Пару слов о шаманах


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kartusha» > Пару слов о шаманах + бонусный ролик
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пару слов о шаманах + бонусный ролик

Статья написана 15 сентября 2009 г. 20:28

    Шаман в основном является защитником от злых сил. Если он станет прислужником злых духов, то его шаманом не назовешь. Шаман является связующим звеном между людьми и трансцендентальным миром. В состоянии экстаза и транса он устанавливает связь с трансцендентальным миром. Связь с этим миром дает ему возможность защищать людей от злых сил. Вернее, шаман, используя силу подвластных ему и более благосклонных к нему Космических Сил, защищает людей от злых Космических Сил и от Злых земных астралов.

     Долгое время шаманизм рассматривали очень узко, как религиозное мировоззрение коренных народов Сибири. Шаманизм всегда считался ранней формой религии, которая возникла в период разложения первобытнообщинного строя и впитала в себя более древние формы сознания. Это очень узкое объяснение шаманизма. А в действительности шаманизм является сложным феноменом культуры народов. Сложный комплекс многовековой духовной культуры народов: явления транса, медитации, поэзии, ритуальных обрядов, гипноза, магии, использование силы мысли и слова, способность устанавливать связь с трансцендентальным миром и т, д. — образовали прочный фундамент шаманизма.

Каковы идеи философской основы якутского шаманизма?

Идеи о единстве Природы и Человека. В понятиях якутского шаманизма Вселенная и Человек неразделимы. Человек является частью Вселенной и находит свое место в Серединном мире. Трехмерное представление Вселенной воедино соединяет в себе понятие о неразрывной связи философских понятий Светлого и Злого начал. Человек находится между ними и находится в полной зависимости от них. Злые сил Нижнего мира влияют на них так же, как Высшие Светлые силы Верхнего мира. Такое положение заставляет человека постоянно бороться за свое существование и за целостность своей психики. Только постоянное обращение к Светлым силам спасает его от влияния Темных сил. Обращение к Высшим Светлым силам для человека является очень большим трудом и требует от него нравственной чистоты, трудолюбия и верности.

Человеческой натуре очень трудно устоять от искушений (влияние Темных сил), и ему постоянно нужна помощь Всевышнего Бога.

В чем роль бубна и его звучания?

По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка — кнутом для шамана. Бубен для шамана — Крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана. Крылатый конь рассказывает шаману обо всем, что он видит, слышит, предостерегает его от бед, от напастей других шаманов и помогает в его камлании и лечебной работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман и какое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как при путешествии в Серединный или Нижний мир, то сразу становится понятно, каков этот шаман. Если при лечении пациента у него бубен звучит, как при вызове духов, тогда профессионализм этого шамана сразу можно отрицать.

И на данную тему я сваяла небольшой ролик:

http://video.yandex.ru/users/kartusha-kartusha/view...





74
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 сентября 2009 г. 08:05
В славянской традиции прямых указаний на шаманизм нет, но в фольклоре описаны практически все стороны его деятельности: общение с духами, путешествия между мирами. Считается, что слово «кудесник» как раз и означало шамана — специализацию волхва, работающего с духами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 2009 г. 08:08
Это интересно. :-) Наверное, шаманизм был у каждого народа...
Только славяне более поклонялись идолам :-)


Ссылка на сообщение16 сентября 2009 г. 09:11

цитата Kartusha

Только славяне более поклонялись идолам


Это был юмор или предложение для меня разразиться длинной лекцией о славянских богах?
Никто же не думает на самом деле, что наши родные предки были идиотами и поклонялись бревнам, которые сами же вырубали в лесу собственными топорами?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 сентября 2009 г. 18:20
Был очень сильно развит тотемизм, поклонение Роду, духам предков...
Но идолы были частью религиозного искусства. Они молились не им, а богам :-). Что доказывает даже тот уникальный компромисс с деревянным зодчеством (деревянные объемные фигуры Христа), который был присущ пришедшему православию...


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 07:57
Поклонялись они главным образом гармонии вселенной — не знаю, как они называли это сами, но современные родноверы это называют Лад Всемирья. А что оно было так, доказывает весь комплекс обрядов и обычаев, направленный на отражение и поддержание этого равновесия, и анализ народного искусства, например, той же вышивки, композиции которой в бесконечных вариантах описывают одно и то же — это самое равновесие мироздания. Звучит слишком заумно для «диких славян», но если реально взять материал и посмотреть, сразу будет все это видно. В любом музее народного творчества все лежит. А конкретные боги, духи и так далее символизировали различные стороны этого процесса.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 17:42
Да... Все так.. Жалко, что мало осталось археологических находок того времени....


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 21:02
Смотря каких. Хуже всего дело обстоит с одеждой — очень редко находят хотя бы клочки тканей. Металлические предметы изучены довольно хорошо, архитектура более-менее. Лучше всего, конечно, керамика, потому что ей совершенно ничего не делается, и даже если горшок разбит, его можно собрать. Беда только в том, что как раз форма горшков и устройство печей ничего не дает писателю, поскольку очень мало говорит о духовной жизни общества :-) Что интересно — деревянная утварь древнего Новгорода почти не отличается от поздних этнографических образцов — то есть оптимальная форма ковшей и корыт была найдена больше тысячи лет назад (как минимум) и с тех пор не менялась до самой промышленной революции.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 23:17
Да...Это сложно...:-) Тут уже ничего другого не остается, как делать свои выводы и домысливать.... А очень было бы интересно взглянуть на то, что было в реальности....
Многое, заложено в праздниках... я была на экскурсии в поселке, основанном в 18 веке... В музее собрано очень много предметов старины. Зацепили старинные фотографии праздников. Был обряд в праздник летом, чтобы кататься на широкой ладье с елками. Причем, сами не помнили почему..... Если подумать — это же совпадает по времени с русалочьей неделей, а елки — это же символ Перуна? А на прялках даже 19 века изображался эксклюзивный местный рисунок — обвская роза (цветок с восемью лепестками — языческий символ солнца)...


Ссылка на сообщение18 сентября 2009 г. 08:21
Что елка символ Перуна — это едва ли, Перуново дерево — дуб. А на русалочьей неделе носят деревце, в разных местностях разное, в том числе и елку, смотря по местной традиции.

А что касается посмотреть, как было в реальности — а мне-то как интересно! Всю жизнь собираю материал по кусочкам, но из имеющихся в распоряжении науки кусочков можно собрать великое множество разных картин. Я полагаю, сколько бы мы ни пытались представить себе жизнь 10 века, сколько бы ни хорошо разбирались в теме, попадание туда на машине времени все равно привело бы нас к культурному шоку. Дальше можно не читать, если слишком длинно — это развернутое изложение тех же мыслей из одной моей статьи (послесловия к роману):

Построение научных и околонаучных теорий о таком смутном предмете, как история и мифология славян тысячелетней давности, мне напоминает возню с перепутанным конструктором. С одной стороны, за века наука накопила огромный, прямо-таки гигантский фонд разнообразных сведений. А с другой стороны, ввиду почти полного отсутствия письменных упорядоченных свидетельств, весь этот материал очень плохо согласуется между собой. Поэтому приходится тратить множество времени и сил на поиск фактов и сведение их в целостную концепцию древней жизни – но это не гарантия, что чуть позже вы не наткнетесь на еще один факт, который полностью перевернет все ваши построения. Есть миллион случаев глупо засыпаться на деталях, которых не знаете вы, но знает кто-то другой, и нет такой книги, в которой все было бы описано полно, ясно и достоверно!
Иными словами, имеется множество разрозненных фактов, то есть деталей. Выбирая вроде бы подходящие друг к другу, можно собрать, скажем, танк – но остается куча лишнего, в том числе какие-то крылья. Можно разобрать танк и собрать самолет – но опять остается куча лишних деталей, в том числе гусеницы и еще труба, пригодная то ли для маленького паровоза, то ли для большого самовара, но закопченная, то есть явно бывшая в употреблении! А может, это не труба, а ствол пушки? Куда ее пристроить – непонятно, как должна выглядеть собираемая модель – неизвестно.

В результате у всех историков и любителей (разной степени компетентности), ищущих истину в море отдельных деталей, все время получаются совершенно разные модели. Некоторые из этих «самолетов», собранные наиболее авторитетными или просто убедительно излагающими конструкторами, входят со временем в учебники и в сознание масс. Скажем, широко известные легенды о призвании варягов, которых как бы призвала северная Русь, а Олег явился с младенцем Игорем предъявлять права на Киев, хотя поляне никаких варягов к себе не приглашали и единого государства с Приладожьем до той поры никогда не составляли – пример такого вот самоваро-паровозо-вертолета, в который свято верит уже не одно поколение ученых и публики.

Вот ведь парадокс – ерунду вроде застежек или глиняной посуды можно откопать, описать, классифицировать с точностью до нескольких десятилетий, а такие основополагающие вещи, как происхождение династии или общественная структура, остаются в области догадок. Впрочем, и битые горшки в истории не ерунда – по ним отслеживают движение племен и происхождение целых народов.
Если пытаться описывать не единичные события, а устройство жизни в целом, то попытки выстроить одну верную модель заведомо обречены. Сама действительность Древней Руси и предшествующих ей славянских (и не только) племен – от моря и до моря, на протяжении чуть ли не в тысячу лет – была неоднозначна и многообразна. Для конкретизации же не хватает фактов, да и те, что имеются, нипочем не желают ложиться в общую схему. Всегда что-нибудь да выпадает, а из этого конструктора «лишнюю» деталь, как слово из песни, не выкинешь. Так что и академики, и энтузиасты-любители обречены вечно рыться в куче перепутанных деталей, пытаясь выстроить нечто, жизнеспособное хотя бы теоретически.
(конец цитаты)

Кстати, статья об имеющихся фактах насчет славянского шаманизма у меня тоже есть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2009 г. 11:44
Очень интересно :-) А ссылку на славянский шаманизм можно посмотреть?


Ссылка на сообщение18 сентября 2009 г. 12:41
Моя статья вот здесь. Поскольку это послесловие к роману, то освещены в основном те аспекты проблемы, которые в нем отражены. В конце указана пара источников, которые рассматривают именно славянский шаманизм, но вообще я читала и другие.

http://zaveta.ru/statiy/shamanizm.html
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2009 г. 14:28
спасибо :-)


⇑ Наверх