Джеймс Уайт Космический


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Джеймс Уайт "Космический госпиталь": на приеме у Асклепия
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джеймс Уайт «Космический госпиталь»: на приеме у Асклепия

Статья написана 25 мая 2016 г. 05:25

Добрая старая фантастика, которую всегда приятно рекомендовать. Понятно, что к сборникам о Врачах в Космосе у меня особе отношение, в силу профессиональных пристрастий. Хоть и рассталась с медициной почти 25 лет назад, но это — как первая любовь, всегда будит самые лучшие воспоминания. С радостью и удовольствием: Джеймс Уайт «Космический госпиталь»

 Джеймс Уайт «Космический госпиталь»
Джеймс Уайт «Космический госпиталь»

Встретить настоящего Врача — большое счастье. Заметьте, речь идет не о простом профессионале, крепком ремесленнике, каких все-таки достаточно много, хотя, признаться, не столько, сколько хотелось бы. Нет, речь идет о ВРАЧЕ, о том, кого Боги, Природа или Вселенная наделили волшебным даром распознавать недуги по едва различимым признакам, интуитивно, несмотря на внешнюю очевидность фактов, находить правильное решение, излечивать едва ли ни одним своим присутствием и утешать страждущих единым словом, даря им в болезни самое главное — надежду на выздоровление. Речь пойдет о тех, кто делает врачевание не просто ремеслом, но высоким Искусством, а исцеление — Волшебством, отмеченным отблеском Гениальности.

Понятно, что в Главный Госпиталь целого галактического сектора кого попало, не набирают. Все, кто здесь работают — профессионалы с огромным опытом, способные решать самые сложные задачи и безраздельно преданные своему призванию. Но среди них есть некоторые, отмеченные той самой божественной благодатью, о которой мы уже говорили выше.

Именно такой доктор Конвей. Пусть он еще и молод, и ему не хватает практического опыта, особенно в части применения совершенных технологических методов, но это с лихвой компенсируется нестандартным мышлением, решительностью, умением замечать самые незначительные факты и складывать разрозненные кусочки мозаики в единое полотно. Т.е. речь идет о том самом божественном даре, которой превращает обычное ремесло в Искусство, вызывая восхищение у коллег и пациентов.

 Сюрпризы в Космическом госпитале
Сюрпризы в Космическом госпитале
Всего лишь несколько небольших рассказов той самой старой и доброй фантастики. Несколько случаев из практики начинающего врача Конвея, которому приходиться лечить совсем уж непонятных инопланетян, о которых, порой, невозможно даже сказать, как они выглядят на самом деле, и уж тем более, на что они жалуются. И жалуются ли вообще. И нормально ли, что они меняют форму и цвет, отращивают новые конечности, сами себя кусают за хвост и начинают буйствовать, круша все и вся.  

Истории эти очень похожи на байки, которые травят врачи в ординаторских во время дежурства: ироничные, гротескные, печальные или поучительные. Но что важно. Здесь нет никаких кровавых драм, инопланетных заговоров, тайных и явных врагов, глобальных тайн мироздания. Напротив, все, даже самые странные на вид, готовы сотрудничать и помогать друг другу, а загадки очень домашние и вполне легко объяснимые, если отвлечься от странностей и хорошо поработать головой. И вся прелесть именно в этом: в доброте, искренности, хитроумных поворотах сюжета и маленьких открытиях. И замечательном посыле, который полностью соответствует главному правилу в жизни любого Врача: как бы пациент не выглядел, пах или буйствовал, это, прежде всего, больной, требующий помощи и облегчения страданий. И особенно понравилось, что в далеком Галактическом госпитале все нацелено на ИСЦЕЛЕНИЕ, а не на приведение пациента в состояние, когда он может самостоятельно доползти до кладбища, как это, порой, делается в небезызвестных читателю больницах.

Хотя не все так уж просто. Нет-нет и тут возникает нечто из нашего не отличающегося терпимостью и добротой мира. О войнах, которые то и дело вспыхивают даже в этой замечательной Галактике, где разумные существа нашли взаимопонимание. Об обывателях, которые живут в безопасности и мире, которые обеспечивают солдаты. Такое напоминание, что всякое спокойствие кем-то и чем-то оплачено, этакий штришок справедливости и правдивости, который делает все повествование еще более привлекательным.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

P.S. Следующие рецензии: Адам Робертс «Стеклянный Джек»





273
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 мая 2016 г. 21:08
На мой взгляд, книги Уайта трудно читать. Много ошибок как логического типа, так и технических, из-за которых романы кажутся пародией на само себя.
Автор не получил высшего образования (даже, кажется, среднего) и понаписал в «Космическом госпитале» изрядно всякой ерунды на уровне продвинутого школьника, представляющего космос большим земным городом, а медицину — чередой увлекательных квестов.
Под вопросом даже обоснованность самого госпиталя (разве что в качестве занимательной идеи). Какой смысл доверять лечение существ одного вида существам другого вида? Неужели такой доктор сможет лечить лучше, чем «родной» по виду врач? Они в книгах иногда не могут даже определить кто перед ними, не говоря уже о тонких моментах лечения — от эмоционального состояния до реакции организма больного на действия врача.
Интересная идея и дилетантская реализация.


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 01:24

цитата Ny

Автор не получил высшего образования (даже, кажется, среднего) и понаписал в «Космическом госпитале» изрядно всякой ерунды на уровне продвинутого школьника, представляющего космос большим земным городом, а медицину — чередой увлекательных квестов.


Выше я написала, что это байки в ординаторской. Я сама таких могу вагон рассказать из собственной, не очень большой, практики. Причем все они будут заканчиваться также: в общем, мы его вылечили.

цитата Ny

Под вопросом даже обоснованность самого госпиталя (разве что в качестве занимательной идеи).


Так и Саймак, и Бредбери, да и почти все отцы-основатели не заморачивались научностью. И произведения их были исключительно простыми по языку и форме. Для них главное был моральный посыл, фантастика, как возможность поговорить о человеческих проблемах. В данном случае об этике.
Ну и что, что сегодня все «реалистично» и якобы «научно»? Средство стало важнее цели. По большей части, просто занимательные истории ни о чем, развлечение, опускающее жанр и только подтверждющее мнение критиков-снобов о том, что это вовсе не литература. Вот какой посыл несут романы Уоттса или Мартина из серии ПЛИО? Кроме описаний падений человеческих нравов и страшилок «как мы все умрем»? Никакой. Просто реклама и маркетинг, ничего более.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 04:53

цитата primorec

Выше я написала, что это байки в ординаторской.
На самом деле нет. Уайт действительно выдаёт небанальные идеи, но вот реализация... Поэтому «Госпиталь» больше страдает от технического неправдоподобия, чем от недостатка фантазии и фантастики.

цитата primorec

Так и Саймак, и Бредбери, да и почти все отцы-основатели не заморачивались научностью.
Есть некоторая разница — те изначально писали гуманитарную фантастику, почти не влезая в подробности, а «Госпиталь» позиционируется как НФ. Да и не о научности идёт речь. Уайт частенько противоречит самому себе. Я обвиняю его в нелогичности и невнимательности. А в тех местах, где знание элементарных технических моментов должно иметь место (у нас такие вещи учат в школе) — в легкомысленности и обывательском незнании фактов.
Все это к творчеству старшего поколения фантастов отношения почти не имеют.

цитата primorec

Вот какой посыл несут романы Уоттса или Мартина из серии ПЛИО?
Беда Уайта в том, что он подрывает доверие к жанру, а не в том, что его книги не несут каких-то положительных моментов. Ну не должна такая интересная тема так плохо освещаться.
Можно писать чушь, но так хорошо, что никто и слова не скажет, а можно собственноручно из-за нежелания или невозможности всё хорошо проработать угробить отличный замысел.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 06:28
Тут мы расходимся: мне эти БАЙКИ понравились. Даже если это антинаучно. И кто сказал, что байки должны быть правдоподобны. Я с ходу вам такое могу рассказать НА ОСНОВЕ СВОЕЙ ПРАКТИКИ, немного приукрасив, немного соврав, что ни один писатель такого не придумает.

У Брэдбери на Марсе можно дышать, а на Венере идут дожди. Про научность у Саймака вообще молчу. У них вон корабли едва ли не на дровах летают, но читаем и восхищаемся. Потому что книги не о звездолетах. Да и кто позиционирует гуманитарную фантастику, как строгое НФ?

цитата Ny

Беда Уайта в том, что он подрывает доверие к жанру, а не в том, что его книги не несут каких-то положительных моментов. Ну не должна такая интересная тема так плохо освещаться.


Практически сегодня каждый первый из современных писателей подрывает это доверие. Исключение из это так редки, и их к сожалению практически никто не читает.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 07:03

цитата primorec

Даже если это антинаучно.
Я же говорю — не антинаучно, а антилогично.
Помню, где-то у него Конвей высаживается на инопланетную ракету (нужно помочь местному «гагарину») и мнёт подошвами ботинок скафандра корпус корабля (!). Причём ракета запущена из-под воды (!). Такое ощущение, что автор не знает про перегрузки и прочность материалов.
И там же — буквально через сутки после запуска своего первого (!) космического корабля, планета атакует крейсер галактического патруля (находящийся в космосе) боевыми ракетами с ядерным зарядом. Когда разработать и построить-то успели?

цитата primorec

У Брэдбери на Марсе можно дышать, а на Венере идут дожди. Про научность у Саймака вообще молчу. У них вон корабли едва ли не на дровах летают, но читаем и восхищаемся.
Так, извините, они и не писали про технические детали. Летает и всё. На Марсе можно дышать — и всё. Никаких объяснений и подробностей. Это допущение автора. А Уайт наоборот подробно рассказывает как лечили, чем лечили, почему пришлось так-то поступить. Он даёт довольно много сопроводительной информации, которая просто не согласуется с общеизвестными фактами или противоречит сама себе же.
Ну не писал так Бредбери.

цитата primorec

Потому что книги не о звездолетах. Да и кто позиционирует гуманитарную фантастику, как строгое НФ?
А зачем тогда автор эти звездолёты описывает? И почему это не НФ, если выдаётся множество подробностей о биологии, экологии, анатомии инопланетной жизни? Я уж не говорю про остальной антураж, свойственный НФ.

цитата primorec

Практически сегодня каждый первый из современных писателей подрывает это доверие.
Так Уайт и не сегодня писал. Вы, например, отметили его как «старую добрую фантастику».
На мой вкус, Уайт это МТА своего времени. С головой, но без рук и знаний.
Что-то типа нашего Зыкова. Или, если брать старую гвардию зарубежки — Гарри Гаррисона.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 07:15

цитата Ny

то допущение автора. А Уайт наоборот подробно рассказывает как лечили, чем лечили, почему пришлось так-то поступить. Он даёт довольно много сопроводительной информации, которая просто не согласуется с общеизвестными фактами или противоречит сама себе же.


Тут не совсем поняла. Откуда общеизвестные факты, как лечить инопланетян? Как тут, с моей точки зрения, можно что угодно придумывать и все будет в рамках дозволенного. То самое — так и все, о которым вы упомянули.

цитата Ny

Гарри Гаррисона.


Гаррисон исключительно неровный писатель. У него есть исключительно неудачные вещи, просто откровенная халтура. Взять хотя бы «Звезды»: первый роман крепкий середнячок, второй отличный, третий читать просто невозможно. Трилогия. во всех смыслах.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 07:34

цитата primorec

Откуда общеизвестные факты, как лечить инопланетян?
Это я не про лечение. Выше был пример про «мягкую» ракету (из фольги?). Ну даже школьник догадается, что она с такой прочностью корпуса просто развалится на старте. Могу привести и другие места совершенно дилетантских рассуждений о простых вещах. Просто искать нужно. Я давно читал. Как раз после школы и очень в авторе разочаровался, подумав по обложке, что будет крутой роман про комическую медицину. Несерьёзно. Не верю этике книги, потому что автор не умеет достоверно обозначить даже антураж.

цитата primorec

Откуда общеизвестные факты, как лечить инопланетян?

Да и с лечением большой вопрос...
Зачем всё это — телепаты, служба безопасности, доставка больных (поштучно) на другой конец галактики и доктора иных видов? На родной планете человеку или ксенобионту помогут гораздо быстрее, эффективнее и дешевле. «Госпиталь» — просто химера с точки зрения логики и рационализма.

цитата primorec

Гаррисон исключительно неровный писатель.
Не поэтому. Удачные или неудачные вещи бывают у всех.
Я бы сравнил с Гаррисоном из-за похожей черты портить книгу ненужными подробностями, бедноватого языка (насколько можно судить по переводам), умения великолепно задать идею и вместе с тем частого неумения свести историю к внятному финалу, реализовать придуманное.
До Бредбери и даже до Саймака Уайту весьма далеко.
Я не согласен с категорией «автора старой доброй фантастики». Скорее уж «полузабытый дилетант с единственным ярким циклом».


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 08:17

цитата Ny

Зачем всё это — телепаты, служба безопасности, доставка больных (поштучно) на другой конец галактики и доктора иных видов? На родной планете человеку или ксенобионту помогут гораздо быстрее, эффективнее и дешевле. «Госпиталь» — просто химера с точки зрения логики и рационализма.


Ну, служба безопасности себя явно оправдала, поскольку попалась парочка буйных. А до родной планеты еще надо довезти. Это, так сказать, фронтовой госпиталь- второй этап эвакуации, что подтвердилось приемом жертв гражданской войны. Ведь его позиционировали, как госпиталь сектора.

цитата Ny

«автора старой доброй фантастики». Скорее уж «полузабытый дилетант с единственным ярким циклом».


Вообще то, имелось в виду прочно забытое гуманитарное направление, где форма практически не важная, а важен вкладываемый идейный посыл.

цитата Ny

ненужными подробностями, бедноватого языка (насколько можно судить по переводам), умения великолепно задать идею и вместе с тем частого неумения свести историю к внятному финалу, реализовать придуманное.


Вообще-то они практически все так писали. Вот возьмите Нортон — вот была мастерица технических несуразностей. Язык бедный, в технологиях полный ноль. Но мэтр. Или Карсака — истории простенькие, почти примитив, технические подробности — так было и так будет. Романы — с нынешнюю повесть. А вспомнишь : Я-Орк Аккран говорю с вами...» и мороз по коже.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 09:38

цитата primorec

Ну, служба безопасности себя явно оправдала, поскольку попалась парочка буйных. А до родной планеты еще надо довезти. Это, так сказать, фронтовой госпиталь- второй этап эвакуации, что подтвердилось приемом жертв гражданской войны. Ведь его позиционировали, как госпиталь сектора.
Я б ещё поспорил. Ведь несколько больных — это не повод держать целую службу. Да и позднее госпиталь работал преимущественно по всяким экзотическим происшествиям, чем по военной теме. И на массовую эвакуацию явно не был рассчитан — все отделы специализированны.
Но это уже кто как воспринимает. Поэтому не буду дальше ругаться.

цитата primorec

Вообще то, имелось в виду прочно забытое гуманитарное направление, где форма практически не важная, а важен вкладываемый идейный посыл.
Автор, к сожалению, настолько неудачно создал оформление к идейному посылу, что некоторые произведения напоминают больше фарс, чем морализаторство. «Госпиталь» по-моему сильнее наклонён в сторону космооперы, а не гуманитарной фантастики.

цитата primorec

Вообще-то они практически все так писали. Вот возьмите Нортон — вот была мастерица технических несуразностей. Язык бедный, в технологиях полный ноль. Но мэтр. Или Карсака — истории простенькие, почти примитив, технические подробности — так было и так будет.
Нет, не все. Были же Клемент, Азимов, Кларк. И у них гуманитарки хватало. Нортон же в одной когорте, скажем, с такими «мастерицами» как Ли Брэкетт, просто лепила коммерческие книжки довольно дурного приключенческого пошиба. А Уайт и ни туда, и ни сюда.


⇑ Наверх