Прочитано в марте 2017


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» > Прочитано в марте - 2017 - 1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Прочитано в марте — 2017 — 1

Статья написана 4 апреля 2017 г. 14:35


      https://fantlab.ru/images/editions/small/...» border="1»>   https://fantlab.ru/work365875»>«Владыка Ледяного Сада. Том 4 (Pan Lodowego Ogrodu. Tom 4)»


Четвёртый, последний, том https://fantlab.ru/work365876»>четырёхтомного романа (о первых трёх я уже писал: http://pouce.livejournal.com/462595.html»>1 том, http://pouce.livejournal.com/465708.html»>2 том, http://pouce.livejournal.com/469264.html»>3 том). Для начала процитирую то, что написано о романе на сайте издательства:


цитата

Три долгих года фэны ждали этой минуты. Три года повторяемых до тошноты вопросов: когда, когда, когда, когда…  Немного есть на свете романов, которые настолько трудно забыть. [...]


«Владыка Ледяного Сада» — финальный, четвертый том цикла, украшенного комплектом наград, присуждаемых в польской фантастике. Главное произведение писателя из легендарного «Клуба Тьфурцов» («Klub tfurcuff»), группы, труды которой заложили основу современной польской фантастики. Продолжение истории, признанной порталом «Onet» «фантастическим романом десятилетия 2000-2010».


«Приумножая реализм фантастикой, Гжендович достигает эффекта ещё большей подлинности» Яцек Дукай, автор романа «Лёд».


Этот цикл, собственно, одна большая, литературная демонстрация творческих возможностей современного поп-культурного писателя. Нашпигованный спецэффектами, несущий послание блокбастер, воплощённый в книге. Перспектива, меняющаяся в зависимости от темпа развития событий, множество сюжетных линий, слова, описывающие причудливую, безумную, невозможную картину, родом из сновидений Иеронима Босха. Супертехнология, беспощадно сражающаяся с магией. Действие несётся по миру, который не является всего лишь плоской декорацией, служащей фоном для борьбы героев. Мы видим сложный механизм с культурными барьерами, одержимостью и стремлениями, который имеет право на существование и функционирование даже без галереи фигур первого плана.


Это уже не просто форма развлечения. Ярослав Гжендович блистательно доказывает, что используя универсальный поп-культурный код, писатель может вести речь об основополагающих вещах и сподвигать читателя делать выводы.


Вот такой он «Владыка Ледяного Сада». Захватывающий роман о последствиях совершённых поступков.


В наших краях слово «поп-культурный» имеет, скорее, уничижительный оттенок «попса». Поэтому считаю нужным прояснить: Гжендович, судя по тексту, не любит «мудрствований лукавых» и пишет в расчёте на массового читателя, но его роман отнюдь не «дешёвая попса». Да, «Сад» можно читать просто как захватывающюю приключенческую книгу, но это лишь один слой и, как справедливо заметил издатель, писатель просто и доступно рассказывает об основополагающем, и читатель волей-неволей делает для себя выводы.


Немного о сюжете четвёртого тома. Два главных героя, земной разведчик Вуко Дракконен и местный Носитель Судьбы юный Филар, сын Копейщика, встретившись в конце третьего тома действуют теперь совместно. Расклад сил ясен и грядёт последняя битва, в которой должно решится, избавит ли Вуко планету Мидгаард от постигшей её напасти в лице нескольких сильноидеологизированных землян, или всё закончится мёртвым снегом и откатом истории планеты к исходной точке. Противники накапливают силы, ведутся диверсионно-разведывательные операции и т.д. Не открою большой тайны если скажу, что битва, таки, состоится, хотя итог её будет... здесь, однако, умолкну. Скажу лишь, что заканчивается роман, с одной стороны, ожидаемо, а с другой — не так, как ожидалось.


Чтобы не выглядеть совсем уж восторженным юношей, отмечу недостатки романа. Главный, на мой взгляд, избыточно подробные описания, особенно заметные в четвёртом томе. Впрочем, возможно, автор писал роман сразу с расчётом на экранизацию (а «Владыка Ледяного Сада», таки, весьма кинематографичен). Второе, начиная с третьего тома, автор несколько слишком резко меняет темп повествования. Плюс некоторые закладки, сделанные, как мне показалось, в первом-втором томах так и не были использованы. В целом же я очень доволен, что прочитал «Владыку Ледяного Сада». Роман, несомненно, заслуживает прочтения, а, возможно, и перечитывания. Отдельное довольство вызывает тот факт, что гипотеза, высказанная мною в отзыве о первом томе, таки, оправдалась, да.


Роман полностью законченное произведение, хотя, при желании, можно и дальше писать книги, действие которых происходит в том же мире Ледяного Сада, зацепок автор оставил достаточно. Гжендович, однако, не пошёл по простому пути выжимания досуха и следующие его романы отношения к Мидгаарду не имеют. Что, на мой взгляд, характеризует автора исключительно положительно и вызывает у меня желание читать его и дальше. Постараюсь добыть новый роман Гжендовича «Hel 3», который вышел в этом году. Судя по аннотации — НФ.


Рекомендую любителям высококачественной необычной фантастики, владеющим польским языком. Надеюсь и русскоязычным читателям недолго осталось ждать выхода первого тома.



P.S. Традиционно, пара цитат (осторожно, раскрывают некоторые детали устройства мира)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Согласен, — отчётливо произношу я. — Обещаю. Даю тебе слово чести. Я не пожертвую городом и не заставлю тебя эвакуироваться.

Протягиваю ему руку. Он мгновенье колеблется, а потом протягивает свою и отвечает на рукопожатие. Испытующе и как-бы неуверенно, словно думает, что я раздавлю ему ладонь. Ничего удивительного.

На Земле эта сцена была бы просто гротескной. Там никто никому не верит просто так, никто не держит слова и никто не исполняет обещаний, данных без свидетелей, юристов, бумаг, документов, аудиозаписей и письменных гарантий, да и то не всегда. Тут, однако, есть только мы двое, слово и рукопожатие. Это мир, в котором репутация человека зависит от его честности и ценнее гор золота. Здесь нет большей гарантии, чем слово. И это как-то не кажется таким уж смешным. (Вуко Дракконен и Олаф Фйоллсфинн).

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Почему это всегда принимает такие сюрреалистические формы? Не можешь сделать чего-нибудь простым и функциональным? Удобное кресло с управляющим шлемом или что-то в этом роде?

— Потому что такова природа создания заклинания. Входишь в транс и пытаешься войти в контакт с фактором М. Он там есть и ждёт приказаний, но не понимает тебя. Ты должен шаг за шагом визуализировать то, о чём идёт речь. Сам замысел. Идею. Никогда не знаешь, какую физическую форму это приобретёт. Если бы я думал о такой форме, то получил бы обычную кованую скульптуру, разве что появилась бы она из ничего. Это в самом деле напоминает песню. Поёшь о том, чего хочешь, пытаясь приспособиться к чужой, странной мелодии, и одновременно укладываешь слова в образы, пока не будешь понят. Объект постепенно возникает перед твоими глазами, как голограмма. И когда сформируешь заклинание полностью, приказываешь ему возникнуть (Вуко Дракконен и Олаф Фйоллсфинн).

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Дело в том, что впереди последнее титаническое усилие, а потом я вернусь в мир телнета, ванн, лампочек, рекламы и политики. Хотдогов и Рождества. Свар о том, безопасны ли термоядерные электростанции, или о том, предоставлять ли лабораторным шимпанзе гражданские права. Святый Боже... (Вуко Дракконен).

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Похоже на то, что у доктора ван Дикена исключительно неупорядоченный и бессистемный ум, и его это вполне устраивает. Он, скорее всего, брезгует «одномерной логикой», как ему подобные называют последовательную прагматику. В нормальных условиях он немедленно поплатился бы за это, и растянулся, запутавшись в собственных шнурках, но в этом мире у него всегда под рукой магия, которая может подрихтовать любую глупость». (Вуко Дракконен).





496
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх