Итак, диалог в предыдущей статье подвел меня к желанию изложить ряд мыслей, давно уже бродивших в закоулках моего беспокойного разума.
1. Возьмем простой расчет. Допустим, средняя продолжительность моей жизни будет 65 лет. Не будем учитывать первые 20 лет, поскольку приоритеты в литературе у меня юного заметно отличаются от нынешних. В году 365 дней. На чтение одной книги уходит в среднем 5 дней. Таким образом, за 45 лет мне удастся прочитать максимум 3285 книг. На сайте на 19/06 зарегистрировано 1155 авторов, и это далеко не все писатели мира. Предположим, существует 1000 авторов, которых действительно в жизни стоит прочитать, тогда в среднем на автора приходится 3 с малым книги.
Режим представленный в расчете — экстремальный, поскольку закончив читать одну книгу, сразу нужно приниматься за новую, это не всегда возможно, поэтому число прочитанных книг стоит уменьшить в два раза — 1000 авторов по 1,5 книги, или 500 авторов по 3 с малым книги.
Таким образом, чисто математически мы доказали, что количество авторов и произведений — довольно сильно ограничено.
2. Теперь рассмотрим противоположный процесс. На основе наблюдения за авторами, музыкальными группами и режиссерами, я выдвигаю тезис: в творчестве любого творца (писателя, композитора, режиссера и пр.) можно выделить 1) период обучения и становления; 2) период зрелости, когда автор выдает самый лучший материал, делает самые большие открытия; 3) период угасания, когда автор занимается самоповторами, при высоком мастерстве не создает ничего принципиально нового.
Таким образом, среди произведений одного автора также можно выделить часть — наиболее качественную, зрелую, проработанную и глубокую. Именно из этих произведений и стоит делать выбор с учетом ограничений показанных в п.1.
3. Таким образом, каждый человек за свою жизнь способен составить собственную «библиотеку одной книги», т.е. совокупность авторов и их произведений, составленную таким образом, чтобы взять лучших авторов и от каждого автора взять лучшее. Под термином «одной книги» подразумеваю небольшое число произведений одного автора (1-3), которые заметно расширяют общую картину мира, раскрытую всем множеством авторов в библиотеке. Под произведением библиотеки понимается роман, в редком случае роман-эпопея, сборник рассказов и повестей, или сборник научных или публицистических статей/размышлений. Для каждого автора в первую очередь решается вопрос: вносить или не вносить, далее выбираются краеугольные произведения его творчества, а затем для каждого из них решается вопрос — брать в библиотеку или не брать. Таким образом, в «библиотеку» может попасть трилогия «ВК» Толкиена плюс кое-что из публицистики, «Солярис» и «Сумма Технологий» Лема, и, например, рассказ «Эпос хищника» Каганова. Библиотека также собирается исходя из принципа максимального числа авторов и минимального числа произведений (меньшего объема, по возможности) каждого, но с тем условием, что именно данное произведение отражает достижения автора.
4. По совокупности «личных» Библиотек может быть составлена обобщенная библиотека. Итак, кого включать?
цитата
Толкиен. Властелин колец.
Херберт. Дюна-1.
Рансмайр. Последний мир. Болезнь китахары.
Макдональд. Лилит. Донал Грант.
Мураками. Охота на овец.
Ричард Бах. Чайка джонатан Ливингстон.
Экзюпери. Маленький принц. Планета людей.
Лем. Сумма технологии. Солярис.
Азимов. Основание 1
Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Сборник рассказов.
Кларк. Космическая одиссея. Город и звезды.
Саймак. Заповедник гоблинов или Город? Сборник рассказов.
Муркок. Бурезов.
....
думаю, идея ясна?