Перечитал прошлую статью и нашел одно очень слабое место в собственной позиции: деление на хорошую и плохую и призывы писать лучше. Дело в том, что ТРИЗ всего лишь вводит классификацию произведений (1-20 классы), но никак не призывает писать только в 20 классе. Более того, в ЖСТЛ человеческие личности подобным образом делятся на классы: люди, предпочитающие совсем не принимать решений и поступать автоматически, абсолютно творческие люди-гении, и градации между ними. Так вот, по ЖСТЛ все человеческое сообщество образует пирамиду, где немногочисленные гении оказываются в вершине, а не творческие люди — в ее основании. Так вот, в этой схеме нет плохих или хороших. Нет тех, кто лучше или хуже. Мы все сосуществуем одновременно.
Можно предположить, что подобным образом разделяется литературные произведения. Кроме того, людям из разных уровней пирамиды нужны произведения разных уровней и вот тут-то и следует каким-то образом осуществлять разделение.
1. Замечательные, но слабые по новизне, детективы, любовные романы, фантастика, фэнтези, исторические, мистические и пр. Наиболее многочисленные, тут возможно создание множества тематических серий, и издающиеся огромными тиражами, чтобы каждый потребитель мог легко найти то, что ему нужно.
2. Замечательные, довольно интересные, имеющие некоторую новизну, но вторичные по сути, менее многочисленные и не с такими уж большими тиражами.
3. Замечательные, новые, но, например, написанные в привычных жанрах, еще менее многочисленные.
4. Замечательные, экспериментальные, ни на что не похожие, знаковые произведения-вехи, издающиеся маленькими тиражами.
И тогда перестанут у нас звучать причитания о том, что литература или фантастика плохая, просто каждый будет следить «за своим» слоем и «своим» уровнем произведений.
Частично,издательства и сейчас делают подобный отбор, поэтому Донцову печатают в одной серии, а Олдей — в другой. Но в издательствах преобладает жанровая классификация, поэтому в серии «типовой» фантастики может промелькнуть самородок и разочаровать целевую аудиторию, а в серии «интеллектуального бестселлера» — какой-нибудь сериал (того же Кэрролла или Вербера) с тем же результатом. Другое дело, что для подобного качественного разделения требуется и разделение редакторов по тому же принципу — одни ищут максимально похожие, другие — максимально яркие — самобытные вещи.
Возможен и такой вариант, когда первая часть трилогии попадает в категорию 4, а затем вся трилогия — уже в 3 или 2. И это будет правильно.
Невозможно, скажете вы? Неправильно, немыслимо, невыполнимо?
Может быть, но у нас сайт фантастики, значит можно и пофантазировать.