Клуб монстров


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bvelvet» > Клуб монстров (1981)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Клуб монстров (1981)

Статья написана 15 мая 2017 г. 23:44

История этого простого и занимательного фильма довольно сложна — и начать ее следует с середины 1960-х годов, когда Милтон Суботски, сценарист и монтажер, решил испытать свои силы в продюсировании фильмов. Вместе с Максом Дж. Розенбергом он создал компанию Amicus (то бишь друг), которая занималась в основном НФ и ужасами: «Доктор Кто и далеки», «Сад пыток», «Земля, забытая временем» и многие другие шедевры... Но особое место занимали антологии хоррора, которые снимались для этой студии: «Дом ужасов доктора Террора», «Дом, истекающий кровью», «Психушка» и так далее... Эти фильмы снимали такие режиссеры, как Фредди Фрэнсис и Рой Уорд Бейкер. Сценарии ко многим картинам писал Роберт Блох... В общем «Амикус» заслужил свою репутацию — это была киностудия, истекающая кровью... В отличие от продукции студии «Хаммер», в фильмах «Амикус» действие обычно разворачивалось в условной современности — и аудитория с интересом воспринимала все новые и новые антологии.

Финал был предсказуемо печален — в 1975 году, после трех фильмов по мотивам книг Э.Р. Берроуза, студия была ликвидирована, а Суботски продолжил продюсерскую деятельность в рамках Sword & Sorcery produtions. Большинство картин этой студии, впрочем, оставались на уровне проектов — самый громкий из них был связан с экранизацией «Конана-варвара». Права на использование героя Р. Говарда Суботски не получил, но предприимчивого кинодеятеля это не остановило. Купив права на экранизацию романов Лина Картера о Тонгоре, он соорудил проект «Тонгор в долине демонов», сопроводив его слоганом «Конан вернулся!» Дела шли неплохо (в финансовом отношении) — но, разумеется, никакого фильма Суботски не снял. Только в 1978 году появился фильм Майкла Дж. Андерсона «Доминик» — великолепный образец психологического хоррора. Этот проект позволил Милтону Суботски вновь объединить усилия с «принцем ужасов» Рональдом Четвинд-Хейсом, по рассказам которого был снят один из самых успешных фильмов Amicus, «Из могилы». И тогда появилась идея — снять по сценарию Четвинд-Хейса фильм с участием шести ведущих звезд «хоррора»: К. Ли, В. Прайса, Д. Плизенса, Д. Кэррадайна, П. Кашинга и К. Кински.

Идея была мнообещающей — спродюсированный Суботски фильм-антология Uncanny с участием П. Кашинга, правда, провалился в прокате, но «звездный» состав мог привлечь внимание.

Для экранизации был избран блестящий сборник Четвинд-Хейса «Клуб монстров», но Эдвард и Валери Абрахам, ответственные за сценарий, добавили в него шуток и танцев; Милтон Суботски предложили использовать «модных» (правда, недорогих) музыкантов... А из пяти новелл «Клуба монстров» осталось только две; впрочем, рассказ «Мама вышла замуж за вампира», хотя и не входил в книгу, но содержал несколько отсылок к ней. Вообще вещь нередкая в творчестве писателя, поскольку к двум основным циклам (Клэверинг-Грэндж и Монстрология) так или иначе относятся все его сочинения, и связи между ними подчас могут кого угодно поставить в тупик.

Писатель очень хотел, чтобы его роль в будущей картине сыграл Кристофер Ли — высокий, худощавый, аристократичный... Но вот беда — едва актер увидел название фильма, он заявил, что сниматься ни за какие деньги не будет. Отказался от участия и П. Кашинг, разочарованный провалом предшествующей антологии. К. Кински сначала было согласился, но потом взял свои слова обратно — и его роль отдали Ричарду Джонсону.

Кэррадайн, Плизенс и Прайс согласились сниматься — Плизенс, правда, потом заявил, что фильма не смотрел и никогда не интересовался, что там на экране творилось... Рой Уорд Бейкер стал режиссером — и мастерски справился со своим делом: фильм был снят всего за 24 дня. Бюджет картины составил 1,7 миллиона долларов — при обилии массовых сцен и музыкальных «звезд». Неудивительно, что ходили слухи, будто маски монстров изготовил молочник Милтона Суботски, а снимались все «за спасибо». Насчет молочника — вранье; человек, занимавшийся реквизитом, действительно был фрилансером, подрабатывавшим в фирме по торговле молоком, но и только. А в кадре появился продюсер Липтон Бусотски — легко опознать продюсера картины...

Фильм был задуман как своего рода подарок Винсенту Прайсу: премьера состоялась в день 70-летия актера. Прайс в первый и единственный раз сыграл в кино вампира. Может показаться, что он переиграл всех мыслимых и немыслимых монстров — ан нет! Но этот нюанс ускользнул от многих зрителей...

Что же они увидели на экране? Гомерически смешную — и немного пугающую — историю о писателе, которого укусил вампир. Позднее он приводит нового друга в клуб монстров, где перед зрителями разворачиваются истории шедмока, вампира и вурдалаков. Созданная Четвинд-Хейсом «теория монстрологии» разбавлена музыкальными номерами (впрочем, песня UB 40, положим, есть только на саундтреке — в фильме группа не появляется), а зловещие чудовища совершают подчас самые уморительные кульбиты.

В общем, получился блестящий культовый фильм, который поначалу никто не оценил.

Писатель заявил, что Джон Кэррадайн — просто старая развалина, и нисколько не похож на прототипа. Шутки не смешные, музыка дрянная, а от хоррора остались слабые напоминания (только в третьей новелле). Действительно, книга Четвинд-Хейса куда мрачнее и неприятнее, нежели фильм. Особенно это касается новелл «Мок», «Летящий-в-ночи» и «Хьюмву» (только третья из них вошла в фильм). Юмор в этих рассказах присутствует — но он по-настоящему чудовищен. В фильме осталось только обаяние актеров и сюжетов (тоже местами подправленных — книга завершается не совсем так, как фильм).

Кино не понравилось массовой аудитории — а главное, не оправдались надежды на американский прокат. Была даже создана графическая новелла по мотивам фильма — вышла она тиражом в 1000 экземпляров, и коллекционеры платят за нее теперь большие деньги. А вот проката — не случилось... Только в 1985 году Кассандра Петерсен (широко известная Эльвира) показала «Клуб монстров» в своей программе, обеспечив картине массовую аудиторию. А до того — редкие показы региональных компаний да ограниченный релиз в Англии. И все...

Рой Уорд Бейкер больше не вернулся в большое кино; в 1984 году он снял для ТВ замечательный фильм о Шерлоке Холмсе «Маски смерти» — а потом занимался только сериалами. Милтон Суботски в дальнейшем занимался продюсированием только в рамках совместных проектов (ему повезло — он открыл золотую жилу недорогих экранизаций Стивена Кинга; последние его фильмы — «Газонокосильщик», «Иногда они возвращаются» — вышли уже посмертно). Прайс и Кэррадайн практически перестали сниматься в фильмах ужасов...

А зрители получили законченно культовый продукт, который я лично регулярно пересматриваю. И всем рекомендую!

ПС: вот, посмотрел кино и наваял вместо анонса... А анонс я, пожалуй, никакой сочинять не буду — лениво, да и так понятно... ;-)





706
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 мая 2017 г. 23:56
Я так понимаю Четвинд-Хейс «Клуб монстров»-это первый том «Замка Франкенштейна»?


Ссылка на сообщение16 мая 2017 г. 10:52
Когда же можно будет заказать Четвинда-Хейса? ;-)


⇑ Наверх