Электронный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kons» > Электронный октябрь
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Электронный октябрь

Статья написана 2 ноября 2016 г. 01:02

Продолжая читать в электрическом виде ознакомился со следующими книгами.

1.

Превосходнейшая книга, которая была номинирована на премию нашего сайта за лучшую критическую работу.

Собственно в книге подобран материал об отображении в литературе темы «войны ближайшего будущего». Наверное две основные статьи, которые стоит выделить и которые, по сути, покрывают большую часть исследуемой тематики, это статья британца Кларка, которая дополняется материалом, основанном на отечественном материале, Токарева. Также неплохая статья-дополнение — М. Шаровой. Прочитав эти три произведения можно получить хорошее представление о данной проблематике. Все остальные статьи не носят столь серьёзного и всеобъемлющего подхода, а скорее касаются той или иной детали (например, о жанре в Швеции повествует статья Арвида Энгхольма). К сожалению, ряд современных работ, хотя и вошли в сборник, можно было опустить, так как они являются всего лишь пересказом, того что уже ранее писалось другими авторами и именно объединение подобных материалов под одной обложкой позволяет это понять.

Несмотря ни на что я получил огромное удовольствие от самого сборника. Приятным дополнением данной книги является богатство иллюстративного материала.

А дальше пошло как-то все не очень.

2.

Первый выпуск нового журнала. Что можно сказать — получился он неважнецкий, этакой манной кашей с комками. Все произведения не новые, а критическая статья будет интересна лишь тем, кто не следит за новинками фантастики. Хорошо хоть не все произведения так стары, как произведение Логинова, которое ничуть от этого не становится хуже, а для большинства произведений и вовсе трудно достижимы эталон. С чем нельзя не согласиться так это с заявлением редакции — «показать фантастику в различных её проявлениях и взаимосвязях». Фантастика действительно подобрана разнообразная. Но повторюсь — ничего нового вы здесь не найдете — часть рассказов уже публиковались, а часть можно было найти в сети. Посему новизна журнала остается под вопросом.

К сожалению, космические рассказы Тюрина и Пронина средненькие, при неплохом антураже. Абсолютно не моё рассказ Алексея Лукьянова. Хотя его первый сборник «Спаситель Петрограда» оставил благоприятное впечатление, такое чувство, что автор решил идти своим путем и уходить от общепринятых норм фантастики. Мне интересна его фантастическая идея в произведении, но меня абсолютно не устраивает литературное воплощение — не приемлю столько мата и насилия. И произведения, написанные автором, после выхода сборника, нравятся всё меньше и меньше. Что будет дальше буду наблюдать, но без особого энтузиазма.

Единственным светлым, удачным и понравившимся произведением явился рассказ К.А. Териной. Здесь для себя я отмечаю противоположную картину. Начиная с хороших рассказов в начале автор постепенно улучшает свой талант и последние её произведения представляют собой маленькие литературные шедевры в жанре магического реализма.

Что в итоге? Серединка на половинку. Один взлёт вверх, одно падение и обширная середина. Необходимость подобного журнала пока остаётся загадкой — будем ждать следующих выпусков.

3.

Новое произведение Каганова, на написание и издание которого он собирал деньгу у народа. Хотя я мало читал Лео, но имел возможность видеть его выступления в живую и это было весело. Посему было интересно, что нового выдал автор. Однако увы, ни достойного юмора, ни оригинального сюжета в данном произведении не отмечается. Сюжет донельзя прост, с некоторыми современными условностями, физическое изобретение повышает квантовую вероятность положительных для субъекта событий, но после прекращения действия «таблетки-пуговицы» наступает обратная реакция. Собственно на этом вся фантастика и заканчивается и начинается просто приключенческая проза. Герои должны справляться с эпическим везением и не менее эпическим невезением. Сюжет достаточно частый для фантастических произведений (как минимум можно припомнить произведения позапрошлого века с подобной завязкой). К сожалению, за всё время чтения повести автор удалось меня повеселить всего лишь раз — было юмора как не бывало. Странный поучительный и слабый финал, какое-то программирование на удачу. Каганов не знал как закончить повесть, а заканчивать надо было и потому получилась какая-то фигня.

В итоге перед нами либо проходная вещь автора, либо «прощальная песня» фантастике от Каганова. Ни то, ни другое меня не зацепило. Только крепкая троечка (они же 6 баллов).

Сдается мне автор сейчас переживает некий кризис среднего возраста и переоценку жизненных взглядов, а вот во что это выльется для читателя и каков будет (и будет ли) новый Каганов мы может быть узнаем через какое-то время.

4.

Сборник состоит из двух повестей, которые никак не связаны, кроме написания на украинском.

Но есть принципиальная разница, что одна написана в Советской Украине, а другая написана автором из лагерей переселенцев, ушедших из трудовых лагерей в Федеративную Германию.

Собственно знаменитых писателей в рядах тех переселенцев не было, но выполнять запросы публики кто-то должен и всегда находились те, кто желал им в этом помочь. По сути это вторая волна эмиграции, которая писала на русском.

При достаточно неплохой идее — осмысленное описание полёт на Марс, роман не читаем в литературном плане. Постоянные божественные отсылки «в лоб», гипертрофированная любовь к Украине и прочее, даже для агитки избыточны. С другой стороны небанальный финал, добавляет толику интереса. Но в целом, печальное впечатление.

Вторую повесть высоты я часто читал с перерывами. В первую очередь из-за высокого накала пропаганды в этом небольшом произведении. Во-вторых из-за полного отсутствия редактуры, благодаря чему попадавшиеся «перлы» заставляли от души веселится. Вместе получилась просто забористая смесь.

Поднялись значит комсомольцы (особенно меня порадовал термин «седой комсомолец») на рекордную высоту 87 км, да наделали там открытий, после чего  благополучно спустились вниз. Собственно и всё.

Возвращаясь к произведению отмечу, что с научной точки зрения оно написано на примитивном уровне, лишь где-то под конец произведения появляется нечто наукоподобное. И это при том, что уже тогда существовали работы Циолковского, да и астрономия с физикой уже тогда достигли многого. Забавной кажется теория о возможности разбить стратостат о кристаллы азота в стратосфере, которые образуют кристаллический купол над Землей. Даже стало интересно, автор это где-то вычитал или это его собственное «изобретение». То ли автор что-то почитал, то-ли была какая-то заготовка, но абсолютно слабое начало к середине ещё более-менее читается, но при посадке стратостата все возвращается к начальному уровню.

Большинству читателей строгая рекомендация  — проходите смело мимо.

5.

Читать это издание следовало бы начать со статьи, которая разъясняет многие вопросы относительно повести. Ибо чтение без необходимых пояснений вызывает много вопросов. Залихватское произведение, написанное в стилистике двадцатых, от известного детского писателя. Наверное и стоит рассматривать как пародию на произведения определенного жанра. Как самостоятельное произведения воспринимать его всерьёз не получается никак. С учетом этого произведение будет интересно тем, кто в теме. Кому ситуация с фантастикой того периода неизвестна и браться не стоит.

6.

Не доводилось думать о Чернышевском как о фантасте, а вот однако — пусть и примитивный, но вариант описания атомной бомбы. Правда написано все каким-то избыточным и глуповатым языком. Читать было предельно скучно и приходилось просто заставлять себя пробираться через текст. Интереснее всего, как часто бывает у Поляриса, оказалась статья Якова Гордина, размещенная после авторских произведений. Можно смело проходить мимо.

7.

В этом издании было указано, что полный перевод произведения на русский, с восстановлением утраченного фрагмента, который был порезан по цензурным соображениям.  После прочтения думаешь, что возможно многие читатели этого романа и немного потеряли. Собственно известная часть представляет собой представляет собой производственный роман, в котором описывается создание скоростного тоннеля между Москвой и Дальним Востоком. Роман написан добротно, созданные персонажи не ходульны и об их приключениях интересно читать, и даже злодеи у автора представлены умными, хотя и коварными врагами.  А вот в том, что касается вновь переведенной части, то она с легкостью попадает в тематику первой книги — «Бумажные войны...», так как посвящена победоносной войне советской армии, с использованием чудо-техники, созданной при работе по прокладке тоннеля. И эта часть увы, как некая дань моде того времени, вышла самая слабая в романе и что самое главное, без неё роман воспринимается как более целостное и законченное произведение.

8.

По наивности я думал, что небольшие сборники Детектив-Фантастика-Приключения это изобретение 90-х годов, когда пытались издавать всё подряд. Ан нет. Как минимум история началась почти на 70 лет раньше. Собственно антология «Война золотом» от 27 года соединила в себе 2 фантастических рассказа, 2 детективных,  1 зарисовку из жизни и собрание различных интересных фактов. Когда-то давно я скачал этот файл из-за публикации первого фантастического рассказа Палея, однако главный сюрприз заключался в другом фантастическом произведении. Это была также первопубликация — рассказ Грина «Фанданго», один из самых странных и фантастических рассказов автора. Кроме того, следует отметить большое количество замечательных иллюстраций практически к каждому произведению в журнале. Очень жаль, что эти иллюстрации впоследствии нигде не воспроизводились.

Что получилось в итоге при прочтении этого альманаха. Рассказ Палея, на мой вкус, оказался самым слабым из авторских, которые я читал. Рассказ Грина замечательный, но думаю, что многие его читали и имеют об этом представлении. Небольшая проходная зарисовка про Ляську-Паука, которая как ни странно, перекликается с темой 90-х, о которой я упомянул ранее. На удивление неплохая детективная часть с зарисовками о жизни угрозыска в небольшом городке.  

В итоге получился вполне читаемый сборник, хотя произведение, давшее название сборнику, и получилось самым слабым, но учитывая специфику произведения о победе мировой революции, понятна идеологическая «локомотивность».

Антология «Бумажные войны...» задала в начале месяца высокую планку, выше которой так никто не смог прыгнуть, а правильнее сказать, даже приблизиться к этому уровню удовольствия от чтения. Посему и выделяю эту книгу из всего прочитанного за месяц.





348
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 ноября 2016 г. 10:05

цитата

Забавной кажется теория о возможности разбить стратостат о кристаллы азота в стратосфере, которые образуют кристаллический купол над Землей. Даже стало интересно, автор это где-то вычитал или это его собственное «изобретение».



В нацисткой Германии официальной в науке была теория вечного льда, по которой дальние планеты и звезды были ледяными глыбами, плавающими в космосе. Млечный путь — это ледяное кольцо вокруг Солнца, и кометы, когда падают на Солнце, оставляют на нём пятна. Инженер Гербигер, проталкивавший этот бред в учебные заведения вместо еврейской астрономии, был знакомым Гитлера и играл роль примерно как Лысенко в СССР.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2016 г. 15:16
Мерси, будем знать. Век живи — век учись.


Ссылка на сообщение3 ноября 2016 г. 00:22
Эх, а я уже три месяца не могу нашкрести на отчет(


Ссылка на сообщение6 ноября 2016 г. 18:01
У «Континуума» нет задачи публиковать новые произведения.
Интереснее публиковать хорошие.

За внимание спасибо
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2016 г. 00:31
Задача интересная. Но пока не очень получилось, на мой взгляд.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2016 г. 12:11

цитата Kons

Но пока не очень получилось, на мой взгляд.


Ваше мнение я уже уяснил для себя из фразы про манную кашу с комками.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2016 г. 16:26
Ну да будем ждать новых выпусков.8:-0


Ссылка на сообщение3 декабря 2016 г. 23:05
В «Бумажных войнах» замечательная статья по «будущим войнам» из произведений В. Владко, подписанная М. Ф. — Михаил Фоменко — fortunato
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2016 г. 23:10
Вообще замечательная книга по этому вопросу.
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2016 г. 23:10
Согласен.


⇑ Наверх