Роббинс Л История


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Роббинс Л. История экономической мысли
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роббинс Л. История экономической мысли

Статья написана 9 марта 2016 г. 01:47

Роббинс Лайонелл. История экономической мысли. Лекции в Лондонской школе экономики. Издательство Института Гайдара 2013 г.

Уже много-много лет в нашей стране существует существенная проблема, касающаяся экономической грамотности и населения, и самих экономистов. И рядовые граждане, и кандидат наук в этой области могут путать доход с прибылью, называть Николая Старикова и Анатолия Вассермана экспертами по финансовой системе, и бесконечно зарубаться по теории стоимости Маркса, которого никто из них не читал и никогда не прочитает. Экономика, как и история, кстати, представляется многим простой и понятной, как орех, областью, в которой не нужно специальных знаний, а хватает «здравого смысла». Следовательно, особый вопрос – понимание того, каким образом развивается экономика, что лежит под принципами её методологии, на какие вопросы она способна ответить?

Ну ладно, давайте сразу отметим наиболее важную вещь: экономика – это наука не естественная. Это наука гуманитарная. Ведь вся экономика представляет собой такую же иллюзию, как «государство», «право», «мораль». Она не покидает пределов наших голов, экономика – наука о производстве и распределении продуктов, и взаимоотношениях, возникающих на их основе. То бишь, во многом, экономика – это наука о восприятии материального мира. Следовательно, мы исходим из того, что эта наука не является целиком объективным анализом материального мира, а, скорее, частью антропологии, по крайней мере, в своей теоретической основе. Она эволюционирует и развивается, поддаются анализу многие современные экономические процессы, однако до совершенства этим методам ещё далеко. Таким образом, резюмируем: экономика в состоянии анализировать процессы в конкретном месте и в конкретное время, в сцепке с иными направлениями общественных наук.

К чему всё это? К тому, что в основе экономического анализа лежат определённые мировоззренческие установки, которые характерны для аналитика, с помощью которых он и размечает опорные точки в системе координат предметного поля. Экономист – сын своего общества, и то, что он описывает – прежде всего законы экономики его общества, конкретного времени и конкретного места, которые он и пытается осмыслить. И развитие экономической мысли – не просто поступательное совершенствование знаний о «законах экономического развития» или «невидимой руке рынка». Это история личностей, которые пытались понять законы, по которым живёт его общество…

Лайонел Роббинс (1898-1984), профессор Лондонской школы экономики, этот принцип хорошо понимал, поэтому одной из основных тем его исследований была история экономической мысли, идей, которые стояли за её развитием. У него несколько работ по этому поводу, достаточно крупных, однако на русский язык его переводят не активно. Пожалуй, всем, чем мы можем похвастаться – это курсом лекций Роббинса, записанных на плёнку на рубеже 1970-80-х гг., а позже изданных в виде книги. Итак, насколько эта книга полезна для нас, тех, кто желает понять вехи развития экономической мысли?

В качестве стержня Роббинс выбирает теорию ценности продукта и его распределения. Эти характеристики намного шире, чем кажутся на первый взгляд – сюда входит, например, марксистское понятие прибавочной стоимости и эксплуатации труда. Роббинс разделяет экономическую мысль на три огромные общие группы – «Истоки», «Классика» и «Современность». «Истоки» — это отрывочная экономическая мысль докапиталистического периода, начиная от греческих философов и кончая меркантилисткими памфлетами и философскими измышлениями Джона Локка. «Классика» — начиная от физиократов и Адама Смита, автор потихоньку переходит к титаническим фигурам Мальтуса, Риккардо и Милля, зацепив также своим вниманием другие, кК считает автор, менее масштабные в плане экономической мысли фигуры, например, Карла Маркса. «Современность» для Роббинса – конечно, сложные и противоречивые Маршалл, Фишер и Парето, однако прежде всего – представители «австрийской» и «лозаннской» школ, то бишь – Карл Менгер, Ойген фон Бём-Баверк и Леон Вальрас. «Маржиналисткие школы» действительно оказали огромное влияние на развитие экономической мысли, и их наработки в теории экономических процессов дали много ценного в развитии науки.

Главная особенность лекций Роббинса в его антропологическом подходе. История мысли – это история личностей, живущих в конкретном окружении, конкретном обществе. Именно поэтому Роббинса интересуют не только труды почтенных научных мужей, но и их биография, семейная жизнь, круг общения, учителя и ученики – всё это оказывало существенное влияние на их теории. Вторая особенность – попытка отследить, каким образом экономисты реагировали на вызов «смен парадигм», как отживали своё старые теории, как возникали ростки новых, в общем, развитие интеллектуального процесса.

Недостатки? Безусловно. Во первых, это лекции всё-таки студентам экономического профиля. Поэтому многие терминологические конструкции, которыми пользуется Роббинс, могут оказаться крепким орешком для неподготовленного читателя. Здесь профессионал разговаривает с профессионалами, пусть и начинающими, что создаёт определенные сложности в восприятии.

Второе – сам метод подачи материала. Лекции есть лекции – несмотря на лёгкость изложения и прекрасное чувство юмора лектора, они довольно сумбурны. Увлечённый Роббинс может унестись в весьма далёкие дебри, откуда выковыривается весьма непросто. Я уже не говорю о том, что материал лекций – интеллектуальная история экономики, о которой наш читатель, даже образованный, знает крайне мало, и большая часть имён ему, скорее всего, ничего не скажут, и с ними придётся разбираться самостоятельно.

Итак, кому читать? Подготовленному читателю, уже сведующему в началах экономической теории и методологии, желающему уяснить историю экономической мысли, и понять, откуда растут ноги у «Das Kapital» и современной «экономикс». Кому не надо? Ярым ненавистникам либертианских теорий. Нет, я понимаю, что они их книжек не читают, да и о предмете критики имеют очень отдалённое представление, но на всякий случай упомяну этот фактор.

…Хотя для начала лучше, конечно же, читать Шумпетера.





529
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 марта 2016 г. 17:55
Спасибо... как всегда точно, но интересно...


Ссылка на сообщение9 марта 2016 г. 19:43
Нельзя не выразить благодарность за толковый и компетентный рассказ об интересной книге, раскрывающей глубокую тему экономики,как гуманитарной дисциплины, т.е. дисциплины, исследующей взаимоотношения людей.

Но меня удивляет странная... ну, скажу, воинственность в позиции рецензента:

цитата AlisterOrm

Кому не надо? Ярым ненавистникам либертианских теорий. Нет, я понимаю, что они их книжек не читают, да и о предмете критики имеют очень отдалённое представление, но на всякий случай упомяну этот фактор.

AlisterOrm, зачем Вам это противопоставление здесь, в этом добротном и выверенном тексте? Зачем Вам нужно выделить и поименовать противников (чтобы не сказать — врагов), да еще и представить их дремучими и туповатыми невеждами?
К чему такой агрессивный снобизм?
Потому что такой подход диктует «экономика, как наука о восприятии мира» в котором мораль — иллюзия?
Неужели Маркс прав, и «классовая борьба» неизбежна и является движущей силой истории?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 марта 2016 г. 20:30
Спасибо, Полковник, я себя не считаю особенно компетентным в вопросах экономической теории, поскольку самоучка.
Насчёт критиков либертианской теории — я же никого толком не назвал. Всё вышеназванное — предмет личных наблюдений, разговоров, споров, в том числе и с экономистами. Практически во всех случаях имеют место быть вещи, которые я написал. Да и в ряды либертианцев Вы меня поторопились записать. Просто я не терплю трепания языком при явном невежестве.
Насчёт «движущей силы истории» я не скажу, думаю, развитие общества намного сложнее, чем рамки борьбы классов. А так да — классовая борьба неизбежна. По крайней мере, не видно, каким образом её можно избежать.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2016 г. 21:33
AlisterOrm, меня не слишком занимают экономические теории, я даже не самоучка.
Но я пытаюсь понять, где та реальная точка равновесия, отыскав которую общество и страна обретут достаточную устойчивость, чтобы получить возможность развиваться. Где та мера ответственности, за которой можно свести мировоззренческие и идеологические разногласия в возможность общественного сотрудничества ради будущего страны, собственного будущего, будущего детей.
Или мы обречены на перманентную разрушительную междоусобицу, лишающую нас всех и всяческих перспектив?
Да, я не экономист, я военнослужащий, моя профессия — безопасность страны от внешних угроз. Но как можно защищаться от внешнего противника и что от него защищать, если в стране распря и раздор?
Так где искать основу общественного единения — в экономике, в идеологии, в политике, в традиционном бытии или в его отрицании?
Это то, что меня действительно волнует, как человека ответственного, семейного.

У меня есть, конечно же, сложившаяся собственная система представлений о мироустройстве и возможном преодолении условно говоря «неизбежной классовой борьбы», присутствует и понимание причин и степени разобщенности людей.
Однако сейчас я пытаюсь в деталях (в принципе — примерно понимаю) уяснить для себя, почему с кажущимся ростом интеллектуального развития разобщенность общества его не уменьшается и даже растет.

Не примите это мое словоизлияние, как настоятельное приглашение к дискуссии на заданную тему, я лишь попытался пояснить претензию, высказанную в первом моем комментарии.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2016 г. 21:59
Вы знаете, Полковник, я думаю, что немало людей думало над этими вопросами. Одни, ища на них ответ, создали демократию, и перенесли борьбу в рамки предсказуемых и малоопасных политических ритуалов. Другие создали советскую систему, в которой классовая борьба была полностью загнана в рамки отношений между государством и теми, кто под ним. Может, есть и другой путь.
На мой взгляд, важно осознать, что и политика, и экономика, и социальные отношения — это продукт нашего сознания. А значит — все эти сферы вполне постигаемы, и — главное — их можно подвергать трансформации. Но вот когда человек изменить своё мышление, и исключить борьбу друг с другом — это уже, извините, не ко мне. Я, во первых, слишком молодой чтобы на эти темы рассуждать, во вторых — вопросы эти больше относятся к философии, а я зануда-историк.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2016 г. 22:10
Благодарю, AlisterOrm.
Альтернатива борьбе — сотрудничество. Ради достижения общей цели. Говоря военным языком — действия в строю, где «каждый знает свой маневр».
А борьба, перенесенная в рамки «правил игры», да еще игры, целью которой является сама борьба, но не выливающаяся в саморазрушение общества — слишком лукавая и бесперспективная для меня, параллельно-перпендикулярного военного, мировоззренческая модель.
Так что степенью занудливости можно еще и померяться.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2016 г. 12:36
Не всем подходят действия в строю. Хотя принцип «каждый должен делать своё дело» мне вполне близок. Но мне всегда хотелось, чтобы рамки своей деятельности я выстраивал сам, поэтому, мне, наверное, это не подойдёт.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2016 г. 22:05
Насчёт интеллектуального развития... Здесь мне сложно рассуждать. Во первых, наверное, оно касается даже не большей части людей. Во вторых... даже высокоинтеллектуальный человек всё равно остаётся пленником какой-то системы мировидения, которую он сломать не в состоянии — в том числе и установок по поводу экономики, политики, социального.
Отсюда и взялись постмодернистские течения в философии.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2016 г. 22:18
Ну да, Вы правы. Я также полагаю, что сугубое интеллектуальное развитие не может обеспечить свободы личности, оставляя человека в зависимости от умозрительных систем мировидения. Свобода достижима вне пространства интеллектуальных умозаключений, человек гораздо, несравнимо больше собственного ума. Ум — лишь средство, поводырь в некотором множестве ситуаций. Для достижения свободы человеку необходимо развивать также и иные имеющиеся способы и формы взаимодействия с миром.

Но Вы правы и в том, что это — философские рассуждения.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2016 г. 12:38
Полковник, это именуется «деконструктивизмом», а изначально — «кантианством» . Времени прошло много, но, как видите...


Ссылка на сообщение9 марта 2016 г. 21:31
Спасибо за наводку.


⇑ Наверх