fantlab ru

Виктор Гюго «Человек, который смеётся»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Оценок:
440
Моя оценка:
-

подробнее

Человек, который смеётся

L’Homme qui rit

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

Действие романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» происходит в Англии конца XVII — начала XVIII веков. Гуинплен – лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из ребенка ярмарочного шута, вырезав на его лице маску «вечного смеха» (при дворах европейской знати того времени существовала мода на калек и уродов, забавлявших хозяев и гостей, деятельность компрачикосов иногда даже поощрялась).

Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.

Одна из известных экранизаций – немое кино 1928 года режиссера Пола Лени, в котором классическая концовка романа заменена хеппи-эндом.

Экранизации:

«Человек, который смеётся» / «The Man Who Laughs» 1928, США, реж: Пауль Лени

«Человек, который смеется» / «L’homme qui rit» 1971, Франция, реж: Жан Кершброн

«Человек, который смеется» / «L'homme qui rit» 2012, Франция, Чехия, реж: Жан-Пьер Амери



Похожие произведения:

 

 


Человек, который смеётся, Часть I
1928 г.
Человек, который смеётся, Часть II
1928 г.
Человек, который смеется
1950 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 10
1955 г.
Человек, который смеется
1968 г.
Человек, который смеется
1970 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9
1972 г.
Человек, который смеётся
1979 г.
Человек, который смеётся
1982 г.
Человек, который смеётся
1983 г.
Человек, который смеётся
1983 г.
Человек, который смеется
1985 г.
Человек, который смеется
1986 г.
Человек, который смеётся
1987 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1988 г.
Том 5. Человек, который смеется
1993 г.
Человек, который смеется
1994 г.
Человек, который смеется
2009 г.
Человек, который смеется
2011 г.
Человек, который смеется
2012 г.
Человек, который смеется
2012 г.
Человек, который смеется
2012 г.
Человек, который смеётся
2012 г.
Собор Парижской богоматери
2013 г.
Человек, который смеется
2015 г.
Человек, который смеется
2017 г.
Человек, который смеётся
2021 г.
Человек, который смеётся
2021 г.
Человек, который смеётся
2021 г.
Человек, который смеется
2021 г.
Человек, который смеётся, Ган Исландец
2023 г.
Человек, который смеётся
2023 г.
Человек, который смеется
2023 г.
Человек, который смеётся
2024 г.

Аудиокниги:

Человек, который смеется
2005 г.
Человек, который смеется
2007 г.
Человек, который смеётся
2008 г.
Зарубежная классика. Лучшее
2011 г.
Человек, который смеется
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга была написана еще в те времена, когда писатели, желая отобразить что-либо ужасное или печальное, были немного милосерднее к своим читателям, нежели теперь.

Впрочем, не намного.

Для меня это произведение – пример того, что самые жуткие и отвратительные вещи можно описывать красивым литературным языком, не скатываясь в чернуху или примитивный натурализм. Книга по большей части повествует о явлениях и событиях, что для современного читателя будут неприятны, а порой и вовсе омерзительны. Но будь то засмоленный труп контрабандиста, которого клюют вороны, грезы героя о слепой обнаженной девушке или изуверские нравы местной «золотой молодежи», автор все опишет красиво и по делу, понятно, но без излишних подробностей. В отличие от многих современных и не очень авторов, после словоизлияний которых порой хочется вымыть глаза с мылом, образно выражаясь.

Что же касается финала истории… Некоторые мои знакомые называли ее «слезогонкой». Да, автору вроде как должно быть стыдно изничтожать своих героев, чтобы разжалобить бессердечных и выдавить слезу у безразличных. Но Гюго, как обычно, решил не подслащать горькую пилюлю мытарств героев. Все-таки в реальности подобная история тоже навряд ли имела бы счастливый конец, как бы нам этого не хотелось.

(И все же когда я стану совсем старым и впаду в окончательный маразм, то напишу какой-нибудь дикий фентезийный фанфик, где Гуинплен сожжет молниями парламент и умчится с Деей в закат. На самом деле счастливые завершения любят даже такие сволочи, как я. Только никому в этом не признаются…)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о доброте, милосердии и человеке, что не смеётся.

Сломанные жизни, сломанные судьбы — книги, после которых не смеются. Таковой часто бывает классика, когда книга не вдаётся в другую ужасающую сентиментальность.

Несчастных людей не спрашивают о чем-либо. Они молчат.

Они забыты. Но порой мы знаем об их горе , сквозь века, сквозь воспетые истории.

Раньше существовала традиция держать юродивых при дворе.

В том видели что-то потешное. Что в том потешного, и не сказать.

И если фильмы чаще концентрируются на истории успешных, молодых и счастливых, то книги бывает посвящены юродивым.

Персонажу в детстве вырезали на лице кровавую улыбку — в том находили что-то смешное… Но эта улыбка ненастоящая.

Нам только кажется, что он улыбается — а каково ему на самом деле?

Никто не знает порой, что скрывает человеческая маска. Гуинплен сохраняет в себе человечность.. чего порой не замечаешь в более « счастливых» персонажах.

В романе рассуждается о любви, доброте, милосердии, просвещении и новаторстве, человечности. Несправедливая жизнь Гуинплена, его горе вызывают у современного читателя сочувствие не только потому, что он дворянин, но и потому, что он человек.

Есть пословица, что на чужом горе своего счастья не построишь. Страдания Гуинплена не были заслужены им.. не приносят страдания и другим счастья. Его изломанная жизнь олицетворяет в себе жизнь многих несчастных от жестокости нравов той эпохи.

Поступки порой оценивает по последствиям. Гуинплен нашёл любовь в лице Деи, простой юной девушки. Их счастье — это и счастье их окружения.

Люди носят маски — мы можем быть одни с родными и любимыми, другими с друзьями, третьи с чужими. У произведения название говорит о маске, смех которой предназначен для сокрытия горя.

Гуманистическая литература, проповедующая идеалы милосердия, свободы, доброты к ближним своим, показывающая, что чужое несчастье не несёт счастья другим, но лишь ломает жизни.

Это вырезанная улыбка.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

История для классики стандартная: «счастье не в богатстве». И история эта в общем-то суммарно страниц на 100, но мы поговорим об остальных 600)

Повествование напоминает беседу с разговорчивым и подвыпившим дядюшкой, который пытается донести до тебя мысль полностью, думая что ты не понимаешь, хотя ты-то уже после первого раза всё понял, но нет, он начинает говорить всё тоже самое только другими словами, и когда ты снова говоришь «Да, хорошо, Я ПОНЯЛ ВАС», он снова и снова елозит то же самое по кругу меняя слова. И только вы уже заговорили о другом, ты смог вздохнуть и перекреститься, как он вспоминает(!): «А я уже рассказывал тебе что Гвинплен-то был УРОДОМ, а Дея вообще СЛЕПОЙ и САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ были при этом счастливы и любили друг друга, НУ ТЫ ВЕРИШЬ????» И пошло по новой...

К концу книги, честно, хотелось застрелиться, плюс, в желании достичь невероятной драматичности, по итогу (для меня), абсолютно слитый бессмысленный финал, который закончился бы главой раньше, был бы пусть предсказуемым, но более логичным и без ненужного поворота, который по сути своей ничего кроме «ну и зачем» в душе читательской не посеял...

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это второй роман Гюго, после Отверженных, который я прочитал. Книга окончательна убедила меня в великом мастерстве писателя, которое включает в себя и природные дарования, и впечатляющую эрудицию, и обаятельное остроумие.

Приятно послушать певца с мощным голосом, даже когда он исполняет не слишком выразительные партии. Так и с Гюго. В его романах есть пространные отступления, которые иногда не слишком интересно читать. Но они насыщенны множеством ироничных замечаний, известных афоризмов, метких цитат, что сразу повышает ценность каждого отрывка.

И всё-таки «Человек, который смеётся» остаётся для меня на ступеньку ниже «Отверженных» из-за слишком явного превалирования романтизма над реализмом. Счастливый конец, как ни странно, мог бы исправить положение, так как смотрелся бы более натурально. Также социалистические идеи, вложенные в уста главного героя, сегодня кажутся слишком наивными и утопичными.

Отдельно хочу добавить, что самой красивой сценой для меня стало описание крушения судна со сбежавшими компрачикосами. Даже обилие терминов, связанных с мореплаванием и многочисленные исторические вставки не отвлекают от сюжетной линии, которая держит в напряжении до самой развязки. Стихия природы тогда победила людей, но спасла их души.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга читается интересно.

Но немного раздражает страсть автора к сентиментальности а также многостраничные описывается душевных переживаний героев, причем одно и то же разными словами, много раз подряд...

Концовка откровенно глупая. Именно последние несколько строк. Рассчитано на то чтобы прослезить мадам Грицацуеву.

Можно было бы рекомендовать детям если бы не избыток документальной информации и не концовка.

Кстати, автору хорошо удались описания внешности персонажей особенно главного. Ни одна картина на обложках книг ему не соответствует.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спешу поделиться впечатлениями от прочитанного романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся». На всякий случай, предупрежу сразу – в моем отзыве, как я считаю, не обойтись без раскрытия некоторых сюжетных поворотов – иначе просто у меня не получится описать, чем же эта книга так хороша. Глобальных спойлеров не будет, но все равно, если вдруг эту книги вы ещё не читали, то и отзыв читать не стоит. Но это, конечно, ваше дело, запрещать читать свой отзыв я тоже не могу.

До чего же великолепная эта книга! Даже слов подобрать не могу толком, потому что перебрав в памяти все подходящие восхваляющие слова я понимаю, что этого мало и этим не объяснить, почему эта книга так хороша. Попробую, конечно, всё по полочкам разложить, но вряд ли у меня это получится как у профессиональных критиков, так что дальше будут только восторги и восхваления как автора, так и самого произведения.

Во время чтения у меня в голове постоянно возникал один вопрос: «Почему я не читал эту книгу раньше?». Ведь давно хотел, но всё откладывал «на потом». Впервые познакомился я с творчеством Виктора Гюго лет в 14, когда за ночь прочитал его «Собор Парижской Богоматери» и мне очень понравилось. Правда, потом выяснилось, что книга, которую я прочитал, это была, так сказать, «детская версия», очень сильно сокращенная. Объем книги составлял около 100 страниц, причем текст был написан очень крупным шрифтом, а половину места в книге занимали иллюстрации. Потом, где-то через год, я попробовал читать не сокращенную версию «Собора Парижской Богоматери», но не дочитал, потому что меня сильно утомляли описания Парижа (коим отведено ну ОЧЕНЬ много внимания). Так я и забросил творчество Гюго на десять лет. И вот, став уже гораздо более опытным читателем (которого не утомляют подобные описания города, если помимо них в книге есть интересный сюжет, хорошо прописанные персонажи, какой-нибудь важный посыл и т.п.) я решил вновь попробовать познакомиться с творчеством Гюго. Долго решавшись, какую же книгу у него выбрать, я дождался того, что по воле случая книгу «Человек, который смеётся» предложили мне прочитать в одной игре. И я очень, очень рад, что эту книгу я прочитал. Мой восторг от неё не описать словами!

Начнём с того, что книга – универсальная. В смысле, в ней есть всё, что только можно. Любовь, интриги, философские размышления обо всем, глубокое погружение в голову персонажей, выворачивание душ главных персонажей наизнанку, приключения, рассуждения о социальном неравенстве, путешествия по морю (причём так детально описанные, что даже Жюль Верн бы позавидовал), юмор, цинизм и язвительные выпады в адрес власть имущих. Ну что ещё для хорошей книги надо? Мне сложно сказать, потому что эта книга сполна оправдала все мои ожидания и даже намного больше.

Но, несмотря на то, что я описываю, что эта книга восхитительная и великолепная, читать её совсем не просто. Главным образом это потому, что несмотря на то, что в книге есть шикарный и очень детально прописанный сюжет, очень много места в ней занимают исторические вставки. Гюго описывает жизнь Англии на рубеже XVII и XVIII века – общественный и политический строй, важные исторические события, людей, которые находились у власти в то время, а также проводит анализ той эпохи. Кроме того, автор неоднократно упоминает, какие важные исторические события происходили и в других странах в то время, а также не забывает и о событиях, которые произошли значительно позже описываемых в книге событий (в том числе произошедшие вследствие тех или иных событий, происходивших во время действия романа). Из этой книги видно, что автор проделал колоссальную работу по изучению истории того времени и только за это его можно поблагодарить. Ведь он описывает эти исторические события интересно, не «сухим языком», применяемым в учебниках, с большим количеством дат, но с минимум информации. И эти исторические вставки смотрятся очень органично. Они не раздражают своим присутствием, листы с ними не хочется перелистывать, чтобы приступить непосредственно к самому действию. Эти вот исторические вставки неразрывно связаны с сюжетом и смотрятся как одно цельное произведение.

Так же читать книгу нелегко из-за описываемых в них событий. Причем с самого начала. Автор не жалея читателя, сразу, с первых страниц, рассказывает нам о компрачикосах, или торговцах детьми. Они похищали детей (или выкупали за незначительную плату у бедняков, которые были и рады избавиться от лишнего рта) и всячески их уродовали: отрезали уши, выкалывали глаза, либо обращались к специальным хирургам, которые так уродовали детей, что аж от этих описаний дурно становится. И, что самое ужасное – их дело было нужно не потому, что они садисты и им нравится причинять боль. Их предложения пользовались спросом. Знатные особы покупали этих самых покалеченных детей, потому что им нравилось иметь при себе уродца. Ну, как комнатную собачку, чтобы хвастаться им, показывать всем, всячески подтрунивать и всё в том же духе. Аж не по себе становится от этого, внутри всё зудит от этой человеческой жестокости.

Потом автор начинает акцентировать свое и наше внимание на бедном мальчике, который по воле судьбы и злого рока оказывается покинут всеми и вынужден выживать в этом жестоком мире. Гюго прекрасно удалось передать, с какими трудностями пришлось столкнуться мальчику. Вот читаешь этот роман и чувствуешь холод и страшный ветер, сквозь которые приходится пробираться главному герою, чтобы выжить. Не может не впечатлить сцена, в которой мальчик, преодолев все природные напасти, добирается до поселка с людьми, стучит во все двери, но ему никто не открывает, так как повсюду бушует эпидемия чумы и люди боятся пускать чужаков, чтобы выжить самим. И, читая это, ощущения становятся двойственными. С одной стороны, людей понимаешь, ведь кому охота глубокой ночью пускать к себе незнакомца, от которого можно подхватить смертельную болезнь. Но и чувство злобы на этих людей тоже возникает – ведь надо помогать ближним, тем более, что мальчик просто хотел погреться после пережитого. Но встретил он только равнодушие. И больно читать такое (потому что, как ни вертись, это правда жизни), но и понять этих людей тоже можно.

После этого автор начинает описывать, как жили власть имущие в то время, подробно перечисляя, какие суммы они тратили на своё существование, сколько поместий и замков имели и тому подобное. Ну и в процессе этих перечислений и описаний автор проводит параллели с жизни простых крестьян и рабочих, которые вынуждены влачить жалкое существование из-за того, что их хозяевам всегда мало. Также автор начинает нам рассказывать историю про Гуинплена – фигляра, то есть, бродячего циркового артиста, которого в своё время не пожалели компрачикосы, превратив его лицо в настоящую маску, на котором запечатлена вечная улыбка . Очень неприятно читать, как из обычного человека сделали урода, но, что поделать, если в то время таких соучаев было предостаточно. Он путешествует вместе с Урусом и Гомо (философом и волком), Деей (его будущей невестой) и двумя цыганками. Путешествуя по разным городам и поселениям они насмотрелись всякого: и девочек, которые с восьми лет начинают занимать проституцией; и людей, который умирали от голода в страшной нищете и голоде; и много чего ещё ужасного в жизни простых людей.

Тема социального неравенства, конечно, не нова (да что там греха таить – мы каждый день с этим сталкиваемся и видим это сплошь и рядом), но Гюго так великолепно и мастерски это описывает, что спокойно читать это не возможно. Просто кипит наш разум возмущенный. И не важно, что Гюго писал об Англии той эпохи, ведь эта проблема была актуальной всегда и везде. И вот он с помощью этой книги предлагает ещё раз обратить своё внимание на эту чудовищную несправедливость. Но вот только (и это автор тоже описывает в своей книге) всё очень печально, потому что справедливость и закон – это параллельные прямые, которые не пересекаются, да и богатым людям всё равно, что где-то, пускай даже и у них под боком, люди голодают и умирают. Одна из ключевых сцен этого романа – выступление Гуинплена перед высокопоставленными людьми, в котором он и говорит о страшной и жестокой доле, которая обрушилась на простых людей, которые живут в грязи и антисанитарии, с чувством постоянного голода. Перед этим эти высокопоставленные люди обсуждали, что какому то высокопоставленному лицу, которое ничего толком и не делает, нужно отправить огромную сумму денег – около ста тысяч фунтов. Гуинплен же говорит, что это не правильно, что одни получают всё просто так, а другие не разгибая спины живут в страшных мучениях и со всеми возможными лишениями. Но из-за того, что на его лице запечатлено вечное выражение улыбки, эти самые высокопоставленные люди подымают его на смех, мол, это нам на заседание циркового артиста привели, чтобы потешить нас. И чем больше Гуинплен старается доказать масштаб проблемы, тем больше его подымают на смех. Очень больно и неприятно читать такое, но общество здесь узнаётся как нельзя лучше.

Немного разочаровал финал (как мне кажется, Гюго в нём сильно перегнул с драматизмом), но учитывая все достоинства книги, на этот небольшой недостаток не обращаешь внимание. Роман просто феноменальный! Великолепное произведение, которое, несмотря на серьёзное содержание, читать одно удовольствие. Язык здесь божественный и восхитительный. Все философские рассуждения в этой книги, которых тут тоже не мало, не кажутся громоздкими и ненужными. Ведь бывает такое – читаешь книгу, а там, ни с того ни с сего, автор начинает вдаваться в философию. Тут же совсем не так. Гюго эти рассуждения о смысле жизни, о роли человека в этом мире, о том, как важно быть честным и не идти на поводу о пороков – все эти рассуждения подаются плавно, постепенно, и написаны простым и очень понятным языком.

Читать такие великолепные книги – одно удовольствие! Ну ничего, кроме восторга эта книга не вызывает. Крайне рекомендую всем, кто ещё не читал. Просто эталонная книга. Даже высший бал этой книге кажется как-то совсем мало.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно тяжело осознавать, что написаное на страницах этой книги когда-то считалось абсолютно нормальным... Представьте что ваше молодое и красивое лицо режут, жгут, и уродуют так что оно превращается в дьявольскую маску, что ваше тело ломают, связывают, запирают в железную клетку и не дают ему распрямиться и расти... и вы превращаетесь в воплощение убогости, в ужасную куклу, созданную рукой безжалостного мастера.

А для чего, спросите вы, весь этот кошмар? А лишь для того, чтобы своим видом изумлять простых и не очень людей, ведь для них вы всего лишь смешной уродец, пришедший попугать их, развлечь их... Вот что царит на страницах этого нелегкого произведения. Хаос, нищета, жестокость... Проходимцы воруют, покупают, отбирают детей у нищих родителей для того чтобы сделать из них уродливых клоунов для развлечения толпы. Это смех. Это деньги. Какими бы кровавыми они не были.

Но роман и не об этом... А о том, что самая добрая душа, облаченная в самую дьявольскую маску способна не только любить всем сердцем,но и быть любимой. Кто же полюбит её? А та, которая никогда не увидит, как безумцы разрезали любимому человеку рот, для того чтобы он мог улыбаться до ушей всегда, та, для кого не существует ужасных оболочек, ведь она не способна видеть их. Она видит только душу, а душа чиста и прекрасна.

Не буду скрывать, читается не совсем легко и не «на одном дыхании», но ни строчка не оставит вас равнодушным. И если прочитанное вдруг покажется вымыслом, помните, что правда была намного страшнее...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, мне стоило прочитать это ещё в том возрасте, когда я читал «Трёх мушкетёров», «Айвенго» и т.д. Но не сложилось, а сейчас возраст уже не тот, и впечатления иные. Чем то понравилось, чем-то нет. Но я написать хочу о другом.

Почти каждый раз, когда пишу какой-либо отзыв хочется просто пищать: растянуто, тягомотина, нет динамики! Вероятно, краткость, как сестра таланта, давно отреклась от многих писателей. И вот прочитав «Человека, который смеётся», я могу сказать: безумно, безумно, и ещё раз безумно растянутое произведение! Но...

...но эта растянутость информативна. Действительно, автор использует баснословное колличество экскурсов в историю, часами анализирует чувства и комплексы героев. Но на каждой странице читатель узнаёт нечто новое, хоть из-за этого иногда и тяжеловато читать. Поэтому именно в этой тягомотине я нашёл то, что может обагатить чем-то. Это пример литературы, которая приносит пользу даже тем, кому не понравилась. Может поэтому подобные книги и «живут» веками, чего навряд ли скажешь про большенство даже более интересных современных книг.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Урка, набитая бродягами, бросает на берегу Портленда десятилетнего мальчика и оставляет его на волю случая. В поисках людей, помощи, жилья и пропитания, он натыкается на младенца, годовалую ослепшую от холода девочку и, рискуя собой, замерзая от холода, спасает ей жизнь. Вместе с ней он находит фургон то ли врача, то ли шута, а может даже и философа. Урсус, именно так звали старика, дал приют детям, и они вместе стали кочевать по городам, устраивая представления для горожан и простых зевак. Забыла добавить, что у мальчика, Гуинплена, который, совершенно жестоким образом, был брошен, было изуродовано лицо: оно выражало вечную маску смеха. Однако именно эта отличительная черта, если можно так выразиться, кормила всю «семью» — их выступления всегда собирали кучу народу, что не могло ни радовать бродяг.

«Не судите о книжке по обложке», — уже в который раз напоминает читателям Виктор Гюго. Ведь бывает так, что за невзрачной маской можно увидеть нечто большее.

Будучи уродом снаружи, Человек, Который Смеется, обладал добрым сердцем и чистой душой. Даже тщеславный подарок судьбы не сбил его с пути нравственности и морали. Но люди, в большинстве своем, смотрят только на внешность, титул, статность. Будь то красавица Джозиана, которой все восхищались и которая была противна сама себе из-за неспособности к светлым чувствам. Или же члены палаты лордов, видевшие перед собой лишь скомороха, но не слышащие его. И только незрячая Дея, спасенная Гуинпленом, не видя его лицо, в то же время видела его настоящего. «Он спустился ко мне с небес!» — Именно так говорит Дея. Будучи слепой, она видела его доброту, честность и считала самым красивым на свете. Эти двое, словно Инь и Янь, вместе составляли единое целое. Созданные друг для друга, Гуинплен был сердцем Деи, она — его душой. Это была внеземная любовь двух смертных — она была светом, он-тьмой.

Роман понравился, правда читался тяжеловато из-за обильного описания природы. К прочтению рекомендовать не буду, пусть каждый решает за себя. Но, если нравится история Англии 17-18 веков, читать обязательно :)

7 из 10

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх