Любите ли вы протест в музыке, так как люблю его я? Да, наверное, любите, скорее всего – даже сильнее, чем я. Потому что выражение протеста через свои песни – это обоюдоострый меч. С одной стороны – благодаря этому артисты могут добавить в свою музыку практически беспредельное количество жизни и энергии. С другой стороны, не менее важной – за этим самым бунтом против машины иногда может скрываться совершенно пустая музыка, а может и вообще – лицемерие творца, что еще хуже.
В любом случае, вне зависимости от вашего или моего отношения к музыкальному протесту, стоит признать один факт – в роке он больше невозможен. И это не вчера случилось – уже довольно продолжительное время в роке при практически любых попытках бунтарства и призывов к революциям – слышится лишь грохот машины и радостное потирание рук в предвкушении денежных дождей. Где же сейчас честному пассионарию найти себе отдушину? Ну, как очевидно – прямо здесь, в “Горгороде.” Сразу оговорюсь, чтоб не было сомнений каких-то – протесты и призывы к революциям – не главное достоинство этого альбома, и вообще – Мирон работает тоньше и предоставляет право слова нескольким заинтересованным сторонам.
Первым делом первое – то есть музыка. Друг Oxxxymiron-а Porchy (догадайтесь сами, почему его так зовут) – неплохой, на самом деле, битмейкер. То есть, когда вы слушаете альбом – претензий к битам практически не возникает. Все они вполне хороши и сами по себе, и находки там бывают всяческие интересные, дьявол-то в деталях, как говорится. Но стоит сразу понимать (и я это хочу обозначить прежде, чем мы пойдем дальше) – вы эти биты не вспомните через неделю. За исключением пары моментов. И биты совсем неплохи, повторюсь – просто не они тут основные создатели погоды – это скорее вишенка на торте, которая смысла без торта не имеет и вообще – хватит переедать. Окей? Окей.
Погоду тут делает сам Мирон. Я не думаю, что имеет особый смысл его сравнивать или ставить в один ряд с различными зарубежными МС-титанами. Но, его разнообразная читка, способность резко менять настроение и подачу, умение использовать различные интонации для разных героев (властный мэр, например, выражается размеренно и с ленцой, а безумный фанат – спешит выказать свои претензии писателю с ощутимой обидой в голосе) – в общем, все это, хочешь-не хочешь – а заставляет все же вспомнить про некоего Кендрика Ламара, который тоже славится всеми вышеперечисленными достоинствами. И это тот случай, когда я не сказал бы, что “наш” хуже “ихнего.” В общем, Мирон – это звезда этого представления, вы слушаете альбом, чтобы слушать его – и он не даст вам об этом забыть или пожалеть. Как минимум половина из понравившихся песен (а понравится там способны почти все, что со мной и случилось) – врезаются в память именно благодаря умелому и увлекающему флоу.
Раз уж вспомнили про разнообразных героев – пора перейти к главной отличительной черте альбома. У него есть сюжет! Как завлекательно-то звучит, правда? Нет? Не завлекательно? Ну, да и правда – сейчас везде есть сюжеты разной степени бредовости. Ну, может в русском рэпе и победнее с этим делом, не зря ж Oxxxymiron хвалился, что это первая такая концептуальная работа в хип-хопе, которая повествует не про жизнь автора, а показывает выдуманную историю. Он, правда, позабыл при этом самовосхвалении про легенд вроде MF DOOM или Masta Ace – но творческим людям простительно.
Да, в любом случае, про сюжет. Он есть, он не отличается какой-то особой оригинальностью, но в целом неплох – не хуже какой-нить “Стенки”. В этом самом Горгороде жил себе был писатель (тут Мирон явно следует старому правилу – пиши, о чем знаешь.) Жил и не тужил, вечеринки, алкоголь, наркота, девочки – все аксессуары успешного человека. О своих ранних бунтарских выходках и произведениях – даже и помышлять забыл. Но тут звонит надоедливый фанат – и все завертелось. На нервы начинает действовать литагент, находится та самая единственная, в его жизнь встревают злобный тиран-мэр и полусумасшедший революционер-идеолог, да и самого его начинает одолевать горечь и злоба.
То есть, как я и отметил – вряд ли вы вынесите что-то очень новое для себя из всего повествования. Но, несмотря на не особо уникальную канву, в итоге сюжет и альбом-то – получились. Потому что вышел в итоге хороший бунтарский альбом, который реально способен, хотя б на минуту захотеть взять винтовку и свергнуть кого-нибудь. Вышел хороший альбом про то, как слава и признание способны убить творческий гений. Вышел хороший альбом про возможные тонкости человеческих взаимоотношений. Вышел хороший альбом про давящую и крушащую атмосферу большого города, которая знакома любому, кто в большом городе когда-либо жил. И это все – всего лишь за сорок минут. Это краткость просто восхитительна, учитывая, что концепты в наше время обычно раздуваются как минимум на целый CD.
Самое главное я как-то не сказал – вокруг походил, но приберег напоследок. Я люблю нерв в музыке, люблю драму – естественно, не я один. И нерв этот может быть выражен собственно через музыку, через тексты, через посыл, да хоть через обложку даже. Но должна быть живая эмоция, я хочу слушать людей, людей которым есть что-то сказать. И Мирону явно есть что сказать – альбом действительно невероятно эмоционален, и насыщен широким спектром разных настроений. Заскучать тут не получится вообще, ни на одну минуту. Один трек заставить злостно сжимать кулаки, другой – призовет задуматься и прочувствовать параллели, третий – принудит поежиться от описываемой мрачной картины. А самый сок остается напоследок – в эпилоге, когда все перипетии уже позади и нам остается только оценить заключительный вывод.
В традициях великой русской литературы, да и культуры в целом – не принято давать хэппи-энды. Так уж исторически сложилось. И Мирон, в принципе, этим традициям и не изменяет. Но он смеет надеяться, он как творец смеет давать шанс не на счастье, может быть, но на покой, на что-то светлое и возвышенное: