Пусть будет эпилог еще


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Пусть будет эпилог: еще несколько слов о романе Дэвида Брина "Бытие"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пусть будет эпилог: еще несколько слов о романе Дэвида Брина «Бытие»

Статья написана 21 января 2015 г. 03:23

Чувствую, в основной рецензии осталось недосказанное, а то и просто недопонятое. Поэтому, если родился пролог, то не стоит отходить от начатого. Пусть будет и эпилог.

К роману Брина моей главной претензией стала форма, когда сюжет неоднократно и неожиданно обрывается в местах, где и когда автор внятно и неоднозначно должен сказать о своей позиции. Это не тот вариант, когда автор осторожно подводит читателя к восприятию определенных идей. И не тот, когда он побуждает читателя акцентировать внимание на существующих или только зарождающихся проблемах, размышлять, сравнивать и делать собственные выводы. Это вариант, когда автор внезапно останавливается, внезапно испугавшись, что слишком далеко зашел, и сказанное далее явно не понравится достаточно большому кругу читателей, отчего упадут продажи, не дадут премий и нахлынет вал критики.

К примеру, сюжетная линия о зарождающейся расе дельфинов. О Возвышении предразумных видов. Сама эта часть с описанием нового общества, его социальной структуры, появления ростков морской цивилизации могла бы стать основой для отдельного романа. Но это практически невозможно без прояснения вопроса: а что есть разумность? Где та самая грань, когда живое существо в наших глазах становится разумным и, следовательно, приобретает определенные права?

По мне, так моя кошка, умело манипулирующая нами и даже плетущая многоходовые интриги в пользу себя любимой, много разумнее, чем алкаш из соседней квартиры. Или вороны из сквера напротив, социальная жизнь которых много сложней и разнообразней, чем у некоторых человеческих сообществ. Но у кошки в глазах людей прав нет, а у алкаша — есть. И вопрос этот даже не обсуждается: кошка — всего лишь кошка, а алкаш- человек. И все.

Вот и Брин, долго описывая зарождающиеся цивилизации дельфинов, аутистов, возрожденных неандертальцев, искусственных разумов и андроидов неожиданно стыдливо останавливается, когда доходит до ответа о разумности 7-ми миллиардного человечества, которое довело Землю до описанной в романе ситуации. Он долго восхваляет невинность и добрый нрав дельфинов, описывает первые их шаги на пути «прогресса», и замирает, когда надо высказать мнение о том, кто и зачем превращает море в большую помойку и сотнями убивает наших «братьев по разуму». Но в этом месте, когда уже деваться некуда, линия обрывается,  и далее о ней будут только краткие упоминания.

И если бы это был единичный пример. Практически любая важная тема подана только так. Проблемы без решений, и даже без оформленной позиции. Несколько десятков глав рассказывают о новых-старых формах организации общества и политического правления. Но как только надо четко сказать: а как сам автор относится к современным демократическим институтам и видит ли им альтернативу, линия обрезается без каких-либо объяснений.

Между тем, при таких то претензиях, я поставила роману высокую оценку. И оценка эта за оптимизм.

В последнее время я прочитала сразу несколько романов на тему близкого будущего, в том числе и «Отчаяние» Игана. И они все были депрессивными, из той серии которую я называю «Все плохо, но будет еще хуже». И даже дергаться не надо. При всех описанных ужасах и целом ворохе проблем «Бытие» на этом фоне просто переполнено верой в то, что, несмотря на то, что 99 проц человечества неустанно трудятся, чтобы погубить наш мир, оставшегося одного процента хватит, чтобы обогнуть очередную «мину» истории. И в этом вопросе Брин не уходит от ответов, до последнего защищая свою веру, которая может многим показаться беспочвенной и наивной.

И в конце хочется ответить на замечание Nicolett, написавшей о романе: «Обилие героев, которые бестолково мечутся по сюжету, якобы что-то делая (ключевое здесь «якобы»), вперемежку с псевдофилософскими рассуждениями – ну, диагноз, в общем и целом, ясен». Так, это можно сказать о любом последнем романе Мартина или Сандерсона, в которых градус бесполезных метаний героев просто-таки зашкаливает. И ничего, считают шедеврами.





135
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 января 2015 г. 21:44
Очень интересно про разумность!


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 13:46

цитата primorec

а как сам автор относится к современным демократическим институтам и видит ли им альтернативу, линия обрезается без каких-либо объяснений.
Так вы сами дальше отвечаете 8-) А именно:

цитата

При всех описанных ужасах и целом ворохе проблем «Бытие» на этом фоне просто переполнено верой в то, что, несмотря на то, что 99 проц человечества неустанно трудятся, чтобы погубить наш мир, оставшегося одного процента хватит, чтобы обогнуть очередную «мину» истории.
На практике это значит, что автор верит в современные (американские) демократические институты. Типа они хоть и вызвали проблему, но они же и разрулят, и 99% читателей могут ничем не заморачиваться. Отсюда и оптимизм :-)

цитата primorec

И в конце хочется ответить на замечание Nicolett, написавшей о романе: «Обилие героев, которые бестолково мечутся по сюжету, якобы что-то делая (ключевое здесь «якобы»), вперемежку с псевдофилософскими рассуждениями – ну, диагноз, в общем и целом, ясен». Так, это можно сказать о любом последнем романе Мартина или Сандерсона, в которых градус бесполезных метаний героев просто-таки зашкаливает. И ничего, считают шедеврами.
«Бытие» не читал (да и с таким названием книг не читаю), но... это вроде про размышлизмы, без экшена и поединков? У Сандерсона герои за свои идеи сражаются, рискуя собой, а не только размышляют.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 13:57
так не верит он в демократию: выборные представители у него все продажны и эгоистичны. Как альтернативу он называет неофеодализм, начинает рассматривать возможность наследственного правления аристократии, вроде бы, находит идею спорной, но так и не определившись бросает это все к черту.
Скорее, верит он в инициативных одиночек, упорных романтиков, которые вытащат заблудшее человечество, как то не пытается все испоганить.

А по поводу Мартина и Сандерсона , вы мое мнение уже знаете: какие там идеи? Это классно написанные и интересные истории ради самих историй. Нет там никакого глубинного наполнения и Слава Богу! Тысяча страниц философии — помереть можно!
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 14:15

цитата primorec

А по поводу Мартина и Сандерсона , вы мое мнение уже знаете: какие там идеи? Это классно написанные и интересные истории ради самих историй. Нет там никакого глубинного наполнения и Слава Богу! Тысяча страниц философии — помереть можно!
Мартин меня не особо интересует. Но что касается идеи ПЛИО, он где-то говорил, что хотел показать, что хороший парень не обязательно хороший король (или не лучше всего подходит на эту роль). У Сандерсона же идеи это герои, с которых надо брать пример. Вот Шаллан образец для журналиста. Она создаёт идеализированные картины людей, и заставляет их соответствовать, изменяться к лучшему.
Кроме того идеи есть и не в виде героев. В Реконерах так. И в Митозе, и в концовке Стального Сердца. :-) По крайней мере когда дочитывал Сердце точно в этом был уверен, сейчас подзабыл и не скажу 8-)
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 14:32
А я всегда считала, что задача журналистов показывать реальный мир. Идеальный — это к фантастам и сказочникам.
Поверьте, никакого таланта Сияющей Шаллан или волшебства Штормсвета не хватит, чтобы изменить к лучшему хоть на градус некоторых посетителей нашего форума ОИ;-)
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 14:47

цитата primorec

Идеальный — это к фантастам и сказочникам.
Ну, это всего лишь ваше заблуждение. Например Нобель хотел от писателей идеализации:

цитата

А на самом деле Нобель требовал: «Все мое движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещен в надежный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть — тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья — тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая — тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая — тому, кто внес наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов».

Промолчу про труды в защиту мира разных там бараков абам, но все же скажу пару слов о премиях в области литературы.

В 2003 году Нобелевский комитет осчастливил премией по литературе венгерского еврея. Этот писатель написал какое-то выдающееся произведение про Холокост, которое до вручения ему Нобелевской премии никто не хотел читать, в связи с чем, этого выдающегося писателя (сужу по растерянности корреспондентов «Евроньюс») никто не знал ни только в мире, но и в Венгрии. Писателей, которые могут написать книгу, но потом не могут найти того, кого можно было бы заставить ее прочесть, много. Тогда почему премию дали этому, с позволения сказать, писателю?

Нобель не был поклонником писателей как таковых, и премию обязал давать только тем из них, кто напишет лучшее произведение идеалистического направления. Напомню, поскольку это слово ныне мало используется, а посему может быть не понятно: «Идеализация — это представление чего-то лучшим, чем оно есть в действительности, приукрашивание действительности, представление чего-то в качестве идеала». Нобель хотел видеть и хотел сделать людей лучше, чем они есть, он хотел, чтобы писатели прославляли не воров и проституток, а идеальных людей. Ну, а кого в качестве идеала человечества представил венгерский мастер Холокоста? Немецкий концлагерь как идеальное место пребывания евреев? Толпы евреев, которые по легенде о Холокосте тупо и покорно, как бараны, шли в газовые камеры? Это что – идеализация людей? Неужели это их показ людей «лучшими, чем они есть в действительности»?
А «показывать реальный мир»... Вот кто этим обманется? Это ж отмазка.
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 14:52
Тогда какие претезии к российской журналистике: любой госканал вам сегодня рисует идеальный мир. А все их ругают....
Журналистика и литература, суть вещи разные. Вы же Шаллан представили, как идеал журналиста.
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 15:09

цитата primorec

Тогда какие претезии к российской журналистике
Идеализируют не то.
Или убеждают себя и других, что вообще не должны ничего идеализировать, а быть «зеркалом».
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 15:40
Открыли для себя нового гуру?
Непонятно только, зачем тащить это дерьмо в обсуждении книги? Когда лучше его оставить там, где ему место в сортиреОИ.
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 15:44
Если что-нибудь умное напишите, то и вас открою.
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 15:45
бисер не мечу, пробавляйтесь Мухиным
 


Ссылка на сообщение25 января 2015 г. 04:33
Кстати, размышления о неофеодализме, как лучшей, чем демократия, форме правления вполне в духе американской фантастики. Вспомним, хотя бы «Дюну» или ваш любимый «Праксис». Да почти любой роман, где присутствует Империя. Так что, этот вопрос всплывает то и дело.
 


Ссылка на сообщение25 января 2015 г. 04:42
Я бы сказал, что американская фантастика слишком неоднородная, поэтому в ней можно найти что угодно: идеи от анархизма до монархизма.
 


Ссылка на сообщение25 января 2015 г. 04:50
Мне кажется, что феодализм всплывает то и дело, поскольку дает больше простора для экшена. Ну, там короли, дворцовые интриги, балы , красивые интерьеры и прочее. Пожалуй только Герберт в «Дюне» рассматривал этот вопрос серьезно.
В «Бытие» же этот вопрос вторичен: вроде бы есть такие проблемы и их стоит обозначить. Но с другой — не первоочередные и ответы могут подождать. Вот это и напрягает в романе — зачем вообще тогда поднимать проблему и создавать тупиковую сюжетную ветвь?
 


Ссылка на сообщение25 января 2015 г. 04:57
Ну да, как удобные декорации -- вполне; а вот всерьёз, как сравнение с другими способами социального устройства -- тут, имхо, никаких особых предпочтений у большинства авторов не наблюдается. (Опять же: у большинства из тех, которых переводят на русский; многие же просто остаются за скобками).

Насколько я понял из вашей рецензии, «Бытие» где-то ближе к недавнему роману Олдисса: много идей, но разбаланс по сюжету/драматургии? :/
 


Ссылка на сообщение25 января 2015 г. 05:19
Да, но только более занимательно. Некоторые сюжетные линии — заморочки с инопланетными артефактами, идея идеологического вируса, заражающего цивилизации пессимизмом и толкающего на самоуничтожение, расщепление Человечества на разные виды — очень даже ничего. У Олдисса сплошной пессимизм, у Брина — оптимизм. Стакан на половину пуст, стакан на половину полон. Коньяк пахнет клопами или клопы пахнут коньяком.
Сугубо личное впечатление. Задумок в «Бытие»- на пяток романов. Более того, три части явно были задумками отдельных произведений. Но по каким то сугубо личным причинам автор сомневался, что сможет их все реализовать и склеил в один роман.
 


Ссылка на сообщение25 января 2015 г. 05:28
Судя по его ФБ, он сейчас активно следит за новешими научными исследованиями в разных областях -- возможно, как и Лем в поздние годы, художественные книги для него нечто вторичное по отношению к идеям?..

До нас книжка пока ещё не добралась, а так-то надеюсь и сам прочесть. Кстати, вроде бы одна из частей «Бытия» и выходила отдельной повестью...
 


Ссылка на сообщение25 января 2015 г. 05:35
Более того, по некоторым линиям впечатление, что они должны были предшествовать «Возвышению». Т. е относится к достаточно ранним разработкам. Так, вполне ясно объясняется, как «возвысились» шимпы и дельфины. И почему человечество довольно поздно присоединилось к Галактическому Возвышению — благоразумно решили сначала подумать и понаблюдать, а не прыгать в омут с головой. Но линия с дельфинами вообще оборвана, а каким образом пришли к разумному решению сначала подумать — вообще не ясно. Просто решили и все, хотя с чего бы это люди вдруг начали мозгами пользоваться — не понятно.
 


Ссылка на сообщение25 января 2015 г. 06:09
Ну, может, он как раз для себя какие-то логические дыры таким образом закрывает. Тем более, что по высшим приматам за последние годы было много интересных исследований (кое-что, кстати, и на русском выходило).

То есть необязательно, что это наработки материалов, собранных до «Возвышения». ;)


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 14:21

цитата primorec

По мне, так моя кошка, умело манипулирующая нами и даже плетущая многоходовые интриги в пользу себя любимой, много разумнее, чем алкаш из соседней квартиры. Или вороны из сквера напротив, социальная жизнь которых много сложней и разнообразней, чем у некоторых человеческих сообществ. Но у кошки в глазах людей прав нет, а у алкаша — есть. И вопрос этот даже не обсуждается: кошка — всего лишь кошка, а алкаш- человек. И все.
Анекдот:

цитата

Разговор в автобусе:
-Мужчина вы пьяны, вы сильно пьяны, очень сильно!
-Девушка, у вас ноги кривые, очень кривые, а я завтра протрезвею.
В этом и разница с разумностью, у кошек шансов нет, алкаш может изменится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 января 2015 г. 14:30
Я так давно живу на свете: настоящие алкаши никогда не изменяются. Взрослые, вообще, редко изменяются: есть редкие экземпляры, которые могут сделать волевое усилие и предстать в другом облике. Но, если воля ослабевает...
Но тут есть личое: отец моего первого мужа был настоящий запойный алкаш. Поэтому эту категорию я ненавижу чистой и незамутненной ненавистью. И не нахожу им никакого оправдания.
Потому в моих глазах, непьющая кошка всегда разумнее алкаша.


⇑ Наверх