Рамез Наам Дилемма о емких


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Рамез Наам "Дилемма": о емких названиях и неудовлетворенном любопытстве
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рамез Наам «Дилемма»: о емких названиях и неудовлетворенном любопытстве

Статья написана 18 сентября 2016 г. 09:36

Упрямство, чистое упрямство. Можно задать вопрос, почему я все же продолжаю читать подобные романы, если подвергаю их такой беспощадной критике? Конечно, ответ такой:  теперь я хочу узнать, что автор решит- продать побольше книг или остаться при своих убеждениях. И чем дальше, тем больше хочу узнать, как он выкрутиться из такой ситуации. Пока мое любопытство не удовлетворено: Рамез Наам    «Дилемма»


Рамез Наам «Дилемма»
Рамез Наам «Дилемма»


Начать хочется с темы отвлеченной, но, тем не менее, имеющей прямое отношение к этому роману и его содержанию. А именно, хотелось бы рассказать, какое в моей читательской действительности имеет значение название произведения. А именно, с того, почему я люблю названия краткие, емкие, которые концентрируют в паре слов сюжет и весь его смысл.

Вот было, к примеру, «Обреченное королевство». Замечательно: такое название обещает некое судьбоносное действо, окрашенное в цвета мрачного пророчества, с рыцарями, дамами и неизбежной печалью. Потом читаешь и удивляешься: вроде бы и королевство есть, и рыцарей в избытке, и мрачные пророчества в наличии, но понимаешь — что-то не то. А то, как вы знаете(или еще узнаете), зарыто совсем в другой стороне. Потом читаешь — «Путь Королей», и все сразу становится на свои места. Название тянет за собой сюжет, абзац за абзацем, сковывая общую логическую цепь.  

Или «Властелин Колец». Недоумеваешь, причем тут он, если только и маячит грозной тенью на горизонте. А потом дочитаешь книгу и понимаешь: только так. В этом названии и весь сюжет и вся его мораль.




Потому хочу начать рассказ о романе «Дилемма» с благодарного поклона в сторону переводчика. Уж не знаю, какие там, в канонах перевода имеются значения слова «Crux». Об этом пусть спорят профессионалы, но с русским названием он угодил в самую точку. Можно сказать, одним единственным словом описал весь сюжет, героев и вложенный смысл. Так, что и аннотация не нужна: тому, кто прочитал первый роман «Нексус»(а для прочих вторая часть будет малоинтересна), сразу станет ясно, о чем пойдет речь.

Немного напомню, чем дело закончилось в предыдущем романе. Есть некий продвинутый нанонаркотик «Нексус», который неимоверно расширяет возможности человека, в плане взаимодействия с другими его носителями, обучения и работы с информацией. Новая технология позволяют выйти на совершенно новый уровень эволюции, который принято в последнее время называть «постчеловеческим».

Но, как всегда это и бывает, есть и другая сторона медали. «Нексус» открывает невиданные возможности для контроля над сознанием, подавления и подчинения одних людей другим. Понятно, что начинается настоящая гонка среди тиранов, маньяков, фанатиков всех мастей за обладание таким сокровищем. Этой гонке посвящен весь первый роман, итогом которого становится то, что наш герой, после некоторого непродолжительного периода раздумий, делает «Нексус» достоянием всех и каждого. По сути, пускает все на самотек, в надежде, что любая система рано или поздно находит равновесие.

Позволю напомнить, что в смысловом плане «Нексус» был неким спором двух сторон. Одна утверждала, что передовые технологии есть благо, и ни у кого нет права присваивать единолично их результаты или искусственно сдерживать прогресс, несмотря на временные трудности или жертвы, к которым эти технологии могут принести. Вторая сторона не менее рьяно доказывала, что необходим контроль, ограничения или вообще запрет, особенно, если технологии грозят расколоть человечество раз и навсегда.

Вот собственно и обещанная дилемма, которая просто перекочевала из первого романа без всяких изменений. Это даже не раскрытие сюжета, поскольку одно дело спор теоретический и совершенно другое — практика. Люди, знаете ли, такие выдумщики. Они находят такие применения технологиям, что ни один разработчик не додумается и за 100 лет.

Вот, собственно, описаниям этих практических, на 99% негативных, применений «Нексуса» и посвящен второй роман. Герой попадает в те или иные ситуации(перестрелки, погони, похищения, шпионаж и прочее в большом количестве), которые служат яркими аргументами в поддержку одной или другой из описанных выше точек зрения. Причем, как по мне, аргументов в пользу контроля и запрета набралось много больше, чем тех, после которых хочется петь хвалебные гимны в честь наступления новой эпохи Постчеловечества.

Понятно, что читать о всяких безобразиях, катаклизмах и сражениях много интереснее, чем о медитации и всеобщем братстве. И продается это много лучше. В результате, описаний ужасных последствий применения Нексуса набирается настолько больше, что они махом перевешивают не совсем уверенный аргумент о чистых детских душах. Так, что любой, самый ярый сторонник свободных технологий начнет сомневаться в своих убеждениях. Или вообще перейдет в стан врага. Хотя наш герой опять же находит выход, который при ближайшем рассмотрении выходом не является никаким. Но это вам предстоит узнать самим. Мне же интересна совершенно другая дилемма.  Ведь автору и продать нужно, и от веры своей не отступиться. Вот это дилемма, всем дилеммам дилемма.



Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


P.S. Следующий отзывы

— Майкл Коуни «Здравствуй, лето...и прощай»

— Чайна Мьевиль «Посольский город»

— Ким Стэнли Робинсон «Красный Марс»





333
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх