фантЛабораторная работа 10


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «volga» > фантЛабораторная работа - 10. Отзывы судей. AntonAbramov. Часть 1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

фантЛабораторная работа — 10. Отзывы судей. AntonAbramov. Часть 1

Статья написана 24 декабря 2015 г. 18:30

Всем привет. Этот отзыв – мнение простого читателя. Поэтому любители получить квалифицированный разбор рассказов – проходите мимо, не создавайте очередь. Для меня на первом месте интерес и эмоции, которые рассказ вызвал во мне. И тогда прощается корявость, не следование правилам (сам не знаю) – многое прощается.

А когда этого нет, тогда наоборот – не прощается ничего. В первой части я буду соответствовать прозвищу – Злобный критик. Здесь отзывы на рассказы финала, которые по моим критериям в финал попали зря (мои ориентиры: 5,5 – проход в полуфинал, 7 – выход  в финал).

Во второй части – рассказы финала, набравшие у меня 7 и более баллов.

В третьей части – рассказы, не попавшие в финал, набравшие у меня 7 и более баллов.

LEGO

При всей внешней похожести наш и демо-мир совсем не похожи. Но я не облезу, если предположу, что мы живём как раз в демо-мире. И всё, чем мы недовольны в нём – результат недонастроенности. И что дальше? Есть шансы, что донастроят и станет лучше?

Можно сказать, что из-за такого тупого вмешательства конструкторов мы имеем такую сладкую жизнь. Просто наших конструкторов не  сразу узнаешь. Особенно после набора бета-тестеров из людей. Хотя со временем каждый из нас начинает понимать, кто нами рулит. Это может быть жена, тёща, соседи, начальник… список велик.

Повторю вопрос: и что из этого вытекает?

А можно предположить, что мы живём уже в реальном мире. Вот каким сложили его Архиконструктор, конструктора и бета-тестеры – в таком и живём. Что это меняет?

К чему все эти рассуждения – вот если бы не так… (не влезали в любовь, вообще никуда не влезали, или делали это деликатно, с умом…)? Демо-мир существует тысячи лет. Значит как-то люди рождаются. Может проблема в том, что рождаются без любви? И потому такое внимание (пусть и дебильное) любви? А может всё дело в душе? Нет её в демо-мире. Потому и проблемы?

Мне смешно задавать такие вопросы по рассказу, в котором всерьёз – ни о чём.

Прикольнулся автор – вот живём, быть может, в мире, сконструированном как Lego. Да ещё такими горе-конструкторами.

Это уже даже не мысль, а затёртый половик. Пора бы куда-нибудь с него сойти. Хотя бы сделать смешно, иронично.

А меня гложет мысль – автор-то думает – Америку мне открыл: замысел, как водится, был хорош, да исполнение подвело.  Или наоборот: и демо-мир с людьми без души, без болезней, убийств, и наш – один хрен. Как ни ряди – всё одно вертолётный завод получается.

Было скучно и не интересно. Завидую тем, у кого разыгралось воображение. А мне не хочется строить бесконечные версии и самому от них тащиться. И восхищаться реперными персонажами в них: ах, бета-тестер! Ооо, демо-люди, красавцы мои недоделанные!

История старика

Странные вопросы внука показали, что не всё в порядке с его родителями. Быстрый ремонт его ноги – и уже понимаешь, что дедок-то непростой. Напряжение растёт и… Пшшшш… Воздух вышел из истории, она сморщилась, скукожилась. Разве можно после блинчиков на опаре и рыбалки говорить “модуль выплавки пластмассы вместо минифабрики”? Объяснялка совершенно неловкая и неумелая.

Автор готовил кульминацию. И вот: “И я привычно нажал на две точки на спине чуть пониже плеч, сильно, до щелчка, а потом свернул своему внуку шею”.

Ради неё пожертвовал всем предыдущим. Рвануло так, что предыдущее перестало существовать для меня. Милая пастораль превратилась в историю троечника. Что значит — корабль занесло при посадке? Ничто не говорит о каких-то чрезвычайных обстоятельствах. Чтобы испечь нормальный блин ему понадобилось не опыт нажить, а взяться за ум, исчислить.

Почему андроида создавал материнский корабль? То есть те самые коммерческие компании не захотели тратиться на создание андроида, а наш троечник захотел – скучно было одному? А корабль изготовил внучка из бесплатных материалов?

Думаю, что это автору понадобилось – привлечь корабль к созданию внучка. Для корабля он – андроид. Для старика – внучок. Вряд ли людям пришло бы в голову снятие головы внучка для перепрограммирования. Всё-таки для старика это был не андроид, игрушка или робот-помощник, а гораздо большее.

Даже если старик свихнулся, раз за разом откручивая голову внучку, и для него это стало рутинной процедурой, вас, автор, выдаёт слово свернул. Да не просто свернул, а своему внуку шею. Это именно вы ввернули его, чтобы усилить кульминацию. Вам это удалось. Меня передёрнуло.

Чтобы как-то обосновать такую развязку, автор делает ещё один славный ход: старик постоянно пытается запретить Митьку двигаться к месту с останками посадочной шлюпки. Почему? Чем история про упавшего космонавта так страшна для Митька? Ребёнка травмирует понимание, что родителей он так и не увидит? Неужто нельзя было придумать легенду не про мифический город, а про существующего космонавта? Почему Митёк обязательно внучек, а не сын? Старику ещё и шестидесяти нет. Да мало ли что можно было придумать.

Ну да, надо же обосновать сворачивание головы любимому внучку? Мне кажется – ради этой сцены и писался рассказ. Если так – то это мерзко.  

25,43

В этом мире наказывают химической кастрацией. Но Офицеры и Начальники Объектов – кастраты. Если это не наказание, то что? Или взамен они получают что-то большее? Что? Больше свободы, лучшее питание, больше власти? Это эквивалентная замена? Или в этом мире правят более наказанные?

Если героев искал вертолёт, значит они совершили серьёзный проступок? Как их за это наказали? Если временной кастрацией, то чего стоят страсти по неполноценности людей после реабилитации?

Совершенно не понятно, что можно, а что нельзя в этом обществе. Складывается впечатление, что за деньги можно всё. Чем тогда деньги не нравятся Ольге? И зачем тогда надо было кастрировать Офицеров и Начальников Объектов?

Не сказать, что побег дался героям тяжело. Что мешает бежать миллионам остальных? Что за странное подполье, переправляющее беглецов за океан? Оно борется с режимом таким образом? А как режим борется с ним?

Почему это общество ещё не вымерло? Что побуждает женщин рожать, если ребёнка они видят только при родах?  Да ещё надо заплатить за это кучу денег. Про другие способы размножения не говорится ни слова.

Зачем столько вопросов? Расслабься и получай удовольствие. А от чего получать? Что произошло-то? В чём цимес истории этой любви, которая так легко уплыла за океан? И мне же почти всё додумывать самому?

Не получается у меня. Извините, автор.

Слепые и незрячие

Какая уже по счёту попытка искать трудности любви во внешнем. В концовке я насторожился – неужто хоть чуточку жизни, хоть на миллиметр в глубину? Но выцарапанные глаза месяца через три восстановятся. И вся трагедия – чтоб можно было в передней позе.

— Это юмор, – слышу внутренний голос. – Автор же сразу ориентирует – вот вам Персей Зевсович. Перестань везде искать глубину и смысл, эмоциональную встряску.

— Но почему же не смешно? – это я внутреннему. И чувствую себя героем Челентано, не понимающим – что смешного в падении на задницу.

— Зато можно расслабиться после работы. Читай и релаксируй. Это антивстряска.

Ну да, ну да. С такой позиции – нормалёк. Телепрограмма тоже неплохо расслабляет. Но такие шарады, как со штангенциркулем, не задаёт. Просьба автору – раскройте тайну, как всё закончится, не томите.

СПП

“Таймер противно запищал: кислорода в ранце осталось только на возвращение. Алик разрядил арбалет, развернулся и поплыл к шлюзу. Волосатая мурена, которую он тянул из норы, сложила глазные щупальца и втянулась в  под риф. Возможно, она даже не поняла, что избежала плена. Способны ли волосатые мурены к таким сложным мыслям, было пока не ясно. Ничего, он вернётся за нею позже, и тогда...”

Первый абзац уже даёт некоторое представление об Алике: запаса кислорода после сигнала не оставляет (экономный? или…), иначе чего бросил тянуть мурену. Об окружающем мире мнения высокомерного – сомневается, поняла ли мурена, что её тянут. Или у неё был выбор – плен или брюшко почешут? И сладострастное многоточие: уж вернусь – мало не покажется (или что?).

Не очень симпатичный мальчик.

Второй абзац и вовсе озадачил: не помню я – учили ли штаны снимать перед горшком? Или сам допёр? Плывёт себе Алик на базу и думает о горшке, о случайностях и причинах.

Странный парень.

Про гениальное: ты растёшь – тебе надо больше воздуха – уже писали. А ещё Алик вспоминал, что можно брать тройной запас воздуха. Тройной — по сравнению с чем, если задают его таймером? В общем, с подачей материала всё понятно.

Что за мир? Артика и прочее намекают – речь о Земле. Судя по именам – Россия. Но “Арктические воды кишели мутантами с юга”. Это про чукчей и хантов с ненцами? А может юг – всё, что южнее плавучего города?

Толстые якорные цепи, уходящие в океаническую глубину – красиво. Представляю, что у них за якоря, удерживающие город в километрах над дном – дух завораживает. Похлеще космического Сеятеля полотно.

В мире идёт война – мутантов с незаражёнными. М-вирус боится холода. Поэтому война Севера с Югом. Врагами были и люди. Эти кто и почему?

Такой ли уж мальчик Алик? Он принимает в команду девятнадцатилетнего Олега. Виталий на два года старше – перебор. Судя по взаимоотношениям в команде — все примерно одного возраста. Значит – семнадцать-девятнадцать лет. Они уже воюют. Что не странно. Странно другое. “Алик работал молча. Прицел – палец жмёт курок – несколько контрольных, обязательно с расстояния; после чего – он уходил”.

Курок не нажмёшь – он выше, бьёт по капсюлю патрона. По версии Вики: “Контрольный выстрел: последний добивающий выстрел в жертву, гарантирующий смерть. Обычно в голову”. То есть Алик только добивал? Но почему обязательно с расстояния?

Прошу прощения – это я опять о подаче. Очень небрежно. Но и о герое здесь тоже, да так своеобразно.

“Ближайшие к городу островки служили охотничьими угодьями для молодежи”. На одном из таких островков Алик пожалел самку-мутантку. Не могу понять – откуда на островках в таких условиях ещё могли водиться мутанты. С другой стороны – у них есть подводные лодки. Так насколько опасны мутанты, кто кого атакует в этой войне?

Подводная лодка мутантов неожиданно всплыла перед городом. Сразу вспоминаются подводные лодки в степях Украины. Я так понял – охранять город, хотя бы порт, не оставили ни одной подлодки. После этого можно всерьёз воспринимать войну?

Ну и главное: на чьей стороне правда – на стороне отца, подавшегося к жене, к мутантам, или на стороне сына, с пелёнок воспитанного ненавидеть мутантов? Отец спасает Маришку, сына и попутно их подлодка оставляет гору трупов в порту. Сын не прощает мать. Только за то, что она мутантка. За мерзко шевелящиеся кончики длинных коричневых бородавок на голове.

Но после прояснения с СПП и СНВ – мне это уже не важно. Это фарс.

Киберотень

В чём-то ощущал себя Косомордым: автор насиловал мой мозг, а мне и деваться некуда. И всё же не понял – зачем так долго и нудно объяснять мне, чем прооперированный волк отличается от обычного. Да ещё обзывать его разумным, сверхразумным. Рассуждения автора о разумности, знаниях вызывали отторжение. Приходилось лезть в интернет. Отторжение усиливалось.

Разве не о том речь шла, что волк после операции несколько изменился? Это заметил он сам, заметила и подруга, что осложнило их отношения. И тогда он решил – пусть и подруга изменится. Хотя ему сказали – можно у тебя всё вернуть в исходное. Яд ненужных знаний сработал, у Косомордого появилась иллюзия. Зато погибла подруга. И волк узнал, чем люди расплачиваются за иллюзии. Кириллу тоже напомнили. Что-то человеческое волку всё ж передали.

Потом – отключение электроники, возврат в себя. Конец.

Довольно непритязательная милая история. Могла случиться, если б автор не претендовал на большее. Тиань вот отметила: замахнулся на соответствие сознания и бытия. А в результате – меня утомил, поведение волка достоверным не показалось.  Считал себя искалеченным, так что ж и подругу подставил? Размышления его… бррр.

Болезнь Соннер-Вилля

У рассказа есть явный плюс – он разбудил воображение читателей. Особенно будоражил фантдоп. Понравились подходы zebrex и DamnCynic. Первый взглянул под углом аллегорий: люди перестают понимать друг друга. Непонятые превращаются в призраков. И любовь побеждает непонимание – Наська кивает головой. Граммофоны — аллегория, стена и слух – тоже аллегории, как и призраки за стеной, и прочие туманности. Красиво, глубоко, тема раскрыта.

DamnCynic  нарисовал   красивый образ умершего от беззвучия города. Для этого совершил маленький научный переворот – объявил слух главным органом чувств. “Лишить людей слуха – значит, запретить им понимать друг друга, отобрать у них возможность быть вместе”.

И вот к чему это приводит: “Кажется, что люди, не выдерживающие тишины, растворяются, умирают и вновь возникают за границей, но мне почему-то думалось, что на самом деле это Соннер-Вилль погрузился в смерть: покойники всегда тихи и молчаливы. Вокруг города – тишина и чёрное поле, и лишь призраки родных стоят за стенами: это ли не образ Чистилища? И это не ушедшие мертвы, а оставшиеся жители города вычеркнуты из живых”.

Читатели имеют право на такие трактовки, автор тоже может позволять себе всякие вольности, но отвечать должен за каждое слово. Есть правительственные войска, отделившие город стеной от мира. И это явный намёк на локальность заболевания. Почему-то в других местах непонимание людей не привело к таким последствиям.

Есть истлевшие плакаты, вышедшие из строя граммофоны (старые почему-то первыми). Мне трудно представить, что это произошло из-за потери людьми слуха.

Наська потеряла цвет, силы. Всё тяжелее чашки роняла из рук. И перестала звучать. То есть шедший рядом герой издавал звуки, а она нет (ещё не превратившись в тень). Значит она перестала весить и должна была взлететь. Кстати, почему не поднялись в небо призраки? Может, они попросту перешли в тонкий мир, как привидения в замках и нехороших домах.

Самая очевидная и самая малообоснованная версия – в Соннер-Вилле пропал звук. Мне больше нравится — болезнь заключалась в постепенной потере жизненной силы. Теми, кто её имел. Кроме людей, это и граммофоны, и плакаты с Антошей Лореем. У кого жизненной силы было больше, ещё держался. Остальные превращались в тени-призраки.

Конечно, вопросы остались: почему из неживых предметов заболели только граммофоны и плакаты (неужто  жизненная сила может передаваться человеком? тогда почему не превратился в призрака весь город?), почему призраки скопились за стеной, почему болезнь не ушла за стену?

Больше беспокоит другой момент: в чём идея?  И что это за странные размышления героя на стене: “Или свалиться обратно, к лестнице, в мир без звуков? Отучить папу читать одну и ту же страницу, научить слушать маму. Ну, или хотя бы слышать. Как минимум – понимать. В мире без звуков это не так-то просто, но ведь возможно?”

Значит всё-таки мир без звуков? А как в нём научить слышать маму? Получается – все оставшиеся выжили?

Автор так хотел показать выбор — или с любимой в мире призраков, или в реальном мире, но без неё – что всё смешал в кучу. А если не это идея, то что? Из города выкачалась жизненная сила. Остатки-призраки – за границей города. И что? Что хотел автор сказать?

(Тиань пытается выручить автора – герой хотел достучаться до почти пропавшей любимой. И почти получилось. Согласен – было бы свежо и красиво. Но это совсем не показано. Ни до, ни после.

Наверное, не вписался автор в объемы, время поджимало — с резанием ушла часть смысла. Возникла неопределённость  — и с фантдопом и с идеей.

И в этой неопределённости гнездится основная беда – отсутствие трагизма, довольно слабая реакция героя на происходящее. Такое впечатление, что он толком не понимает, что происходит. Так может на этом надо было сделать акцент, показать трагизм? А такой герой не вызывает сопереживания.

Болезнь С-В накрыла и текст. Ощущение вырванного куска.

Балл набавлю – за разбуженное читательское воображение.

Mea culpa

Идея реализовано неплохо. Но сама – довольно простовата. Если не обращать внимания на экзотический антураж, то обычная история для нашего мира. Рогатость и хвостатость героя вполне эквивалентны экзотичности горца на Кавказе.  Один мир – горцы, другой – русские. Место действия – Пятигорск. К примеру. Вспомнился Лермонтов.

Что называется, найдите десять отличий (шутка).

Пока замысел Ирги не прояснился – манила интрига, читалось с интересом. Большего ожидал от Ирги. И от автора. Концовка уже не стала неожиданной. Но поступок рогатого и хвостатого вызвал уважение. И тема раскрыта.

Особо сказать больше нечего. И не показалось, что название прибавило смысла. Разве что – чужая каялась и потому вернулась в свой мир. Хорошо, буду иметь в виду.

Прочитал в отзывах, что рогатые и хвостатые – черти. И это прикольно. По каким-то мелким признакам может и да. Но я их (чертей) не признал. И сейчас не признаю. Как-то их деятельность совсем с другим ассоциируется. Акценты на соль, дымящуюся одежду… — мелковато, поскольку ими вся чертовщина и заканчивается. Если так, тогда наоборот – идея неплохая, исполнение – слабое.

Пивные шванки

Первое чтение — ощущение урезанности рассказа. В самом начале замануха – четвёрка закрылась в отдельном кабинете ресторана на сутки. Сутки – это много больше того времени, что провели герои со мной. Каждая история – максимум на полчаса. Ну и всеми отмеченная концовка – полный примитив. Пятнадцать лет основной рассказчик любит Полину. Двое других друзей знают об этом все пятнадцать лет. И собираются всякий раз, чтобы как-то поженить пару? А если б не было этой причины?

Знающие друзья уверяют – она его тоже любит. Но дальнего мужа (пилота) ей не надо. Особенно убедительно это звучит от сокурсницы. “Она упрямая, идеалистка” – это вечный жених о ней. Ещё она карьеристка, да в таком чистом учреждении как полиция.

Пока слушал истории – наслаждался. Я тоже потягивал из бокала в углу, временами вытягиваясь на топчане. Такая забытая, такая любимая атмосфера своей компании. Когда хочется слушать каждого и смеяться, переживать. Когда и тебя слушают как гуру, не забывая спускать с облаков.

Но… Чуть протрезвев, соображаю – морочили мне мозги. Такая компашка может собираться каждый год, только если все просто друзья. Если ты любишь женщину, как же ты можешь встречаться с ней раз в год? Фигня, а не любовь. Как и у неё.  Да и друзья – не тупые же они – рассказывать романтические истории такой паре?!

Не урезано. А вписано в тему. А по мне – тема не раскрыта. Не верю в любовь в главной паре.  И чем четвёрка занималась целые сутки?





429
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 19:15
Спасибо народному Критику!:beer: Ждем дальше


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 20:35
Спасибо. Ждём.


⇑ Наверх