В ожидании пришествия Града


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «квинлин» > В ожидании пришествия Града Священного, или в чём в фантастике отличие интеллектуалов от интеллигентов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В ожидании пришествия Града Священного, или в чём в фантастике отличие интеллектуалов от интеллигентов

Статья написана 21 сентября 2009 г. 22:28

     «Ещё менее понятен для нас реализм как изображение лишь наиболее низменных стороной человеческого существования, потому что писатель, добровольно суживающий таким образом круг своих наблюдений, с нашей точки зрения, вовсе не будет реалистом. В действительной жизни наряду с самыми низменными инстинктами уживаются самые высокие проявления человеческой природы...Рядом с вырождением идёт возрождение...Вследствие этого художник, останавливающийся лишь на низменном и вырождающемся...такой художник вовсе не понимает жизни какой она есть, во всей её целости. Он знаком только с одной её стороной, и притом далеко не самой интересной»

                                                                                                                                                П. Кропоткин

   «И на Западе гуманизм исчерпал себя, изжил себя, пришёл к кризису, из которого мучительно ищет выхода западное человечество...»

                                                                                                      Н. Бердяев

      Появление «Слуг Тёмного Властелина», а после и «Воина кровавых времён» Скотта Бэккера можно считать явлением в фантастике зарубежной, явлением, одновременно неожиданным  — и вполне закономерным. За веком богов следует век героев, а за ним настанет и век людей. Эпическая литература пережила сперва появление богов — романский эпос о богах-асах, затем (применительно к эпическому фэнтези) увидела рождение века героев, героев, объединённых в Братство Кольца гением Толкина, а затем — пришествие людей, придуманных Джорджем Мартином в «Песне льда и огня». Куда идти, куда же дальше стопы направить? Но, оказывается, за веком людей настаётт время машин, торжество разума над человечностью, цивилизации над культурой, Логоса над Эросом. Его ждали — и он не мог не придти, так же, как не может не загореться дом, о поджоге которого судачат много дней кряду.

      «Чёрный отряд» породил «Малазан», «Малазан» породил «Слуг тёмного властелина», начало цикла, которое можно назвать вершиной эпического тёмного фэнтези — или одной из вершин фэнтези вообще.  Во всяком случае, данный цикл почитается за таковой. И этому есть множество причин.

       Во-первых, атмосфера мира. Не романтическая атмосфера, не та атмосфера, которая даёт надежду на свет в конце сюжетного тоннеля. Холодная атмосфера, невероятно холодная — и грязная. Грязи здесь хватает, ох как хватает, той грязи, которая сопутствует войнам, катаклизмам и вообще — человеческому обществу. Без грязи никак. Не может быть монеты без обратной стороны, инь без янь и так далее.  Но  многих (особенно поклонников жанра «тёмного фэнтези») это как раз и привлекает. Эта атмосфера кажется наиболее близкой к реалиям нашей жизни, более близкой, нежели свет, романтика и тепло. Кажется...Запомните это слово.

       Вторая причина — проработка мира. О ней, как минимум, говорит объёмный глоссарий, множество народов, населяющих мир, созданный Скоттом Бэккером, история этого мира. Да, она захватывает — в том числе и потому, что перипетиями своими похожа на историю реальную. Поход Святого воинства внешне практически ничем не отличается от Крестового похода в Святую землю. Присутствует и Священный город — Шайме (Ершалаим, Иерусалим), и своя «Византия», и свои сарацины, и свои «кочевники», и свои сволочи, и свои «тайные правительства», «тайные заговоры», «тайные общества».

     Третья причина – непредсказуемость сюжета, конечно, в определённых рамках: общую канву похода на Шайме человек, знакомый с историей Первого Крестового похода, знает. А потому внешняя сторона сюжета ему будет относительно скучная. Внутренняя сторона сюжета – жизни персонажей, «героев», перипетии, хитросплетения судеб, тоже подарит уйму сюрпризов. Правда, обе стороны этого сюжета покажутся многим лишёнными динамики, во всяком случае, такое наблюдается в первых двух книгах трилогии.

        Четвёр тая причина – идея…

        Идея? Смысл, несомый книгой…Эта четвёртая причина станет и первой причиной неуспеха среди многих читателей, ищущих в литературе Сверхидеи, того, что именуется Смыслом и сотней прочих имён.

         Много чего интересного поведают в монологах и диалогах «герои», особенно – Келлхус, по-моему, один из любимейших персонажей автора. Много из того, что ныне именуется «имеющим смысловую составляющую текстом». Некоторые читатели также упоминают и о том, что в книгу вложен гностические мотивы. К сожалению, я не специалист в гностике. При упоминании этого слова приходят на ум офиты (почитавшие Змея за доброе начало, верившие, что мир сотворил демиург, ремесленник, которого осуждали), египетские гностики (для них Бог – это дух, который выделяет эманации, которые попадают в материю, которой, в общем, но после «получения» эманаций материя начинает существовать и препятствовать духу вернуться к источнику, из чего следовал призыв к борьбе с материей), антиохийские гностики (материя- это плохо, дух –это хорошо), после которых появились манихеи (которые затем стали известны как альбигойцы, катары, патарены и т.д.). Сперва думается: «Ребята, а где это, а? Где это Бэккер расписал такое? Кажите!». А потом, во вторую очередь, приходит на ум другое. Да, гностицизм тут есть…Есть…Основа его есть…

            Пустота и холод есть, порождённые Разумом и подчинённые ему. Разум — холоден. Келлхус, самый «разумный» персонаж книги, плоть от плоти и кровь от крови этого холода, этого Гнозиса. Он во многом лишён эмоций, он чужд их, они для него – оружие, даже орудие управления людьми. Автор оттеняет Келлхуса другим персонажем, тем самым сновидцем, видящим сны Сесватхи. Этот, кажется, и вовсе – сплошные нервы и рефлексия, постоянная, узкая рефлексия. Посередине стоят Найюр с Икуреем, для которых слова «разумное, доброе, вечное» — когда-то, где-то слышанные глупости, не более. Внешне – о, они очень интересны, те, кого прежде назвали бы мерзавцами, тщеславными пройдохами, истериками (применительно к нашему сновидцу) и ещё тысячью «ласковых слов». Внешне…Кажутся интересными…Снова- кажутся…

    Пусты они внутренне. Те, кто видит в этом реализм —  прочтите эпиграф к этой заметке, первый эпиграф, вы поймёте, что я думаю о таком реализме. Может быть, именно поэтому я никогда не буду перечитывать эти книги, может быть, именно поэтому у меня не вызывал интерес этот мир и его история. Книга холодна до необычайности, а её персонажи не кажутся мне достойными сопереживания, столь ценимого мною в литературе. Сравнивая с Толкиным, Бэккера именуют превзошедшем Профессора в мастерстве мироописательства и миротворчества. Мне это кажется неправильным: хорошо следить за миром, когда сопереживаешь его обитателям…Но читая эту книгу, мне как-то оно было всё равно, кого и сколько убьют, как убьют, где убьют…Персонажи-функции, которых хотели лишить «георичности» — но лишили человечности. Отчего так? Прочтите второй эпиграф к этой заметке, вы поймёте, отчего: среда, в которой творит Бэккер, теряет идеалы духа и духовности, человечности. Бытие определяет сознание – и потому рождаются в книге Бэккера не герои, а персонажи…

     Оттого совершенно иные очертания принимают и местные народы черты их реальных прототипов…Принимают черты – но не становятся народами. Местные «византийцы»- это не византийцы, а взгляд европейцев на византийцев, местные «варвары» — взгляд европейцев на степняков-кочевников (который европейцы во многом переносили и на русских). Бэккер талантлив в этнографии – но талантлив в рамках западного взгляда, пристрастного, во многом…не чванливого, но зачастую не способного понять суть народа, его культуру, его инаковость, душу его.

     Душа – вот самая большая проблема книги. Душа здесь подменяется …Разумом, подменяется, но книга без души не может жить. Герои же здесь бездушны, прообразами их взяты себялюбцы, манипуляторы прочая «честная» компания. Разумом трудно понять, отчего человек идёт на подвиг, отчего человек готов отдать жизнь. Запад становится слишком разумен, и оттого всё отдаляется от души, от духовности. Разумом трудно осознать, невероятно трудно понять смысл жизни, смысл бытия и творчества. Ну не объяснить формулами любовь, точно так же трудно теорему геометрическую описать чувствами без конкретных чисел, терминов и прочего. Вот отчего и здесь Смысл кажется ускользающим — но, по моему мнению, Смысл здесь подменяется мыслями, рассуждениями. Творчество должно давать людям идеалы, должно давать смысл бытия, должно зажигать людей – здесь же оно оставляет лишь холод. И, что самое главное, оно должно помогать людям жить. Жить – а не существовать. Только благодаря разуму, без души, жить нельзя и невозможно, возможно только существовать.

      Интеллигенция, та русская интеллигенция, которая сотворила бессмертную русскую литературу, постигающую глубины человеческой души, ищущие пути развития и духовного очищения человека, это понимала. Западные интеллектуалы, ищущие факты вместо понимания и цифры вместо сочувствия, этого сделать не могут. Они оставляют холод. Оболочку. Людей там нету, в этой оболочке, то, без чего не важны ни мир, ни сюжет, ни остальное, пусть трижды, четырежды вычищенное до блеска.

     Толкин в фэнтези такое дал: символ, душу он вдохнул в Средиземье. Спросите у поклонников Толкина – что чувствуют они, когда услышат имя Феанора? О мятежном духе. Духе. А не разуме.  Дэниэл Киз нащупал сердце в герое «Цветов для Элджернона», был близок к тому, чтобы копнуть глубины сути человеческой, но от Разума он не смог окончательно отделаться. Помните последние строки романа? О чём просил герой этого замечательного произведения? Помните? Щемило сердце при чтении этих строк, ведь так?

    А что останется после чтения Бэккера? Сюжет, хитросплетения мира…А души…Вот только души не остаётся....Только холод, пришедший задолго до Бэккера…





119
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 сентября 2009 г. 23:21
Спасибо, отличная статья! Под многими фразами хочется поставить ППКС, а эпиграфы вообще замечательные. Особенно первый.
Никогда не понимала, почему смакование грязных сторон жизни гордо именуется реализмом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2009 г. 23:23
Это романтизм, только с иным знаком, но не реализм, я в этом солидарен с Кропоткиным. Вообще, советую почитать его заметки о литературе, порою невероятно интересные вещи пишет.
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2009 г. 23:47

цитата квинлин

Вообще, советую почитать его заметки о литературе, порою невероятно интересные вещи пишет.
А тексты Кропоткина в сети есть?
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2009 г. 13:40
А вот чёрт его знает, есть или нет, я в «Антологии мысли» Кропоткина давным-давно приобрёл.
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2009 г. 23:31
И очень, очень рад столь лестной оценке этих заметок8-)


Ссылка на сообщение22 сентября 2009 г. 00:39
Безмерно радует, что в литературе после Кнута Гамсуна и Варлама Шаламова (хотя первый — больше в жизни, чем в творчестве) ещё остались люди, способные очистить кости человечества от плесени человечности.
И ни одно сокровище, быть может, минуя внуков к правнукам уйдёт. (c)

А рецензия неплохая, да — ожидал много меньшего.
Я с ней категорически несогласен, практически всё, что выводится как ценность — мне омерзительно, но аналогии хороши и хороши, несмотря на излишек пафоса, некоторые формулировки.
Ещё бы эти трюизмы о духовности, с восемнадцатого века скрипящие на зубах — поумерить да заузить, а то местами хочется не рыдать, а хохотать.
Но вообще — добротненько.

Это нормально. Всегда будут ждущие Г(г)рада и всегда будут взыскующие его.

Другое дело, что удобно выть о Бездуховном Западе сидя по горлышко в дерьме.
Считайте, что я о литературе.


Ссылка на сообщение22 сентября 2009 г. 00:43
Да, полагаю, вам понравятся исторические романы Алексея Иванова — с такими-то предпочтениями.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2009 г. 02:04
Велмиколепная статья и, конечно, эпиграфы обалденные.:cool!:
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2009 г. 13:35
Я говорил о победе Разума на Западе, но никак не о бездуховности.
Естественно, что ценности омерзительны — ибо они принадлежат к христианской культуре. Хотя как может быть омерзительна культура, в которой человек вырос — это уже повод задуматься. Ну а по уши в дерьме сидеть — потому и сидим, что любим проблемы констатировать, но отнюдь не решать их. Человечность делает человеком, без человечности будет машина. Вас, может, это радует, меня — нет. Идея стать компьютером вместо человека омерзительна уже мне. Тем более...Приведённые вами цитата была высказана человеком, он только так может быть горяч, строг и предосудителен к окружающим8-) Только человек будет так страстно желать изсчезновения человечности. Но...я хотел бы спросить у автора той цитаты. к сожалению, это нвозможно: а он сам прбовал попасть в круг существ, лишённых человечности? Пусть он сам почувствует, попробует то, к чему призывает, а уж потом предлагает насаждать. Уверен, он будет далеко не так уверен в своём призыве, истинно западническом.
А уж то, что у них там, на Западе, усё так хорошо в бытовом плане — это ещё не fantastish. Не помню, Некрасов или Тургенев, описали быт одного интеллигента, актёра бывшего,если не ошибаюсь, приехавшего в деревеньку, к родичам. С утра — завтрак, потом- прогулочка по лесу, потом обед, плотненький таой, потом — сон, дрёма в мезонине. на солнышке. И вроде всё хорошо, всё отлично даже, устроено всё, бытовО так...А мыслишки-то, мыслишки:«Тук, тук, тук, а не застрелиться бы мне?».
Пафос...
О, ещё древние греки говорили, что должны быть в речи пифос, логос и пафос, без них текст будет выхолощен;-).
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2009 г. 23:08
Цитата — только Мандельштам, обрамлённый курсивом.
То, что вы приняли за таковую — не цитата — это моя собственная фраза, облекающая мои собственные мысли.

цитата

Человечность делает человеком, без человечности будет машина. Вас, может, это радует, меня — нет. Идея стать компьютером вместо человека омерзительна уже мне

Dedem das seine.
Омерзение, в конце концов, это форма различия вкусов.
Что до отвращения человека к родной культуре — тут, как раз, всё довольно просто и весьма наглядно, история примеры сыпала горстями: практически все большевистские иерархи — от Дзержинского до Ленина (вплоть до совсем хрестматийного грузинского семинариста) были взращены культурой, христианской до корней.
Это не единственный, конечно, пример среды пестовавшей собственных палачей — но один из самых яркий.
Впрочем, с течением времени, будут и ярче.


Ссылка на сообщение22 сентября 2009 г. 12:33
Статья понравилась. Правда действительно пафоса много, но хорошо написано. Эпиграфы в тему и хорошо подобраны.:cool!:


Ссылка на сообщение3 октября 2009 г. 00:49
Позволю не просто не согласится, а оспорить все основные тезисы рецензии, начиная с финала и от него к началу.

цитата квинлин

Толкин в фэнтези такое дал: символ, душу он вдохнул в Средиземье. Спросите у поклонников Толкина — что чувствуют они, когда услышат имя Феанора? О мятежном духе. Духе. А не разуме.

Спросите у читателей «ВК», кто такой Феанор и не ответят они ничего, ибо не в курсе. Феанор — он для читателей «Сильмариллиона». А какая в «Сильме» душа? Это легенды, и как все легенды — грандиозен, масштабен, но совершенно бездушен, если рассматривать его в целом, а не отдельные фрагменты.

цитата квинлин

Дэниэл Киз нащупал сердце в герое «Цветов для Элджернона», был близок к тому, чтобы копнуть глубины сути человеческой, но от Разума он не смог окончательно отделаться. Помните последние строки романа? О чём просил герой этого замечательного произведения? Помните? Щемило сердце при чтении этих строк, ведь так?

И также щемит сердце от рассказа Теда Чана «Понимание», герой которого бездушен, но его разум совершенствуется до абсолюта. Умение затронуть струны в сердце читателя оно не связано с темой книги, не имеет значения о душе произведение или о разуме — мастер всегда это сможет сделать.

Но вернемся к Бэккеру, ведь кажется, что речь-то идёт о нём и его трилогии. Кажется... — ключевое слово рецензии верно и здесь. Не о нем речь в рецензии, не о «Князе Пустоты», а о восприятии книг автором рецензии. И именно это мешает автору рецензии объективно оценивать цикл. Проблема в двух тезисах:
1. Российское понимание «духовности» — это хорошо.
2. На западе всё бездуховное
Но оба утверждения, как минимум спорны. Это вера автора рецензии, и как любая другая вера спорить с ней бесполезно. Однако можно указать на факты.

Факт 1. Тезисы автора рецензии верны только для него, хотя подаются, как очевидные вещи:

цитата квинлин

книга без души не может жить

цитата квинлин

Творчество должно давать людям идеалы, должно давать смысл бытия, должно зажигать людей

цитата квинлин

И, что самое главное, оно должно помогать людям жить

цитата квинлин

Только благодаря разуму, без души, жить нельзя и невозможно, возможно только существовать.


Факт 2.

цитата квинлин

рождаются в книге Бэккера не герои, а персонажи

А что, вы никогда не встречали настоящих манипуляторов? Не видели, как мастер НЛП занимается тем же, чем Келлхус, только на более низком уровне. Не встречали терзающихся внутренней болью женщин? Не видели, как мечтают и стремяться к мести прообразы Найюра? Такие люди вокруг нас. Они есть и были всегда, и Бэккер сделал только одно — он именно их сделал главными героями, а не стал акцентировать внимание на положительных персонажах.

Факт 3. Сопереживание
Я не знаю, как автор рецензии читал «Падение», если он никому не сопереживал. Да, сопереживать Келлхусу или Икурею Конфасу невозможно. Но они специально выведены такими личностями. Но как можно не сопереживать Акхеймиону, как можно не сочувствовать Найюру на его жутком пути?

Мир и персонажи
А это вообще отдельный разговор. Бэккер сумел создать мир равный Толкиновскому по проработке, причем глоссарий, как и Толкина не важен. Кто читал внимательно, тот всё видел в тексте, кроме деталей, которые не так уж и важны. Но в отличии от Толкина Бэккеру на собственно мир в тексте трилогии наплевать. Он вообще не миростроительством занимался. Он исследовал людей, управление людьми и то, как люди воспринимают мир.
Икурей, который обманывает себя и этим способом достигает желаемого с одной стороны, и Келлхус, который ни на секунду не обманывается ничем и тоже достигает желаемого с другой. Между этими полюсами находятся остальные персонажи. И тот самый смысл, в котором автор рецензии отказывает Бэккеру (а точнее его поверхностный уровень), в финальном романе очень и очень чётко показан на примере перерождения отношений Акхеймиона и Келлхуса — всеми нами управляют обстоятельства от рождения и до смерти, всеми нами управляют окружающие, знаем мы и они об этом или нет. И только выйдя за пределы этих отношений мы можем сказать, что мы видим, что на самом деле происходит. Это чистая победа разума над эмоциями — то, чем люди-манипуляторы отличаются от обычных людей, проживающих свою жизнь не задумываясь, что то, что они делают — не их выбор.

Да, мысли Бэккера должны быть неприятны для многих, для кого эти идеи в новинку, особенно если это люди верующие во что-либо (см. людей Бивня Бэккера — а не вы ли это?). Они могут и должны для многих вызывать отторжение. Но хочется верить, что кого-то они заставят задуматься над причинами своей веры. А душа? Вам нравится верить в душу, в чувства? А вы не Кишаурим, случаем? ;-)
Кстати о Кишаурим и Гнозисе. Ведь Бэккер их не просто так противопоставляет. И те и другие близки к Богу. Но первые осознают, а вторые только чувствуют, верят, а потому их возможности только чувствами и ограничены, потому кишаурим и слабее, что они не понимают — их вера слепа, они не стремяться к познанию. А адепты Гнозиса именно познание ставят своей главной целью. И они ближе оказываются в Богу в своих замыслах. Это так... для размышлений...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 октября 2009 г. 17:04
Спасибо)
Тоже очень интересные тезисы;-)
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2009 г. 17:30

цитата Dark Andrew

всеми нами управляют обстоятельства от рождения и до смерти, всеми нами управляют окружающие, знаем мы и они об этом или нет. И только выйдя за пределы этих отношений мы можем сказать, что мы видим, что на самом деле происходит.

Dark Andrew, задам наверное глупый вопрос — а что можно сказать о самих Келлхусе и Моэнгхусе? Ведь они тоже «продукты»(на мой субъективный взгляд) дунианской «системы образования». И во многом мыслят так, как их приучили. Во всяком случае мне так показалось. Я не очень внимательно читал трилогию: может быть там был и ответ.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2009 г. 17:37
Возможно, но мы не знаем деталей их системы, единственно что можно сказать — она даёт тому, кто её прошел на порядок больше степеней свободы, чем есть у обычных людей.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2009 г. 17:48
Согласен. Возможностей у Келлхуса гораздо больше, чем у обычных людей. Но на мой взгляд, это та же «тьма что приходит раньше». Может, по-другому поданная. Повторюсь, поступки например Келлхуса во многом определяются событиями(той же «учебой», поступками Моэнгхуса, Найюра). И что можно сказать о самой дунианской секте? Ведь и она руководствуется правилами, установленными когда-то? И может ли, в таком случае, правило «тьмы...» распространяться на нее? Во всяком случае, я так это понял.
И другой вопрос — почему Келлхус нечеловек? Он лицемер, он умеет вертеть людьми, как хочет. Со стороны он кажется аморальным и т.д. У него, как вы правильно заметили, больше степеней свободы, чем у обычного человека. Он умеет просчитывать будущие(а многие из обычных обитателей Эарвы об этом, как мне показалось, даже не задумываются). Со всем этим я согласен. Но почему нелюдь?
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2009 г. 21:35
Он не «нелюдь». Биологически он человек. Социально — нет.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2009 г. 22:11
На мой взгляд, Келлхус немногим отличается к примеру от Икуреев или глав Багряных Шпилей и Завета. То же манипулирование, то же стремление использовать других ради своих целей. Келлхус, в отличие от них, менее подвержен чувствам, он способен лучше них узнавать что происходит в душе другого человека... но это не делает его менее человеком, чем они. Он(благодаря обучению) стал просто могущественнее, чем те же Икуреи, но в остальном он не хуже и не лучше них.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2009 г. 22:15
Тут есть одно, но очень существенное отличие. Келлхус ведёт себя также, как Икуреи или главы магических школ, т.е. если отстраненно на этом смотреть — то действия те же, но на более профессиональном уровне. А разница — она в сути вопроса. В целях.
Что хотят остальные? Власть над миром и жить хорошо.
Что хочет Келлхус? Предотвратить Армагеддон, уничтожить инхороев, а если кратко — спасти человечество от истребления.

А потому, он всё-таки существенно лучше остальных, действующих также.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2009 г. 22:29

цитата Dark Andrew

спасти человечество от истребления.

Но что мешает Келлхусу при этом захватить власть над миром, прикрываясь статусом потенциального спасителя(а ведь в конце «Падения...»

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

он уже стал аспект-императором
)?
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2009 г. 22:36
А ничего не помешает. Он её и получит. Только это не цель для него, а средство. Ему в общем-то эта власть и не нужна нисколько. Быть царём среди убогих — это неприятно, а именно это он и получил вместе со статусом Аспект-императора.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2009 г. 20:14
Но почему разница в целях Келлхуса и тех же Икуреев делает его нечеловеком?
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2009 г. 20:30
Его нечеловеком делает не это, а полная его асоциальность. Он бог среди людей по своим возможностям, а главное, по восприятию людей.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2009 г. 20:39

цитата Dark Andrew

Он бог среди людей по своим возможностям

то, что Келлхус способен на большее, чем другие, на мой взгляд, не делает его нечеловеком. У него просто более развиты способности благодаря обучению.

цитата Dark Andrew

главное, по восприятию людей.

Возможно, я не совсем понял. Т. е. как на него смотрят другие люди?
В нашей собственной истории многих окружающие считали богами. Но те же фараоны, или Александр Македонский, ни богами, ни нечеловеками не были.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2009 г. 20:58
Не как на него смотрят, а как он на остальных смотри.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2009 г. 21:03
Dark Andrew, можно сказать что Келлхус не чувствует привязанности к другим людям? Он почти беземоционален(таким мне он показался)? Способен ли он измениться под влиянием окружающих?
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2009 г. 21:10
Нет, потому что другие не оказывают на него влияния. Другие люди я имею в виду.


⇑ Наверх