Фридрих Ницше Собрание


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Фридрих Ницше. Собрание сочинений, том 1/2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фридрих Ницше. Собрание сочинений, том 1/2

Статья написана 23 августа 2015 г. 22:37

Наконец-то я сподобилась прочитать «Несвоевременные» целиком, за что опять же огромное спасибо редактору и переводчикам нового русскоязычного собрания сочинений Ницше. Раньше я читала только «О пользе и вреде истории для жизни», причем по своим меркам относительно недавно; поскольку его опубликовали в том же переводе, я решила его не перечитывать. Впрочем, остальные «Несвоевременные» гораздо слабее и менее интересны, так что можно понять, почему их долго у нас не переводили и не издавали.

Псогос против Давида Штрауса и его книги (Несвоевременное-1. Давид Штраус — исповедник и писатель) будет понятен только тем, кто ее читал (я к ним не отношусь). Правда, тщательный разбор грамматических ошибок в конце текста весьма забавен, а перевод их — очень хорош. Основной посыл текста заключается в том, что Штраус по сути — филистер и от культуры, и от философии. Но без деталей и некоторых знаний об этом персонаже это не очевидно, да и того Штрауса уже никто не помнит. Походя Ницше забавно покусывает Гегеля, что я хотя бы могу оценить. Но если для Шопенгауэра Гегель — еще живой противник, то для Ницше — уже давно мертвый, и вопрос с ним закрыт.

Шопенгауэр как воспитатель (Несвоевременное-3) представляет собой не столько погружение в Шопенгауэра, сколько хороший поход против мертворожденной «университетской философии». Суть воспитательства Ш. не столько в его философии, сколько в его общей жизненной позиции, непринятости, непопулярности, даже демонстративном противопоставлении себя «культурному сообществу» своего времени. Несомненно, по биографии Ш. Ницше не мог не чувствовать в нем родственную душу — и, действительно, продолжает демонстрировать симпатию к Ш. многие годы, хотя их философии скорее противоположны. Зловещая воля у Ш., от которой он призывает всячески бежать и спасаться в христианстве, как раз торжествует у Ницше, и в идее сверхчеловека, и в amor fati — не буквально, конечно, но очень похоже. Интересно, есть какие-то сравнительные исследования по Ницше и Шопенгауэру? Хотя, конечно, это все будет сильно позднее, а пока молодого Ницше еще заботит его университетская карьера — и прилагающийся к ней вопрос об устройстве университетского образования, которое, как и везде, весьма далеко от идеала. А уж преподавание философии — так и вовсе сумерки просвещения; я не имею никакого понятия о том, как преподавали философию в Германии во времена Ницше, по сути, я даже о современном преподавании философии ничего не знаю, и могу судить лишь о том, как это было в моем вузе. То есть ужасающе и лучше бы вообще никак; до сих пор пребываю в твердом убеждении, что собственно философии учить нельзя (если ты сам не Платон, конечно), а научить можно лишь истории философии.

Возвращаясь к Ш.: Ницше читал его как-то по-своему, когда говорил о «подлинной, согревающей душу веселости», причем в нескольких местах. Впрочем, с него сталось бы: если ты Ницше и читаешь тексты Ш. своим особым взглядом, этой злой упорной веселости там навалом.

Опять к университетской философии: очень хороши и очень точны заметки про «общество потребления», хотя и термина такого еще не родилось. «Сегодня почти все на земле определяется только самыми зверскими и злобными силами — эгоизмом потребителей да армейскими тиранами». Тогда, возможно, еще нет, а сейчас уже с этим не поспоришь. «Согласно принятой тут нравственности, в цене прямо противоположное, а именно быстрое образование, нужное, чтобы быстро сделаться зарабатывающим деньги существом, но при этом образование настолько основательное, чтобы сделаться существом, зарабатывающим очень много денег». Вряд ли кто-то охарактеризовал текущую ситуацию на рынке образования точнее: оно нужно, чтобы зарабатывать деньги — причем получать его надо быстро, поскольку родители не могут никого содержать, и много, потому что иначе просто не проживешь нормально. Разумеется, философия в такое образование не входит — это не самый расхожий товар.

И еще в цитатник крылатых фраз: «Модная жадность прекрасной формы связана с безобразным содержанием современного человека таким образом: первая должна прятать, последний должен быть спрятан». Идея поверхностна, но забавна. Вернемся к «университетской философии»: Ницше нападает на нее — и не без основания — за то, что пытаясь хоть как-то пристроиться в жестоком мире рыночных отношений, она поступает на службу государству, и за счет этого перестает быть самой собой, теряя вместе со свободой и сущность. «Государство назначает какую-нибудь антифилософию, от которой ждет своей легитимации; ведь философия по-прежнему против него». Это не несвоевременная, а все-временная мысль, в сущности.

«Рихард Вагнер в Байрете» (Несвоевременное-4) читать даже как-то неловко. Ницше, пафосно восхваляющий кого-то — это уже практически не Ницше. Я не люблю Вагнера, но даже если б и любила, все равно не могла бы понять все ницшевские восторги на его счет. В этом небольшом тексте интересно и хорошо разве что то, что непосредственно не касается Вагнера, к примеру, замечание: «Но век наш пошл: это можно видеть уже сейчас, ведь он почитает то, что презирали прежние, аристократические столетия». Ручной труд, например, или ростовщичество, да. О Вагнере же хочется помолчать, и только мысль о грядущем «Казус Вагнер» несколько утешает.

Лекции о будущности наших образовательных учреждений развивают тему, начатую в «Ш. как воспитателе». Ницше говорит, что в современном мире образование определяется как сумма знаний и умений, необходимых, чтобы как можно легче зарабатывать деньги, а задача такого образования — выработка «годных к обращению» людей. Как обладатель именно такого образования, подтверждаю, что я сама ощущаю это именно так. Впрочем, сейчас в России, кажется, дают образование двух видов: чтобы человек мог зарабатывать им деньги, то есть, по сути, ремесло, а вовсе не образование — это лучший вариант; и чтобы человек мог сдать экзамен, но совершенно ничего не дающее ни в плане культуры, ни в плане профпригодности — такое образование у меня тоже есть. Возможно, где-то в лучших вузах страны и дают образование, расширяющее кругозор, познания о мире и о культуре — но есть ли гарантия, что обладатель такого образования найдет себе потом место в жизни вне системы оного?

Упадок образования, как и упадок культуры, конечно, старая песня. Собственно, Ницше, в отличие от многих, не утверждает, что «раньше было лучше» (я не зря так люблю Ницше), но в остальном все его замечания из первой лекции вполне применимы к текущей нашей ситуации, хотя и 140 лет прошло, и страна другая. Правда, если бы не остроумие , ехидство и прекрасное злоязычие автора, я бы сказала, что эта тема набила оскомину еще во времена Платона.



Тэги: ницше


216
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх