Единственный Великий О


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Александрович» > Единственный "Великий". О книге А. Г. Глебова Альфред Великий и Англия его времени.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Единственный «Великий». О книге А. Г. Глебова Альфред Великий и Англия его времени.

Статья написана 18 октября 2016 г. 02:45

Глебов А. Г. «Альфред Великий и Англия его времени». СПб., «Евразия», «Клио», 2015. 350 С.

ISBN 978-5-91852-125-0, 978-5-906518-32-3

Эпитет «Великий» получает не каждый правитель. За более чем тысячелетнюю историю России им было награждено всего четыре главы государства – Владимир Святославович, Иван III, Пётр I и Екатерина II. Число это немалое. К примеру, в истории Англии известен только один человек с таким титулом.

Имя Альфеда Великого мало, что скажет русому человеку, но для выходцев с туманного Альбиона и их потомков, облюбовавших «Новый Свет» и некоторые другие места Земли, он символ. Символ силы, мудрости, целеустремлённости, несгибаемости перед врагом, стойкости духа,  олицетворение лучших качеств идеального правителя и настоящего англичанина. Или худших. Для больных на голову феминисток (по моему скромному мнению дуги феминисток не бывает) Альфред символ расизма и сексизма.

Понять причину того, почему Альфред вошёл в историю таким и, почему именно он из всех британских королей удостоился чести зваться великим, помогает книга А. Г. Глебова «Альфред Великий и Англия его времени».

Уже из названия видно, что работа не ограничивается жизнеописанием Альфреда. Биографическую часть предваряет вводная глава, где рассказывается о том, что из себя представляла Британия, ко времени рождения героя книги. На кого опирались английские короли. Что из себя представляло англо-саксонское общество и т. д. Сведения эти поданы несколько нудно, но выступают хорошим подспорьем к биографии, поскольку дают некоторое представление о контексте времени, в котором действовал Альфред.

Саму биографию можно разделить на две примерно равные части. В первой речь идёт становлении Альфреда Великого, его детских годах, личных качествах, обстоятельствах восшествия на престол и главном деле всей жизни – противостоянию норманнам.

Во второй части рассказывается о реформаторской деятельности Альфреда – мерах предпринятых, для усиления защиты страны, экономических реформах, организации системы управления, монарших представлениях о власти и просветительской деятельности Альфреда. Уже в зрелом возрасте он выучил латинский язык и выступил редактором перевода исторических и церковных текстов на английский язык, а так же о его распоряжению началось создание англо-саксонской хроники.

В книге чётко показано, что правил он железной рукой, что не могло не вызывать недовольства у подданных, которые вынуждены были терпеть своего монарха из-за постоянной военной угрозы. Не удивительно, что в ряде текстов, его называют «Иудой».

Не знаю почему, но при чтении этой книги у меня в голове поводились чёткие параллели Альфреда с Иосифом Сталиным. Тяжёлая война и угроза из вне, жесткая внутренняя политика, неоднозначное отношение при жизни и после смерти, с последующим превращением в символ всего хорошего и всего плохого сближают их, несмотря на тысячелетнюю пропасть.

После изложения жизни и деятельности Альфреда А. Г. Глебов даёт своё объяснение, почему он получил прозвище «Великий». Дело не только и не столько в полководческих талантах Альфреда (до и после него англо-саксонские короли демонстрировали полководческие таланты), или удачности реформ. Куда важнее, что в Альфреде Великом сочетались самые разнообразные достоинства, соединённые с неординарным мышлением и широтой взглядов.

Конечно, книга не лишена и недостатков. Некоторые вопросы могли бы быть проработаны лучше, если бы в распоряжении автора было столько же источников, что и у английских историков. Не хватает иллюстративного материала – он ограничивается чёрно белыми картами. Но главная проблема книги тираж. Сто экземпляров!





655
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 октября 2016 г. 08:45
у меня она есть, только руки еще не дошли.
А почему Владимир Святославич — Великий? И вы тогда уж забыли Мстислава Владимировича
Сто экзов там в самой книге указано?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 октября 2016 г. 10:59

цитата

А почему Владимир Святославич — Великий?

Кодифицировал законодательство, крестил Русь...

цитата

И вы тогда уж забыли Мстислава Владимировича

Каюсь.

цитата

Сто экзов там в самой книге указано?

Да.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2016 г. 11:34

цитата Александрович

Кодифицировал законодательство, крестил Русь...


нет, я к тому, где он упоминается с таким прозвищем?
 


Ссылка на сообщение18 октября 2016 г. 12:54
Например в книге, на которую писал предыдущий отзыв.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2016 г. 15:05
не, это не принимается. Я имел в виду источники того времени
 


Ссылка на сообщение18 октября 2016 г. 16:39
В источниках того времени ничего подобного нет. Подобные эпитеты обычно дают потомки.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2016 г. 16:57
я знаю, но просто не XXI век хотелось бы. Сейчас и Елизавету Тюдор можно назвать Великой. Армаду разгромила, все дела
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 18:38
Иловайский подойдёт?
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 20:50
это лучше. Но все равно, массово как-то не употребляется
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 21:04
Если учесть. что по учебнику Иловайского выучилось не одно поколение, то картина становится несколько иной.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2016 г. 08:52
возможно, не буду спорить, я не историк. Но научной и научно-популярной литературы и читал много. И вот как-то не помнится мне прозвище «Великий» что к Владимиру, что к Ивану III
 


Ссылка на сообщение21 октября 2016 г. 09:25
Основная масса литературы была советского периода? В СССР была установка не употреблять эпитет «великий» в именах монархов.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2016 г. 09:32
естественно, советского и постсоветского. Может быть, вы правы
Иловайского я вообще не читал

А ради интереса — вы пишите, что из трех биографий Альфреда на русском прочитали две. Не дадите ссылки на остальные?
 


Ссылка на сообщение21 октября 2016 г. 10:06
Пишу с телефона, поэтому ссылки дать проблематично.
Автор первой книги Беатрис Ли. Называется«Альфред Великий. Глашатый правды. Создатель Англии». Её я не читал.
Автор второй книги Пол Хилл. Называется она «Альфред великий и война с викингами».
 


Ссылка на сообщение21 октября 2016 г. 10:10
ага, эти обе есть (первую не смог вспомнить)
 


Ссылка на сообщение23 октября 2016 г. 12:44
хотя, кстати, Украина его сейчас на своих монетах называет «Владимир Великий»
 


Ссылка на сообщение23 октября 2016 г. 13:42
И не только на монетах. Марки, корабль. Возможно и другое есть.


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 09:17

цитата Александрович

К примеру, в истории Англии известен только один человек с таким титулом.


Строго говоря это неверно. Два английских короля называются «великими», кроме Альфреда это еще Кнут Великий. Он разумеется обладал одноврененно тремя коронами, однако среди них была английская, так что фраза Глебова ошибочна.
Кроме того, ни Владимир Святославович, ни Иван Васильевич третий великими не называются. Аргумент, что они этого заслуживают не работает, Елизавета Первая Английская тоже заслуживает, но ее так тоже не называют.
Так что «счет» не 1:4, а 2:2. ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 11:05

цитата Mezeh

Два английских короля называются «великими», кроме Альфреда это еще Кнут Великий.

Вы разницу между своим и захватчиком знайте?

цитата Mezeh

Владимир Святославович, ни Иван Васильевич третий великими не называются.

Учите матчасть.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 11:40

цитата Mezeh

Вы разницу между своим и захватчиком знайте?


:-D Он от этого перестал быть английским королем и вычеркнут из английской истории? :-)))

цитата Александрович

Учите матчасть.


Вы хоть иногда пользуетесь собственными советами? :-)))
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 13:16

цитата Mezeh

Он от этого перестал быть английским королем и вычеркнут из английской истории?  

А Гитлер перестал быть вожём евреев и частью еврейской истории от того, что согнал их в лагеря смерти?

цитата Mezeh

Вы хоть иногда пользуетесь собственными советами?

Специально для любителей английской википедии как источника познаний по русской истории
https://en.wikipedia.org/...
https://en.wikipedia.org/...
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 15:34

цитата Александрович

А Гитлер перестал быть вожём евреев


Так, Альфред значит ассоциируется со Сланиным, а Кнут с Гитлером... Мдя... :-)))

Кнут Великий 19 лет был английским королем и похоронен по сей день в Венсминстере, так что утверждать, что «в ангийской истории» был только один «Великий» нельзя ну совсем никак.

цитата Александрович

Специально для любителей английской википедии как источника познаний по русской истории


Ну английская википедия все же лучше фильма «1612», Ну если конечно не следовать заветам Мединского, что критерием истинности истоического факта является его патриотичность. Однако там полезно оберaщать внимание на ссылки. Там за высказываниями есть маленькие такие цыфeрки, обратите в следующий раз на них внимание. ;-)

Ну или взять на сей раз русскую википедию, где прямо бе ссылок написано, что Владимира называют Великим «в церковной истории», которая ну как бы это сказать несколько отличается от нецерковной.

Что до Ивана 3, то тут нам опять как это ни странно поможет именно русская Википедия, так как избавит от необходимости обращаться к ссылкам, «в современной историографии также Иван Великий».

Впрочем что то мне подзказывает, что Вам это уже известно, иначе обьяснить вашу внезапную любовь именно к английской версии Википеди будет довольно сложно. :-)))
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 18:38

цитата Mezeh

Так, Альфред значит ассоциируется со Сланиным, а Кнут с Гитлером... Мдя...

Так вы из потомков «Jüdischer Ordnungsdienst». Тогда всё понятно:-)))

цитата Mezeh

Впрочем что то мне подзказывает, что Вам это уже известно, иначе обьяснить вашу внезапную любовь именно к английской версии Википеди будет довольно сложно.

Вы можете фантазировать сколько угодно, но я дал ссылки на английскую викиепедию .чтобы лишний раз показать вам. что ваш же апломб слишком велик для уровня ваших знаний.:-D
Ибо, если следовать википедии, то
1) Дмитрий Иловайский, который называет Владимира Святославовича «Великим», церковный историк.:-)))
2) Выходивший в конце 19 — начале 20 века «Русский биографический словарь» под редакцией А. А. Половцева «современная историография».:-))) Впрочем. последнего ляпа вы могли избежать. Требовалось лишь немного внимания к деталям.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 19:14

цитата Александрович

чтобы лишний раз показать вам. что ваш же апломб слишком велик для уровня ваших знаний.


Ну как обычно, хамство и переход на личность оппонента. :-D

цитата Александрович

Ибо, если следовать википедии, то


Так Вы я смотрю еще не определились следовать ей или нет? Или по тому же принципу — только, когда нравится? Увы для Вас, но единственное великое деяние Владимира — это принятие христианства, других для такого прозвища за ним не числится. Иван 3 с другой стороны был реально великим правителем, однако прозвища все же обычно давались несколько раньше, чем через нескольколько столетий после смерти, его же прозвище было не «великий», а «грозный».
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 19:42

цитата Mezeh

Увы для Вас, но единственное великое деяние Владимира

Про расширение территории Руси, строительство крепостей для защиты от печенегов, основание городов и распространение образование вы в курсе? Или эти деяния не подходят для «Великого»?

цитата Mezeh

однако прозвища все же обычно давались несколько раньше, чем через нескольколько столетий после смерти

Прозвища, под которыми известны правители закрепляются за ними во время создания больших исторических нарративов. А это, как правило 19-й век.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 19:54

цитата Александрович

Про расширение территории Руси, строительство крепостей для защиты от печенегов, основание городов и распространение образование вы в курсе?


С такими критериями «великими» можно обьявить половину, если не больше всех правителей. :-)))

цитата Александрович

Прозвища, под которыми известны правители


Приобретались ими весьма по разному, иногда при жизни при самых разчных порой анекдтических обстоятельствах, иногда посмертно.

цитата Александрович

А это, как правило 19-й век.


К 19 веку относится классическая Российская историография. Это в частности Карамзин, Ключевский, Соловьев, Костомаров. Фамилии я надеюсь Вам знакомы. Их работы имеются в сети в открытом доступе. ;-)
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 20:28

цитата Mezeh

С такими критериями «великими» можно обьявить половину, если не больше всех правителей.

Учите историю. Вам знаний явно не хватает.

цитата Mezeh

Приобретались ими весьма по разному, иногда при жизни при самых разчных порой анекдтических обстоятельствах, иногда посмертно.

А вы вообще в курсе, что у правителя могло быть несколько прозвищ?

цитата Mezeh

К 19 веку относится классическая Российская историография.

Почитайте книгу Джона Тоша «Стремление к истине».
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 20:37

цитата Александрович

Учите историю. Вам знаний явно не хватает.


:-))):-))):-)))

цитата Александрович

А вы вообще в курсе, что у правителя могло быть несколько прозвищ?


Вы решили блеснуть недавно подчерпнутыми из Википедии сведеньями? :-)))

цитата Александрович

Почитайте книгу Джона Тоша «Стремление к истине».


То есть Карамзин, Ключевский и Сольвьев для Вас неавторитетны. Ну, да следовало догадаться раньше. :-)))
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 21:02

цитата Mezeh

Вы решили блеснуть недавно подчерпнутыми из Википедии сведеньями?

Нет. Право блеснуть «знаниями» из википедии я у вас не отбираю. Так же замечу, что у конкретного исторического деятеля может быть несколько прозвищ, но известен он обычно под тем. что закрепилось в историографии.

цитата Mezeh

о есть Карамзин, Ключевский и Сольвьев для Вас неавторитетны.

То есть вам остро не хватает знаний по истории исторической науки. И да, многое из написанного Карамзиным, Соловьёвым и Ключевским устарело.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 21:45

цитата Александрович

То есть вам остро не хватает знаний по истории исторической науки.


Это в третее повторение или уже четвертое? А еще три раза на бис слабо? :-)))

цитата Александрович

И да, многое из написанного Карамзиным, Соловьёвым и Ключевским устарело.


Ага, в особенности в том, что касается прозвищ исторических деятелей. :-)))

цитата Mezeh

но известен он обычно под тем. что закрепилось в историографии.


Ага, типа пока не устареет, да? :-)))

К слову бывало, что прозвище заменяло реальное имя данное при рождении. Очень известного правителя, прозвище которого знают практически все, а настоящее имя очень немногие знаете? Википедия не поможет. ;-)
 


Ссылка на сообщение20 октября 2016 г. 23:44
А по существу есть, что сказать?


Ссылка на сообщение16 декабря 2019 г. 12:50
Есть большое сомнение по поводу авторства А. Глебова. Если взять в руки книгу «Alfred the Great: War, Kingship and Culture in Anglo-Saxon England» Richard P. Abels, вышедшую в 1998 году, то можно увидеть почти 100% совпадение структуры, названий глав, схем и таблиц, а главное самого текста двух монографий.


⇑ Наверх