FantLab ru

Кир Булычев «Похищение чародея»

Похищение чародея

Повесть, год

Перевод на белорусский: Р. Саматыя (Выкраданне Чарадзея), 1994 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 50

 Рейтинг
Средняя оценка:8.12
Голосов:363
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Группа ученых из будущего, пользуясь машиной времени, ищет в прошлых эпохах гениев — одаренных людей, намного обогнавших своё время. Однако не только поиск, но также изъятие и перенос в будущее этих людей является их главной задачей.

Девушка Анна приехала в деревню, чтобы спокойно готовиться к поступлению в аспирантуру и наткнулась в своем доме на промежуточную базу «будущее-настоящее-прошлое». Средневековье открылось для неё в самый трудный, смертельный период в истории Руси.

Примечание:


Повесть написана в 1978 г. Первая публикация (1979) — в сокращении, далее — полный вариант без существенных изменений. В начальном варианте одним из погибших гениев в повести был еврейский мальчик. Повесть вернулась из редакции с резолюцией: «Ввиду того, что английский писатель Герберт Уэллс написал повесть «Машина времени», мы считаем тему путешествий во времени закрытой и, к сожалению, принять повесть на эту тему не можем».

Опубликован: Журнал «Химия и жизнь» 1979, №№ 8, 9, 10, 11, 12

Опубликован комикс под названием «Похищение чародея» (1987).

Снят художественный фильм. Свердловская киностудия, 1989 г.

По повести снят фильм-спектакль в двух частях. Сценарий и постановка Глеба Селянина. Ленинградское телевидение, 1988 г.

Входит в:

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 24», 1981 г.  >  Повести и рассказы

— антологию «Серебряное время», 2006 г.

— сборник «Встреча тиранов», 1992 г.

— журнал «Химия и жизнь 1979'09», 1979 г.

— антологию «Выкраданне Чарадзея», 1994 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 82

Активный словарный запас: средний (2765 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 52%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Похищение чародея» 1989, СССР, реж: Виктор Кобзев



Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 24
1981 г.
Похищение чародея
1989 г.
Встреча тиранов
1992 г.
Собрание сочинений. Том 1. Повести
1993 г.
Чужая память
1995 г.
Похищение чародея
1997 г.
Похищение чародея
2000 г.
Похищение чародея
2005 г.
Серебряное время
2006 г.
Похищение чародея
2016 г.

Периодика:

Химия и жизнь № 9, сентябрь 1979
1979 г.

Издания на иностранных языках:

Выкраданне Чарадзея
1994 г.
(белорусский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2016 г.

Когда я впервые (а потом повторно, а потом ещё и ещё раз) читал повесть, я вместе с Анной узнавал все знакомые места, деревню, косогоры, речку и все среднерусские просторы. Кир Булычев так точно, так пронзительно верно и интимно показал в «Похищении чародея» русские задворки, что, кажется, нет такого сердца, которое не откликнулось бы. В этот мир погружаешься с головой, и это не декорации для действия повести, а сама суть её — за пришедщим в упадок «сегодня» провечивает седая история, которая никуда не делась — тут она, под нашими ногами, в русской земле.

Сам полуавантюрный сюжет, похоже, автора не особо интересовал. Кир Булычев писал мастеровито, умело выстраивая эпизоды действия, но повесть всё равно импрессионистическая, настроенческая, а не приключенческая. Вставная новелла-каталог о «ненужных» гениях замечательна, очень сильна. Она вроде бы не имеет отношения к окружающим Анну прекрасным пейзажам, но, по принципу контраста, добавляет им глубину и драматичность.

Совершенно замечательно повесть кончается, как бы оборванная на полуслове, как бы сцена, увиденная из окна электрички, уносится вдаль, и мы уже никогда не сможем подтвердить или опровергнуть свои догадки. Может, мы и не видели ничего? Нам пригрезилось? Но ржавые железки на столе, последние следы когда-то разыгравшейся драмы говорят: это было.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2012 г.

Заглавная повесть сборника заставляет серьёзно задуматься о роли личности в истории, в частности — о роли гениев. Немало копий сломано о том, какое влияние оказали на цивилизацию Пушкин, Ломоносов, Леонардо, Эйнштейн. И лишь немногие задумывались: а сколько их, подобных людей, теряется в общей волне истории? Сколько из них погибает, или идёт не тем путём? Вопрос... Главная проблема путешественников во времени, которые изымают перспективных гениев — убедится, что они действительно являются таковыми, так как часто истинные таланты скрываются за спинами более ярких внешне личностей. Видно, что Можейко немало посвятил времени изучению этого непростого вопроса.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2017 г.

Кир Булычёв умел сделать интересной любую историческую эпоху и любой её эпизод. У нас мало пишут о подробностях борьбы между осколками Киевской Руси, поднимающейся Литвой и духовно-рыцарскими орденами, захватившими Прибалтику. Обычно вспоминается только Ледовое побоище, важный, но не самый главный её эпизод. Здесь и вовсе незначительное событие, вымышленное, но характерное для тех лет. Гибель маленькой русской крепости Замошье. События этих двух дней показаны короткими эпизодами, на уровне рядовых участников. Но повесть держит. Чего стоит только эпизод с безумным горожанином, который носится с дубиной по пустым улицам. Или равнодушные наёмники-ятвяги, понимающие, что им-то не пережить завтрашний день.

В тринадцатом веке преобладают сумеречные тона. Двадцатый век показан, в основном, при ярком свете дня. Маленький обезлюдевший посёлок на границе Белоруссии и Прибалтики. Тихая, спокойная, умиротворяющая атмосфера. Даже попытки как-то обострить ситуацию не воспринимаются всерьёз. Здесь хорошо отдыхать. Но, если отвлечься от приключений героев и летней атмосферы, понимаешь, что и этот посёлок обречён. Только Замошье погиб за одну ночь, а его наследник будет умирать ещё лет 10-15, пока не обезлюдеет окончательно.

Будущее в повести не показано, но оно не мене интересно. Думаю, именно эта непроявленная картина будущего стала главной причиной осложнений с редакциями, а не рассказ о еврейском мальчике. Какое-то оно не такое. Да, люди хорошие, и цели приличные, и методы гуманные. Но откуда всё-таки такой жуткий дефицит мозгов? И ведь гении из прошлого всё равно не смогут работать в полную силу. Другое образование, воспитание, система ценностей, другие привычки и представления о мире. Но охота продолжается, несмотря на колоссальные расходы и даже жертвы. Учёный боярин — человек нехороший даже по меркам своего времени, но его до последнего пытаются вытащить и, несомненно, собираются исполнять все его желания, лишь бы работал. Да и другой, настоящий гений плохо вписывается в картину коммунистического будущего. Люди более достойные, но не слишком нужные обречены на смерть. А дальше на путях в будущее стоит барьер, природа которого непонятна. Нет, не всё так гладко в двадцать восьмом веке.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2012 г.

Повесть перечитывал не раз. Отличная . не стандартное произведение. Здесь всё к месту и стиль и интрига и главное развязка. Читая так же и другие произведения

Игоря Всеволодовича не раз убеждался , что он Мастер ироничного повествования. Кажется , где здесь юмор и ирония. А вдумайтесь в сюжет , в отношения

Романа и Акиплеши.Господа ученые. Это Вам ничего не напоминает. Вспомните «дутых» докторов наук и талантливых Акиплеш работающих на них. Вот так перечитывая

талантливейшую вещь , каждый раз находишь , что новое.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2016 г.

Не самое удачное произведение Булычева.

Сюжет таков: шла девушка к себе домой, а у нее дома оказывается живут путешественники во времени. Они занимаются вытягиванием из прошлого выдающихся личностей, гениев, которые находятся на волосок от смерти переправляют их в будущее..

Как-то все тут сумбурно, непродуманно, нету логики в поступках главных героев. Неужели такие великие умы будущего не придумали как справляться со случайными свидетелями?

Потом еще это путешествие во времени и приключения на территории Руси... Ничего прям сделать не могут, без девушки-красавицы.

Детский сад какой-то, честное слово.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 сентября 2015 г.

Повесть помню еще по «Химии и жизни». Ждал следующий номер с огромным нетерпением... А конец повести слегка разочаровал. Как по мне, то обоснование того. что гений — не тот, кого ищут, слабовато обоснованно... Что понравилось ОЧЕНЬ — выдуманные истории несложившихся гениев, погибших рано, и исторический антураж про штурм Замошья. Только из комментов узнал, что в поздних редакциях убрали еврейского мальчика-скрипача, погибшего во время погрома. Кошмар. Один из лучших фрагментов. Цензуру фтопку!

А фильм, кстати, очень неплохо сделан, понравились Болтнев в роли крестоносца и Гостюхин — Акиплеша.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 октября 2009 г.

Отличное произведение автора, в котором сплелись воедино фантастическая идея и литературное изложение и ты уже забываешь и читаешь так как будто это происходит рядом, ты словно погружаешься внутрь и начинаешь их видеть и словно сам принимаешь участие в действии не соглашаясь с решениями героев, предлагая пути выхода и с сожалением закрываешь книгу. Как хорошо что есть такие произведения и такие авторы.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2008 г.

Книга понравилась с первых строк. Цитата под настроение:«...Анна шаг за шагом узнавала деревню, где пятилетней девочкой двадцать лет назад провела лето. К ней возвращалось забытое ощущение покоя, гармонирующее с ржаным полем, лопухами и пышным облаком над рощей, звоном цепи в колодце и силуэтом лошади на зеленом откосе». Так уютно и спокойно!

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2009 г.

В этой книге автор создал незабываемую, такую приятную т тёплую атмосферу окружающей среды! очень точно, реалистично. А появление учёных из будущего только добавило пикантности)! Жаль лишь то, что романтическая линия между анной и молодым учёным не дала о себе знать, но некое пртяжение между ними было мо-моему.............

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2008 г.

Путешествие во времени довольно распространенная тема, где-то я уже читала про барьер при путешествии в будущее. Новым было то, что путешествовать можно только между «дугами» спирали.

А вообще, мне хотелось бы, чтобы чародеем был все-таки Роман,а не карлик с трудно выговариваемым именем :blush:

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2007 г.

В юности я смотрел телефильм по этому произведению. Понравился. Повесть, конечно, гораздо живее и интересней. Сюжет (что редкость для произведений Булычева) — едва ли не главное в этой истории. Язык, как всегда, «на высоте». Читается на одном дыхании...

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 сентября 2006 г.

Если Булычев хотел описать наше светлое будущее, то как-то сомнительно он это сделал. Пришельцы из будущего скорее похожи на шпионов из недружественных стран. В этом случае причина похищения гениев становится более обыкновенной и более понятной. С описанием прошлого я более-менее согласна — вот только сам факт наличия такого карлика-алхимика... ну что ж, это все-таки фантастика...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2006 г.

Что то не верится, что в том светлом будущем такая необходимость в гениях. Тем более пока пришелец из прошлого выучит науку будущего, у него творческий период просто физиологически закончится.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу