Гафия Дидько БЕЛАЯ И ЧЕРНАЯ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Гафия Дидько. БЕЛАЯ И ЧЕРНАЯ МАГИЯ. 1965
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Гафия Дидько. БЕЛАЯ И ЧЕРНАЯ МАГИЯ. 1965

Статья написана 5 января 2017 г. 19:29

«...попытка объединить сатиру с мистицизмом достаточно определенно рисует умственный облик

госпожи Крыжановской».

М. Горький. «Ванькина литература»



Моя мама — Дарья Тарасовна —- жила а прислугах ещё перед революцией у одного присяжного поверенного. Это был человек очень интеллигентный — водку он пил только за обедом и за ужином и называл себя «теософ». По вечерам он никуда из дому не ходил, а садился с женой да со знакомыми за тонконогий столик. Клали они руки на перевёрнутое блюдце и гоняли его по столу — вызывали духов. Мама говорила мне, что зто был спиритизм. А иногда созывал барин всех, даже маму мою Дарью Тарасовну вместе со мной малолеткой, и читал вслух журнал «Вестник теософии» или романы писательницы-оккультистки Крыжановской.

Про журнал помню только, что когда хозяин читал слова Дух, Душа, Астральное Тело, Духовная Эманация, то поднимал указательный палец, а когда читал слова Величие Духа, Бог в Себе, Перевоплощение Душ, то в знак особого почтения поднимал вверх всю руку как поп в церкви.

От романов у меня в памяти осталось больше. Там, в романах, кроме обыкновенных людей, были маги разных степеней. Жили они тыщи лет. Помню — маг первой степени Нарайана создавал на бесплодном каменном острове всякую жизнь —т раву, цветы, деревья, птичек, зверей. Он мог даже усилием воли, просто так, раскалывать скалы и превращать их в громадные отполированные кубы или кресты. Кресты он ставил из-за уважения к Высшему Существу, наверно Магу какой-нибудь высокой степени. Маги постарше чином управляли жизнью не на островках, а на материках иди целых планетах.

Всего-то я не запомнила и все искала, где бы еще о таком прочитать. В библиотеках спрашивала — нету. Не пишут теперь — отвечали мне — про эту мистику и богоискательскую чепуху.

И вдруг— радость!

Выходит в Киеве на русском языке писательский журнал «Радуга». Он про все и напечатал. Спасибо тебе, «Радуга»! Жалко, мамин барин давно помер — вот бы порадовался!

Вы, может быть, не верите? Тогда

прочтите в журнале (№№ 8, 9 и 10 за 1965 год) историко-фантастический роман Олеся Бердника «Подвиг Вайвасваты». Там все и найдете.

А пока, чтоб вы не томились, я расскажу вам кое-что из этого романа, хоть он и не открыто мистический, как у Крыжановской, а историко-фантастический.

Была, значит, в давние времена в центре нынешнего Атлантического океана большая страна Атлантис. Управлял ею с помощью магов и жрецов Черный Властелин по имени Ранатака. Тогда еще был вроде бы бронзовый век, но у Властелина были роботы — механические слуги и механические солдаты, послушные, говорящие, убивающие, кого прикажут, безо всяких. Располагал Властелин «виманами» — летающими лодками, малыми и большими, его боевые корабли приводились в движение какими-то тайными моторами, а роботы-солдаты применяли не только мечи, но и «агниты», извергавшие «огненные лучи» и поражавшие все и вся. Дворец Властелина освещался «грозовыми фонарями» — то ли обыкновенными электрическими лампами, то ли лампами дневного .света, не разберешь. Был еще у Властелина «Всевидящий Глаз» — Кристалл, с | помощью которого можно было видеть все, что угодно, на больших расстояниях, а для более дальней телевизионной связи существовало «магическое зеркало».

Откуда все эти чудеса в древнем Атлантисе? Их дали земным людям пришельцы с другой планеты — Шукры, по нашему Венеры. Но земные вожди утаили дары пришельцев от народа и использовали их для укрепления своей власти и могущества. Так постепенно белая магия превратилась в черную.

Всемогущие пришельцы с Шукры-Венеры жили на Земле и накануне гибели Атлантиды. Обосновались они на не подверженном геологическим потрясениям. острове Швета-Двипа, иначе острове Света и Знания.

Кто такой Вайвасвата? Он был рабом во владениях Черного Властелина — прикованный цепями к колодцу, таскал огроной бадьей воду для полива плантаций. В этого

красавца раба влюбилась дочь Властелина Владычица Маруира. Она приблизила Вайвасвату к себе, а потом добилась его освобождения. Властитель назначил Вайвасвату воеводой и во главе армии роботов-солдат на летающих лодках послал завоевать и уничтожить остров Све-та и Знания со всеми его пришельцами с Шукры-Венеры. Армия гибнет. Вайвасвата спасается и попадает на острове к своему отцу, который и приоткрывает перед сыном завесу Тайны, завесу Истинного Знания, завесу Беспредельности. Отец посылает Вайвасвату обратно в Атлантис, сделав его невидимым и неуязвимым. Вайвасвата, захватив, конечно, бывшую Владычицу Маруиру, отправляет сеятелей и рыбаков, воинов и жрецов, «всех, кто умеет любить и жаждет свободы» в страну Атлас, то есть в Африку. С этого она, Африка, надо полагать, и началась. Правда, какая-то часть людёй из Атлантиса самодеятельно перебралась и в Америку.

Теперь я приведу некоторые цитаты из романа, чтобы вы поняли, почему я вспомнила и маминого барина, и романы госпожи Крыжановской.

Вайвасвата, оказавшись, на острове Света и Знания, спрашивает отца:

«— Но я ведь... земной человек? Как все...

— Земной двойник. Ты здесь и на Шукре. Каждое явление имеет свое высшее проявление в Беспредельности.

И я мог бы встретиться с тем... с самим собой? — спросил Вайвасвата.

— Ты встретишься».

Вайвасвата прогуливается по острову:

«У него на глазах высокая скала лопнула пополам, отодвинулась от своей основы. От нее отвалилась вершина, потом осыпались бока. Остался искристый гранитный куб высотою около десяти локтей.

Люди взялись за руки, стояли неподвижно. Куб бесшумно качнулся, потом заскрежетал и поплыл в воздухе к основе сооружения. Там он тихо опустился на свое место, достраивая стену.

— Что это? — прошептал Вайвасвата. — Кто раскалывает скалы? Кто движет ими? Ведь люди неподвижны!..

— Тело их неподвижно, — поправил Хео. — А мысль в напряжении и действии. Субстанция творящей мысли — ни с чем не сравнимая сила. Объединяя силу мысли,

эти люди будят в пространстве силу Единой Материи, которая породила все видимое и невидимое».

Отец, он же Учитель, просвещает Вайвасвату:

«Мы не Принадлежим себе, Вайвасвата. Мы принадлежим эволюции Космоса. Для этого и прибыли с далеких планетных кругов».

«...маги и жрецы Атлантиса... Они внушают темным людям., что над ними властвует верховное существо, которое сотворило все. А они будто бы являются тем руслом, по которому протекает поток мудрости с неба и воля творящего властителя Сущего. Такой взгляд на бытие. преступен и разрушителен. Он унижает разум человека, его творчество, его прохождение по земному кругу. Такой взгляд ''Представляет Верховное Существо грубым й враждебным человеку, своевольным и безрассудным. С верой в такое страшилище человек не способен подняться в беспредельность, сыном которой является. Приводить тайну начала Вселенной «к воле Верховного Существа — означает остановить познание, раскрытие тайны бесконечности — понятие, в котором нет смысла. Никог. да не закончится полет великого путешественника — творящего разума — к неведомому, значит, никогда не узнаем мы тайны бытия...»

«На Земле мы познаем вещи и явления, как нечто, обособленное. Значит, даже при необъятном знании вне нас будет океан чужих вещей и явлений. Влить себя в пламенный океан прасубстанции, исчезнуть, как обособленность. Лишь так можно слиться с истиной, то есть познать ее. Истинное познание явлений и вещей — это слияние с ними, это превращение в них».

«Где сила творчества природы?.. Она — в магните единства, в Вечном Космическом Магните».

«Достигая космического проявления. имея возможность путешествовать к иным, планетным кругам, разумные существа , посвящают свои силы эволюции Вселенной. Таково веление Космического Магнита. Они обращают свой взгляд на низшие планетные круги. Они помогают темным, неразвитым, народам выйти на сознательный путь эволюции. А более высокие сферы бытия точно так же помогают нам». ;

— А вот что сказал Учитель Вайвасвате на втором уроке:

«Шукра несравненно старше Земли. Люди, ее путешествуют между звездами, общаются с иными сферами, пользуются энергией мысли и пространства. Они ощущают единство Беспредельности так, как люди Земли видят краски предметов. Ты удивлен. Я объясню. Понятие смерти у земных народов неопределенно. Оно иллюзорно. Одни считают, что смерть — реальность. Другие придумывают личное бессмертие. И то, и другое — обман».

«... эволюция неминуемо ведет

разумное существо к космической мощи, когда разум сам создает нужную форму, в соответствии с потребностями проявления. Это происходит на Шукре. Будет так и на земном круге в далеком будущем. Мы жители Шукры. Когда пришла необходимость помочь земному кругу, группа Друзей Эволюции прибыла сюда. Но у нас иные элементы субстанции, иное напряжение сил, иная форма. И гениями далекой Шукры были созданы двойники для труда на земном круге в форме людей. Так рожден и я, и ты, и другие наши братья. Наша форма тоже не вечна. Зная законы обновления, можно продолжить жизнь земной оболочки на тысячелетия. Но наступает конец. Тогда создается новый заместитель. Он продолжает действие предшественника. ... 4

— Но я не помню, Учитель, действовал ли я уже на Земле?

— Действовал. При новом рождении ты временно утратил прежнюю память. Ее сохраняет Человек Шукры — твой высший двойник. Наступит время, ты вспомнишь».

А вот «встреча с собой». Такого и у госпожи Крыжановской не было.

«...Вайвасвата видит странную фигуру человека. Теряются формы в легком тумане, золотистыми волнами ниспадают волосы, только глаза мудрые и печальные — смотрят в душу Вайвасваты...

Да это же он — в .прошлом!

Это он — в будущем!

Плывет тишина безмолвия. Несёт дар всепонимцния двум разрозненным братьям.

— Я — Ты, — сказал Вайвасвата.

Ты — Я. — вздохнул далекий.

— Частицы Единого Сердца.

— Трудно мне без тебя, — грустно произнес Вайвасвата.

— Знаю. Трудно и мне... Мы — лишь звено в Беспредельном потоке. Мы исполняем волю потока.

— Сохрани мою боль, мою любовь, — сказал Вайвасвата. — Когда возвращусь я в ином образе —открой великий круг пройденного. Я не хочу забывать ничего...

— Сохраню, — Сказал далекий».

Есть, конечно, в романе и всякие другие интересные места. Но я в это углубляться не стану. Пусть об этом скажут те, кто еще будет подробно писать о романе.

Они будут указывать — вот это, мол, идеализм, вот это мистицизм, вот это спиритуализм. Они, чего доброго, скажут, что. высекание из скал и перенесение по воздуху гранитных кубов силой одной только мысли — это не научная фантастика, а малограмотная болтовня, хотя мама мне рассказывала, что Иисус Навин откалывал шутки и похлеще — приказал солнцу, остановиться, оно

и остановилось. (Ей-богу, об этом не в историко-фантастическом романе, а э самой Библии написано, в Ветхом Завете). Критики, вполне возможно, зашумят — не научно, дескать, утверждать, что один и тот же человек может быть в одно и то же время и На Земле, и на Венере, что какие-то высшие существа могут или смогут создавать своих Двойников «в форме людей», что. человек может после своей смерти «возвращаться в ином образе», как это уже произошло и еще произойдет с Вайвасватой, это, мол, поповская белиберда, хотя всем известно, что бог создал человека по образу и подобию своему (смотрите в Библии Книгу Бытия), что Христос ужё являлся на Землю именно «в форме человека» и еще явится (смотрите о втором пришествии Мессии в Новом Завете). Еще эти критики начнут, наверно, удивляться, почему это и писатель Олесь Бердник, и его переводчик Ю. Копыт, и редакторы из «Радуги» начисто забыли всю нашу материалистическую философию, будто и не знакомились с нею никогда, хотя, я знаю, мама моя Дарья ''Тарасовна объяснила бы все очень просто; в романе выразилась тоска по богу, только и всего, а мамин барин добавил бы, что в романе сказалось оккультное влияние Высших Сил, что Духовная Эманация этих сил Астрально перенеслась в редакцию «Радуги» и временно затмила чье-то сознание.

Но это дело будущих критиков— удивляться. и возмущаться.

Я довольна.

Живо, очень живо напомнил мне Олесь Бердник романы госпожи Крыжановской.

А еще спасибо Г. Яремчук, чьи рисунки иллюстрируют роман. В главе «Встреча с собой», где Вайвасвата — по телевидению или как там еще — встречается со своим собственным «высшим проявлением» живущим на Шукре-Венере, есть два портрета. Один — это Вайвасвата. Другой, высший, верно, очень похож на Вайвасвату, но еще больше он похож на икону Христа-Спасителя, которая висела у мамы над кроватью,— и волосы такие же длинные, и бородка какая-то святая, и глаза точь-в-точь Христовы,— зайдите в ближайшую церковь, проверьте.

Ну, понятно, передаю также спасибочки Олесю Берднику от маминого барина и от госпожи Крыжановской.

Гафия ДИДЬКО. Белая и черная магия: Литературный фельетон: [О романе О. Бердника «Подвиг Вайвасваты»] // Литературная газета, 1965, 12 октября, с.3, №121 (3890)

Спасибо коллегам за переформатирование в ДОК!




Файлы: IMG_0001.JPG (6337 Кб)


182
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 января 2017 г. 20:40
Во-о-от! Спасибо, Вячеслав! У меня была машинописная копия этого фельетона, потом я ее потерял, а воостановить так и не удосужился. Еще раз спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2017 г. 21:39
Пожалуйста, чем могу.


⇑ Наверх