О Бердник Литература


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > О. Бердник. Литература дерзкой мечты. 1960
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О. Бердник. Литература дерзкой мечты. 1960

Статья написана 10 марта 2017 г. 19:17

https://fantlab.ru/work574976

В удивительное время мы живем.

Мир расколот надвое. Два взгляда на бытие человека. на его перспективы. Две идеологии. между которыми идет жестокая схватка за умы и сердца людей .

С одной стороны — упорная защита отживших взглядов. консервативных воззрений. антинародного образа жизни. С другой — широкие. увлекательные дороги, пусть и трудные, но простирающиеся в бесконечность, и царство Мечты и Свободы, в мир Коммунизма.

Чаша весов истории давно уже склонилась на сторону коммунистических идей . Весь мир, все люди понимают это. Но борьба не прекращается. Одряхлевшее общество не желает мирно уйти с исторической арены и пытается найти какое -нибудь новое оружие, чтобы и идеологическом сражении повести за собою одураченные массы людей . На арену выступают десятки, сотни ученых и не ученых — апологетов капиталистического мира, которые вытаскивают на свет множество штопаных и «новых» теорий о будущем.

Одну из таких теорий питает идея «технократии» — идея власти технической интеллигенции. Защитники этой теории говорят:

- Наука и техника движутся вперед с неимоверной быстротой. Этот темп нарастает. На смену ручному труду приходит механический. труд автоматов и различных машин, которые будут управляться инженерами и учеными. В мире сплошной автоматики, который вот-вот наступит, властвовать будет кучка ученых. держащих в своих руках судьбы миллиардов людей.

Тот же капитализм, только навыворот! Ясно, что такие идеи ничего общего не имеют с законами развития общества , открытыми Марксом и Лениным.

Вот почему с большой остротой встает перед человечеством вопрос о роли науки в современном обществе . о взаимоотношениях науки и общества.

В мире социализма инженеры и ученые наряду с рабочими , хлеборобами и всеми другими членами нашего дружного общества.- солдаты огромной армии Труда , строящей здание Будущего. Для всех! Без избранных, без рабства в любом виде. У нас совершенная техника служит не для разобщения. а для единения людей. Она помогает созиданию гармоничного Человека.

В мире капитализма положение науки, положение ученого совсем иное. Выдающиеся изобретения которые должны служить двигателем прогресса, часто используются для дальнейшего закабаления трудящихся и еще больше обостряют социальные конфликты .

Закономерности этих явлений, их последствия, судьбу ученых и мире бизнеса и беспощадной эксплуатации наиболее ярко может показать художественная литература . В особенности — литература фантастическая. которая свободно вторгается в неизвестное, смело строит воображаемое событие.

Эту задачу поставил перед собою, в частности, известный украинский писатель фантаст Владимир Владко в своем новом романе «Седой капитан». И хочется поговорить не только о литературных достоинствах или недостатках книги , но и о глубинных течениях, двигающих сюжет и идею произведения.

Действие романа происходит в гипотетической стране Иберии. стонущей под игом диктатора Фернандеса. Ясно, что прообразом этой жестокой системы для автора послужил антинародный режим генерала Франко . Непомерные почести тирану, нищета в рабочих кварталах, полицейский произвол — вот на каком социально-политическом фоне происходят события. В. Владко использует законы научно-фантастического и приключенческого жанра, чтобы создать острый. увлекательный сюжет. Но внешнее в «Седом капитане» является одеждой внутреннего, главного — идеи, которая сейчас интересует нас.

Молодые инженеры Эрнан Рамиро и Анхелло Альварес сообща работают над изобретением , которое должно произвести переворот в энергетике, а таким образом, и в жизни общества. Ученые скептически смотрят на политическую борьбу. они не обращают внимания на события, происходящие вокруг. Рамиро и Альварес считают, что наука с ее перспективами может принести неизмеримо больше пользы . чем любая политическая партия. Они полностью ушли в научную работу игнорируя даже приход к власти диктатора Фернандеса .

Непонимание законов развития общества, политическая слепота дорого обошлись молодым ученым. Фалангистские власти потребовали раскрытия существа работ. В ответ на отказ последовал арест Рамиро Альвареса и жены Рамиро Хуаниты . Чертежи и формулы изобретения Хуанита успела спрятать, они не попали и руки полиции. Но тем сильнее, изощреннее становится злоба фалангисгских палачей. Ни пытки, ни душевные мучения, ни провокации не могли сломить мужественных людей. Полиция не достигла своей цели. Но организм человека имеет предел сопротивления. Гибнет в застенках Альварес. Хуанита, маленький сын Рамиро Лорхе. Молодой ученый остается одиноким. Он попадает в концентрационный лагерь, откуда чудом ему удается бежать.

Рамиро начинает понимать, что в его стране, где царит произвол и воля капитала, для ученого есть только два пути. Служба сильным мира сего или гибель. Но ученый выбирает третий путь — путь борьбы с ненавистным тираном. Он откапывает чертежи, бежит в соседнюю страну. Ему удается осуществить свою мечту, построить машину, работающую на совершенно ином принципе, чем все существующие аппараты. Эта машина. названная «Люцифером», что значит «Светоносец», использует в своих двигателях энергию синтеза легких элементов. Она неуязвима для пулеметов и пушек и может служить страшным оружием уничтожения .

Вместе с несколькими товарищами — строителями «Люцифера» — Рамиро проникает на территорию Иберии, чтобы начать открытую борьбу с фалангистами. Фернандесом, с бесчеловечным режимом. Но кто должен поддержать эту борьбу, где союзники Рамиро?

Рамиро (он же Седой капитан) надеется только на себя, на мощь своего «Люцифера». Не понимая законов классовой борьбы, он считает возможным свержение антинародного строя без участия рабочего класса . Действительность жестоко опровергает убеждения Седого капитана. Против него, против его чудесной машины бросаются все организованные силы полицейской державы . Он одинок и своей борьбе — без поддержки народа, без союза с рабочей партией. А именно от такого союза Рамиро отказался. уповая на стихийную поддержку масс трудящихся.

Жестокий жизненный путь приводит его к пониманию истины — власть технократии ничуть не будет лучше власти диктатора Фернандеса . Будущее в руках рабочего класса. объединенного общей, светлой целью.

Слишком поздно осознал все это Рамиро. Он трагически гибнет, спасая близких ему людей ...

С полной убежденностью скажем. что В. Владко с успехом справился с задачей. Три мотива переплетаются в романе «Седой капитан». три основных идеи двигают его фабулу и сюжет: положение науки в странах, где царит тирания. проблема технократии и перспективы использовании могучих, еще доселе не открытых источников энергии Не всякая книга фантастического жанра может похвалиться такой многоплановостью .

Привлекает смелость предвидения автора, который мечтает о медленном синтезе легких элементов.

Именно на таком принципе работает установка «Люцифера». На верное, немногие из читателей знают. что эта идея коренным образом отличается от идеи использования термоядерной энергии в известных экспериментальных установках «Зета». «Альфа». Сейчас ученые пытаются в этих установках укротить водородный взрыв , заставить работать его в двигателях.

Автор книги предлагает построить двигатель, где синтез будет происходить не при миллионах градусов. а при низких температурах. Такие прекращения элементов с выделением колоссальной энергии происходит и листьях растений . Раскрытие секрета удивительных процессов приведет мировую науку к овладению поистине фантастическими запасами энергии . Роман «Седой капитан» зовет молодежь на этот благородный и трудный путь.

Во многих произведениях этого жанра легко можно заметить некоторую схематичность главных действующих лиц . неубедительность поведения, многочисленные натяжки. Их человеческая сущность приносится в жертву научно-технической идее произведении, его сюжету, познавательному материалу. Между тем. первоочередная задача фантастической литературы. как и всей художественной литературы. — Это создание живых, убедительных образов.

«Седой капитан» ~ несомненный успех в этом отношении. 06-гмз главного героя — инженера Рамиро — яркий, самобытный. Рамиро показывается не статично, не как законченный тип. Его внутренняя сущность раскрывается автором в динамическом развитии, в соответствии с бурным развитием действия книги. Правдиво, убедительно показан в романе и помощник Седого Капитана, механик Валенто Клаудо — человек прекрасной души, верный сын своего народа. Гротескными выглядят палач народа Фернандес и его приспешники. но этот прием полностью оправдан содержанием книги, ее направленностью, идеей. Люди труда, честные, мужественные иберийцы на фоне всеобщего загнивания полицейско-фашистской системы выступают здесь как единственная политически здоровая сила , которая в недалеком будущем сметет обреченную клику в мусорную яму истории .

Фантастическая литература должна быть такой же убедительной, жизнеутверждающей, как и лучшие реалистические книги наших писателей. Тем более, что они в основном адресованы молодежи — строителям будущего, людям будущего. Именно книги этого жанра могут и должны показать читателям яркие , зовущие образы героев — бесстрашных, мужественных.

И еще. Некоторые читатели и даже писатели считают фантастику развлечением, литературой для отдыха. С этой меркой они подходят к данному жанру, этого ожидают. открывая новую книгу, написанную фантастом. Очень неверный взгляд! Нельзя смешивать фантастическую литературу с низкопробным детективом. Если сам писатель идет по этому пути (как это сделал Л. Оношко в романе «На оранжевой планете»), то он обрекает книгу на гибель. Фантастика — это литература дерзкой мечты, смелого полета мысли, больших человеческих чувств и небывалых свершений. Она — не развлечение, не отдых, а зародыш Будущего, увлекательная — желательная или нежелательная (как в «Седом капитане»), картина возможных событий. И. наконец, фантастика — это предтеча теории и практики, о чем говорил еще В. И. Ленин.

Такой книгой и является «Седой капитан» В. Владко. как пожалуй, и остальные произведения писателя. вышедшие из-под его пера.

В. Кисельов. Міра фантазії. ВК. №10 від 13.1.60. с.3




Файлы: htmlimage (1).jpg (409 Кб)


122
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 марта 2017 г. 20:49
Спасибо!. Выяснилось, что эта рецензия была внесена в библиографию дважды.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 марта 2017 г. 21:01
:beer:


⇑ Наверх