скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обращаться к иным, далеким временам писателю уже доводилось. Например, в классическом романе паропанка «Машина различий», написанном вместе с Брюсом Стерлингом, Гибсон с соавтором демонстрировали информационное общество, основанное на машинах, механизмах и социальных реалиях викторианской эпохи. А в рассказе «Континуум Гернсбека» Гибсон описал призрачную реальность, основанную на представлениях о будущем, бытовавших в двадцатых-тридцатых годах прошлого века.
Заметна связь времен и на этот раз. Идея нового романа по признанию самого Гибсона восходит к рассказу Брюса Стерлинга и Льюиса Шайнера «Моцарт в зеркальных очках», который впервые был опубликован в 1986-м году в классической и даже культовой антологии киберпанков «Зеркальные очки». Вот только в отличие от задористого и хулиганствующего, панковского повествования об эксплуатации прошлого, извлечении из него ресурсов и, в конечном счете, прибыли «Периферийные устройства» куда как серьезнее. И
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
История, рассказанная в коротких главках (своеобразная дань автора «клиповому» мышлению), начинается с подмены. Ветеран неизвестной будущей войны из американской глубинки просит младшую сестру заменить его на бета-тестировании новой игры, и когда та становится свидетелем загадочного происшествия выясняется, что это совсем не игра. По мере развития действия две сюжетные линии, описывающие американскую глубинку и аристократическое общество Лондона, пересекаются
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но любое информационное воздействие на прошлое приводит не к изменению будущего, а к появлению нового мира-«среза».
Впрочем, вопросами «высокой науки» Гибсон не задается. Куда больше писателя интересует повседневность будущего. Легальные и нелегальные «фабы» — фабрикаторы материи, гаптика – военные татуировки, управляющие поведением солдата в бою, дроны и высокоскоростные трейдинговые алгоритмы. Будущее, отстоящее от современности на несколько десятилетий, в изложении Гибсона кажется совершенно реалистичным. Не менее реалистичным, но более фантастическим выглядит и один из вариантов будущего этого будущего.
Чудодейственные медицинские модули и искусственные тела – периферали («Виттон делает только блондинок») для удаленного присутствия, ассемблеры материи и когнитивные импланты, семейства клептархов и хорошо вооруженные детские коляски русского, между прочим, производства – вот приметы двадцать второго века по Гибсону.
Прежде писатель не заглядывал так далеко в будущее, предпочитая в предыдущих романах более близкие и знакомые территории, с развитием технологий и течением времени оказывающиеся привычной читателю реальностью. Предпринятую в романе вылазку на территорию «нашего постчеловеческого будущего» следует признать успешной.
При этом настроен Гибсон не слишком оптимистично.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да и само название можно трактовать в рамках мир-системной экономической теории Валлерстайна сотоварищи, как «периферию», используемую как средство и источник обогащения для стран «ядра». И если прежде таковыми были страны третьего мира, то для Лондона будущего «периферией» становятся Соединенные Штаты. Например, один из «срезов» становится полигоном для испытания новых видов оружия.
Примечательно, что спасти положение можно, предотвратив убийство президента Фелиции Гонсалес. Схожую попытку спасения страны предпринимал и герой недавнего романа Стивена Кинга «11/22/63» — только в этой книге речь шла о президенте из прошлого, а не из будущего. Совпадение (случайное ли?) весьма любопытное.
Несмотря на медово-сладкий и кажущийся инородным финал, роман, безусловно, удался. Неожиданный выбор классической для фантастики темы и ее исполнение (русскому читателю повезло с переводом Доброхотовой-Майковой), яркие и достоверно распознанные образы будущего напоминают, что Гибсон не только отменный писатель, но и фантаст хоть куда.
-----
Уильям Гибсон. Периферийные устройства. – СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2015.
Пер. с англ. Е. Доброхотовой-Майковой
Первая публикация в журнале «Если» — 2015 — № 2.