Автохтоны М


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Автохтоны" М. Галина
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Автохтоны» М. Галина

Статья написана 26 мая 2016 г. 19:30

Книга отчетливо разламывается на два пласта.

Первый — практически социальная проза, зарисовка из жизни оскудевающих городов. Таких сейчас много. Они медленно тонут в провинциальности, отчаяно пытаясь выдумывать фестивали, заманивать денежных туристов, воскрешать старые таланты собственных земляков.

Автор очень хорошо показала, что восемьдесят лет назад в городе могли ставить новаторскую оперу, сорок лет назхад работали хорошие художники — а сейчас живут лишь воскрешатели старых баек, да устроители всяческих ресторанов и кофеен.

Культура скукоживается до просмотров полупустых архивов и умения элегантно повесить лапшу на уши туристу. И, да, до фестивалей.

Но на декорациях слишком много воруют, а обслуга в ресторациях чересчур откровенно презирает своих клиентов.

Автор выбрала Львов, но наверняка так же можно пройтись по Риге. Может быть через тридцать лет станет таким и Днепропетровск.

И точно такое же впечатление произвел на меня Крым в 2009-м.

Будто кто-то оживил книгу Ле Гуин «На последнем берегу» — сущность и жизнь вытекают из мира,  оставляя лишь пыль и суету. И магии уже почти нет.

Второй — попытка работать с мистикой. Тут, увы, такого бронебойного эффекта не наблюдается. Основные творческие приемы — умолчание и метельшение.

Наверное в оскудевающих городах и должны быть вот такие тайны — мелкие, полусгнившие, малозначительные. Герою приходится проламываться сквозь собственный цинизм и остроумие, чтобы хоть как-то приблизиться к уровню местных легенд. Люди, будто колебательные контуры, каждую секунду меняются от «да» к «нет» и наоборот.

Можно увязывать конкретику поисков героя с реальной историей 1920-30-х, но делать это порой откровенно скучно. Слишком велик контраст между потенциальными возможностями, между эпическими тайнами бытия, о которых поют герои, на которые намекают рукописи — и современным прозябанием. Будто гусеница сто лет конспирировалась среди дождевых червей, но забыла как превращаться в бабочку.

Когде герой взламывает сеть умолчаний и местных секретов (в основном собственным молчанием и педантичным следованием легенде) — становится ясно, что тайна утонула, рассыпалась, сгнила, что уже не найти истины за десятком точек зрения и можно лишь выбрать ту, что тебе симпатичнее.

Или сжечь весь город до основания, а потом начать строить новый с чистого листа. Со своими тайнами.

Но герой не Перехват-Залихватский, он всего лишь маска, имперсонирующая остроумную и малось уставшую от жизни писательницу. Он разворачивается и едет к себе домой.

В остальном:

— хороший язык. Будь он чуть хуже, все повествование сбилось в бельевой ком, в манную кашу с комочками, усыпанную песком. А так читать легко;

— грамотно повышается градус накала, автор переводит действие из документального в мистическое;

— концовка кажется чуть сбитой, рассыпающейся, сюжет будто теряет путеводную нить.

— мне сложно назвать этот текст романом. Герой ведь не меняется. Попытка показать внутренний кризис — имхо — не у далась. Это очень хорошая повесть.

8/10.

Первую часть текста желательно прочесть всем тем начинающим авторам, которые думают, что на материале родного города можно написать отличную фэнтези.  

Это не всегда так. Шаг в сторону, и можно утонуть в бездне провинциальной скуки.





1427
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 20:04
Где-то треть текста, по сути дела, сама рецензия, остальное, в силу многих причин, выглядящее совсем не к месту.


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 22:55
первый раз слышу такое определение повести — там, где герой не развивается.:-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2016 г. 23:47
Для меня — это один из критериев отличия.

«Три мушкетера» — приезжает в Париж один человек, а возвращается из отпуска с отрубанием головы любовницы — другой. И мы видим, как он поменялся.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2016 г. 05:48
Следуя этому критерию, Ремарк писал сплошные повести. «Улисс»-повесть, «Отцы и дети», «Осень патриарха», «Глухая пора листопада», «Долгое прощание» Чандлера. Почтенный ряд, который ну очень большой. «Три мушкетера» — ну ладно, а вот кто изменился в «Двадцать лет спустя»?
 


Ссылка на сообщение27 мая 2016 г. 09:21
«Три товарища» — неизменный герой? 8-)
«Улисс» — тут сработали разные «цветные стеклышки» сквозь которых автор показывает нам героя. Автор играет с изменением восприятия героя — это прием, но и «Улисс» не повторяется каждый день.
В «Осени патриарха» — разве не показано, как менялся диктатор?

«Двадцать лет спустя» — хороший вопрос. Пережив по факту гражданскую войну, все герои остались неизменными ;) И разве не изменил автор каждого четверки — протащив на страницах романа из состояния а) (финал первой книги) в состояние б).

Наконец, вы могли бы перечитать мою реплику
«Для меня — это один из критериев отличия»

Второй — наличие мира. Город есть, но единую картину мира автор постоянно пытается разрушить.

Третий — полифония. Тут — все в порядке, уровень романа.

Четвертый — множество сюжетных линий. Тут, скажем так, пограничная ситуация.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2016 г. 07:12
В «Трех товарищах» и центральный и остальные — совершенно неизменные герои. То же самое в «Черном обелиске» и остальных романах. Насчет «Улисса» — вне зависимости от приема и проч. В «Осени патриарха» диктатор по существу не менялся. Относительно реплики насчет «20 Лет Спустя» — ну эдак мы идем к софистике — нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Коль скоро время текуче, то и любой персонаж   в начале книги не тот, кто в конце . Исходя из этой посылки, герой «Медведок» меняется в той же степени, что и персонажи Дюма.
В рецензии о том, что отсутствие изменений героя лишь одно из отличий, не сказано. Относительно других критериев отличия абсолютно субъективно. Полно романов, не отвечающих четырем критериям в совокупности. Равным образом, полно повестей, в которых есть и отдельные и в сочетании указанные Вами признаки. Такая дифференциация — схоластика. Традиционно повесть отличается в значительной степени( но тоже не абсолютно) от романа объемом. А с точки зрения литературных достоинств — совершенно никакой разницы
 


Ссылка на сообщение28 мая 2016 г. 08:45
В «Трех товарищах» — главный герой неизменен?

Приобретая цель в жизни, конструируя из себя обычного человека, семьянина (а не потенциального смертника), а потом медленно теряя её? При этом ощущая, как теряется надежда в обществе вокруг него?
Думаю, по этому пункту наши расхождения не могут быть сглажены :-(

«Такая дифференциация — схоластика.»

Эти диффренеция — увы — следствие методологической проблемы. Вот вы пишете «Традиционно повесть отличается в значительной степени( но тоже не абсолютно) от романа объемом.» В некотором числе литературных диспутов и семинаров (не таком большом) — приводились примеры чрезмерно больших повестей. Вполне адекватные в данном вопросе «метры» делали вывод, что значительная часть современной литературы, которая представляется читателю под вывеской «романа» — к романам не имеет отношения.
И скоро будут писать рассказы на 9-12 авторских, тоже публиковать под вывеской романов...
При этом в большом объеме литературного наследия вы всегда сможете найти прецедент нарушения практически любого правила.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2016 г. 07:58

цитата beskarss78

При этом в большом объеме литературного наследия вы всегда сможете найти прецедент нарушения практически любого правила.
Это точно. В остальном останемся каждый при своем мнении, которое вполне себе определено.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2016 г. 08:19
Роман может охватывать один единственный день. И никакого развития героя там не произойдет. Роман отличается от повести наличием нескольких сюжетных линий. В первую очередь. Одна сюжетная линия — повесть. Более одной — роман.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2016 г. 09:28
Сошлюсь на авторитетную шайку :-)))
http://samlib.ru/d/dor...

Да, прямого изменения героя они не требуют — играет микрокосм и макрокосм. Но если раскручивать эту идею, имхо, то приходим к изменению персонажа.

П.С. Всякий волен не соглашаться со мной — это мои субъективные выкладки.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2016 г. 16:48
вообще-то «арка героя» желательна и в рассказе, и в повести, и уж тем более в романе )
 


Ссылка на сообщение27 мая 2016 г. 18:09
Вот именно. А не исключительно в романе. :cool!:
 


Ссылка на сообщение27 мая 2016 г. 18:57
:beer:
 


Ссылка на сообщение28 мая 2016 г. 07:16
Не абсолютно. И «Обмен» и «Дом на набережной» из московских повестей Трифонова содержат несколько сюжетных линий. В «Дерни за веревочку» и «Доверии» Рыбакова этих сюжетных линий уйма.


Ссылка на сообщение31 мая 2016 г. 11:55
Очень интересное замечание про первый пласт. Я при чтении его для себя среди других книжных версий мира не выделил, но вы правы. А, в целом, книжка мне чрезвычайно понравилась. Хотя признаюсь, подчас раздражали авторские ярлыки: типа русские — злые, немцы — безжалостные, украинцы — дети подземелья, а вот евреи, хотя и не любят друг, хорошие. Ну как-то плоско это для такой ткани повествования.
В чем не согласен с рецензентом — с трактовкой финала. ГГ (его душа, сознание, и т.п.) пройдя все этапы инициации по пути к тайне — как к тайному знанию, попадает в измерение, где горят и багровое солнце, и земля. Что-то вроде Ада, куда автор книжки неназойливо вела и героя, и заинтересованного читателя :)


⇑ Наверх