Джек Вэнс Бравая вольница


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Джек Вэнс "Бравая вольница": зачем нужна власть
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джек Вэнс «Бравая вольница»: зачем нужна власть

Статья написана 29 мая 2015 г. 04:38

Продолжаем знакомство с трилогией Джека Вэнса «Дердейн». Если кто-то заскучал от описания первого романа «Аноме», как более социального, спешу обрадовать. вторая часть «Бравая вольница» практически ушел от неспешности и этнографичности в сторону приключения. Хотя и социальная часть очень и очень неплоха. Очень близко к «Хрустальный дождь» Тобиаса Бакелла и «По ту сторону тьмы» Бэнкса, хотя два последних романа и написаны значительно позже.


Джек Вэнс «Бравая вольница»
Стоит признаться, что практически все мы грешим этим:  устроившись поудобнее вечерком в кресле, с кружкой пивка или чашечкой кофе — в зависимости от пристрастий и воспитания, порассуждать о безобразном правлении, бездарных правителях, растущем всеобщем идиотизме, ошибках в политике — без разницы внутренней или внешней. Посетовать, что такие замечательные мысли и предложения, рожденные в жарких дебатах или вялых монологах на миллионах кухнях и тысячах форумах, не доходят до верхов. И так это кажется просто — дайте нам власть, мы вам покажем, как править, чтобы всем «стало хорошо».

Вот свершившаяся мечта всех критиков, мечтателей и оппозиционеров. Власть полная, неограниченная финансами и законом, ни с кем не разделяемая. И попадает она в руки человека честного, милосердного, умного, справедливого, единственного свободного человека в несвободном мире, действующего не из корыстных побуждений или в интересах какой-то группы, а исключительно из чувства долга и ответственности. Идеальный случай: исправить ошибки, покарать виновных, облегчить жизнь невинным.

Шанту фантастически повезло, что Аноме волей случая в самый критический момент истории стал наш герой, бывший раб, бывший послушник секты религиозных фанатиков, бродячий музыкант Гастель Этцвейн. Он действует не как неопытный и необразованный юнец, а проживший жизнь мудрец, искушенный в интригах политик, закаленный в сражениях боец и опытный управленец, оперирующий хладнокровно и расчетливо финансовыми потоками, материальными ресурсами и людьми. И при этом власти не желающий ни в коей мере.

Пожалуй, сам институт анонимной власти и достаточно подробное описание его функционирования самое любопытное во второй части. Занятное допущение: если власть анонимна, то некому давать взятку, нет поля для плетения интриг и вообще политической деятельности. Такая власть сразу предполагает, что ее носитель не будет выделяться на общем фоне. С такой властью не позаигрываешь: Аноме с заветной кнопкой от взрывающихся ошейников может оказаться старичок на лавочке или торговец на рынке.

И это, пожалуй, самое большое фантастическое допущение: за 2 тысячи лет до власти не дорвался маньяк, взрывающий обывателей по своей прихоти, или «высокоморальный» идеалист, стремящийся искоренить многочисленные причудливые секты Шанта. Или карьерист, мечтающий стать императором мира,  передавая власть по наследству. Ну не смогла я поверить в такое, настолько это не свойственно природе человеческой.

Но это так, отвлеченное. Не думайте, что вся вторая часть трилогии состоит только из рассуждений о власти. Наоборот, действие постепенно уходит от социального в сторону приключенческого. В небольшом объеме сосредоточено очень много динамичных событий, в центре которых — война с неведомыми захватчиками. Здесь есть все, что душе угодно: разработка долговременной стратегии, жестокие и кровавые схватки, шпионаж и диверсии, генетические манипуляции/жаль, что не очень подробно, ведь затронуты были вполне современные аспекты /, социальные эксперименты, странные обычаи, политика, пропаганда, неразгаданные тайны. Часть доставшихся из романа «Аноме» загадок получат довольно неожиданное объяснение, часть получит подпитку новыми недомолвками и странностями. Более того, действие выйдет за пределы обособленного Шанта, станет общепланетарным и явно готовится выйти за пределы планеты Дердейн, поскольку на сцену выходят новые действующие лица — Асутры.





85
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 10:46
Гастель Этцвейн мне не показался особо благородным парнем. Скорее, он не так плох, как окружающий его мир. К идее равенства и отказа от рабства он пришел не сразу, да и то с перекосами и ошибками.

Его колебания, ошибки обычного человека намного интереснее «прогрессорской» части книги. Равно как и ненавязчивая идея невозможности всеобщей справедливости — для этого идея с городами-государствами в рамках одной страны годится как нельзя лучше.

Кстати, так и не ясно, как удалось примирить непримиримые шанты. Есть лишь упоминание, что им запрещены радикальные меры.

***

По части войны с асутрами, мне наоборот, приключенческая часть показалась слабой и не интригующей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 11:37

цитата pilotus

По части войны с асутрами, мне наоборот, приключенческая часть показалась слабой и не интригующей.


Кстати, мне тоже было жаль, что автор отказался от углубления темы о власти в сторону зрелищности. Но вкусы разные, может кто-то соскучился по приключениям.

цитата pilotus

Равно как и ненавязчивая идея невозможности всеобщей справедливости — для этого идея с городами-государствами в рамках одной страны годится как нельзя лучше.


Немножко предвосхитили. Эту часть я оставляла для отзыва по всему циклу.

цитата pilotus

Кстати, так и не ясно, как удалось примирить непримиримые шанты. Есть лишь упоминание, что им запрещены радикальные меры.


Не обошлось без явных натяжек. Кое-то конфликты между отдельными провинциями должны были происходить — или хотя бы упоминания о массовых отрываниях голов. Ведь невозможно представить, чтобы некоторые из описанных культов фанатиков хотя бы по разу не предприняли попыток проучить «неверных».
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 11:44
Кстати, вам не показался весь цикл аллюзией на французскую революцию, мягко порицающий средства и цели.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 11:56
Пока я прочитала только две части и говорит о всем цикле трудно. Потому пока воздержусь от высказываний. Но обещаю подумать в этом направлении.

Мне же еще показалось интересным то, что автор как раз явно не осуждает принятую систему правления и не поет громко «Слава» победившей демократии. Тут есть еще одна натяжка, дань зрелищности в ущерб достоверности: ну не могут люди, носящие ярмо 2 тысячи лет — потомственные рабы в бог знает каком поколении — взять и стать приверженцами демократических основ. Скорее я поверю в Финнерака и его стремление к войне со всеми и до победы любой ценой, чем в такое перерождение.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 12:18
Да и перелом в сознании героя, как он быстро и безболезненно дошел до парламентской системы ввел меня в диссонанс. Что до социума — то тут скорее достоверной был бы сценарий французской или большевистской революции, да: «Дорвались»

Насчет третьего романа: а третий, собственно, слабо связан с первыми двумя. Герой отправляется на другой континент...

раз уж об этом. я понимаю, что социалка, но по мне так взаимодействие персонажей описано слабо. Иногда есть просто неуместные подробности.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Что мы узнаем о герое из того, что его секетарша стала его любовницей? тем более что больше о ней в цикле вообще не упоминается.


Да и легкость, с которой герой

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

принимает насильственную смерть матери
остается для меня странностью. Впрочем, как я писал в авторской теме, это вполне себе стиль Вэнса.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 12:30
Ну тут для меня. как раз странности нет: человек- раб так и должен воспринимать действительность- жизнь только сейчас без всяких планов. И воспитание в среде религиозных фанатиков с их пренебрежением к женщинам все же должно сказываться.

А вот то, что молодой, малообразованный и обладающий не слишком большим жизненным опытом юнец вдруг начинает поступать расчетливо и холодно, планировать на несколько шагов вперед, не поддаваясь импульсам и чувствам — это уже другое. Иногда он действует, как матерый волк в овечьем стаде.

Вэнс вообще часто играет в «поддавки» с собственным сюжетом, жертвуя достоверностью в пользу выбранного направления. Но, согласитесь, его мир — ему и законы устанавливать.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 12:34
должно было бы, если бы он принимал их учения. Но, фактически, все его побуждения в первой части связаны с матерью. Но желание изменить мир с этим не связано вообще, как могло бы показаться.

что до расчетливости, то ему все же помогли :) Он там по первой ошибку за ошибкой допускает. Хотя да, ослом его не назовешь.

Да его мир, его правила.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 17:18

цитата primorec

молодой, малообразованный и обладающий не слишком большим жизненным опытом юнец


Это не совсем так. ГГ очень долго копит деньги на выкуп матери из заработка бродячего музыканта. Бродячие музыканты довольно быстро набираются опыта — жизнь заставляет. Если бы он занялся политикой, едва выйдя из общины хилитов — было бы странно.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 17:29
Его жизненный опыт никак не связан с вопросами, которые он успешно решает, как то, к примеру, планирует возможность строительства, обучения пилотов и использования планеров для уничтожения врага с воздуха. Еще даже не зная, как их применить, не имея никакой технической базы или военного опыта. Порой он вообще действует, как матерый шпион. Допускаю, что музыкант может « читать» лица, но уж никак не действовать, как профессиональный и многоопытный психолог. Как кадровику ему бы цены не было в любой компании.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 17:55
Он постоянно пользуется чужой помощью. Делает ошибки — с Финнераком, например, он ошибся здорово. И сильные эмоции (смерть матери в данном случае) часто выявляют в людях способности, о которых они не подозревали.

Насколько я понимаю, парламентаризм в системе государственного устройства Шанта уже присутствовал. Функция Аноме была довольно ограничена — поддержание законов. Созданием этих законов, и их непосредственным выполнением — этим занимались другие. Натяжка, конечно, но натяжка интересная. :-)
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 17:42
Вэнс не любит описывать то, что по его мнению очевидно. Он разбрасывает достаточное количество деталей, чтобы внимательный читатель мог составить представление о героях. (В скобках — секретарша относится к таким деталям. ГГ слишком завязан на своей матери, чтобы иметь полноценные отношения с другими женщинами — cлучайные подружки, подвернувшаяся секретарша, никаких интересных любовных историй).

Сцена смерти матери написана с предельной точностью — ни о какой легкости не может быть и речи. Смерть матери подвигает ГГ на переворот и войны — отсутствием эмоций тут и не пахнет. :-) Другое дело, что ему приходится сдерживаться в присутствии Ифнесса — холодного, гораздо более осведомленного, богатого и всемогущего ... для которого эмоции других людей — не более чем повод для анализа, а то и мимолетного развлечения.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 19:43
Что же, я не вниматльный читатель :) просветите меня. гг нужно было собирать деньги для выкупа, да, это отнимало все силы -да. Но секретарша появилась позднее. И что же сообщение о том, что он сам не понял как они стали любовниками (пусть и одноразовыми) раскрывает нам о герое? (если не считать предисловия, что он старался быть примерным человеком). В третьей книге тоже есть девушка, с которой у него

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

тоже ничего не получилось
— опять же после гибели матери.

цитата

Смерть матери подвигает ГГ на переворот и войны

мне так не показалось. Максимум на что сподвигла — помогать Ифнессу. Да и то, скорее больше из-за любопытства.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 20:06

цитата pilotus

опять же после гибели матери


Детские впечатления, эмоции остаются — смерть матери не вычеркивает их.

(И все вы прекрасно понимаете, просто развлекаетесь потихоньку троллингом :-))) )
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 21:29
хм, может быть. Фрейд на герое заработал бы состояние :)
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 18:50

цитата primorec

Кстати, мне тоже было жаль, что автор отказался от углубления темы о власти в сторону зрелищности. Но вкусы разные, может кто-то соскучился по приключениям.


Американские редакторы :-) Вэнс часто жаловался, что его заставляли строже следовать канонам жанра. Ценители Вэнса ценят его отступления от этих канонов
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 21:32
вообще да. кстати, раз уж вы сделали это отступление, то мне, почему-то показалось, что единственное упоминание секса в трилогии — это банальная просьба редактора. Ну, такова была первая мысль. :)

Кстати -на другую тему и из первой книги трилогии: помните монолог Ифнесса о справедливости в отношении смерти за воровство? Мне одному это показалось жутким передергиванием и софизмом? То есть, помести Вэнс эти слова в уста аборигенов — да, но полную чушь (и все ему поддакивают) несет Ифнесс, человек с

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Земли
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 21:54

цитата pilotus

мне, почему-то показалось, что единственное упоминание секса в трилогии — это банальная просьба редактора. Ну, такова была первая мысль. :)


Скорее — наоборот. Издательский заказ мог быть на приключенческую литературу для детей, а Вэнс опять вылез за рамки ...

цитата pilotus

помните монолог Ифнесса о справедливости в отношении смерти за воровство? Мне одному это показалось жутким передергиванием и софизмом?


цитата

Собственность и жизнь вполне соразмерны, если вспомнить, что собственность есть результат человеческого труда. По существу, собственность и есть жизнь в той мере, в какой владелец имущества потратил время и силы на ее приобретение. Вор похищает жизнь. Любая кража, таким образом — частичное убийство


цитата

Разрешите повторить — когда вор крадет имущество, он отнимает жизнь. Я человек сдержанный, что для меркантилиста, конечно, необычно. На хищение одного дня я могу посмотреть сквозь пальцы. Хищение недели вызовет у меня возмущение. Похитителя года жизни я способен убить на месте


Вэнса явно развлекла простая мысль — что воровство можно приравнять к краже времени. Действительно, если я потратила дневной заработок на приобретение какой-то вещи, вор украл у меня этот день . Можно считать это софизмом, но эта мысль становится нагляднее, когда люди теряют сбережения всей жизни ...
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 22:11

цитата

Вэнса явно развлекла простая мысль — что воровство можно приравнять к краже времени

эту мысль Вэнс взял у меня из головы :) Передергиванием я назвал несоразмерность. Если речь идет о краже заработанного за день (а в том случае речь шла о чем-то примерно таком), то справедливым ли будет наказание с отбиранием жизни вора? Не лучше ли заставить его вернуть (= потратить время своей жизни) + возместить моральный ущерб.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 22:19
Пьяный спор ... с осторожным поддакиванием в сторону Аноме . А ошейник мог взорваться и случайно. Никто не знает
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 22:22
да верно, верно. речь-то о, скажем так, недостаточно продуманном высказывании со стороны Ифнесса, а не об обстоятельствах.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 22:32
Ифнесс тоже человек ... не особенно приятный. И вовсе не бесчувственный, как может показаться на первый взгляд. Когда задеты его интересы — чувств у него хоть отбавляй .
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 22:39
эт да. будь он женщиной, назвал бы стервой, а так — стерв :)
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 22:55
До ваших эмоций Вэнс таки добрался! Значит работает его способ :-)))
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 23:03
Работает, но не нравится — уверенности в правильной интерпретации героев маловато. А без неё сложно оценить логичность их поступков.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 23:20
У Вэнса герои живые — вы много видели логики в поведении живых людей! :-)

Конечно, легче когда герои надели белые и черные шляпы — и поехали!!!
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 23:30

цитата Фыва Прол

вы много видели логики

вы не поверите...

цитата Фыва Прол

Конечно, легче когда герои надели белые и черные шляпы —  и поехали!!!

легче иное, но да ладно, мы сильно ушли от темы.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 18:05

цитата pilotus

К идее равенства и отказа от рабства он пришел не сразу, да и то с перекосами и ошибками.


Ваша идея равенства и отказа от рабства — правильнее всех других! ;-)
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 19:38
Какое отношение имеет моя идея? Я исхожу из того, что делал и чего не делал герой.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2015 г. 19:57
Уж и пошутить нельзя — про «равнее других» 8-): Больше не буду :-(


Ссылка на сообщение30 мая 2015 г. 03:41
Ой, какой жаркий спор. Всегда рада этому в своей колонке. Позвольте бросить свои «пять копеек» в тему:

1. Когда я писала о первом романе, как более «этнографичексом», то имела в виду не только описания традиций и обычаев, но и вытекающую из культуры логику поступков героев. Мур становится свободным человеком под влиянием матери, врожденного любопытства и неуемности, и массы деталей — от несправедливого и жестокого наказания брата, до лицемерия святых братьев. И далее все было очень логично: сдержанные чувства определяются культурой, отрицающей свободное проявление воли, желание добиться справедливости — многовековой мифологией анонимной и неподкупной власти.

2. Я не являюсь сторонником подробного описания в произведениях всех деталей мира. Если написать «лес», то всякий нормальный человек может представить, что это такое. И при этом не надо описывать каждое дерево в отдельности, если только автор не собирается уронить его на голову героя. Излишняя детализация. с моей точки зрения, убивает главное, что должна делать фантастика. как жанр- будить воображение. Потому излишние детали, не играющие роли в сюжете, меня всегда раздражают. Тут я согласно: упоминание любовной связи с секретаршей нисколько не добавляет человечности в образе героя. Кому какое дело, каким образом он удовлетворяет свои сексуальные наклонности. если речь не о них и в сюжете это не нужно?

3. У меня было впечатление, что изначально задумывалась более глубокая вещь. И только потом была сделана уступка зрелищности, которая должна была определить продажи. Отсюда и появление достаточно спорных моментов, как тот диалог о воровстве, который Вы оба упомянули, без дальнейшего развития идеи в сюжете.
Примечательно, что я прочитала после раскрученного Уоттса, и мой выбор оказался в пользу Вэнса. В его романе есть над чем подумать и о чем жарко поспорить. У Уоттса же все можно свести только к депрессивной констатации фактов.

4. Полузабытых авторов и книг великое множество. Вот для меня было открытием, что лучшие романы и повести Пола Андерсона вообще мало кто читает, ограничиваясь узким набором произведений. То же можно сказать о Желязны. И о Мартине, лучшим у которого является точно не ПЛИО. В пору предлагать сайту еще одну обязательную рублику для рекомендаций: что-то типа «Незаслуженно забытые произведения и авторы».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2015 г. 12:55

цитата

лучшие романы и повести Пола Андерсона

а давайте вы мне их назовете? Может мнение о ПА изменится :)

1. Интересный взгляд. спасибо.

3. Уоттс — Рифтеры? Ну, Вэнс всё же рассуждает об обществе, а Уоттс о биохимии. Ну, то есть рассматривает клетку в отрыве от организма. Ой, закидают меня сейчас камнями.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2015 г. 13:00
Не закидают. Он практичеки все частное расматривает в отрыве от общего
 


Ссылка на сообщение30 мая 2015 г. 13:06
Пол Андерсон фантастика: «Враждебные звезды» и « Мир без звезд»- оригинальный мир и вложенная идея
фэнтези « Демон острова Скаттери» — жестокая вещь, беспощадная, более реалистичная, чем весь Мартин
 


Ссылка на сообщение30 мая 2015 г. 21:18

цитата primorec

Излишняя детализация. с моей точки зрения, убивает главное, что должна делать фантастика. как жанр- будить воображение. Потому излишние детали, не играющие роли в сюжете, меня всегда раздражают. Тут я согласно: упоминание любовной связи с секретаршей нисколько не добавляет человечности в образе героя. Кому какое дело, каким образом он удовлетворяет свои сексуальные наклонности. если речь не о них и в сюжете это не нужно?


Но! тогда очень многое пришлось бы из Вэнса вычеркнуть :-( .   Вэнс пишет в своем жанре — трехмерной литературы. Свои миры и своих героев он строит, набрасывая невзначай детали, которые любой человек, посетивший этот мир, или встретивший этого героя в жизни, заметил бы. Вэнс относится с явной симпатией к ГГ — и его отношениям с женщинами уделяет ровно столько внимания, сколько они заслуживают — очень мало. Кстати, к сюжету и развитию отношений героев этот эпизод имеет прямое отношение — секретарша из двух начальников выбрала Этцвейна, а не Финнерака. ;-) Такое небрежное наслаивание мелких деталей без размазывания и углубления в дедушку Фрейда — очень характерно для Вэнса. Буквально в нескольких предложениях Вэнс набрасывает еще одну причину напряжения между Финнераком и Этцвейном — подспудную, не упоминаемую, но тем не менее оказывающую влияние на их поступки. Человек еще не старый, Финнерак не может не испытывать досады? когда хорошенькая девушка шарахается от него и льнет к Этцвейну. Ему, конечно, дела нет до секретарш, но ... ;-)
Ощущение полной реалистичности вэнсовских миров происходит именно от изобилия деталей — тщательно продуманных, но не навязываемых читателю.

(про секретаршу писать больше не буду — сколько можно !!!!!!!!!!! )   :box:
 


Ссылка на сообщение31 мая 2015 г. 15:12
и почему у меня такое ощущение, что вы занимаетесь поиском скрытого смысла в граненном стакане? Я о секретарше тоже не буду :)
 


Ссылка на сообщение31 мая 2015 г. 17:48
Троллить Вы начали :-))) Нет у Вэнса лишнего :box:

цитата

и почему у меня такое ощущение, что вы занимаетесь поиском скрытого смысла в граненном стакане?


Потому что ... Вэнс — не ваш автор :-)))
 


Ссылка на сообщение31 мая 2015 г. 20:00
Похоже ваше понимание троллинга кардинально отличается от моего, раз вы считаете им мои сообщения.

цитата Фыва Прол

Нет у Вэнса лишнего

Да пожалуйста! :)

цитата Фыва Прол

углубления в дедушку Фрейда

Фрейда можно и в огурце увидеть — это не доказательство.
 


Ссылка на сообщение24 апреля 2016 г. 22:49
Спасибо за обнажение ( 8-) ) скрытых мотивов Вэнса, нашел подтверждение своим мыслям


⇑ Наверх