Андрей Кокоулин Северный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» > Андрей Кокоулин - "Северный удел"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Андрей Кокоулин — «Северный удел»

Статья написана 12 июня 2016 г. 14:42

Андрей Кокоулин известен широкому читательскому кругу как автор короткой формы, прежде всего — рассказов. Поэтому, когда оказалось, что его «Северный удел» будет первой авторской книгой в новой серии «Тёмное фэнтези», возникли определённые сомнения. Комфортно ли будет Кокоулину на стайерской дистанции, хватит ли книге дыхания? И будет ли под обложкой действительно тёмное фэнтези?

С первых страниц Кокоулин максимально уходит от привычных для жанра рамок и клише. Благополучная и развивающаяся империя, в которой легко узнается Россия на рубеже 19-20 веков, прошедшая топонимическую ретушь, ничуть не похожа на мрачное и кровавое средневековье, где человек человека люпусом ест. Вместо отпетого негодяя или на худой конец плута-трикстера главный герой здесь офицер тайной службы – преданный Отечеству, государю-императору и семье, консерватор и самую толику идеалист. Да и главная интрига закручивается вокруг расследования загадочных убийств, а вовсе не мести героя. Словом, на тёмное фэнтези «Северный удел» ничуть и не похож, а на что похож – так это на конспирологический детектив в духе сочинений Бориса Акунина об Эрасте Фандорине (в первую очередь на ум приходит «Азазель» — благодаря схожести некоторых сюжетных поворотов).

До поры до времени «Северный удел» этой схожестью пользуется. Бастель Кольваро расследует убийство представителей высших фамилий империи и выходит на след убийц с немыслимой «пустой» кровью – в отличие от цветной крови высоких фамилий и серой крови простолюдинов, в ней нет и тени цвета, параллельно пытаясь разыскать пропавшего при странных обстоятельствах отца. Вскоре Бастель обнаруживает, что события эти связаны, а первопричиной всему – желание некой силы свергнуть государственный строй в империи. Но в тот момент, когда дело кажется раскрытым, а главный злодей изобличён, хоть пока и не назван, Кокоулин меняет правила игры, переводя «Северный удел» из детектива в самый настоящий триллер. Да так молниеносно, что привыкший к неспешному развитию событий читатель рискует слететь с проторенного пути в канаву и ещё дальше, дальше – где он никак не ожидал очутиться, когда действие сумасшедшим галопом ventre à terre устремляется вперёд.

Это самое интересное в «Северном уделе» — напряженный финальный спурт, больше напоминающий кошмарный сон, от которого просыпаешься в холодном поту – только чтобы очутиться в ещё более жутком кошмаре. А то, что Андрей Кокоулин дистанцировался от характерных для тёмного фэнтези решений только добавляет драматичности, чего лично я не жду уже давно не то что от тёмного — от любого фэнтези.

Не обошлось и без недостатков. Большинство действующих лиц и в том числе и среди главных выполнены шаблонно, только авторское мастерство оживляет их, не давая превратиться в говорящие функции. Неживым выглядит и мир, в котором отчетливо явлен регресс, но отсутствует какое-либо развитие — даже главный конфликт отличается «рукотворным происхождением», а не закономерным историческим процессом. Но несмотря на всё это и кое-что другое, дебют Андрея Кокоулина вышел уверенным и крепким. Хочется надеяться, что автор на этом не остановится.





242
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 17:00
В общем, согласна. (Хотела написать «согласна с оценкой», но оценки как раз не вижу.)
С одной стороны — интересная и нешаблонная книга. С другой строны, ее явно надо бы «развернуть». Побольше рассказать о мире и персах.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июня 2016 г. 11:04
На мой взгляд, всё необходимое автор рассказал.
Поставил «7».
 


Ссылка на сообщение13 июня 2016 г. 14:37
Я поставила «8». И необходимое — с моей точки зрения — нет. Например, чем недовольны многочисленные недовольные? Как завлекали заговорщиков, на что они рассчитывали? Действия спецслужб удручающе примитивны, выглядят как «ой, там опять стреляют, срочно бежим». Только реагируют, причем каждый раз получается как всегда. Главный герой на этом фоне... ой, она меня предупреждала, что будет защищаться, так, оказывается, не шутила. Не принял меры, не попытался даже контролировать ситуацию. Поместный дворянин, а не спецагент.
И главгад... слишком крутую кашу заварил для феерического неудачника. Слишком у него все получалось, слишком ему доверяли (почему, кстати).

То, что автор рассказал — коротнкая повесть. Романом эта история была бы краше. А в таком виде история просто не цепляет. Я дочитала до конца, но это был такой осознанный интерес. Ничего схожего с невозможностью отложить книгу, пока не узнаешь чем дело кончилось.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2016 г. 15:20
Давайте про главгада под спойлер уберём. Всё-таки не все читали.

Претензии обоснованы (кроме мотивации недовольных — она ловится из текста довольно легко), но «Северный удел» — не история про спецслужбы. Там этих спецслужб и нет, в Тайной, судя по тексту — 3,5 сотрудника буквально. Потому что нет революции, нет восстаний, нет заговоров — это всё немыслимо, как появление пороха в большинстве фэнтези. Здешние крестьяне просто не способным поднять помещика на вилы, даже после того, как тот переломает кровью соседнюю деревню, а здешние студенты — кинуть бомбу в карету Ритольди.
Я поэтому очень долго не хотел ставить соответствующий тег в классификаторе и поэтому же не поставил детектив.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 07:30

цитата пан Туман

Там этих спецслужб и нет, в Тайной, судя по тексту — 3,5 сотрудника буквально. Потому что нет революции, нет восстаний, нет заговоров — это всё немыслимо, как появление пороха в большинстве фэнтези

Дело не только в этом.
Даже в нашей реальности в Российской Империи, где у аристократов отсутствовали способности к подавлению воли, где были частые перевороты и конфликты с другими государствами, жандармские и контрразведывательные службы, насколько я знаю, были очень невелики. Посмотрите ради интереса, например, сколько было сотрудников в третьем(?) отделении у Беккендорфа.
Поэтому да, появляется временами ощущение — «что за ересь, где сотни агентов и тысячи солдат?!» — а потом вспоминалась наша реальность и сразу же все становилось на места. Но это мое восприятие.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 19:35
Да, цифры совершенно не впечатляющие, я ожидал увидеть на порядок больше. Но у них и свой жандармский корпус имелся и, земской полицией, думаю не брезговали. Тут по идее что-то такое же должно иметься, крови же на всех не напасешься. Плюс какая-то магическая безопасность...
Но это если всерьез подходить к спецслужбам, а для меня, повторюсь, эта история — о другом.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 19:50

цитата пан Туман

Плюс какая-то магическая безопасность...

Кровь выдыхается жеж)
Посмотрите, как владеют жилками те офицеры, которых встречает герой. Слабо, посредственно — даже те, кто обучались.
А чистой высшей крови еще меньше — семь фамилий, максимум по два подлинных носителя.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 20:01
Тем более, значит император сам себя может и не спасти. Значит, нужна расширять штат, брать количеством, если не получается качеством (ну или селекционерством заняться как Ложа Чародеек)
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 07:31

цитата Lantana

Главный герой на этом фоне... ой, она меня предупреждала, что будет защищаться, так, оказывается, не шутила. Не принял меры, не попытался даже контролировать ситуацию. Поместный дворянин, а не спецагент.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

После сумасшедшего штурма поместья и двойной тяжелой магической травмы, изматывающей погони, гибели близких, даже самого императора...
вы слишком суровы к герою:)
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 19:39
Мне вот другое интересно:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Почему Бастель был настолько важен?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 19:48

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Настолько — для кого?
Для заговорщиков — он носитель чистой крови. Его отца упустили, остается лишь ловить сына.
Для императора — это преданный и талантливый представитель высшей фамилии, которому можно верить. И который может помочь. Ну не на полицмейстера же опираться? Или кто там признавался, что не жалует особо жилки?
Для шефа разведки — это один из немногих агентов, умелый и с двойной личиной. Джокер в квадрате. Кстати, это и спасло ситуацию.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 20:10

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Настолько — чтобы сделать из него джокера. Терст уже тогда подозревал о манипуляциях с чистой кровью высших? Но почему не принял контрмер? Двое (трое?) тогда были уже мертвы, но остальных можно было взять под наблюдение, тем более, что чистую кровь они определять умеют
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 20:16

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

>> Терст уже тогда подозревал о манипуляциях с чистой кровью высших?

Судя по беседе старшего Кольваро с «сыном», про манипуляции он не знал, но мог рассматривать второстепенной версией.
>> Двое (трое?) тогда были уже мертвы, но остальных можно было взять под наблюдение, тем более, что чистую кровь они определять умеют

Если я правильно помню хронологию, то Рикардо они не предупреждали точно — но тому и не помогло бы — внука выдернули грамотно. Кровь императора и Кольваро заговорщики все-таки получили в штурме поместья — охрана и двойники не помогли. Кровь еще одной фамилии выкрали из гематологической лаборатории.

Кстати, за младшим Кольваро приглядывали — не помогло. Только-только успели перелить кровь. И даже императора не уберегли — штурм пустокровных, как убер-абилка.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2016 г. 20:46

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Всё верно, кроме фамилии Ритольди. Но как-то всё же однобоко выходит — сработали более или менее только по Кольваро, по другим фамилиям даже не пытались


Называется — «это история для меня НЕ про спецслужбы» :-D


Ссылка на сообщение12 июня 2016 г. 18:26
Кстати, продолжение возможно? Или это категорически одиночный роман.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июня 2016 г. 10:56
В книге имеется крайне многозначительный эпилог. Но тебе стоит задать этот вопрос левию.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2016 г. 18:23
Окей.


⇑ Наверх