Филологическое из


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AKZolotko» > Филологическое (из мемуаров)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Филологическое (из мемуаров)

Статья написана 25 июля 2017 г. 00:14

Мне, конечно же, стоило в тот раз промолчать. Студенты, по идее, вообще должны молчать на лекциях до тех пор, пока преподавателю не придет в голову что-нибудь спросить у аудитории. Дже в этом случае не факт, что стоит отвечать добровольно. Вот если преподаватель укажет на студента и назовет его фамилию… хотя и тут возможны варианты.

С другой стороны, наш лектор сам был виноват. Когда ты, доцент и вообще уважаемый преподаватель филфака, сообщаешь студентам, что они все лентяи и бездари – мягко так сообщаешь, без нажима, констатируешь так… с легкой усталостью – и что все равно вы, студенты, не прочитаете к сессии всех заданных текстов, так что, я уж вам перескажу сюжет… — ты, доцент, рискуешь нарваться на меня.

Ибо я повесть Бориса Лавренева «Вьюга» читал, она мне нравилась, сюжет я помнил, а доцент (пусть фамилия его будет Хуторов) сюжета в своей памяти вовсе даже и не сохранил. И нес околесицу по поводу неплохой, в общем, повести советского писателя.

Вот тут я, не смотря на то, что лучше было бы промолчать, поймал в лекции паузу и поднял руку. Получив разрешение, вежливо встал и сказал приблизительно следующее:

-Извините, но почему Вы назвали нас всех бездельниками, которые повесть не прочитают? Я, например – прочитал. И хорошо помню, что сюжет там очень сильно отличается от того, что Вы нам сейчас рассказываете. Вот, к примеру…

-Спасибо, — сказал Хуторов. – Садитесь.

И перешел к другому произведению советской литературы первой половины двадцатого века, курс по которой, нам, собственно, в этом семестре и читал.

Такие дела.

Девочки из группы меня потом даже и не ругали. Это была не первая выходка подобного рода, но обычно преподаватели относились к такому вполне нормально, даже поощряя иногда говорливого студента, а я, обычно, все же был немного мягче, чем в случае с Хуторовым. А доцент был тихим и незлобливым человеком, никогда не повышал голос, на экзаменах вроде не валил…

Но память у него, как оказалось, была неплохая.

А еще перед самой сессией взял и заболел наш профессор, читавший нам курс истории литературной критики. Вся группа ужасно боялась сдавать ему этот темный предмет, а тут так все сложилось, девочки бросились в деканат, пожаловались, что нам, вечерникам, никак нельзя затягивать сессию до выздоровления профессора и попросили замену. Того самого Хуторова, рассудив, что он и человек милый, и на чужой теме валить не станет.

На том и порешили.

Обычно я отодвигал перед экзаменом группу в сторону и шел сдавать первым. Логика была простая – чтобы никто не успел экзаменатору испортить настроение. Или выставить слишком уж высокую планку знания предмета. Я заходил в первой пятерке, тянул билет, потом первым шел отвечать. И система работала.

Достался мне билет с вопросом, который обычно все студенты успевают подготовить к экзамену. Краткий обзор. В данном случае – краткий обзор истории литературной критики.

Посидев минут тридцать, я пошел сдавать.

В принципе, все не так сложно. Нужно помнить имена и периоды. Знать, кто у греков что-то писал о литературе, кто в средние века занимался этими вопросами, а кто в эпоху Возрождения рассказывал людям про то, что именно понаписывали борзописцы в своих поэмах-драмах-романах… Ничего особо сложно.

Казалось бы…

Я отвечал первый вопрос ровно час. Стоило упомянуть чье-нибудь имя, как тут же следовали уточняющие вопросы – что именно, когда и в какой работе названный господин писал о литературе. Франциск Ассизский? Ну-ка, ну-ка? В какой работе? О чем именно он там писал?

Шестьдесят минут. Девочки из группы даже готовиться к ответам перестали, в ужасе смотрели и слушали происходящее. Они ясно представляли себе, что вот сейчас, после того, как меня вынесут, придет их очередь, и озверевший от крови доцент примется рвать горло им.

-Кто развил эти идеи? — ласково спросил Хуторов.

-Гегель, — ответил я.

Вот до сих пор для меня загадка – откуда у меня бралось в голове то, что я отвечал доценту. Нет, я даже как-то готовился к экзамену, но не на столько, чтобы вот так лихо выдавать явки-пароли-легенды теоретиков литературы.

-В какой именно работе Гегель пишет об этих проблемах? – поинтересовался Хуторов.

-А все, — сказал я. – Гегель – это уже не в этом курсе. Он не в истории литературной критики, он просто в литературной критике, а этого мы еще не учили.

Хуторов замер. Увлекшись допросом, он проскочил тот момент, когда меня можно было завалить на «двойку». Более того, я полностью закончил первый вопрос, ответил на все дополнительные, и даже если теперь я полностью завалю второй вопрос билета, то все равно оценка должна быть положительной.

-Достаточно, — сказал Хуторов. – Идите. Четыре.

У меня мелькнула мысль напомнить, что по правилам приличного общества, если преподаватель прекращает опрос преждевременно, то обязан поставить «отлично», но я решил не настаивать. Ну его. Тем более что впереди была еще вся сессия с родным экзаменом Хуторова. Нужно было поберечь силы.

На том экзамене я снова отвечал первым, на этот раз ответ на первый вопрос занял сорок пять минут, после чего последовала снова «четверка». И мы расстались.

Но в следующем семестре оказалось, что Хуторов читает нам курс анализа литературного произведения. И отношения ко мне у него не изменилось. Он отправил меня с зачета. С недифференцированного зачета, отказавшись даже слушать. Оказалось, что я должен был не просто знать и воспроизводить вслух какую-то работу, но предъявить ее конспект, и анализ литературного произведения осуществить не устно, на глазах у изумленной публики, а представить в письменном виде.

И вот тут я обиделся.

Понятное дело, что меня просто хотели наказать. И понятно, что поделать тут я ничего не мог – он был в своем праве. Но ведь стерпеть такое мне, пятикурснику, единственному парню в группе, вообще умнице и талантищу…

Собственно, что от меня было нужно? Предоставить конспект одного учебника. Ерунда. Писать, естественно, конспект я не стал, взял тетрадь у одногрупницы, сменил обложку на свою. Но еще нужно было предоставить анализ любого литературного произведения современной советской литературы в письменном виде.

И вот тут были варианты специфической филологической мести.

Я придумал роман. Вот так вот просто взял и придумал сюжет о советском разведчике, который попал в гестапо, но все равно смог обыграть врага. Умер, но соратников спас. Сюжет, кстати, неплохой, но дело не в этом. Я придумал сюжет и проанализировал его в письменном виде. Затем я придумал автора, издательство и выходные данные.

И сдал все это, аккуратно оформленное, преподавателю, специалисту по современной советской литературе. Риск, конечно, был, но зачет этот специалист мне поставил, даже не заподозрив подвоха.

Историю я потом рассказал своему научному руководителю, а что он сделал с ней потом – я не знаю. Мне показалось, что коллеги недолюбливали Хуторова.

После этого мои пути пересеклись с доцентом еще дважды.

Каким-то недобрым чудом он оказался моим оппонентом на защите диплома, наваял в рецензии много чего нехорошего, и мне в автореферате пришлось его макать в дерьмо, поймав на незнании темы (я писал дипломную работу «Жанровая специфика творчества Аркадия и Бориса Стругацких»), разве что без мата, но весьма и весьма недвусмысленно намекал, что лучше бы он не лез не в свое дело.

Комиссия порадовалась, поставила мне «отлично», но судьба решила вознаградить меня за все муки в общении с Хуторовым через три года. Я работал литературным редактором в местной детской газете, когда туда пришел доцент Хуторов. И не просто пришел, а принес свои стихи для детей. Стилизацию, как я понял, под Маршака.

Наш главный редактор тоже учился в свое время у Хуторова, поэтому по-свойски пообещал тому публикацию. Я не запомнил всех стихов, предоставленных доцентов. Отрывки из двух, зато, остались в моей памяти, боюсь? навсегда.

Не попали лодыри на урок

А попали лодыри на каток.

Но катались лодыри, знать, не зря,

Стали чемпионами лодыря…

…И деньгу высокую кинув в рост,

Всем родным с соседями «втёрли» нос.

И на тему «Почтальона»:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

Я, дружище, Дед Мороз,

Я коня тебе принес…

Ты, бомжина, старый вор,

ну-ка сваливай во двор,

а не то затубаню

в райментовку позвоню,

а как скиснешь, рекетир,

таки сам спущу в сортир…

и растаял Дед Мороз

от обиды горьких слез.

К моей чести, я сдержался, не стал ржать в лицо и читать мораль на тему, уважаемый автор, вынужден Вас огорчить. Я с выражением продекламировал Главному тексты, тот вздохнул, и вопрос был закрыт.

Странные выкрутасы любит делать жизнь. Чего только в ней не происходит.





245
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 16:34

цитата AKZolotko

У меня мелькнула мысль напомнить, что по правилам приличного общества, если преподаватель прекращает опрос преждевременно, то обязан поставить «отлично»,

Мысль ошибочная. Можно преждевременно и двойку поставить, буквально за первую минуту ответа 8-)
Славная история про то, насколько порочна практика устных ответов, из-за чего лично я предпочитаю письменные работы. Зафиксированный на бумаге ответ на вопрос 3го уровня сложности вчистую отбивает охоту оспаривать выставленную оценку, которая, если оценка положительная, всегда завышена.
Встречный вопрос возник. А как бы вы на месте доцента себя вели? В подобной ситуации здесь и сейчас? Насколько я читаю в ваших блогах, вы молодежь так чтобы сильно любите, так нет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 17:00
Про молодежь Вы меня подкосили просто. Это-ж из каких моих постов следует этот кошмар? Далее по ответам на билет. Преподаватель может прекратить опрос, сообщив, что все плохо, двойка, идите. Если же он останавливает ответ (выслушав без замечаний ответ на первый вопрос билета) и предлагает на второй вопрос просто не отвечать. И ставит при этом четыре, то я имею право обидеться. Нет?
На месте доцента я бы не хамил и не оскорблял группу студентов, это первое. Попавшись на склерозе или ошибке — извинился бы и поблагодарил. Будучи студентов я неоднократно общался с преподавателями на лекциях, споря, указывая на ошибки. Но случай с тем доцентом был единственным. Я преподавал в школе, потом работал с подростками. И ни разу у меня не было с ним конфликта на почве высокомерия или желания унизить по возрастному признаку. Это Вы меня с кем-то спутали. Если кто-то из молодых будет вести себя нагло, глупо и неприлично, то, конечно, огребет от меня. Как, впрочем, заслуженный старец или мэтр.
 


Ссылка на сообщение9 августа 2017 г. 21:25

цитата AKZolotko

ставит при этом четыре, то я имею право обидеться. Нет?

Нет, не имеете. Четверка означает полное изучение вопроса в рамках программы. Т.е., де-факто, четверка это и есть высшая оценка для учащегося в случае изучения учебника и всех сопутствующих материалов наизусть (таки да, целиком и полностью, от корки до корки, от зубов и это только четыре).
Пятерка ставится только за знания, умения, навыки, превосходящие требуемые по программе. При том, не отдельные сведения, не включенные в рамки учебника из-за краткости последнего, а именно принципиально более высокий уровень мышления в рамках заданного вопроса.
Древняя совковая традиция выдавать степуху за средний балл «4», извратила восприятие оценок, растянув 4 до 3, а 5 до 4-. Кто бы мог подумать, что стипендия это причина, по которой множество отличников-краснодипломников «внезапно» оказывались и оказываются профнепригодными после выпуска. В советском и постсоветском высшем образовании «отлично» это не оценка, это мещанская манечка. (Ну, и да, я краснодипломник, лучший студент курса, староста 3х научных кружков, 23 грамоты на момент окончания, диплом первому лично из рук ректора с предложением работы в ВУЗе и тому подобное. На себя примеряю.)

П.С.

цитата AKZolotko

Это-ж из каких моих постов следует этот кошмар?

Да вот хотя-бы из обсуждения в этом посте http://fantlab.ru/blogarticle...
Не укажите, для моего саморазвития, где и как именно Леся Яровая повела себя

цитата AKZolotko

нагло, глупо и неприлично
?
Как по-вашему, если вы принесете ей на редакцию детские стихи...?
 


Ссылка на сообщение10 августа 2017 г. 00:40
Это Вы Лесю называете молодежью? У нас с Вами разное восприятие молодежи. Это первое. И Вы полностью уверены, что «нагло, глупо и неприлично» отражено в том посту? Как бы это Вам помягче сформулировать... я бы не пытался на Вашем месте выносить суждения вне пределов своей информированности. Будете выглядеть значительно... э-э... лучше. Что касается оценок в ВУЗе — даже спорить не стану. Вы так внушительно все изложили. Вы всегда такой значимый, или это для меня сделали исключение?
И как-то у Вас с логикой все путано... Вы, кстати, полностью уверены, что «детские стихи» — синоним «стихов для детей»? Как-то коряво сформулировано, как для отличника, пожимаста руки у ректора и обладателя 23 грамот.
 


Ссылка на сообщение15 августа 2017 г. 22:51

цитата AKZolotko

Вы всегда такой значимый

Noblesse oblige

цитата AKZolotko

И Вы полностью уверены, что «нагло, глупо и неприлично» отражено в том посту?

Так как я подписан только на вашу колонку, то не имею возможности узнать, что осталось за кадром. Насколько можно судить из вышеобозначенной колонки, вы взялись критиковать рассказы молодых авторов из некоего мало кому интересного сборника, который носил явно вторичный характер, притом именно с целью продемонстрировать огрехи и неумелость авторов. Возможно, я был недостаточно внимателен, но я не припомню в этих разборах фраз сродни «автору удалось показать...», «автор удивительно точно изобразил...», «меня удивило, как удачно автор...» и т.д.
Насколько авторы молоды относительно вас и за что вы их размазывали — дело исключительно ваше. Но когда вы через десяток постов начинаете жаловаться, что вас по юности не оценили и вы так вот аж совсем отомстили... Это вызывает бурные и продолжительные аплодисменты.
 


Ссылка на сообщение16 августа 2017 г. 00:21
Господи, ну кто же Вас так обидел-то в жизни? Столько эмоций по совершенно недоступному моему пониманию поводу. Рассказы плохи не потому, что их написали молодые. Рассказы плохи, потому что их плохо написали. И всех делов. И нет никаких комплексов, крове тех, что демонстрируете Вы. Хотите об этом поговорить — напишите мне в личку. А то мне несколько неудобно участвовать в подобном диалоге при ни в чем не повинных свидетелях. Лучше бы вообще его прекратить, но если Вам нужно с кем-то пообщаться...


⇑ Наверх