Оноре де Бальзак Шуаны или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > Оноре де Бальзак. Шуаны, или Бретань в 1799 году
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Оноре де Бальзак. Шуаны, или Бретань в 1799 году

Статья написана 12 мая 2016 г. 21:42
Иллюстрация к первому изданию романа (1829)
Иллюстрация к первому изданию романа (1829)

"Шуаны» были написаны в 1829 году, когда мысль о создании «Человеческой комедии» еще не посетила Автора. Это первое произведение, которое Бальзак опубликовал под своим именем. Серьезно относясь к данному шагу, он самым тщательным образом прорабатывал сюжет романа, изучал  исторические свидетельства и документы, выезжал на место действия, где вел долгие беседы с участником гражданской войны генералом де Поммерёлем.

Считается, что в «Шуанах» впервые отчетливо проявился фирменный литературный стиль Бальзака, который в своих зрелых вещах не полагается на одну лишь фантазию и творческий вымысел, но оперирует точным знанием материала, позволяющим создавать исторически достоверные картины жизни французского общества.

Жан Котерро. Автор неизвестен — Collection B.Heudré
Жан Котерро. Автор неизвестен — Collection B.Heudré

Шуанами называли восставших крестьян Бретани по прозвищу, которое носил их предводитель Жан Коттеро. Роман посвящен завершающему периоду восстания шуанов, которое к 1800 году было полностью подавлено.

Кадр из фильма 1947 года
Кадр из фильма 1947 года

На фоне реальных исторических событий и процессов разворачивается трагическая история любви вымышленных литературных героев — сотрудницы республиканской тайной полиции Мари де Верней и предводителя шуанов маркиза Адольфа де Монторана. Автор пристально рассматривает каждое движение души героев. Местами это даже вредит сюжету, поскольку теряется динамика, чувства, мысли, переживания как будто препарируются под микроскопом. В результате такой скрупулезности в какие-то моменты страсти Мари и Адольфа кажутся совершенно невероятными. У каждого из них есть дело, поручение, требующее напряжения интеллектуальных сил и сопряженное с риском.  Любовь возникает как-то уж слишком внезапно, не вяжется такая порывистость чувств с их статусом в политической игре, слишком легко отбрасываются обязательства, разрываются связи и принимаются решения.  У меня не получается верить в такие истории любви.

Иллюстрация из старого издания
Иллюстрация из старого издания

Но, с другой стороны, герои очень молоды, оба они получили аристократическое воспитание, развивающее в людях известную взбалмошность и экзальтированность. Мари, к тому же, одинока и не удовлетворена своим положением. Вполне возможно, что в контексте эпохи и воспитания такие странные романы могли иметь место. Тем более, что книга читается «на одном дыхании» даже при том, что не вызывает доверия в лирической части.

По-видимому, связано это с тем, что Автор изначально задумывал и создавал не любовный приключенческий роман, а добротное историческое произведение, в котором показаны истоки восстания шуанов Бретани, их тактика, скрытые влияния и интересы различных социальных групп. Реальные  события выступают не как фон для связанной с ними истории любви, предательства, мести и самопожертвования, а как важная самостоятельная составляющая произведения.  

Серьезный подход к исторической части произведения уравновешивает несколько чрезмерный романтизм любовной линии. И получается замечательный исторический роман -в нем виден большой мир, Франция в этом мире, мятежная провинция во Франции, планы роялисткой эмиграции по захвату власти, планы республиканских спецслужб по ликвидации главарей мятежников, и два человека, вовлеченные в движение этих безжалостных сил, которые неожиданно для себя оказываются еще и пленниками собственной страсти.

Считается, что в «Шуанах» сильно влияние Вальтера Скотта, творчеством которого Бальзак был увлечен в период работы над романом.  Будучи поклонницей шотландского романиста, я бы не сказала, что влияние это так уж сильно. Общность присутствует в любовной линии, которая оживляет произведение, но и только. У Вальтера Скотта любовная линия почти всегда является главной составляющей книги, превалирующей над историческим аспектом, и даже мотивы исторических персонажей он часто пытается романтизировать. Бальзак же к теме истории подходит взвешенно и строго, и уделяет ей чуть большее значения, чем собственно любви.

После первой публикации «Шуаны» были освистаны критикой. Но уже тогда в одной из рецензий произведение было названо первым французским историческим романом.

Когда в 1831 году Бальзак начал создавать «Человеческую комедию», «Шуаны» были включены  в «Сцены военной жизни» «Этюдов о нравах». Любопытно, что в этом романе упоминается барон дю Геник — отец главного героя Каллиста дю Геника из романа «Беатриса», о котором я ранее писала в своей колонке. Упоминается он в двух эпизодах и предстает человеком честным, бескорыстным, следующим своим принципам и долгу.

Кадр из фильма 1988 года
Кадр из фильма 1988 года

В 1988 году на экраны вышел фильм режиссера Филиппа де Брокка «Шуаны» с Софи Марсо в главной роли. Посмотрев данный фильм, я не обнаружила в нем никакой связи с романом Бальзака. Хотя фильм хорош, а Софи Марсо просто блистательна. Порыскав по интернету, выяснила, что фильм снят по самостоятельному сценарию, не связанному с каким-либо литературным источником. Фильм по мотивам романа «Шуаны» был снят в 1947 году режиссером Анри Калефом.





598
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 мая 2016 г. 21:53

цитата Тиань

герои очень молоды, оба они получили аристократическое воспитание, развивающее в людях известную взбалмошность и экзальтированность
Разве не с точностью до наоборот?

Аристократическое воспитание имеет целью, как раз, сдержанность (пусть и показную) — в силу понимания высокого общественного положения и накладываемых им обязанностей, в том числе и социальных...

Классически воспитанный аристократ это, скажем, маркиз де Сомбрей — герой «Парижских тайн» Эжена Сю...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 18:20

цитата lena_m

Аристократическое воспитание имеет целью, как раз, сдержанность (пусть и показную) — в силу понимания высокого общественного положения и накладываемых им обязанностей, в том числе и социальных...

Мне так не кажется. На мой взгляд, аристократическое воспитание формировало у человека сознание высокой значимости своей персоны, широкие параметры личной дозволенности и стремление в любой ситуации прежде всего подтверждать личные достоинства. У Бальзака оба героя получились именно такие.

цитата lena_m

Классически воспитанный аристократ это, скажем, маркиз де Сомбрей — герой «Парижских тайн» Эжена Сю...

Это пример аристократа, который занимает положение, соответствующее воспитанию. Его статус не подвергается сомнению, в отличие от героев Бальзака. К тому же Эжен Сю имел обыкновение четко обозначать положительных и отрицательных персонажей, и маркиз из первых. Бальзак же пытался выписывать реалистичные характеры, и часто делал героев преувеличенно противоречивыми. Так мне кажется)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 19:19

цитата Тиань

Это пример аристократа, который занимает положение, соответствующее воспитанию. Его статус не подвергается сомнению, в отличие от героев Бальзака.
Да, возможно, здесь ключевой момент то, что герои Бальзака действуют в эпоху слома-перемен, а герой Сю — во времена реставрации-стабильности, когда уже всё вернулось на круги своя...
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 20:34
Согласна. ... Ну и авторский стиль имеет значение. Бальзак пытается быть реалистом, а Эжен Сю сентиментальный романтик, хотя его я тоже люблю:-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 20:37

цитата Тиань

Ну и авторский стиль имеет значение. Бальзак пытается быть реалистом, а Эжен Сю сентиментальный романтик
Согласна, просто не рискнула судить с этой стороны — эту вещь Бальзака, можно сказать, и не читала, а Сю даже экранизацию с Жаном Маре, можно сказать, не помню... :-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 20:43

цитата lena_m

а Сю даже экранизацию с Жаном Маре, можно сказать, не помню...

А я экранизацию не смотрела, но сам роман на полке стоит)) Приключенческие романы моя слабость.)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 20:49

цитата Тиань

Приключенческие романы моя слабость
Моя, увы, тоже — страсть как Сенкевича люблю, а из современных Бушкова... :-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 21:28
Сенкевича я плохо знаю. А Бушков — один из любимых. И Сварог, и К.С. Мазур и Бешеная с Карташом — всё нравится)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 21:35

цитата Тиань

Сенкевича я плохо знаю
Камо грядеши и трилогию о польских напастях XVII века (Пан Володыевский, Потоп, Огнём и мечом) настоятельно рекомендую — и сегодня хорошо читаются...

цитата Тиань

А Бушков — один из любимых. И Сварог, и К.С. Мазур и Бешеная с Карташом — всё нравится
У него мне очень по душе своеобразный язык на грани фола, а ещё разбросанные по текстам значёчки-крючёчки для своих-понимающих... :-)

Когда надо поднять силы-настроение, зачастую пересматриваю Машкова с Мироновым в Охоте на пиранью...
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 22:45

цитата lena_m

зачастую пересматриваю Машкова с Мироновым в Охоте на пиранью...

А мне фильм сильно не нравится. В книге всё не так и Мазур не такой.:-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 22:49
У меня так сложилось, что из цикла про Пиранью я читала только последние-африканские вещи — знатоки Бушкова мне так и советовали, де мол после фильма книгу НЕ читай...

Я и НЕ стала... :-)
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 22:55
Тогда понятно, почему фильм нравится. :-)


Ссылка на сообщение12 мая 2016 г. 21:55
Отличная и познавательная рецензия
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2016 г. 18:21
Спасибо:-)


⇑ Наверх