Горы моря и гиганты об


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ariel2» > Горы моря и гиганты: об экспрессионистской фантастике
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Горы моря и гиганты: об экспрессионистской фантастике

Статья написана 29 февраля 2016 г. 23:40

О чем роман Деблина «Горы моря и гиганты»? Ответив на этот вопрос, можно, тем самым зафиксировать, в чем специфика научной фантастики, родившейся в рамках того литературного направления, что именуют «Экпрессионизмом» — направления, прежде всего отражающего травматический опыт Первый мировой войны.

Итак, эпопея Деблина, как и другая экспрессионисткая фантастика, повествует о двух важнейших вещах

1.Как человек развязывает страшные,и неконтролируемые неодушевленные силы- обычно связанные с выделением огромной энергии.

2. О том, как эти страшные силы оказывают неконтролируемое действие на человеческое сознание, которое оказывается потрясенным, загипнотизированным, неузнаваемо измененным- в конечном итоге непринадлежащем ее носителю.

Пересказать Деблина невозможно ввиду огромности романа- достаточно сказать, что в одном из эпизодов рассказывается, как могучие машины производят на людей такое «религиозное» действие, что люди решают приносить себя в жертву машинам и бросаются в прямо в колеса турбин.

Типичными образцами экспрессионисткой фантастики такого рода могут служить:

«Газ» Георга Кайзера — о производстве страшно ценного газа, который к сожалению имеет свойство спонтанно взрываться, но энтузиазм производителей (включая рабочих) не позволяет остановить его производство;

«Снег святого Петра» Лео Перуца- о неком токсине, вызывающем эпидемии фанатизма — когда-то религиозного, теперь марксистского;

«Кракатит»- Чапека-об изобретении сверхмощной и спонтанно взрывающейся взрывчатки на фоне снов и видений ее создателя;

«Фабрика абсолюта» его же- о технологическом процессе глубокого сжигания материи, приводящей к выделению «божественной субстанции», оказывающей необратимые изменения в психики, что приводит к всемирной религиозной войне.

Уже этот пересказ показывает общность тем. Применительно к России реко говорят об экспрессионизме, и тем не менее эталонным образцом экспрессионисткой научной фантастики этого типа является «Республика южного креста», Брюсова, довольно близко к нему — «Трест Д.Е.» Эренбурга и «Зависть» Олеши.

И еще хочется сказать в связи с этим об одном обстоятельстве — о том, как отличались друг от друга влияния на культуру, оказанные Первой и Второй мировыми войнами.

Вторая мировая поразила человеческими деяниями.

Первая мировая показала бессилие людей перед безличными материальными силами. Непосредственное след войны в культуре – литература о взрывах и взрывчатых вещества, отравляющих и взрывающихся газах, об инвалидности, сумасшествии и непоправимых потерях.  Предельный способ очеловечить войну тогда заключался в том чтобы социализировать ее, свалить на империализм – но в этом было мало обаяния, да и империализм был безличной силой. Именно поэтому первая мировая произвела такое деморализующее воздействие.

Вторая мировая, несмотря на куда большие жертвы и разрушения, вернула веру в человека как субъекта действия. Хотя  возникли сомнения во вменяемости человека – но все же как действующего лица. Лучше Гитлер чем Кракатит.





267
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 марта 2016 г. 16:12
О да, феноменальный романищще.


А вот про «Зависть» Олеши — в чём там элемент фантастического? Изобретение колбасы, которая может храниться несколько дней и стоит в три раза дешевле мясной?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2016 г. 10:02
В «Зависти» Олеши элемент фантастического — изобретение робота-убийцы под названием «Офелия» (как и некоторые другие изобретения Бабичева-старшего). От экспрессионизма же тут например то, что мы не совсем уверены- «Офелия» реально или это просто бредовое видение главного героя.
 


Ссылка на сообщение20 марта 2016 г. 13:00
ОН там наверное совсем на периферии, робот этот. Я его не помню.


⇑ Наверх