"Шуаны» были написаны в 1829 году, когда мысль о создании «Человеческой комедии» еще не посетила Автора. Это первое произведение, которое Бальзак опубликовал под своим именем. Серьезно относясь к данному шагу, он самым тщательным образом прорабатывал сюжет романа, изучал исторические свидетельства и документы, выезжал на место действия, где вел долгие беседы с участником гражданской войны генералом де Поммерёлем.
Считается, что в «Шуанах» впервые отчетливо проявился фирменный литературный стиль Бальзака, который в своих зрелых вещах не полагается на одну лишь фантазию и творческий вымысел, но оперирует точным знанием материала, позволяющим создавать исторически достоверные картины жизни французского общества.
Шуанами называли восставших крестьян Бретани по прозвищу, которое носил их предводитель Жан Коттеро. Роман посвящен завершающему периоду восстания шуанов, которое к 1800 году было полностью подавлено.
На фоне реальных исторических событий и процессов разворачивается трагическая история любви вымышленных литературных героев — сотрудницы республиканской тайной полиции Мари де Верней и предводителя шуанов маркиза Адольфа де Монторана. Автор пристально рассматривает каждое движение души героев. Местами это даже вредит сюжету, поскольку теряется динамика, чувства, мысли, переживания как будто препарируются под микроскопом. В результате такой скрупулезности в какие-то моменты страсти Мари и Адольфа кажутся совершенно невероятными. У каждого из них есть дело, поручение, требующее напряжения интеллектуальных сил и сопряженное с риском. Любовь возникает как-то уж слишком внезапно, не вяжется такая порывистость чувств с их статусом в политической игре, слишком легко отбрасываются обязательства, разрываются связи и принимаются решения. У меня не получается верить в такие истории любви.
Но, с другой стороны, герои очень молоды, оба они получили аристократическое воспитание, развивающее в людях известную взбалмошность и экзальтированность. Мари, к тому же, одинока и не удовлетворена своим положением. Вполне возможно, что в контексте эпохи и воспитания такие странные романы могли иметь место. Тем более, что книга читается «на одном дыхании» даже при том, что не вызывает доверия в лирической части.
По-видимому, связано это с тем, что Автор изначально задумывал и создавал не любовный приключенческий роман, а добротное историческое произведение, в котором показаны истоки восстания шуанов Бретани, их тактика, скрытые влияния и интересы различных социальных групп. Реальные события выступают не как фон для связанной с ними истории любви, предательства, мести и самопожертвования, а как важная самостоятельная составляющая произведения.
Серьезный подход к исторической части произведения уравновешивает несколько чрезмерный романтизм любовной линии. И получается замечательный исторический роман -в нем виден большой мир, Франция в этом мире, мятежная провинция во Франции, планы роялисткой эмиграции по захвату власти, планы республиканских спецслужб по ликвидации главарей мятежников, и два человека, вовлеченные в движение этих безжалостных сил, которые неожиданно для себя оказываются еще и пленниками собственной страсти.
Считается, что в «Шуанах» сильно влияние Вальтера Скотта, творчеством которого Бальзак был увлечен в период работы над романом. Будучи поклонницей шотландского романиста, я бы не сказала, что влияние это так уж сильно. Общность присутствует в любовной линии, которая оживляет произведение, но и только. У Вальтера Скотта любовная линия почти всегда является главной составляющей книги, превалирующей над историческим аспектом, и даже мотивы исторических персонажей он часто пытается романтизировать. Бальзак же к теме истории подходит взвешенно и строго, и уделяет ей чуть большее значения, чем собственно любви.
После первой публикации «Шуаны» были освистаны критикой. Но уже тогда в одной из рецензий произведение было названо первым французским историческим романом.
Когда в 1831 году Бальзак начал создавать «Человеческую комедию», «Шуаны» были включены в «Сцены военной жизни» «Этюдов о нравах». Любопытно, что в этом романе упоминается барон дю Геник — отец главного героя Каллиста дю Геника из романа «Беатриса», о котором я ранее писала в своей колонке. Упоминается он в двух эпизодах и предстает человеком честным, бескорыстным, следующим своим принципам и долгу.
В 1988 году на экраны вышел фильм режиссера Филиппа де Брокка «Шуаны» с Софи Марсо в главной роли. Посмотрев данный фильм, я не обнаружила в нем никакой связи с романом Бальзака. Хотя фильм хорош, а Софи Марсо просто блистательна. Порыскав по интернету, выяснила, что фильм снят по самостоятельному сценарию, не связанному с каким-либо литературным источником. Фильм по мотивам романа «Шуаны» был снят в 1947 году режиссером Анри Калефом.