Кризис культуры в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Г. Л. Олди» > "Кризис культуры в современной русскоязычной фантастике"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Кризис культуры в современной русскоязычной фантастике»

Статья написана 6 марта 2015 г. 11:39
Размещена в авторской колонке Г. Л. Олди

Случайно обнаружился в сети автореферат диссертации «Кризис культуры в современной русскоязычной фантастике» (2012). Мария Юданова, Москва, кандидат культурологии. Полностью текста диссертации, ясное дело, нет, но и в реферате кое-что заинтересовало.

UPD: Диссертация М. Юдановой «Кризис культуры в современной русскоязычной фантастике» лежит здесь. Все желающие могут ознакомиться, с любезного разрешения автора работы.

Ниже -- много букв на тему:

Фантастическая проза Г. Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко является индикатором проблем общества, связанных с кризисом современности. Творчество этих авторов трудно отнести к какому-либо направлению внутри фантастической прозы, кроме тех произведений, которые заранее относятся самими авторами к фэнтези, космоопере или фантастическому боевику и т.п. Таким образом, проза Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко представляет практически все направления современной русскоязычной фантастики и охватывает практически все области кризиса современности, в том числе его социокультурную составляющую, и заключает в себе своебразную модель кризиса современности.

Фантастическая проза Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко возрождает «роман воспитания», утерянный в русскоязычной литературе в 80-90-е годы XX века.

«Романы воспитания» и «романы-предупреждения» Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко ориентированы на возрождение общечеловеческих этических и эстетических норм, без которых невозможно дальнейшее развитие общества, адекватное восприятие действительности каждым индивидом и, соответственно, направлены на преодоление настоящего культурного кризиса.

Вторая глава «Пути преодоления глобального социокультурного кризиса в современной русскоязычной фантастике» включает культурологический анализ истории русскоязычной фантастики, раскрытие основных проблем современной фантастической прозы и системный теоретикокультурный анализ произведений Г.Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко.

Во втором параграфе второй главы «Отражение глобального социокультурного кризиса в литературных фантастических мирах. Культурологический анализ» дается анализ основных произведений А. Валентинова, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди как самых ярких представителей социально-философской фантастической прозы нашего времени.

Из содержания параграфа видно, что:

— произведения А. Валентинова, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди являются непосредственными индикаторами современного социокультурного кризиса, вскрывая проблемы главных тенденций будущего развития человека и общества;

— творчество А. Валентинова, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди выполняет функции воспитания (роман воспитания) и предупреждения (роман-предупреждение).

Третий параграф второй главы — «Аксиологические поиски русскоязычной фантастической прозы — выработка моделей преодоления глобального кризиса». В этом параграфе анализируется выраженные аксиологические линии в текстах рассматриваемых авторов. Даётся общий анализ всех произведений с точки зрения этики и аксиологии. Выделяются основные ценностные ориентации в творчестве Г.-Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко. Анализируется возможность преодоления разрыва между ценностями культуры, этикой и техническим прогрессом посредством влияния на общественное сознание интеллектуальных и морально-этических поисков русскоязычной фантастической прозы.

Делаются выводы, что:

— в произведениях А. Валентинова, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди открывается пласт аксиологических воззрений авторов на современный социокультурный кризис;

— А. Валентинов, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди в своей прозе утверждают необходимость сохранения и творческого использования традиций культуры, на фундаменте которых должно строиться дальнейшее развитие человечества.

В заключении изложены основные выводы и подведены итоги диссертационного исследования:

1. Произведения Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко отражают практически все главные социокультурные тенденции современности (от проблем влияния компьютеризации на жизнь человека и общества до социально-экономической нестабильности и усиления вектора глобализации).

2. В прозе Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко продолжает свое развитие толстовская традиция «диалектики души». Это не просто изображение внутреннего мира человека. Именно из психологической ситуации, построенной писателями, вырастают и психологические характеристики социальных типов, и социокультурный портрет настоящего времени. Творчество Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко в первую очередь принадлежит к социальнофилософской фантастике.

3.С точки зрения культурологии, все рассмотренные нами произведения Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко делятся на романы воспитания (например, «Цифровой», «Долина совести» и т.д.) и романы-предупреждения (например, «Нам здесь жить!», «Армагед-дом» и т.д.), что соответствует настоящей социокультурной ситуации, нуждающейся в разрешении не только социально-экономических, но и педагогических, психологических и футуристических проблем.

4. Все произведения Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко направлены на анализ разрыва между общечеловеческими ценностями и активным развитием техносферы.

5. В прозе Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко предприняты попытки преодоления этого разрыва посредством утверждения общечеловеческих ценностей как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества в целом.





171
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 марта 2015 г. 16:33 цитировать
Знал о диссертации, согласен с формулировкой о том, что творчество триумвирата охватывает все стороны современной фантастической прозы:)


Ссылка на сообщение6 марта 2015 г. 19:09 цитировать
спасибо, обязательно прочитаю:-)




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх