Астольф де Кюстин Россия в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Астольф де Кюстин "Россия в 1839 году"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Астольф де Кюстин «Россия в 1839 году»

Статья написана 24 мая 2015 г. 16:57

Завела эту книжку еще в старшей школе на волне увлечения историей, потом перевезла с собой в Питер и только сейчас удосужилась прочитать. Что сказать, могла бы и дальше прекрасно не читать — ровно ничего не потеряла бы, только сберегла бы изрядное количество часов жизни (два толстых тома). Вкратце: в ней вся та же традиционная русофобия, которую и сейчас можно прочитать в сетевых дискуссиях. Только Кюстин уделывает всех сетевых русофобов объемом. Могу предположить, почему взбесился Николай, читая эту книгу: она бесконечная и все одно по одному.

Чего ожидаешь от путевых заметок: наблюдений о жизни, каких-то деталей, описаний, эпизодов — в общем, интересных мелочей. Потому что все остальное и так известно, в общем. Чтобы выяснить, что в России абсолютизм, а РПЦ находится фактически на службе у государства, ехать никуда и не нужно. Чтобы выяснить, что в России холодно и плохие дороги, тоже. Но нет, вместо интересных деталей Кюстин вываливает сотни страниц собственных рассуждений на тему того, что абсолютизм — это плохо, а католическая церковь — хорошо. Сами по себе они, понятно, никакой ценности не имеют, тем более что выдают крайнюю ангажированность авторской позиции: у нас (в Европе) хорошо, в России — плохо; католическая церковь — правильная, все остальные — неправильные. Чудовищно скучно и бессмысленно, все это мы уже ели, видели и слышали по сто раз в разных вариациях.

Собственно путевых заметок по тексту — раз-два и обчелся. Пожалуй, интересно прочитать про нижегородскую ярмарку: это то, чего ни мы, русские потомки, ни иностранные современники сами бы узнать не смогли. Все остальные впечатления более чем скудны: центр Питера, центр Москвы — такая программа ленивого туриста, из тех, которые в Риме видят только Колизей, а ни о чем другом и не слыхивали. Конечно, в то время путешествия для собственного удовольствия, пожалуй, было оксюмороном (хотя по России оно и сейчас так во многом). Скудные замечания по поводу реального окружающего мира (а не бесконечных рассуждений автора, не имеющих ничего общего с жизнью) изредка перемежаются сведениями о русской истории, почерпнутыми (точнее — понадерганными) из Карамзина. Особенно комично, когда Кюстин пытается как нечто новое сообщить читателям то, что уже давно и весьма пространно сообщил Карамзин.

На фоне проклятий ужасному абсолютизму еще забавно выглядит искреннее восхищение императором Николаем. Тем самым, да, Палкиным. По Кюстину, это Николай как раз исправит все зло, причиненное русскому народу Петром и Екатериной, направит Россию по верному пути, и вообще он единственный искренний, широкой души человек, блабла.

Рассуждения про абсолютизм еще можно понять — в конце концов, это такое общее место, про которое считает нужным, как про потрясающее открытие, сообщить любой человек, мало-мальски заинтересовавшийся историей России. Забавнее рассуждения о русском характере и эпические выводы в духе «русские не умеют любить». Или, например, жалобы на то, что пленные солдаты наполеоновской армии мерзли русской зимой — страшно подумать, как русская зима только посмела! Помнится, давеча в Риме мы увидели где-то памятник какой-то итальянской дивизии, которая полегла «за Италию» в районе Волги и хихикали, что далеко же люди поперлись, чтобы умереть за Италию. Так и здесь, в общем, ни о какой беспристрастности говорить не приходится, особенно применительно к делам не так давно минувшим.

В целом, несмотря на всю мою любовь к подобной литературе, Кюстин — совершенно бесполезное чтение для тех, кто хочет узнать о России что-то новое, даже мелочи. А тому, кто ищет русофобскую литературу, проще все-таки почитать современные интернеты, чем мучиться с этими двумя томами довольно нудного текста. Могу рекомендовать разве что в качестве упражнения в смирении.



Тэги: кюстин


205
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 мая 2015 г. 12:52
«Медийный образ» царя Николая первого — вообще вещь интересная :-)
Мне повезло почитать достаточно популярную «Историю России» практически
профессионального историка Покровского в том числе в части, посвященной
началу XIX века. Лично меня заинтересовало — Покровский пишет: открытию
технических учебных заведений, высших и средних этот Николай придавал немалое значение, сравнимое с формированием войсковых частей, например.
Общий вывод историк делает тоже интересный: Н.I это как Павел I, только адекватный,
то есть вообще не эксцентричный, (и это при расхожих сомнениях в душевном здоровьи Павла)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2015 г. 14:59
Возможно, во времена царствования Николая он вообще воспринимался гораздо лучше, чем потомками)
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 06:28
Это больше к Кюстину подходит :-)
А тот Покровский — М.Н. в двадцатые годы прошлого века писал, в предисловии говорит, что это первая «История России», сделанная по марксистской методологии, мол, до этого ни марксистам, ни большевикам история России была «неинтересна».


Ссылка на сообщение5 ноября 2015 г. 01:27
За последний абзац спасибо, развеселили.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2015 г. 09:11
:-)


⇑ Наверх