Вера и нигилисты


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Вера и нигилисты
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вера и нигилисты

Статья написана 22 июля 2009 г. 19:33

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

В чем разница между фантастикой и так называемым мейнстримом? Где проходит та хрупкая граница, которая позволяет различать эти понятия?

Что считать фантастикой? Строго ограниченную рамками того или иного направления прозу?

Согласно всем канонам, причислить «Дочь железного дракона» к фантастике довольно-таки трудно. Это один из самых необычных и психоделических романов, которые мне приходилось читать.

Впрочем, начинается все вполне благопристойно. Маленькая девочка, похищенная в детстве высокомерными эльфами, трудится на фабрике по производству железных драконов. Единственное, о чем она мечтает — свобода, возможность вырваться из плена собственной судьбы, ведь единственная функция взрослых человеческих женщин в этом странном и гротескном мире — рожать, рожать и еще раз рожать эльфам полукровок, которых сразу же отбирают у матерей. Только те, в чьих жилах течет человеческая кровь, могут управлять железными драконами. И девочка-подменыш решается на дерзкий шаг — похитить одного такого дракона и улететь навстречу свободе...

Так начинается один из самых талантливо написанных и вызывающих глубочайшее отвращение романов современной литературы. В нем нет места логике и чувству прекрасного. Отбросьте все предрассудки и штампы и готовьтесь к худшему. Наслаждайтесь шедевром.

Одна из самых интересных авторских находок  — сочетание несочетаемого. Психоделика граничит с фотографической точностью деталей. Возвышенное — с отвратительным и мерзким. Безупречная холодная логичность — с полнейшим абсурдом мироустройства. Чувства — с стальной отстраненностью.

По сути дела, это история одной девушки. Все — мир, остальные герои, фабула — подчинено её метаморфозам. Роман делится на четыре части, четыре круга ада, по которым автор водит Джейн, Сорри, фату Джеану, наконец. Героиня из вполне себе честной, почти миядзаковской девочки превращается в воровку, шлюху, убийцу. И, самое главное, никогда не вызывает омерзения. Поневоле читатель всегда оказывается на стороне девушки. Весь остальной мир оказывается еще гаже, еще отвратительнее её. И гонка начинается снова.

Один из хрестоматийных образов романа — Спиральный замок, обиталище Богини. Композиция романа — самая настоящая   спираль. Каждый раз, переходя на другой виток, другой уровень, Джейн теряет почти всю связь с предыдущими. И каждый раз повторяется одна и та же ситуация. Ведь в первую очередь это роман о любви.

В каждой из четырех историй девочка, подросток, студентка, молодая женщина встречается с Тетигистусом, мальчиком-Иглой, вечным возлюбленным. Каждый раз перед ней один и тот же выбор (а точнее, его отсутствие), один и тот же финал. Любящий и любимый, Задира-Питер-Пак-Ракет должен умереть. Умереть, прокладывая путь к свободе Джейн. Умереть, потому что она попыталась его спасти. Умереть, потому что иначе умерла бы она. Умереть, потому что она его убила. Снова и снова, снова и снова...

С Тетигистусом напрямую связан идейный пласт романа, а точнее, четырехуровневый идейный пласт. Да-да, авторский посыл также строго подчинен спиралевидной  композиции. Во-первых, прежде всего книга напоминает старый недобрый киберпанк. Связки человек-система, верхи-низы, анархия-тоталитаризм будто напрямую перекочевали из киберпанкровских манифестов. Джейн борется за свободу. Прежде всего — за свободу от предопределенности, за свободу от собственной судьбы. Каждый раз, оказываясь в одной и той же ситуации, она не имеет выбора. Её борьба — борьба против того, что карты в колоде изначально мечены, против фатализма. И противник у неё соответствующий — сама Богиня...

Далее Джейн внушают, что богини попросту нет. Идейный посыл резко поворачивается на 90 градусов. Теперь нам предлагают вариант, в котором Джейн сама во всем виновата. Её действие бездействие запускает цепочку причинно-следственных связей и в конечном счете уничтожает все, что ей дорого. Нет высших сил, человек в ответе за свою судьбу. Сам. Один против неба.

И снова резкий поворот. В финале нам открывается истинная мотивация всех событий, истинная идея автора...Любовь — это Бог. Бог — это Любовь. Каждый раз, в каждой истории Джейн видит вокруг себя лишь боль, страдание, мерзость, грязь, смиряется с ней, живет по её законам. В романе нет семьи, доброты, простых человеческих чувств, материнской любви, заботы...Может показаться, будто автор и сам живет в мире тьмы и злобы. Будто он не верит и дарит всем и каждому это неверие. На самом деле, главная идея романа как раз в том, что несмотря на все то, что существует в современном мире, всю пошлость и грязь, любовь есть. Горе нам, ибо мы не хотим её видеть. В каждой истории Тетигустус олицетворяет собой бескорыстную Любовь, истинный свет и, в конечном итоге, Божественное начало.

А все та гадость, отвратительные сцены, похоть, грязь, убийства, вся эта беспросветная тьма, которая вязким покровом обволакивает читателя с первой страницы, привнесена автором лишь для пущего контраста между ней и светом. Проблема в том, что Джейн (читай — мы все) не хотим поверить в существование бескорыстности, любви, теплоты. Мы боимся её. Не доверяем ей. Считаем её мифом, красивой сказкой, созданной чтобы хоть как-то смириться с окружающей нас тьмой. И в итоге своими сомнениями и недоверием губим её. Сами. Но свет всегда остается где-то там, впереди, недосягаемый для неверующих.

В конечном итоге все вокруг, весь мир, придуманный автором, подчинен одной цели — привести Джейн к этой любви. И дракон, и вечная соперница (еще один кочующий образ, антагонистичный по своей природе Тетигистусу-любви), олицетворяющая единственный выбор, сделанный Джейн — недоверие, и мальчик-тень, и Город, и весь мир — сама Джейн. Её внутренний мир. На самом деле она...

Итог: А вот теперь решайтесь — в чеп отличия между фантастикой и мейнстримом. Какой вариант толкования финала вам больше нравится? К тому направлению и относится этот многогранный, глубокий роман, в котором Любовь граничит с непристойным «траханием» (по другому не выразишься), красота — с уродством физическим и духовным...Лучше всего роман характеризует один из самых запоминающихся образов произведения — Джейн, косящая под эльфийскую соплюшку в разваливающихся кроссовках и дизайнерских брюках. Джейн — это глубокая и многогранная личность. Соплюшка — форма романа, где кроссовки — немногочисленные отвратительные эротические сцены, граничащие с откровенной порнографией, а дизайнерские брюки — хлесткий, сочный язык автора и безупречная композиция. Однако этот очень необычный роман далеко не всем придется по вкусу...

Рекомендация: Очень высокая, но сильно, очень сильно на любителя.

Вызывает ассоциации с: Такое чувство, что самое место роману — в «Альтернативе» или «Book Revolution»

Саундтрек: Chop Suey от System of a down. Идеально передает все чувства, возникающие при чтении.





122
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 20:12
Вот мне Суэнвик не идет категорически


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 20:12
Здорово. Первая рецензия, под которой и сам готов подписаться. Как пишут в ЭТИХ ВАШИХ ИНТЕРНЕТАХ, ;-) ППКС.

цитата

Во-первых, прежде всего книга напоминает старый недобрый киберпанк.

Так автор и сам «старый добрый киберпанк». «Вакуумные цветы». Нет, я понимаю, что автор больше, чем киберпанк, но в том числе и.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 17:49
«Дочь» не позиционируется как киберпанк, но при этом передает многие его идеи.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 20:17
Вестимо. Но «черного кобеля не отмоешь добела». :-)


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 20:45

цитата Мисс Марпл

По сути дела, это история одной девушки. Все — мир, остальные герои, фабула — подчинено её метаморфозам.
Нет, такого образа не возникло, скорее увлекающий ее за собой маятник Эдгара По, с каждым взмахом опускающийся всё ниже, пока она не соскальзывает с него на пол, отряхивается и уходит. Без этого мира Джейн мне нафиг не нужна. Более того, сам Суэнвик не смог расстаться со своими железными драконами — в отличие от сей героини.

цитата Мисс Марпл

Любовь — это Бог. Бог — это Любовь.
У Суэнвика здесь довольно сильный антиязыческий момент. Все эти замечательные обряды, традиции, праздники перенесены на урбанистическую почву — и их суть лучше только у Пратчетта. Но любовь — занесло Вас, в «Дочери» она совершенно бессильна..

цитата Мисс Марпл

рожать, рожать и еще раз рожать эльфам полукровок, которых сразу же отбирают у матерей.
Нет. Там совсем не так, и на то, что полукровок не сразу отбирают у матерей кое-что завязано.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 22:56

цитата ааа иии

Нет. Там совсем не так, и на то, что полукровок не сразу отбирают у матерей кое-что завязано.

В самом начале нам внушают именно это. А то совсем спойлер получится.

цитата ааа иии

Но любовь — занесло Вас, в «Дочери» она совершенно бессильна..

А по-моему, наоборот. Что проскользнуло в глазах Богини перед тем, как Джейн вернулась домой? Именно то, что героиня не могла принять на протяжении всего повествования.
А насчет мира...Я имела в виду, что я придерживаюсь мейнстримовского мнения.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

То есть, весь роман — внутренняя империя Джейн, метания по её душе, её больному мозгу. Нет никакого другого мира — это её фантазии.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 23:29

цитата Мисс Марпл

Что проскользнуло в глазах Богини перед тем, как Джейн вернулась домой?
Гнев на дуру, которая не понимает намеков и не проявляет милосердия?
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:05
По-моему, там черным по белому написано.;-)


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 23:24
Прочла, но никакого света в романе не увидела. Одна чернуха и беспросветность, впрочем, талантливо написанные. Перечитывать не буду, от книги избавилась без ущерба — и то хлеб.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:07

цитата Veronika

Перечитывать не буду

Я, скорее всего, тоже. Выдержать 500 страниц чернухи ради одного финала, содержание которого я уже знаю...

цитата Veronika

чернуха и беспросветность, впрочем, талантливо написанные

Именно поэтому моя оценка колебалась между 9 и 6;-) Я до сих пор е пойму, понравился мне роман или нет.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:11

цитата Мисс Марпл

Я, скорее всего, тоже. Выдержать 500 страниц чернухи ради одного финала, содержание которого я уже знаю...
Хм. Вся соль только в финале?
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:12
Не соль, а хоть какой-то свет. Кстати, Суэнвик периода «Джека/Фауста» лишен даже этой доли оптимизма.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:15
Но вся та чернуха несет хоть какую-то цель? Она показана как показатель некого смысла? Или чернуха, которая просто поливает грязью весь этот мир... ?
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:44
Думаю, чернуха для контраста с той самой Любовью. Для пущего эффекта.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:45
Хм. Тогда пока отложим. )
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:48
Сначала «Томас Рифмач» с красивейшими любовными сценами, а потом это...Для контраста...
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:46
Кстати оригинальный саундтрек)
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 11:47
Он очень точно подходит под описание романа. По крайней мере, у меня книга ассоциировалась только с этой песней.


Ссылка на сообщение22 июля 2009 г. 23:25
Шикарная книга. Жду «Драконов».


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 15:15
Хороша рецензия.
А кстати, кто-нибудь знает: есть отличие в тексте между этим изданием и первым (Век Дракона) ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 17:48
В аннотации написано, что в ВЗ впервые издан «полный текст романа». что это значит????
 


Ссылка на сообщение25 июля 2009 г. 21:12
Да в общем-то просто рекламная фраза. Может, какие-то отдельные предложения в «Веке дракона» и выпали, но ничего значительного. Переводы разные и — редкий случай — оба хороши.
 


Ссылка на сообщение25 июля 2009 г. 21:44
Я вот купил в ВД. Там еще и статтья Суэнвика. Бонус =)


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 16:11
Чего-чего, а чернухи у Суэнвика никогда не было. Надо прочитать, только в продаже нигде нет, зараза>:-|!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 17:41
Если под чернухой понимать безысходность, в «Джеке» её навалом.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2009 г. 19:04
А, тогда понятно. Я под чернухой понимаю более жесткие вещи.
Впрочем, и безысходных книг я у него еще не читал, так что...
 


Ссылка на сообщение26 июля 2009 г. 00:35
а в ДЖД на мой вкус тоже нет прям беспросветного мрачняка, Суэнвик преподносит все с легкими подхихикиваниями в усы. на нервы не давит, скорее исподволь расслабляет :-)


Ссылка на сообщение24 июля 2009 г. 06:40
спасибо! давно хожу кругами вокруг Суэнвика, хотя оба тома и ДЖД и ВЦ+ПП давно уже стоят на самом видном месте, думаю после твоей рецензии — руки дойдут очень скоро.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июля 2009 г. 11:44
Как минимум для общего развития прочесть стоит;-)
А вот на ВЦ я никак не решусь...


Ссылка на сообщение26 июля 2009 г. 00:33

цитата Мисс Марпл

Chop Suey от System of a down. Идеально передает все чувства, возникающие при чтении.

вот это неожиданно ) подозреваю, речь о том потоке тарабарщины, что издает солист после призыва Wake up :-)))

а про лубофф — интересная трактовка, с удовольствием познакомился. можно и так, вроде складно получается. надо перечитать, а то подзабыл уже )

ну а для меня главное в ДЖД — нестандартный, сложный, многокрасочный мир; а также тонкий сюрреализм на всех поверхностях романа. и все это в добродушных интонациях Суэнвика ) чернуха, как мне кажется, там довольно условная, с авторскими подмигиваниями и чеширскими улыбками :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2009 г. 16:00

цитата Din Tomas

вот это неожиданно ) подозреваю, речь о том потоке тарабарщины, что издает солист после призыва Wake up

Нет — сочетание этой тарабарщины и нежного, пронзительного припева. Сначала хотела назвать рецензию «When angels deserve to die».


⇑ Наверх