Молодое кусачее


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Молодое "кусачее" племя
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Молодое «кусачее» племя

Статья написана 7 мая 2009 г. 17:26

В продолжение предыдущей статьи о лирической фантастике добавлю несколько слов. Будучи членом лито г. Иваново я, так или иначе, общаюсь с теми, кто возможно, лет через пять-десять станет известным и про кого можно будет сказать — «наша молодая фантастика». Так вот, говоря о тенденции писать лирическую фантастику, я, в частности, имел в виду и такую тенденцию: лиричность в прозе самых молодых. Но все эти разговоры так бы остались пустыми разговорами, если бы не нашлось ничего, что подтвердило бы мои подозрения. И это «что-то» нашлось.

Книга двухлетней давности Ольга Белоусова. «Перекресток волков», вышедшая в издательстве «Форум». Сказать по правде, про издательство и про серию «Другая сторона» до этого момента я даже не подозревал. А зря. Пришло время покопаться в произведениях, выходящих в этой серии — как мне кажется, здесь можно обнаружить многое, что выбивается из основного течения российской фантастики, а значит, здесь можно найти авторов завтрашнего дня.

Современная городская фэнтези. Впрочем, современная ли? Хотя в мире Ноя присутствуют автомобили, телефон, телевизор и роман «Мастер и Маргарита», здесь нет интернета, а повествование выстроено таким образом, будто кроме города и присутствующего рядом, но при этом словно в параллельном мире — Леса, и нет на Земле ничего. В этом и заключается фэнтези: мир, похожий на наш, но в котором существуют два доминирующих разумных вида — люди и Волки. Волки — существа с одной душой, но двумя телами — человечьим и звериным. Волки бережно хранят легенды о некоем мире из которого они то ли вышли, то ли обязаны в конце концов попасть, мире, где небо «вишневого цвета» и луна — «похожа на сыр». Волки пытаются жить в мире с людьми, но отчего-то многовековая вражда не прекращается: люди сжигают «оборотней» на кострах, а волки — заливают свою месть людской кровью. И испокон веков же, по непонятной причине, многие волки выбирают в жены людских дочерей, и те уходят в лес со своими мужьями и становятся матерями новых волков. У волков — есть собственный Дьявол, которого все называют Ами, и собственный Бог — которого все называют Белым Волком.

Главному герою — молодому волку по имени Ной предстоит не только стать вожаком своего народа но и привести их в волчий рай — мир с вишневым небом и желтой, как сыр, Луной. Необычный роман, отличающийся своей лиричностью. Игры демиургов давно уже будоражат умы писателей-фантастов и авторов в стиле фэнтези, но описывать фэнтези мир в восприятии демиурга — черта именно нашего времени, взбудораженного матрицей и виртуальной реальностью, в которых всякий человек может побывать демиургом, из чего вытекают вопросы ответственности за свои деяния во вселенских масштабах.

В романе есть ряд незначительных недостатков: например, диалоги данные курсивом, сопровождающие основной текст, нераскрытые детали — такие как телепатические способности Крохи, явно лишний образ кошки-оборотня — неясная дань чему? любви к кошкам? — недоработанная любовная линия главного героя и почти открытый финал. Вернее, второй финал, после основного. Но, тем не менее, это роман — необычайно яркий, с плотным текстом, большим объемом образов и символической базой — легенды об оборотнях, средневековая охота на ведьм, христианство, Бог и Дьявол и пр. Этот роман является ярким образцом современного фантастического мейнстрима, образцом искусным, и что радует более всего — написан он российским автором. У фантастов прошлого растет новое достойное поколение.

Роман Ольги можно относить к фэнтези, можно — к магическому реализму, но в отношении этого произведения можно с уверенностью утверждать следующее: «Перекресток волков» в первую очередь хорошая литература, и лишь во вторую — хорошая фантастика, это означает, что полотно создаваемой автором действительности взято не «с неба» и не срисовано у кого-то из предшественников, оно выстругано, выстрадано, выцежено из нашей реальности, из каких-то особенностей нового времени и новой философии бытия. Ключевой конфликт романа — конфликт демиургов: творец волчьего мира, творец человечьего мира, творцов много, они живут и одновременно сосуществуют. В нашем обществе миллионы людей сосуществуют на просторах глобальной сети, не подозревая друг о друге. Свобода воли, вероисповедания, свобода нравов позволяет в одном доме жить алкоголику, работяге, христианину, мусульманину, человеку с нетрадиционной сексуальной ориентацией, любителям экстремального спорта или экстремального секса, анимэшнику, готу, эмо, хакеру или фанату «Counter Strike». Каждый из этих персонажей — микродемиург, поскольку модифицирует окружающую микродействительность «под себя». Это наша реальность. Люди разобщены. И каждый человек сегодня творец собственного микромира.

Творцы Ольги Белоусовой не мешают друг другу до тех пор, пока существа одного мира не совершают интервенции в мир другого творца. Главные персонажи романа — волки, — покинуты своим демиургом. Волчий творец — Белый Волк бросил наскучившие ему игрушки — своих чад и умчался в тот мир, который создал для себя. Бог ушел, оставив детей во власти соблазнов Дьявола. А Дьявол — повел их в другие миры, к другим существам.

Хорошую статью об этом романе можно найти здесь.

Идея того, что люди — игрушки Богов не нова. Мало сказать, что Майкл Муркок написал целую гиперэпопею о Вечном Воителе, который только и скачет из реальности одних богов — в реальность других. Но кредо времени — мы, уставшие от эпоса, уже не хотим наблюдать за приключениями героев, нам надоело любоваться на очередные «темные башни», полчища монстров, схватки и волшебства, — нет, нам бы что попроще, что поближе. Каждый из нас сейчас сам себе демиург и удивить нас очередными диковинами вряд ли возможно, а вот — мир глазами демиурга, внутренняя сущность творца, который и прав, и неправ, и неподсуден, и сомневается, и способен на самый ужасный поступок. Демиурги Майкла Муркока хорошо характеризуются цитатой из его саги об Элрике: «если мы лишь игрушки в руках богов, может быть сами боги — дети?...» Демиурги Белоусовой старше, они больше не дети, они более не однозначны, не черно-белы, они живые и состоят из множества оттенков. Еще бы — ведь эти творцы — мы сами!

Ну а произведение о чувствах творца по отношению к собственному миру просто не может быть нелиричным. Это чистейшая, кристальная, пронзительная лирика, и в прозе Ольги Белоусовой этой лирики намного больше, чем в случайных стихотворных строках, привлеченных автором в полотно своего романа. У Ольги может быть, еще не окрепший стиль, но слово ее звучит, это слово слышно, и, осознавая, что именно сейчас такие произведения в российской фантастике появляются и главное — ! — издаются, я вижу завтра еще больше хороших, умных, самобытных, необычных фантастических произведений, которые не стыдно назвать настоящей литературой.

Рекомендую всем любителям необычной фантастики, любителям «умных» книг. Ищущим в книгах развлечения — роман, возможно, покажется скучным





363
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 мая 2009 г. 19:25
Славу Богу, не только пеховы растут на земле русской. Очень правильно вычленять из потока и поддерживать отзывами/ревью талантливую молодёж. Именно сейчас она начинает зарождаться и писать, как вы подметили, не просто фантастику хорошую или плохую, а именно приличную литературу. Хотя после «стирателей 2000» (пехов, рудазов и прочая) казалось что писательская молодёж исключительно состоит из гопников, только и умеющих расписывать квесты с ельфами на радость юнцам и [эвфемизм не найден] взрослым. Но есть, к счастью, это самое «но». Будем это «но» лелеять и холить ;)


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 08:13
Хорошо,что медленно,но верно,по одному,роман находит своих читателей.:-)


⇑ Наверх