Корабль дураков


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > Корабль дураков (1965)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Корабль дураков (1965)

Статья написана 21 сентября 2017 г. 10:11

Когда мы к счастью поплывём? (Бодлер)

Замечательный роман Кэтри Энн Портер я прочёл давным-давно, лет двадцать назад. Пару раз с удовольствием перечитывал. И как-то даже и не думал, что может существовать экранизация, хотя это прямо напрашивается — ведь я знал про связанную с выходом этой книги шумиху: что Портер писала свой единственный роман больше двадцати лет, публикацию очень ждали, книга сразу же стала бестселлером. Неудивительно, что на этой волне должен был появиться и фильм. Он и появился, три года спустя. А через полвека и я его посмотрел.

Просмотр оставил очень двойственное впечатление. С одной стороны, я понимаю, что фильм отличный, с другой — книга настолько монументальна, что на экран не попало и десятой доли, несмотря на продолжительность в два с половиной часа. В итоге никак не могу составить мнение в отрыве фильма от книги. Что ж, попробую вперемежку.

Итак, немецкое пассажирское судно «Вера» совершает рейс из Мексики в Германию. В книге действие происходит в 1931 году, фильм перенёс события на 1933-й, для более прозрачного намёка на приход к власти нацистов. На борту десятка два пассажиров первого класса разных национальностей и несколько сотен испанцев в «четвёртом» классе — на открытой нижней палубе.

Самый большой минус, не дававший мне покоя весь просмотр — огромные сокращения. Во всём — и в количестве главных героев (а их в романе несколько десятков — и все главные, тщательно прописанные!), и в ходе действия (полностью вырезаны и посадка на корабль и заходы в порты) и даже в тех сюжетных ходах, которые все же показаны, но в куцем виде. Понятно, что для полной экранизации двух часов совершенно недостаточно, нужен сериал, пожалуй, из десяти серий. И сам роман построен таким образом, что без ущерба выкинуть какого-нибудь персонажа или событие совершенно невозможно — все потрясающим образом связано, взаимопереплетено, одно из другого вытекает и попавшие на экран обрывки вызывают только сожаление. Но — другого всё равно нет, надеяться на новую экранизацию не стоит, остаётся искать плюсы.

Последняя роль Вивьен
Последняя роль Вивьен
Condesa и доктор Шуман
Condesa и доктор Шуман
Карлик Глокен
Карлик Глокен

А их немало! Хоть и удивило, что из «суперзвёзд» в фильме лишь Вивьен Ли (и это далеко не лучшая её роль), другие актёры не подкачали. Потрясающая пара, выведенная центральной — испанская графиня и судовой врач, сыгранные незнакомой мне Симоной Синьоре и Оскаром Вернером (Монтаг из ужасной экранизации «451° по Фаренгейту»). Великолепный карлик Глокен (Майкл Данн, номинированный за эту роль на Оскара), взявший на себя обязанности рассказчика, предваряющего и заканчивающего фильм. Дубина Билл, мерзкий Рибер, хитроумный Лювенталь, Дэвид с Дженни — все хороши. Пожалуй, нарекания лишь к капитану — как-то я вовсе не таким его себе представлял; и к Лиззи — вот тут вовсе промашка, она должна быть отвратной визжащей молодящейся старой девой, а нам показывают лицо с рекламной обложки.

Основной упор сделан на возникшие чувства между судовым врачом и депортированной с Кубы графиней. История получилась отличной, несмотря даже на то, что режиссер позволил себе переписать финал, сделав его более театральным. Сорокапятилетние мужчина и женщина, каждый со своей жизнью, каждый чему-то рад в этой жизни, а чем-то недоволен, встречаются на несколько дней и настолько притягиваются друг к другу, что неизбежный разрыв отбрасывает их настолько далеко... Старая драма, показанная много-много раз и всё равно каждый раз новая.

А на фоне этих отношений мельком показана и часть остального клубка, лихо запутывающегося на борту океанского лайнера. Тут и идеи нацизма, привнесенные за обеденный стол; и чувства художников друг к другу, перенесённые на творчество; и горечь по ушедшей молодости; и с нескольких ракурсов (в книге намного больше и подробней!) показанные отношения отцов и детей; и снобизм «аристократии» к низшим классам...

Кино стоит посмотреть и читавшим искомый роман и конечно же, нечитавшим — чтобы заинтересоваться и обязательно прочесть! Я тут неожиданно для себя открыл, что придется кому-то подвинуться, но «Корабль дураков» теперь в моем личном топ-10 книг ХХ века.

И напоследок замечательная финальная фраза Глокена: Так и слышу, как вы говорите: «Какое отношение всё это имеет к нам?!» — никакого!





207
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх