость бытия, реальности и вещества — конечно же, «Помутнение». Делает ли повторяемость роман хуже?
Да, пожалуй. Видно что он в прямом фильме настроен в едином безумном порыве — где-то Дика кидает то в философскую меланхолию, где-то в разъяснение очередной «Матрицы», а где-то — в параноидальный триллер. Но это все ещё веха в библиографии очень своеобразного автора и описательно его оценить отзывом крайне затруднительно
neli mustafina, 4 августа 2024 г.
Можете закидать меня тапками, но это — бред наркомана. Как не пыталась найти изюминку в этом произведении — не нашла. До этого читала у Дика «Человек в высоком замке»; и ожидала такого же эффекта и от этой книги. Но нет. Не было идеи тут.
Кроме того, что США — абсолютно полицейское государство (чего по сути и доказывать не нужно; достаточно посмотреть фильм с ловлей преступника, когда на одного преступника — целый караван из полицейских машин и не понятно кто там больше псих — преступник или полицейские)...
Понятно почему его не публиковали в СССР. Понятно почему сейчас не публикуют в США. Лесбы и гомики, педерасты и наркоши — вот герои этой книги, а ещё — негры подвергались кастрации, чтоб уменьшить их численность...
И не понятно теперь — зачем я это читала?!!
Наверное потому что фильмы по Дику (по мотивам) — гораздо лучше чем его книги.
NHTMN, 11 июля 2023 г.
Казалось бы, благодатная тема: человек просыпается в мире, где никто его не помнит и не знает, да ещё и без документов есть риск попасть в исправительный лагерь, откуда не возвращаешься. И какое решение этой задачи видит наш герой, оказавшись в такой неприятной ситуации? Сталкиваться с десятком женщин, чтобы примерять их на себя и рефлексировать по поводу своего места в этом мире... Это мог быть неплохой нуар, если бы Филип Дик не добавил в этот коктейль генетические модификации, необычные наркотики, полицейскую слежу и последствия гражданской войны. К сожалению, в этот раз получилось только взболтать, но не смешать, из-за чего роман приобрел не очень приятную консистенцию, в которой главная интрига объяснена за десять страниц до конца, а все упомянутые герои нашли свои судьбы лишь в скомканном эпилоге, не оставляющие простора для интерпретации и воображения.
Kobold-wizard, 6 ноября 2022 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/1019845.html
Главный герой долгие годы ведет сверхпопулярное телешоу. К нему приходили сотни звезд первой величины. В его послужном списке несколько музыкальных альбомов и множество амурных историй. В один момент все стирается. Никто его не узнает. Шоу пропало из телепрограмм, по телефону его называют психом и папарацци, и самое главное — у него нет документов. Нет документов в мире, где все связано в стабильную бюрократическую машину. Вне ее только студенты-анархисты, засевшие в подполье и являющиеся законной целью местных силовиков.
Впечатление сродни выдохшейся газировке. Вроде есть и декорации, и герои, и интрига, а в сумме они не заработали. Роман вязко тянется вперед, и ты следуешь за ним, надеясь на захватывающий финт в финале. Не будет. Финал слит, и последнюю главу отрезать бы.
Любопытно описание бюрократического мира, в котором ты являешься частью огромной базы данных. В истории 1973его года еще нет интернета и высокоскоростных обменов информацией. Для поиска сведений еще нужны многочисленные факсы и звонки. Прошло 50 лет, и временами на улице неуютно без QR-кода о вакцинации или справки о броне. Банковская карточка заменила наличные, и ты можешь оказаться в затруднительном финансовом положении в один момент. Отдельный фактор — телефоны и компьютеры, дающие доступ к соцсетям. Достаточно заблокировать аккаунт, и контакты с частью знакомых обрезаются, потому что ты даже не задумывался взять их телефонный номер и, уж тем более, спросить домашний адрес.
Итого: При всех наводящих мыслях книга скучна. Все ждешь от нее что-то, а она просто заканчивается.
neo smile, 17 августа 2018 г.
Достаточно сильный, но очень неровный роман Дика. И дело здесь, на мой взгляд, не столько в том, что Дик страдает самоповторами из прежних своих сильных романов (их безусловное наличие можно все же так или иначе попытаться объяснить), — автор скорее дает от себя столько «ненужных» технических и медицинских подробностей, что ли явно недооценивая своего вдумчивого читателя. Опять экстраординарные «Шестые» (проступают, будто плоская фреска из великолепных «Андроидов»); вновь наркотики и допинги (словно ощутимая аллюзия из «Веры наших отцов»). Пластинки, гончарные круги, декоративная керамика.. В «Пролейтесь, слезы..» автор по моим личным ощущениям то и дело спотыкается и сбивается, периодически меняя темп романа; его местами заносит и шатает, словно главного героя Джейсона Тавернера под ударной дозой мескалина, обронившего и потерявшего самого себя на всех уровнях существования. И если вначале Дик дает от себя очень сильную сюжетную канву/идейную закрутку романа: он плотно накручивает гайки тоталитарной системы, в которой предательство – ежедневная норма существования и выживания; параллельно с нажимом акцентируя тему синтетической жизни, в которую автор виртуозно вплетает двойные личины сильных этого мира… (По сути великолепный и очень сильный замысел, а вот его реализация…) -То ближе к финалу романа сюжет неизбежно скатывается в необыкновенное приключение «попаданца», по воле злого рока застрявшего между двумя вселенными.
На мой вкус, избалованный прежними романами этого сильного самобытного автора, практически все здесь вяло, предсказуемо и печально. Не тяжеловесно и депрессивно (как в его великолепном «Помутнении»), — а именно печально, задумчиво и местами сильно затянуто: совсем не в манере моего любимого Дика. Автор то дает от себя монологи о сложной личности кролика в лучших традициях Ричарда Адамса из «Обитателей холмов»: и то, что для последнего чудесно и самобытно – именно для Дика кажется нелепым и абсурдным. То ударяется в подробные разъяснения о ключевых принципах термодинамики в плане переживания любовных отношений главного персонажа. А его диспут о завершенном цикле любви и скорби, нанизанный на философию смерти, боли и отчаяния как будто выпал чужеродным сегментом прикладной мудрости из текста абсолютно другого автора. И словно постоянно проваливаешься вместе с Диком в эту «кроличью нору», неизменно подхваченный буреломным потоком его холерического авторского сознания. А ведь в прежних своих лучших романах он умел сказать то же самое метафорично: яркими и крупными мазками в лучших традициях своей экспрессии, драйва и динамики.
И, соб-но из существенных «огрехов» романа: мне не хватило здесь именно недоговоренности и троеточия открытого финала. Подробные авторские разъяснения происходящего ближе к финалу начинают существенно утомлять. Когда автор, словно маленькому ребенку, присев перед ним на корточки, пытается своему читателю объяснять «что/да как» о сути параллельных вселенных и действии засекреченного наркотика... Подобные «поддавки», на мой взгляд, неинтересны. И в таких местах текст очень сильно просаживается под двойными/тройными пластами изначально задуманного сильного сюжета: Дик словно неумышленно обесценивает этим свой роман. Если в лучших своих вещах (Убик, Помутнение, Мы вас построим…) автор был яркий, эксцентричный, мощный — то здесь местами подробности носят весьма неуместный именно хрестоматийный характер. И, на мой взгляд, чего-то реально депрессивного, давящего, эмоционально-напряженного в этом романе все же не получилось.
Но как бы то ни было, «Пролейтесь, слезы…» — это не проходной, а именно пограничный роман. Он все же стоИт неким особняком, он краеугольный в твор-ве Дика. Отчетливо слышно (и автор сам доверчиво говорит об этом в каждом втором абзаце) как Дик вместе со своим главным персонажем очень-очень устал, — он опустошен и одинок. И параллельно создается некое ощущение, что классическая художественная форма НФ Дика уже не особо волнует. Он еще напишет на инерции своего уникального таланта великолепное «Помутнение»… -И, пожалуй, все… -Словно лопнул и отскочил завод его пружины, отвечающий за драйв и эксцентрику узнаваемого автора... Дик здесь сбавляет скорости, гасит свои габаритные огни, отчасти отождествляя себя с ключевыми персонажами романа. По сути, везде по тексту он метафорично делает красивое уместное Рондо к себе раннему.
И словно некая реверсия в начало его творческого пути, — будто его авторское сознание все время разыгрывает и переигрывает латентный жизненный сценарий, — везде по тексту отчетливо проступает:
PS «Время собираться»…
Magribinus, 5 ноября 2021 г.
Автор хорошо держал интригу где-то до последней трети романа. А потом, как это бывает у Дика, все уперлось в наркоту. Объяснение главной загадки романа и главного героя (почему он оказался в такой ситуации), с точки зрения логики, принимается с существенной натяжкой. Плюс довольно блеклый, на мой вкус, финал. А мир... Ну что мир... Как, опять-таки, обычно у Дика, мрачноватый, тоталитарный (трудовые лагеря, тотальный контроль и прочее в таком духе), ну и в этот раз к гнетущему впечатлению в качестве бонуса добавляются борьба со студентами и нетрадиционные наклонности отдельных персонажей.
В общем, впечатление где-то на 7, и не более того.
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
Вас и вашей реальности не существует
«Если у меня паранойя, это еще не значит, что вон тот парень за мной не следит»
Филип Дик. Пролейтесь, слезы… : Роман. Пер. с англ. М.Гутова. – М. АСТ. 2001. 318 стр. 10100 экз. (Новые Координаты Чудес).
«Пролейтесь, слезы…» – последний роман психически здорового Филипа Киндреда Дика (16 декабря 1928 – 2 марта 1982). Будучи написанным в 1973 и опубликованным в 1974-м году, роман завершил карьеру Ф.К.Дика как писателя-фантаста. Пусть немного шизанутого, немного с приступами паранойи, но – фантаста.
Потому что уже весной 1974 года Ф.Дик начинает видеть загадочные картины и получать сигналы от внеземного разума – перейдя, таким образом, из разряда писателя-выдумщика, сочинителя-фантазера – в категорию эзотериков, мистиков и контактеров.
После контакта с неведомым, Дик прекращает писать художественные книги и переключается на дневниковые записи (и ведет их до самой смерти – всего восемь тысяч страниц текста!). Неоконченные рукописи и наброски лежат в столе, Тесса Лесли Басби, пятая жена, уходит, забрав трехлетнего сына Кристофера, а Дик все никак не может оправиться от мистических галлюцинаций, и даже пытается покончить жизнь самоубийством.
Попав в тяжелейший моральный клинч, без гроша в кармане, Дик вытаскивает из запасников черновики и непроданные ранее романы, однако опубликовать удается совсем немного. В конце семидесятых вышло всего три романа – дописанный Роджером Желязны «Господь гнева» (использовался черновик середины шестидесятых), реалистические «Признания продажного художника» (написанные лет десять назад), антинаркоманский роман «Помутнение» да пара рассказов.
Но не будем о грустном – пока не издана у нас трилогия «Вализ», разговор о мистической стороне жизни и творчества Ф.К.Дика является беспредметным. Вернемся к книге.
Концептуально роман развивает идею о подмене настоящих воспоминаний ложными, впервые использованную автором в рассказах «Из глубин памяти» (We Can Remember It for You Wholesale, 1966) и «Электрический муравей» (The Electric Ant, 1968). Если заглянуть в закрома нф, можно найти новеллу Клиффорда Саймака «Спокойной ночи, мистер Джеймс» (1954) – там аналогичное диковскому описание психологического шока человека, оказавшегося совсем не тем, кем он себя вроде бы помнит.
Однажды утром высокооплачиваемый ведущий популярной телепрограммы проснулся в незнакомой дешевой гостинице. Оказавшись без документов в аналоге горьковской ночлежки (см. пьесу «На дне»), Джейсон Тавернер, со снобизмом, присущим миллионерам, и чувством морального превосходства над грязными пролетариями, пытается выбраться из неловкой ситуации и вернуться в привычную обстановку. Все бы ничего, да только в Штатах идет Вторая гражданская война со студентами, и за любое подозрение в связях с подпольем можно лишиться свободы, а из полицейских компьютеров по какой-то роковой случайности пропадает файл с личными сведениями на нашего бедолагу. Чтобы не загреметь в трудовые лагеря на Аляске или Луне, Тавернеру приходится обратиться к подпольным мастерам по изготовлению документов. Как и положено в антиутопии, подпольщики оказываются полицейскими информаторами, а полицейские – явно симпатизируют подпольщикам, но не стукачам, а настоящим, подлинным революционерам.
В таком запутанном клубке из очевидного обмана и скрываемого внутреннего этического неприятия субъектами навязанных им социальных ролей, Тавернер кувыркается до самого финала, попадая из огня да в полымя – то ему пришьют дело об убийстве, то обвинят в самозванстве…
Детективный слой повести прост и знаком по десяткам кинобоевиков. Коротко он формулируется словами «на хорошего парня парни злые всех собак из округи повесили, но справедливость восторжествует».
Однако Дик не был бы Диком, если б не примешал в сюжет фантастическую составляющую, тем самым посеяв зерна сомнений в правильности интерпретации событий. Оказывается (и намеки на это обстоятельство щедро рассыпаны по всему тексту) Тавернер – не национальная телезвезда, а обдолбанный наркоман, которому вся его карьера ведущего и десять записанных сольных альбомов только пригрезились под кайфом: «Моя карьера, все двадцать лет, есть не что иное, как ретроспективная галлюцинация, вызванная наркотиком… … Может, я один из многих, кто живет синтетической жизнью и наслаждается популярностью, деньгами, славой при помощи капсулы? В то время как реальная жизнь проходит в кишащем клопами крысятнике» (с.245-246).
Но и это жуткое открытие – лишь часть правды. Вымышленная реальность мира Тавернера возникает в ходе непонятного химического эксперимента, проведенного изнывающей от лени, пресыщенной жизнью близкой родственницей высокопоставленного генерала полиции, заполучившей секретный наркотический препарат с малопонятными свойствами типа обратного воздействия на окружающий мир.
Причем по одной из версий, озвученной полицейскими, весь окружающий мир – включая копов, стремящихся посадить Тавернера за решетку – плод буйной фантазии разыскиваемого: «Он попал во вселенную, в которой его раньше не было» (с.290). [Кстати, перенос в параллельные миры под воздействием всевозможных психоделиков – не такое уж и редкое явление в фантастике; достаточно вспомнить «Две судьбы» С.Корнблата, книги К.Кастанеды, «Футурологический конгресс» Ст.Лема].
Несмотря на многослойность, «Пролейтесь, слезы…» – один из наиболее логичных и внутренне непротиворечивых романов Ф.Дика.
Может быть, именно поэтому Ф.Дик и получил за него «Мемориальный Приз Джона Кэмпбелла» в 1975 году.
Alexus_404, 20 октября 2017 г.
Данный роман, наверное, самый меланхоличный у Дика. По-видимому, писатель находился в сильнейшей депрессии, когда писал эту книгу (к примеру, отчетливо проявляется ненависть к женщинам). Что ж, давайте, как и положено, поговорим о мире романа, потом о завязке, и я постараюсь передать свои впечатления.
Это традиционная антиутопия, отдаленно напоминающая 1984. В этом мире особенное место занимают генетически развитые люди, Шестые, созданные учёными. Читая книгу, я невольно ловил себя на мысли, что стилистика романа напоминает неонуар или киберпанк — так мрачно написан роман. Больше особо сказать и нечего, ибо мало в каких произведениях Филипа Дика мир мог быть действительно хорошо проработан; важнее всего ход мыслей автора, психология.
Одним из таких особых людей, Шестых, был Джейсон Тавернер — знаменитый на весь мир певец, который после определенного стечения обстоятельств попадает в параллельную реальность, где его никогда и не существовало, и теперь ему предстоит разобраться, в чем дело. Пожалуй, всё.
Теперь моё мнение. Когда я приступал к прочтению, я ожидал историю о человеке, потерявшем себя, ожидал упора на эмоциональную составляющую и душевные терзания. Ожидания частично оправдались. Роман действительно крайне атмосферный, фирменный стиль Мастера затягивает. В последних главах Дик традиционно ставит под сомнения природу реальности. Однако, на мой взгляд, это не лучшее его произведение. Автор не до конца проработал сюжетную линию, во второй половине явно не хватало напряжения, саспенса, всё стало вялым. Я более чем уверен, что Дик мог написать намного лучше, ведь сама идея романа просто восхитительная. Такое ощущение, что автору стало в какой-то момент неинтересно, словно он подражает сам себе, как сказали уже до меня. Если бы это была для меня первая книга этого писателя, то я, безусловно, был бы в восторге.
Все же, несмотря на вышеперечисленное, произведение все равно отличное.
Роман о смерти личности, обладающий отличной атмосферой безысходности, интересными рассуждениями о психологии человека, который, однако, не до конца раскрыл свой потенциал. Да, отзыв получился крайне сухим, я о многом не рассказал. Возможно, дело в том, что с момента прочтения прошло много времени, и сами впечатления уже не такие яркие.
В скором времени будут отзывы о двух других романах Дика — и вот о них я действительно могу сказать очень многое.
Sause, 21 мая 2018 г.
Расстрелять бы этого Дика как Тавернера, за то что попался на глаза.....или нет, не надо расстреливать, я не знаю, я боюсь этого писателя, я боюсь его рассказов и я не ожидал что этот роман будет из той же серии — если кинг и лавкрафт пугают ужасами, то этот Дик пугает реальностью, он постоянно до *** меня пугает, он вгоняет меня в меланхолию, я не знаю как выразить своё состояние после чтения его произведений,он был или есть — я не читал ничего подобно, уникально, в википедии слово «Фантастика» должно описываться кратко — Романы Филипа Дика. Но читать его можно далеко не всем, а понять его и вовсе никому не дано. Какой багаж знаний, жизненного опыта и всякой пройденной *** должно быть и случиться у человека, что бы его понять, если он в рассказ Руууг вкладывал столько смысла, то узнай я смысл этого романа, просто попрощался бы с рассудком, а сойти с ума для нашего времени давно потерянное искусство. Ребят кому не нравится Дик, не надо себя мучить, читайте фентези, донцову, стругацких — писателей много, пройдут года и может быть вы измените своё отношение, что-то увидите, услышите, или найдёте, — это действительно не попсовые человек в высоком замке или электроовцы...это оголённые эмоции, прям как оголённые провода под высоким напряжением...а пока, пока Пролейтесь слёзы.........
Wisteria Breeze, 8 июня 2018 г.
Эта неплохая книга, сюжет добротный и персонажи практически не плоские. Однако я ожидала большего. Чего-то не хватает, ты как будто ждешь какой-то замечательной развязки, которая перевернет все с ног на голову, но этого не происходит. Вернее, сюжетный поворот есть, но он до скрипа предсказуем, особенно, если до этого было прочитано достаточно книг Дика. В отличие от других рецензентов сюжет не показался мне логически непротиворечивым, совсем наоборот.
Интересные мысли есть, роман очень затягивает, но на меня не произвел сильного впечатления.
Рекомендую для прочтения, только если вы мало знакомы с Диком, в противном случае ничего нового вы для себя не откроете.
FixedGrin, 20 ноября 2011 г.
Эта книга интересна сразу с нескольких точек зрения.
Во-первых, это последная крупная работа Дика, созданная до того знаменательного дня, когда живой классик американской контркультурной фантастики наконец услышал голос свыше. К сожалению, контакт с ВАЛИСом отрицательно сказался на качестве литературной продукции Дика.
Во-вторых, тут выдвинута совершенно блестящая сюжетообразующая идея, которая способна была родиться только в голове человека, кропотливо и тщательно изучавшего психохимию с использованием собственных мозга и носа. Правда, в ущербном русском переводе смысл доклада Фила Вестербурга Феликсу Бакмэну настолько искажен, что понять всю свежесть и прелесть находки Дика очень сложно. Полагаю, он и сам до конца не смог бы объяснить, как именно она работает.
В-третьих, эта вещь совершенно очевидно повлияла на Сергея Лукьяненко, когда последний пыжился выдавить из-под клавиатуры дилогию «Черновик/Чистовик». Ему несколько раз напоминали об этом в комментах, впрочем без особого успеха :-D
В-четвертых, мир прописан очень красиво, стилистически безупречен, это готовый сценарий для киберпанковского триллера
Читал в купленном за 40 руб издании 2001 года («Новые Координаты Чудес») — с левейшей иллюстрацией на обложке, однако вполне сносном полиграфически.
makelen, 16 марта 2018 г.
После прочтения таких шедевров, как «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и «Помутнение» я и от этой книги ожидала того же. Но увы. Что могу сказать? Книга затягивает, чувствуется фирменный стиль автора. Читать было интересно, но роман мне не понравился. Вроде и сюжет довольно интересный (человек в один прекрасный день просыпается и узнает, что его просто не существует, никто его не узнает, и нет никаких документов), и атмосфера созданного Диком мира ощущалась, а все равно книга (лично для меня) оказалась какой-то отталкивающей. Переживания главного героя меня совершенно не тронули, потому что и главный герой и все остальные персонажи мне (мягко говоря) не понравились. В самом сюжете маловато ярких и неожиданных поворотов, а концовка — уж слишком спокойная.
В общем, 8 из 10.
Groucho Marx, 6 декабря 2015 г.
Прекрасно задуманный роман, исполнен, тем не менее, достаточно слабо. Ну, слабо для Ф.К.Дика, для писателя рангом пониже это была бы безусловная удача. К достоинствам относятся оригинальная задумка и неожиданное для Дика старание увязать концы сюжета в нечто непротиворечивое (обычно ему плевать на несообразности, он относился к ним в стиле «читатель сам всё объяснит»), а к недостаткам какое-то вялое отношение к саспенсу. Обычно Дик умело возгоняет напряжение в тексте, ставя героев в ужасающие ситуации, но тут ему это как-то лениво. В результате получается «хороший роман в манере Филипа Кинреда Дика», как бы стильное подражание самому себе.
subhuman, 19 апреля 2012 г.
Один из самых слабых романов Дика, незатейливая история про какого-то неадекватного «попаданца», бегающего среди штампованных диковских декораций. Первый вариант перевода я когда-то бросил читать из-за логических дыр, но как оказалось, в создании этих дыр был виноват исключительно АСТовский переводчик. Впрочем, в новом переводе книга лучше не стала. Герой попадает из одной клишеобразной ситуации в другую, встречается с почти одинаковыми персонажами, которые тут же начинают ему исповедоваться. Ужасно. По сравнению с романами 60ых — банальное и занудное чтиво.