Песни южных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dark Andrew» > Песни южных славян
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Песни южных славян

Статья написана 19 сентября 2015 г. 11:06

«Балканcкий венец»
Вук Задунайский, Александр и Людмила Белаш
Балканcкий венец
цикл

Балканы… Непознанные, поразительно прекрасные и суровые одновременно. Полюс силы, где уже много столетий льются реки крови. Цикл сказаний Вука Задунайского переносит нас в жестокий и необычайно яркий мир фантастических Балкан. Невероятные обстоятельства битвы на Косовом поле и падения Константинополя. Князь Милош Обилич, одолевший саму судьбу в неравной схватке, и султан-чернокнижник Баязид. Зловещий валашский господарь Влад по прозванию Дракула и монах, ушедший в стену храма святой Софии. Проклятие королевской династии Неманичей и Железный хромец Тамерлан, повернувший свои орды, а заодно и весь ход истории, из-за обычного сна – только обычного ли? Упыри-янычары и дух нечистый, вселившийся в царя македонцев. Мистические Балканы оказываются на поверку запредельно реальными.



Что такое «Балканский венец»? Шесть сказаний о разных местах и временах. Шесть легенд, раскрывающих по-новому исторические факты. Шесть героев, чьи судьбы сплетены с судьбами их стран и каждый из них, от Александра Великого до безызвестного янычара, от Влада Цепеша до инока из византийского храма святой Софии, идёт по той дороге, что сплела для него судьба. Венок стариннных преданий, превратившихся для современного читателя в фэнтези.


Сборник «Балканский венец» писателя, скрытого под псведонимом Вук Задунайский, стоит особняком в ряду исторического фэнтези, хотя с историческим «фундаментом» в его произведениях всё в порядке. Если отклонения и присутствуют, то они не случайны, а осознанно введены автором. Проблема с «фэнтезийностью».

иллюстрация Я. Кучеевой
иллюстрация Я. Кучеевой

Вук пишет не повести и рассказы, а легенды и сказания. Сама структура произведений отличается от привычных жанровых историй, приближаясь к реконструкции старинных текстов. Да, в рассказы введены и магия, и божественное, и нечистые духи, но при всём при том, они настолько же естественны, как в «Смерти Артура» великаны или Святой Грааль. По сути, автор создаёт такую же базисную мифологию, каковой является артуровский цикл для англосаксов, только на материале Балканского полуострова, и, прежде всего, Сербии. Для российского читателя эти страны и неуловимо знакомы (всё же братские, православные, народы), но в то же время почти неизвестны. В учебниках истории о тех местах написано не слишком много, исторических романов о войнах с турками (а именно они главный враг жителей полуострова), почти нет, а потому «Балканский венец», кроме увлекательного повествования можно рассматривать, как и образовательную книгу. Благо, что шикарное пятидестистраничное послесловие автора позволяет отделить правду от вымысла и гораздо лучше осознать подоплёку описываемых в событий.

Князь Милош убивает султана Мурада на Косовом поле (иллюстрация Р. Папсуева)
Князь Милош убивает султана Мурада на Косовом поле (иллюстрация Р. Папсуева)

Произведения сборника не связаны между собой, но, тем не менее, все они, за исключением «Сказания о македонцах» (посвящённого Александру Великому), так, или иначе, но пересекаются: образами, событиями, ссылками на то, что было или будет описано в других текстах. И это единство разноплановых историй подкупает. Они достаточно похожи, чтобы быть единым целым и в достаточной мере разные, чтобы не стало скучно читать. Среди сказаний есть и те, что основаны на известных мифах – легенде о Косовом Поле, или судьбе Влада Цепеша, есть абсолютно неизвестные у нас, но сверхпопулярные на Балканах, как та же история об ослепленных королях. Объединяет все легенды одно – героизм и мужество протагонистов, а также божественное покровительство (другой вопрос, что это совсем не бог из машины, и все может закончится не так, как ожидаешь). Обратите внимание, первичны поступки героев, а помощь небес – это уже следствие. А ещё общее во всех текстах – это пафос. Но не тот, приторный, от которого кривишься и плюёшься, а торжественный, благородный, чинный. И главное – к месту.

Особняком стоит «Сказание о новых воинах», где потагонистом выступает янычар — глава отряда, остановившегося в сербской деревушке. Пожалуй, именно эта повесть, ранее не публиковавшаяся, оказалась самой пронзительной из всех. И прежде всего – из-за героя. Он не князь, не избранный небесами, он верный воин султана, не помнящий своего прошлого и не знающий ничего, кроме своих заветов. И то, как описаны его чувства, когда он под влиянием красивой девушки начинает вспоминать – это один из сильнейших моментов книги. Да, к финалу и это сказание будет вплетено в общую историческую картину, но в отличие от прочих, оно прежде всего о людях, а не о чём-то большем.

В целом же, «Балканский венец» производит сильнейшее впечатление, возможно, из-за отсутствия аналогов, причём не только в фэнтези. Поневоле начинаешь задумываться, а какие российские исторические мифы можно романтизировать настолько, чтобы они были не казались приторными и неестественными, как это происходит сейчас? Какие личности и события нашей истории достойны такого? И где тот, кто осмелиться это сделать?


Итог: Удивительная книга, которую практически не с чем сравнить. Ещё не совсем фэнтези, уже совсем не народные предания – мифотворчество в чистом виде. Не каждый читатель «с лёту» сможет прочитать сказания, но закрыв книгу любой вспомнит хотя бы одно сказание, которое взяло его за живое. А это многого стоит.



----- ЦИТАТЫ

Не видели всего лазутчики, засевшие на склонах окрестных, но слышали они сабельный звон и примечали мелькавшие то и дело среди камней и кустов фигуры, и был там тот, кто перешел с темной стороны на светлую, весь в крови, своей и чужой, но живой на вид и непобежденный, и руки его работали не хуже, чем обычно, истребляя ненавистную ему плоть, а сабля если и тупилась, то брал он новую у поверженных им.

«Сказание о новых воинах»


Страшное ты, поле Косово. Сколько на тебе крови пролилось, но такого не знало ты прежде. Воды Ситницы стали красными. Волки воют, вороны стаями слетаются – знатная для них тризна нынче. Лучшие воины полегли на землю – не поднять их уже. Не петь им песен, не ходить в поле, не ласкать жен своих. Пала в Видов день гордость сербов на целых пять веков.

«Сказание о том, как князь Милош судьбу испытывал»




Впервые рецензия была опубликована в журнале "Мир фантастики" №12 за 2012 год.





1751
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 сентября 2015 г. 11:11
Да, очень хорошая книга. Мне не все сказания понравились, но в целом -- весьма необычная, запоминающаяся работа. Надо бы при случае перечитать. :)


Ссылка на сообщение19 сентября 2015 г. 12:48
Она вся таким языком написана как в примерах? ) Тогда могу такое и не осилить)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2015 г. 14:02
А магистр Йода одобряет. :-)))

Но вообще, конечно, треш и страшная безвкусица. Судя по цитатам.
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2015 г. 14:52
Ох ты гой еси...раззудись плечо...утомись рука...возьми новую...да налей вина...да девиц ласкай...лет 500 еще...чай не гордые...


Ссылка на сообщение19 сентября 2015 г. 18:12
Название красивое... это точно...


Ссылка на сообщение19 сентября 2015 г. 18:54
Судя по приведенным цитатам, ну прям второй Проспер Мериме :-D


Ссылка на сообщение20 сентября 2015 г. 00:57
Вот правильные песни :-)
http://www.ozon.ru/context/detail/id/...
надо перечитать.


Ссылка на сообщение22 сентября 2015 г. 15:06
Весьма похоже на «Илиаду», адаптированную в прозу.

PS. А янычар на обложке похож на копилку: то-то у него прорезь для монеток на темечке :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2015 г. 16:16
копилка :)))


Ссылка на сообщение22 сентября 2015 г. 16:50
Вот правильный Вук! :-D


⇑ Наверх