Сага о Ганнибале


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» > Сага о Ганнибале.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сага о Ганнибале.

Статья написана 10 июня 2016 г. 23:00

В связи с тем, что несколько дней назад (7-го июня) увидел свет роман Стивена Кинга «End of Watch», завершающий трилогию о похождениях детектива Билла Ходжеса и посвященный писателю Томасу Харрису, создателю книжного цикла о Ганнибале Лектере, я решил заглянуть в прошлое и вспомнить экранизации произведений о психиатре-каннибале.

Собственно, далее я вкратце выскажу свое мнение о каждом из фильмов (с сериалом «Ганнибал» (Hannibal, 2013–2015) я знакомиться не стал, да и вряд ли буду в будущем).

Первым номером в моем списке идет культовая картина Джонатана Демме «Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs, 1990/1991), которая даже сейчас выглядит очень и очень хорошо. А все благодаря грамотному сценарию, уверенной режиссуре и вдохновенной игре актеров.

И хотя на всем протяжении фильма показывается не так уж и много нелицеприятных моментов, в сравнении с современными триллерами, с экрана сочится настолько густая и мрачная атмосфера, что ее буквально можно потрогать руками.

В общем, пятерку премий Оскар картина получила абсолютно заслуженно.

Далее переходим к фильму Ридли Скотта «Ганнибал» (Hannibal, 2001), рассказывающему о героях «Молчания ягнят» спустя десять лет после поимки маньяка по прозвищу «Буффало Билл». Лента вызвала у меня крайне смешанные чувства, а точнее полное недоумение от того, каким образом, имея на руках такой отличный материал, создатели умудрились снять такую пустышку.

«Ганнибал» не цепляет ни сюжетом (с кучей скучных и притянутых за все места поворотов), ни актерской игрой (Джулианна Мур (пускай и не тянущая на роль Кларисы Старлинг) и Энтони Хопкинс старались, но совсем не впечатлили), ни атмосферой.

Даже весьма натуралистичные кровавые сцены, видимо призванные компенсировать отсутствие внятной истории, на мой взгляд, не помогли сделать фильм лучше.

Возможно, все претензии стоило бы высказать одноименной книге Харриса, но я ее не читал, а потому могу оценить только творение Ридли Скотта, которое никак, кроме как халтурой, назвать не получается.

Спустя всего год после «Ганнибала» в прокат вышел фильм «Красный Дракон» (Red Dragon, 2002), повествующий о событиях предшествовавших «Молчанию ягнят», а точнее о поиске правоохранительными органами маньяка «Зубная фея».

На этот раз продюсеры одумались и привлекли к созданию скрипта сценариста Теда Тэлли, работавшего над картиной Демме, которому, на мой взгляд, удалось превзойти свои прошлые результаты.

Фильм получился на редкость удачным детективным триллером с запоминающимися персонажами, напряженной атмосферой и эффектным финалом.

Отдельных похвал заслуживает достоверная игра практически всех актеров и органично вписанный в происходящее на экране саундтрек.

И пускай принято считать, что режиссер Бретт Рэтнер — скорее ремесленник, чем мастер, от мира кино — его «Красный Дракон» все равно удался на славу.

Чего нельзя сказать о картине «Охотник на людей» (Manhunter) Майкла Манна, который еще в 1986-м году пытался перенести на пленку историю «Зубной феи», опираясь на собственный сценарий.

Почему пытался?

Да потому что фильм вышел крайне неудачной экранизацией: скучной, поверхностной, с блеклыми актерскими работами и дурацким музыкальным сопровождением, жутко дисгармонирующим по настроению практически с каждой сценой.

Часть важных сюжетных моментов почему-то была опущена, другая же снята настолько плохо, что если бы я ранее не посмотрел «Красного Дракона» Рэтнера, то я скорее всего вообще бы не понял что происходило в фильме Манна, как и почему.

Таким образом, тратить время на «Охотника на людей» стоит только в том случае, если Вам интересно посмотреть на сравнительно молодого Стивена Лэнга (полковник Куоритч из «Аватара» (Avatar, 2009)).

Во всех остальных случаях я бы посоветовал проходить мимо этой экранизации.

Через пять лет после премьеры «Красного Дракона» на большие экраны вышла лента «Ганнибал: Восхождение» (Hannibal Rising, 2007), рассказывающая о детстве и юности будущего психиатра-каннибала.

В основу картины (по традиции) лег одноименный роман Томаса Харриса.

Казалось бы, в фильме с таким подзаголовком должны были показать в какой семье рос и воспитывался Ганнибал; когда и как он понял, что хочет заниматься психиатрией; когда и как он пришел к тому, чтобы убивать людей и поедать части их тел; кем были его первые жертвы и как ему удалось уйти от правосудия.

Отчасти все это есть в ленте Питера Веббера, но в очень скомканном виде.

Например, семейство Лектеров, кроме Ганнибала и его младшей сестры, практически не показывается. Поэтому понять какие это были люди невозможно (ясно только то, что они жили в фамильном замке).

Оказавшись волею судьбы во Франции молодой Лектер начинает проявлять завидные успехи в учебе. Причем, делает это на пустом месте, ибо, как следует из фильма, до переезда из родных мест он практически не учился (видимо все знания он получил уже при рождении на генетическом уровне).

К изображению первых убийств Ганнибала особых претензий нет, а вот к тому, как он умудрялся каждый раз после очередного преступления вырываться из цепких лап правосудия есть масса вопросов (представители закона в картине изображены на редкость близорукими).

Также вопросы есть и к сыгравшему Лектера актеру Гаспару Ульелю. Вернее к тем, кто утвердил француза на эту роль.

Сказать, что он для нее не подходит — значит не сказать ничего.

Ульелю больше бы пришелся впору образ наглого прожигателя жизни, чем высокообразованного молодого человека, интересующегося анатомией и психиатрией.

А уж изображать безумие ему явно не к лицу, так как выглядело это по большей части просто нелепо.

Вообще, после просмотра осталось ощущение, что «Ганнибал: Восхождение» был снят чисто из коммерческих соображений, потому как и его сюжет и его герои были явно «высосаны из пальца».

Т.е. и у Харриса, и у Веббера, и у многочисленных продюсеров совершенно отсутствовали какие-либо приличные идеи для фильма (и книги), а вот желание заработать на раскрученном персонаже наоборот присутствовало.

И все-таки хорошо, что их вымученное детище в итоге провалилось в прокате, попутно заработав две номинации на премию «Золотая малина» в категориях «Худший фильм ужасов» и «Худший приквел/сиквел».

Оценки:

«Молчание ягнят» — 10/10.

«Ганнибал» — 6/10.

«Красный Дракон» — 10/10.

«Охотник на людей» — 1/10.

«Ганнибал: Восхождение» — 3/10.





813
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 09:32
Надо бы «Красного Дракона» посмотреть 8:-0
А то я его и «Охотника на людей» как-то пропустила :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 09:41
«Красного Дракона» обязательно посмотри. Мне он даже больше «Молчания ягнят» понравился. Но если бы не успех «Молчания», то возможно и «Дракона» не было бы.

Поэтому я им одинаковую оценку поставил.

Короче, оба фильма хороши. :-)
 


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 09:42
Да я давно собиралась, но все руки не доходят или настроение не то...
 


Ссылка на сообщение11 июня 2016 г. 09:44
Ну, кровищи или каких-то ужасов там не так и много (и все они, что называется, в тему).

Так что особо настраиваться не нужно. 8-)


⇑ Наверх