Авиаконструктор Константин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Авиаконструктор Константин Калинин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Авиаконструктор Константин Калинин

Статья написана 29 февраля 2016 г. 17:42

http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/prervannyy_po...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B...

http://www.airwar.ru/enc/bww2/k12.html

http://www.belousenko.com/books/memoirs/g...

Від митців — до авіаконструкторів: у суботу, 20 лютого, о 15:00 ми розповімо про незаслужено мало відому загалу постать – військового льотчика, директора і головного конструктора Харківського авіаційного заводу, фундатора пасажирського літакобудування в Україні Костянтина Калініна. Важко уявити, але задовго до появи надзвукових літаків та комфортабельних аерорбусів їхні прототипи розроблялися саме в нашій країні – і саме завдяки Калініну. Творець перших вітчизняних пасажирських літаків К-1, К-3, К-4, К-5, а також літака-гіганта К-7 і першого бойового безхвостового літака К-12, єдиний розстріляний з репресованих сталінським режимом авіаконструкторів. Його іменем назвала планету Смітсоніанська астрофізична обсерваторія (США).// Галина Танай

Кузьмич В. — роман "Крила" (1а назва — "Авіоспіралі") (1930)

Собко В. — романи Граніт (1937), Крейсер (1939) 1й варіант роману Крейсер на час написання (1939) з"являвся фантастичним.

https://www.academia.edu/18854885/%D0%A0%...

http://esu.com.ua/search_articles.php?id=...


http://www.arms-expo.ru/news/pamyatnye_ru...

*********

Известные проекты.

5-местный пассажирский самолёт К-4 — первый серийный самолёт ХАЗа — над Харьковом. 1928

К-1 — пассажирский самолёт

К-2 — пассажирский самолет

К-3 — санитарный самолет

К-4 — пассажирский самолёт. Производился в санитарном, пассажирском, аэрофотосъёмочном и других вариантах

К-5 — пассажирский самолет, до 1940 г. являлся основным лайнером Аэрофлота на внутренних линиях

К-6 — лёгкий почтовый самолёт

К-7 — экспериментальный многоцелевой (бомбардировщик, десантный и тяжёлый пассажирский) самолёт-гигант

К-10 — легкий многоцелевой самолет

К-12 (Жар-птица) — прототип бесхвостого бомбардировщика

К-13 — прототип бомбардировщика

К-14 — пассажирский самолет


*********

«Прерванный полет…»

После февральского пленума ЦК ВКП(б) 1937 года волна репрессий накрыла оборонную промышленность. В отрасли был подготовлен план мероприятий по «разоблачению и предупреждению вредительства и шпионажа». На заводах, в конструкторских бюро и в научно-исследовательских институтах авиационной промышленности начался настоящий террор. Были арестованы практически все руководители ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Жуковского), знаменитые конструкторы самолетов и двигателей Р.Бартини, В.Мясищев, И.Неман, В.Петляков, Д.Томашевич, В.Чаромский, В.Чижевский и другие. Шпионами объявили многолетних друзей и коллег К.Калинина братьев Касьяненко. В работе на французскую разведку обвинили выдающегося авиаконструктора А.Туполева. В заключении оказались основатели советской ракетной техники С.Королев, В.Глушко, Г.Лангемак... К счастью, некоторым удалось выжить. 1 апреля 1938 года очередь дошла и до Константина Калинина. Уже 31 мая 1938 года решением Воронежского горкома партии, еще до вынесения приговора суда, он был исключен из партии. А 22 октября 1938 года как «враг народа» был осужден «за подрыв советского самолетостроения» и на следующий день расстрелян. Константин Калинин был посмертно реабилитирован 10 августа 1955 года …«ввиду отсутствия состава преступления». Но имя его было несправедливо забыто. Только близкие и очень узкий круг специалистов знали, кто в действительности является автором смелых инженерных решений, опередивших время, кто создал знаменитые авиационные заводы, КБ, высшие учебные заведения. В 1972 году, когда не стало Игоря Сикорского, также вычеркнутого из истории отечественной авиации, выдающийся советский механик, академик И.Артоболевский сказал: «Вот были два великих авиаконструктора — Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает. Его на вершине славы загубили молодым у себя дома». Сын Константина Калинина — ветеран Великой Отечественной войны, полковник Элвин Калинин и дочь, бывшая ответственная сотрудница Главкома морского флота СССР Нелли Калинина дважды в год чествуют память отца. Астрофизик Крымской обсерватории Т.Смирнова в 1975 году открыла звезду под номером 3347. Этой планете по желанию первооткрывательницы Международным планетарным центром было присвоено имя «Константин» в честь выдающегося авиаконструктора Константина Калинина. Свой посильный вклад в возрождение имени своего славного выпускника вносит и Киевский политехнический институт. Сегодня в Государственном политехническом музее КПИ фигура Константина Калинина стоит рядом с другими пионерами авиации и космоса — Игорем Сикорским, Александром Микулиным, Дмитрием Григоровичем, Иваном и Андреем Касьяненко, Архипом Люлькой, Сергеем Королевым, Владимиром Челомеем, Львом Люльевым и многими другими выдающимися киевскими политехниками. Его конструкции самолетов и уникальные инженерные решения изучают студенты механико-машиностроительного института и факультета авиационных и космических систем КПИ, ему посвящаются конференции ученых, современных и будущих создателей авиации.

************

Однако в апреле 1938 года все разработки были приостановлены из-за ареста главного конструктора. 22 октября 1938 года Константин Калинин был осужден «за подрыв советского самолетостроения» и на следующий день расстрелян. В 1955 году авиаконструктор был посмертно реабилитирован.

Технические решения Калинина опередили свое время на много десятилетий вперед. Калининские самолеты, выполненные по схеме «летающего крыла», стали прототипом сверхзвуковых самолетов будущего. Порой они были слишком смелыми для советского авиапрома.

***********

После февральского пленума ЦК ВКП(б) 1937 года волна репрессий накрыла оборонную промышленность. В отрасли был подготовлен план мероприятий по «разоблачению и предупреждению вредительства и шпионажа». На заводах, в конструкторских бюро и в научно-исследовательских институтах авиационной промышленности начался большой террор.

1 апреля 1938 года в Воронеже Калинин был арестован. В тюрьме он создал эскиз нового самолета К-15 с треугольным крылом.

22 октября 1938 года, через семь месяцев после ареста, на закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР, которое продолжалось 10 минут без защиты и свидетелей, Константин Калинин был обвинён в антисоветской деятельности и шпионаже и приговорён к расстрелу.

В тот же день (по другим источникам — на следующий день, 23 октября 1938 года) в подвале Воронежской тюрьмы НКВД приговор был приведён в исполнение.

Реабилитирован 10 августа 1955 года.

В 1972 году, когда не стало Игоря Сикорского, академик Иван Артоболевский сказал:

- Вот были два великих авиаконструктора — Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает. Его на вершине славы загубили молодым у себя дома.

* братья переводчика фантастики Евгения Касьяненко https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8...

http://fantlab.ru/blogarticle41792





320
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх