СМЕРТЬ МАТАДОРА Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > СМЕРТЬ МАТАДОРА (Nowa Fantastyka 1 (100) 1991) (ч. 4)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

СМЕРТЬ МАТАДОРА (Nowa Fantastyka 1 (100) 1991) (ч. 4)

Статья написана 20 января 2017 г. 06:54

6. В рубрике «Из польской фантастики» напечатан долгожданный второй рассказ Яцека Дукая/Jacek Dukaj «Śmierć Мatadora/Смерть Матадора». Иллюстрации ПЕТРА ЛУКАШЕВСКОГО/Piotr Lukaszewski. Текст предваряет эпиграф из Эрнеста Хемингуэя – любителя, знатока и живописца корриды.

Главный герой рассказа Дукая – тоже матадор, только в корриде ему приходится сражаться не с быком, а со специально выращенной и обученной неземной тварью, да и сама коррида происходит в космосе, в состоянии невесомости. Все это великолепно описано, но служит не более чем затравкой к почти детективному сюжету. Этот добротный, прекрасно написанный в близкой к классической НФ манере рассказ, не вызвал, однако, особых восторгов у читателей – те, вероятно, ждали чего-то вообще шедеврального: слишком уж высоко находилась планка, поставленная дебютной «Золотой Галерой» (см. № 2/1990 журнала “Fantastyka”). Рассказ, тем не менее, был включен в состав юбилейной антологии журнала «Co większe muchy/Мухи, что побольше» (1992). Почитать о писателе можно здесь А карточка не переведенного на русский язык рассказа находится тут

7. В замечательном «Словаре польских авторов фантастики» Анджея Невядовского размещены персоналии Казимежа Врочиньского/Wroczyński Kazimierz (1883 – 1957) – филолога, юриста, литератора; Стефании Захорской/Zahorska Stefania (1894 – 1961) – историка искусства, редактора, литератора и Влодзимежа Загурского/Zagórski Włodzimierz (pseud. Chochlik) (1834 – 1902) – литератора, журналиста, переводчика. Здесь же, в подрубрике «Пожелтевшие страницы» напечатан отрывок из книги Казимежа Врочиньского «Смирно! А.Р. 7. Роман об атоме» (Kazimierz Wroczyński “Baczność! A.R. 7. Powieść o atomie” Wydawnictwo “Express Wieczorny”, Warszawa, 1947).

8. В рубрике «Критики о фантастике» в небольшой статье под длинным названием «Czy wszyscy jesteśmy ludźmi, czy też niektórze z nas są wyposażonymi w odruchy maszynami?/Все ли мы люди или, может быть, некоторые из нас – оснащенные рефлексами машины?» Лех Енчмык/Lech Jęczmyk анализирует творчество Филипа К. Дика, опираясь, в основном, на своем прочтении романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

9. В рубрике «Рецензии» Малгожата Скурская/Malgorzata Skórska пытается проникнуть в глубины не самого простого для чтения романа Филипа Дика «Три стигмата Палмера Элдрича» (Philip K. Dick “Trzy stygmaty Palmera Eldritcha”. Tłum. Zbigniew Królicki. “Amber”, Poznań, 1990); «Дик конструирует мир, представленный в «Трех стигматах…» с лишь одному ему свойственными свободой и совершенством. Он строит его из всем известных, дешевых и массовых, элементов, выбирает из универсума фантастической литературы произвольные фрагменты и укладывает их в целое, содержание которого оказывается многократно более значимым, чем у суммы составных частей. Дик творит из затасканных схем Литературу. Легкость, с которой он это делает, попросту удивляет. Начинает казаться, что будущее в его альтернативных реальностях было явлено ему в некоем гениальном озарении. А может, так оно и было?..»;

Мацей Паровский/Maciej Parowski знакомит читателей журнала со сборником избранных текстов немецкого философа и историка Освальда Шпенглера «История, культура, политика» (Oswald Spengler “Historia, kultura, polityka”. Wybór A. Kołakowski. Tłum. A.K. i J. Łoziński. PIW, Warszawa, 1990); «Эта книга – вообще-то сборник остроумных афоризмов. О чем они? О природе жизни. О неизбежности преобразования культур. О влиянии техники и общественных явлений на духовные ценности. О разных типах психики и активности, действующих в истории. О стихийности политики. Эти якобы-афоризмы переложены текстом – трудным, мудрым, иногда мутным, иногда и вовсе интеллектуально опасным, поскольку, казалось бы, побуждающим к насилию…»;

Яцек Инглëт/Jacek Inglot хвалит книгу Рафала Земкевича «Сокровища столинов» (Rafał A. Ziemkiewicz “Skarby stolinów”. Krajowa Agencja Wydawnicza, Lódź, 1990); «На первый взгляд Земкевич в своем романе копирует сюжетную схему «Властелина колец» Толкина. Если бы ценность «Сокровищ столинов» заключалась лишь в эффективном наследовании «Властелину колец», на этом можно было бы закончить рецензию. Все, однако, не так просто. Будучи вторичным в сюжете, Земкевич оригинален в создании представленного мира, то есть в романном ландшафте, наборе реквизитов и культурном фоне. Он создал свою, наполовину сказочную, наполовину доисторическую страну…»;

некто Negocjator хмуро разглядывает роман лауреата Первого конкурса журнала “Fantastyka” Марека Хемерлинга «Дьявольский маскарад» (Marek Hemerling “Diabelska maskarada”. “Glob”, Szczecin, 1989); «ограничив болтовню и повторы в “Маскараде”, можно было бы, возможно, сделать из него плотный классический рассказ, анахронизм которого не столь демонстративно бросался бы в глаза»;

а некто Sekator и вовсе несет по кочкам дебютный роман Томаша Колодзейчака «Выбери свою смерть» (Tomasz Kołodziejczak “Wybierz swoją śmierć».“Przedświt”, 1990); «Книга Колодзейчака с величайшим трудом дотягивается до среднего уровня. Может быть начинающий любитель научной фантастики и удовольствуется самим только космическим реквизитом: лазерами, планетолетами, существами, приспособившимися к жизни во тьме, но более требовательному читателю этого определенно не достаточно. Надуманный, неубедительный, расползающийся сюжет разочаровывает…».

10. В рубрике «Фильм и фантастика» размещен блок из трех относительно коротких рецензий на те фильмы, которые рецензенты посмотрели по Польскому телевидению: Анджей Колодыньский/Andrzej Kołodyński рассказывает о ремейках «Тhe Twilight Zone» и «Star Trek»; Мацей Паровский/Maciej Parowski – о фильме «Soylent Green» (1973) режиссера Ричарда Флейшера, Дорота Малиновская/Dorota Malinowska – о французском фильме «Пейзаж на границе тени» режиссера Рене Монзора (в гл. роли Ален Делон).

Здесь же напечатана развернутая рецензия Дороты Малиновской на фильм «The Adventures of Baron Münchhausen» (1988) режиссера Терри Гиллиама.

(Окончание следует)





172
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх