Старые аватары о главном или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вук Задунайский» > Старые аватары о главном или апокалипсис форева: рецензия на фильм "Аватар" (2009)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Старые аватары о главном или апокалипсис форева: рецензия на фильм «Аватар» (2009)

Статья написана 12 декабря 2016 г. 23:29

Часть 1. Не пора ль поставить клизьму классику постмодернизьму?

Сказать, что фильм состоит из штампов и цитат — это еще мало сказать. Удивительно другое — что он умудряется при этом быть самостоятельным произведением. Всё-таки он вполне запоминаем — особенно на фоне прочей развесистой голливудчины, одолевающей нас в последнее время. И таки да — это не очередная перепевка ВК, что не может не радовать: ВК я нежно люблю, и многие вышли из штанов Арагорна — но у любого же цитирования есть пределы, где-то на грани плагиата!

А цитат в «Аватаре» много — и каких сочных!

Вот, например, ручным образом управляемые роботы — это привет из «Матрицы», как собсно и способ функционирования самих аватаров — вне тел носителей их мозгов (это тоже привет от Нео — тело лежит где-то, опутанное проводками, а моск в это время в ином облике где-то фантастически рассекает). Космофлот — реверанс в сторону «Звездных войн». Выдвижные полки-лежанки в госпитале, а такоже хитрожопый и злобный, но при этом инфантильный и недалекий глава(рь) корпорации — подарок из «Пятого элемента». Жуткие грейдера, срывающие под корень джунгли, — это из фильма, где Шон Коннери в роли ученого и врача спасает джунгли и их обитателей от строителей дороги, а по ходу находит лекарство от рака. Прострелянный американский орел войны, он же батяня-комбат, инструктирующий новобранцев и заботливо называющий их сынками, а равно и старослужащие, встречающие оных с криками «девочки!» — это я видел уже в десятке фильмов. Ученые, спасающие что-то там от тупых военных, классная деваха на вертолете... – тоже вполне узнаваемы.

Но есть и вещи посерьезнее. Не банальное цитирование (кое-где даже ироничное), а общность идей. Так вот, идея «Аватара» тоже крайне неоригинальна — и это тоже мягко сказано. Старые песни о главном. Произведений на этот сюжет в мировом кинематографе — вагон и маленькая тележка. Это куча фильмов про Колумба и открытие Америки — со всеми последующими безобразиями. Это куча фильмов про индейцев (эх, жаль, что главный герой — не Гойко Митич). Это тот самый Шон Коннери, защищающий джунгли и аборигенов от тупой и вредоносной цивилизации. Даже гибсоновское «Апокалипто» сюда вполне вписывается — только там опасность исходит не от европейцев, а от своих же собратьев — поклонников «цивилизации», а на самом деле — смерти. Идея «цивилизация = смерть» в «Аватаре» — основная идея фильма, на которую, как на нить, нанизываются все сюжетные бусы.

Если копнуть еще глубже, то у нас есть смотренный всеми в детстве Бэмби, который, представьте, о том же самом: в лес приходят злые люди и губят его; главный герой, пока маленький, претерпевает от них по полной программе, но выросши и возмужав, обзаведшись дамой сердца, он вступает на путь борьбы и в чем-то даже побеждает — фактом собственного выживания и выживания своего рода. На эту же темку есть славный мульт «Лисенок Вук». Даже детские сказки — и те в ход пошли.

Так что «Аватар» прост и понятен еще до того, как начинаешь его смотреть. Прекрасная планета, существующая по своим законам, самодостаточная природа и люди, живущие в гармонии с ней. Но тут появляется ублюдочная цивилизации и всё крушит до основания. Даже не столько из-за ресурсов и прибыли, а так... чтоб не мешалась под ногами. Просто так. Но эта простота из тех, что хуже воровства. Ибо сколько раз товарищам американцам было говорено, что ТАК СЕБЯ ВЕСТИ НЕЛЬЗЯ!

И сказки людям показывают, и песенки поют, вон и «Аватар» сняли — а многие ли сделали для себя соответствующие выводы?

Поэтому у нас сейчас будет ...

Часть 2. Валькирии — к бою! или американские горки грабли в действии

Итак, предыдущую часть нашего опуса мы посвятили доказыванию того, что содержание фильма в пересказе выглядит маразматично до безобразия, а в действительности он построен на постмодернистских образах и аллегориях, «вшитых» в матрицу американского сознания — мы этим сознанием не обладаем, но вполне можем реконструировать его, в научных и диверсионных целях.

Есть еще одна цитата, которую я не указал в предыдущей части, и которая является определяющей для нахождения места «Аватара» в упомянутой матрице — баражирующие над джунглями вертолеты под предводительством опытного орла войны, которые под его ухмылки «а ну-ка, парни, добавьте огоньку!» выжигают напалмом лес вместе с его обитателями.

Чего в этой сцене не хватает? Правильно — музыкального оформления. Причем не просто какого-нибудь, а «Полета валькирий» от Вагнера. Теперь вспомнили, где вы это видели? И чтобы ошибки не было — а это не случайность, это Камеруновский замысел, зуб даю. Вместо музыки тот же орел командует что-то вроде: «А теперь валькирии (это кодовое название летательных аппаратов, если что) — заходим справа и даем этим засранцам прикурить!» То есть, кроме собственно стержня у фильма есть еще и четко определенная идеологическая миссия — та же, что и у опознанного нами копполовского «Апокалипсиса нау».

Вспоминаем, что было тогда — глобальный экономический кризис, неудачная вьетнамская война (кстати, в фильме вполне себе показан один такой аватар, перешедший на сторону «дикарей» — тот самый, которого в «Апокалипсисе» играет Марлон Брандо, но это так, лирическое отступление), депрессия в американском обществе, высокий уровень самоубийства и пр. Общество совершает рывок — чтобы выйти из проблем с максимально малыми потерями. Ну и электорату надо объяснить, что мол обшибочка вышла... ну бывает... напалмом мирных граждан и все такое прочее… а так мы ваще белые, пушистые и за мир, за права человека и за природу и ваще... за демократию! Копполовский «Апокалписис» был своего рода покаянием старшего поколения и бунтом младшего. И ведь многие тогда уверовали, что да, так дальше нельзя. Нельзя лезть по всему миру и везде видеть зону своих интересов. Нельзя все делать только из-за сверхприбыли. Нельзя бесконтрольно потреблять. Нельзя, нельзя...

Вопрос на засыпку: надолго ли хватило этого понимания? Вот тот-то и оно. Когда закачался Советский Союз, про «Апокалипсис» и покаяние быстренько забыли и опять полезли по всему миру делить ресурсы и гешефты будущих периодов... И опять всё пошло по-старому. Гешефты, надо сказать, были — что надо гешефты, это позволило ублюдочной модели производства и потребления относительно благополучно профункционанировать какое-то время. Но вечно же не бывает такой лафы! Любая пирамида рано или поздно рушится, даже пирамида Маслоу. Вот и снова глобальный кризис стучится в двери. Вот и снова неудачные, разрушительные войны по всему миру. Вот и снова деградация общества не за горами.

Что делать? Правильно, прибегнуть к проверенному рецепту — покаяться. Даже не перед кем-то — убедить самих себя, что мы, американцы, добрые. Что мы любим природу и других людей, которые не такие, как мы. Что мы не считаем их дикарями и не собираемся уничтожать их и их цивилизации, за счет ресурсов которых мы хотим продлить свои жалкие жизни. Короче — это предание из числа свежих и в которые посему верится с трудом. Не знаю, верят ли в него сами американцы. С другой стороны, хотя и шито оно белыми нитками, все ж таки крайне удобно для конкретного лица в смысле: «Ну покаялся я, покаялся, чего вы от меня еще хотите? И секретные тюрьмы ЦРУ я не одобряю, и за закрытие Гуантанамо выступаю. Чего вы еще от меня хотите?».

Я даже не могу сказать, насколько в искренность этого покаяния верит сам Камерон — хэппи-энд в фильме какой-то неубедительный. Но уж вот в то, что в покаяние волков перед овцами, особенно перед обедом, не поверят жители Ирака, Сербии, Сирии и России, да и много еще кто — тут у меня сомнений нет. У волков просто линька, тяжелый период, межсезонье. А когда он пройдет, волки опять будут задирать овечек. А на экранах воцарятся совсем другие фильмы: про то, что террором нужно отвечать на террор (это цитата из того же «Аватара», если что). Про злобных русских и сербских террористов, взрывающих Белый дом и злостно расчленяющих рождественскую индейку. Про дикарей, молящихся в своих дебильных храмах своим дебильным богам, которых надо уничтожать, забрав после этого столь полезную нефть-лес-млеко-яйки (если ничего другого уже не осталось, но для разнообразия можно еще и органы повырезать у населения, всяко пригодится). Липовое покаяние, короче. Потому и верить ему мы не будем.

Черт, не успел изложить всё в двух частях, потому просится...

Часть 3. Цивилизация и сифилизация шли рука об руку (с) Ван Хельсинг

Ну и собсно о главном.

Так что же делать нашей цивилизации? Загибаться, как в «Аватаре», без ресурсов, с загубленной природой и от того нездоровыми морально и физически людьми? Тут сперва надо разобраться, где мы — а где цивилизация.

По отношению к пресловутой западной цивилизации (которая в «Аватаре» как раз и загибается) мы вовсе не ее часть — мы та самая планета Пандора. Да, мы когда-то тоже пытались прорваться в фарватер цивилизованности и делали это, на мой взгляд, гораздо мягче и лучше Запада (для сравнения — практически все народы, населявшие Российскую империю, сохранились до настоящего времени), но в гонке с по-настоящему профессиональными борцами за гешефт мы, — и это тоже надо признать, — потерпели полное и окончательное фиаско. Настолько полное и окончательное, что нами управляют теперь вроде бы и свои братья-аборигены, но насквозь пропитанные западными (а на самом деле — ублюдочными потребительскими) ценностями.

Аборигены в «Аватаре» честнее — они на службу к корпорации не нанимались, для них это невозможно. И еще мне понравилась тактика борьбы с аборигенами. Когда орлу войны там говорят, что мол массовые убийства, жертвы — это как-то нехорошо, он отвечает — да не, вы чо! Мы только так, шуганем их, мы ж цивилизованные. А еще надо разнести это их дерево, через которое они общаются с душами своих предков — так мы настолько покоцаем их генетический код, что они потом сами не разберутся, кто они. Нави из фильма разрушить свой код не дали. А мы? Не разрушаем ли мы его сами? И кто нам в этом виноват? Уж точно не злые дяди в камуфляже.

Цивилизация, конечно, нужна. Но это далеко не потертые джинсы, не жвачка и не банка кока-колы. И не сверхприбыли и сверхпотребление. И уж, конечно, это не житие одним днем по принципу «после нас хоть потоп». Цивилизация необязательно должна идти рука об руку с сифилизацией головного мозга, это людям вполне под силу. Цивилизация нужна, но не больная, не ублюдочная, не видящая дальше своего носа, погибающая и губящая мир за компанию. Цивилизация должна быть здоровой первой и единственной свежести — а иначе кому она нужна?

По мотивам реальных событий
По мотивам реальных событий





256
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх