Эрнест Клайн Первому игроку


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Эрнест Клайн "Первому игроку приготовиться": Назад в будущее
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»: Назад в будущее

Статья написана 23 мая 2016 г. 04:20

Путешествовать в прошлое может и полезно, но исключительно в меру. В этот раз, оказалось чересчур навязчивых напоминаний(Именно напоминаний. Не воспоминаний, не ошиблась). Даже трудно сказать, кому эта книга предназначена. Подростку? Не могу представить себе подростка, настолько увлеченного для него древней историей. Взрослому? Это как же надо быть обиженным жизнью, чтобы настолько отдаться воспоминаниям. Решайте сами, здесь я вам не помощник: Эрнест Клайн   «Первому игроку приготовиться»:

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»
Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»

С первым персональным компьютером я познакомилась в 1988 году, и это было настоящим потрясением, которое, к слову, определило всю мою дальнейшую жизнь. От ощущения чуда, необычных возможностей, которые дает этот инструмент для получения новых знаний и решения моих конкретных профессиональных проблем, просто дух захватывало.

Открытие того, что персональный компьютер можно использовать еще и для развлечения, состоялось несколько позже, и уже не было чем-то новым на том фоне восторга и благоговения, которое оставило первое знакомство с ним, как с рабочим инструментом. Потому и воспринимались игры, как приятное, да, но не основное качество сначала просто ПК, а потом и сети.

Конечно, избежать увлечения первыми играми не удалось. Побегала, постреляла, поискала артефактов и поумирала на полях всяких условно кровавых сражений в полной мере, но без какого-то фанатизма. Тут стоит учесть еще один фактор: в это же время на нас свалилось много чего интересного: книги, картины, музыка — все, о чем ранее только слышали, вдруг стало доступно. И надо было срочно наверстывать упущенное.

Счастливое было время. Не из-за того, что «трава зеленее и небо голубее», а из-за новизны впечатлений и не проходящего ощущения, что попал в пещеру Али-бабы с неисчерпаемыми сокровищами. Но ностальгировать по этим временам глупо, ведь сокровищница теперь регулярно пополняется, а на смену наивному восторгу пришла спокойная оценка достоинств и недостатков текущих бурным потоком новинок.

Виртуальная реальность
Виртуальная реальность

Но все же, в силу изложенных выше обстоятельств, пройти мимо романа, в основу которого положен весь пласт массовой культуры 80-х, оказалось просто невозможно. Итак, 2044 год. Ожидаемо, все плохо в реальности, от чего население предпочитает жить в виртуале — огромной Вселенной, придуманной неким мультимиллиардером и спрятавшим в ней некий артефакт. Отсюда просто-таки захватывающая дух Игра: кто первый найдет его, расшифровав загадки и отыскав ключи, тот и получит в награду все наследство Создателя Вселенной — огромные деньги и власть, как в виртуале, так и в реальности. Ну, и далее — история смышленых подростков, которые являются никем в реальности, но могут стать всемогущими в виртуальном мире. Только, начавшись как обычный квест, эта Игра постепенно становится проверкой обычных человеческих качеств — верности, преданности, способности дружить и любить.

В этом плане это обычный подростковый роман, рассказывающих об обычных подростковых проблемах, сводящихся к вечным вопросам «кто я?» и «какое мое место в этом мире?», с обязательными заморочками в виде первой любви, сложных отношений со сверстниками, проблемами самоидентификации и выбора жизненной позиции. Только происходит все эти обычные подростковые трансформации в основном в виртуальной реальности, во время захватывающей погони за Самым Главным Призом.

Вот только есть замечание по поводу «захватывающей погони». Я люблю 80-е. Милые, немного наивные фильмы, без хлещущей с экранов кровищи, когда еще было важнее содержание, чем яркая картинка. Игры, когда надо было работать не только пальцами, но и головой. Музыка... О-о-о.. музыка 80-х! Отдельная тема. Шедевры, ставшие классикой. Было занятно встретить многих из знакомых и незнакомых выходцев из этого времени на страницах.

Виртуальная реальность
Виртуальная реальность

Точнее, было занятно первую половину книги. Потом все эти многочисленные перечисления фильмов, книг, игр, песен, фирм, групп, игральных автоматов, мелкие, не трогающие моей души или прочно забытые, не ставшие частью моей собственной жизни, детали, сюжеты, фразы стали просто надоедать. Мне, выходцу из 80-х, для которого все эти многочисленные названия и цитаты были, по большей части, знакомы, стало откровенно скучно и захотелось сразу перейти к более современному финалу. А что говорить о подростках, для которых, в сущности, и написана эта книга? Что для них эти простенькие игры, наивные фильмы и старые песни? Воспоминания родителей, повторяющих: «А вот в наше время»? Мне просто невозможно представить себе хотя бы одного подростка, который фанатеет от этих, для него древних, как динозавры, артефактов, а уж тем более множество, составляющее аудиторию этого романа.

Единственно, что, пожалуй, понравилось в этой Вселенной, так это идея виртуального и анонимного школьного образования, где реальный социальный статус ничего не значит, в том числе и для получения оценок, невозможны конфликты среди одноклассников, а самых надоедливых из них можно легко и просто игнорировать. Жаль, что эти идеи, как и использование виртуальной Вселенной не только для развлечений, но и реальной профессиональной деятельности, автор пропустил. О реальности — лишь скупые строки, и не совсем понятно, чем же так он хорош — настоящий мир, чтобы ради него отказаться от красочного и интересного виртуала. Кроме живых, теплых и мягких девушек, конечно. Но и тут можно поспорить.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

P.S. Следующие рецензии: Джеймс Уайт Космический госпиталь»

                                                 Адам Робертс «Стеклянный Джек»





330
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 07:36
Слабоватая книжка для взрослого человека. Особо и читать там нечего. Очень странное будущее, в котором люди души не чают в примитивных компьютерных играх. Продолжение читать совсем не хочется
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 07:51
Я честно дочитала до конца, хотя и без интереса. Столько классных игровых миров напридумывали, но автор выбрал самые примитивные, о которых даже я с трудом вспомнила.


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 11:09
Идея интересная, но уже даже мне видимо не получится ее прочесть, возраст не тот.
Кстати я тоже в 88 году с компьютером познакомилась, правда тогде это было телефизор+магнитофон+дисковод+клавиатура и фиговина в коробке(прототип систменого блока), которую спаял мой отец :-)))
Но тогда для меня были только игры, и я долго думала что он только для этого и нужен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 11:18
Я в 88-прошла курсы пр применению компьютерной техники в здравоохранении, и в этом же году с группой программистов мы начали разрабатывать для ПК медицинские программы. Один из группы теперь мой муж, а от медицины пришлось отказаться.
 


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 11:23
Ух ты! Интересно как, эх почему я не родилась лет на 15-20 раньше:-((( Меня это все тоже в программисты привело, вот только от всего осталось слово красивое и специальность в дипломе и юношеские мечты :)
 


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 11:27
Не я не программистом у них была, а постановщиком задач. Делала ТЗ. Попутно тогда еще работала зав. отделением в поликлинике. И куда все это привело? В журналисты!
 


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 11:34
Зато журналист с таким опытом очень ценен, статьи будут интересные и правильные!:-[ :-)
 


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 11:46
Ну, межу этими двумя професиями был еще директор в страховой компании и бухгалтер-экономист в телекоммуникационном предприятии.
 


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 12:07
Главное чтобы на поесть хватало, и вот опять же опыт в различных сферах,это я думаю при написании статей очень помогает.


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 14:10
Имхо, не читал пока, но книга заслуживает чего-то большего, чем в отзыве. Возможно вы в ней что-то не поняли. Об этом говорит разница: на goodreads эта книга самая популярная за эту неделю, и общее число оценок 298 000 (а вы не можете представить для кого написано); про реальность ничего расписывать не требуется, мы в ней живём, за что ценить известно (у вас «не совсем понятно, чем же так он хорош — настоящий мир, чтобы ради него отказаться от красочного и интересного виртуала»)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2016 г. 14:22
Реальность описана скупо — нищета, голод, безработица, всяческое попрание личных свобод, влодь до откровенного рабства. Нищий ребенок, без каких то особых надежд на продвижение в реале, зато могущественный в виртуале. И девушка, прекрасная в его глазах в обоих мирах. Как вы думаете, какой мир он выбирает?
А то, что многие читают, это еще не показатель. Вон последние романы Мартина или книги Ротфусса тоже считают едва ли не шедеврами, хотя они пустее пустоты по содержанию.
У этого романа есть еще одно удручающее качество, которое я упустила, поскольку его отразили в предыдущих отзывах- предсказуемость. Практически с первой страницы понятно, чем все закончится, какие герои сыграют партию, как поступят и что скажут.


Ссылка на сообщение24 мая 2016 г. 13:36

цитата primorec

чем же так он хорош — настоящий мир, чтобы ради него отказаться от красочного и интересного виртуала

Да ничем, там снаружи антиутопия, ясно показано что все плохо за пределами игры.

цитата primorec

А что говорить о подростках, для которых, в сущности, и написана эта книга? Что для них эти простенькие игры, наивные фильмы и старые песни?

Книга написана для американских ботано-гиков, погруженных фанатов. Не просто посмотреть ах-чуть-занятно, а подсаженых на это, причем это не ПК, а игровые автоматы. Ну как игры на калькуляторах, только чуть красивее ;). И вот сейчас они взрослые, их
пробивает ностальжи, они показывают, подталкивают своих детей, посмотреть как оно было.

Предлагаю посмотреть фильм Пиксели, там укрупняют до реала и погружают в игроавтоматные игры.

Кроме того, тут кроме древнего добавлена современность — это ЛитРПГ (но слабо выраженное. Находится где-то на стыке ЛитРПГ и Лит-И). В «Трех признаках жанра ЛитРПГ» есть касание и книги Клайна
https://fantlab.ru/blogarticle39199

PS
Очепятки
«как виртуале, так и реальности»
«А люблю 80-е.»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 мая 2016 г. 13:52
«Пиксели» смотрела и они показались мне скучными, и, честно, полным идиотизмом.
Может не помните, но многие из игр в 80-е были вариантах для автоматов и ПК. Особенно простенькие.
Когда писала, имела в виду, русскоязычных подростков, которые вряд ли фанатеют по старине. Американцы в этом плане могут быть иными, но представить мне это трудно. Как и взрослых, которым может понравиться такая наивная и предсказуемая книга.
А вот слабое присутствие современных инромиров сильно огорчило.


⇑ Наверх