Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 октября 2017 г. 19:09

Кузьма Маркович БубликОвич, или злая ж.па.

Началось все с телефонного звонка. Мы вечером ждали друзей в гости и вот днем один из приглашенных позвонил и спросил: «А вам котика не надо?». Так у нас появился Кузя. Правда, тогда его еще звали Бублик, но во-первых, нам это имя не нравилось, а во-вторых, он сам на него никак не реагировал, а на «Кузю» начал отзываться.

Но сначала он появился у «дяди Марка». Тот по образованию ветеринар (правда, лошадник, но для нас-то, простых граждан, какая разница?!) и доброхотные соседи уже несколько раз подбрасывали ему под дверь в подъезде котят и щенков. Он их выхаживал, если требовалось, и пристраивал. Так у дверей обнаружился и этот рыжий комочек примерно двух месяцев от роду. Марк его покормил, осмотрел, дал витаминку ― и его собственная кошка устроила дикий скандал. Предыдущих временных жильцов она как-то принимала, но этот ее сразу не устроил и моментально огреб по рыжей морде. Марк повздыхал и вынес будущего Бублика на улицу ― не самый логичный поступок, но он почему-то решил, что так будет лучше. И в три часа ночи проснулся от ужасных воплей. Оказалось, что этот рыжий охламон каким-то образом вычислил нужный балкон на третьем этаже (где он днем прятался от разъяренной хозяйки), залез на дерево, уселся на ветку прямо напротив и начал орать. После часа бесполезных увещеваний Марк все же вышел во двор к этому дереву. Горлопан тут же успокоился и слез на руки новому хозяину. И началась битва! Почти две недели Бублик получал затрещины от домоправительницы, но все же сумел за это время откормиться до приличного вида, вылечиться от всяких уличных болячек и начать огрызаться в ответ. А потом Марк понял, что больше и сам не выдержит, и эти звери рано или поздно что-нибудь друг над другом сделают. И позвонил нам.

Первый день
Первый день
Обычная поза
Обычная поза
И весь в таких вот штучках
И весь в таких вот штучках

Бублик безболезненно стал Кузей и вот уже скоро три года является полноценным членом нашей семьи (-каким-каким членом? Главой! — прим.Кузи)

Королевский стол.

Самая больная наша тема. Ибо жрем-с. Безудержно. Последнее время ситуация немного исправилась в лучшую сторону ― закончив ремонт на кухне, мы открыли ее в свободный доступ. Раньше миски стояли в коридоре, дверь на кухню всегда была закрыта и у кота в жизни была только одна цель ― прорваться! Обычная ситуация: ночью жена засиживается за компом, мы с Кузей спокойно смотрим по третьему сну в спальне ― но вот ей понадобилось что-то на кухне (водички попить, без намеков!). Скрипит дверь ― кота сносит с кровати и сшибая углы, просыпаясь на ходу, он мчится на кухню. Вваливается туда с задранным хвостом и ошалелым видом, и падает на пол, потому что еще спит ― но че-то надо! Так что ремонт делался так же и в расчете на котика ― убрали буфет, не позволявший держать многие кухонные принадлежности вне шаловливых лапок и накупили несколько навесных шкафов. Теперь ронять и лазить стало негде, кроме подоконника, но он и так ― полноценная кузина территория, где стоит его лоточек с травкой и где он «смотрит телевизор» (в смысле, на улицу таращится). Разрыв шаблона произошел неожиданно легко ― вернувшись после ремонта в родные пенаты, котик спокойно включил кухню в список своих владений и, кажется, позабыл о прошлых мучениях под дверью. Но жрать продолжаем в любых количествах, и с котеночных времен по-прежнему три раза в день. Как-то поехали с ночёвкой на природу, на полторы суток оставили кота за хозяина. Прикинули количество на пять приёмов пищи, наготовили, наложили. Поставили миски минут за пятнадцать до выхода. Он сожрал ВСЁ! Переложить на человеческие мерки, это, наверное, слопать за раз полную пятилитровую кастрюлю супа. Отойти от мисок после такого подвига Кузя уже не смог и упал рядом. Тем не менее за счет активной беготни вес котика держится в пределах от шести до семи килограммов и при своих размерах жирным он не выглядит.

Теперь это всё моё!
Теперь это всё моё!
Вот это мой размерчик!
Вот это мой размерчик!

Королевское меню давно вызывает восторги и удивление всех наших знакомых. Один из любимейших продуктов нашего котика ― огурец! Каждый день в обязательном порядке, хоть немного ― но вынь да положь! Заполучив кусок, оттащит в сторонку и с урчанием (!) слопает. Также обожает свежий перец, картошку и морковь (и сырую и вареную). Ну, мясо-рыба-птица понятное дело. Основное блюдо для питания, так называемая «меся» — мелко порезанный огурец, отварная куриная грудка и дополнительные ингредиенты, самые разнообразные, там и каши, и другие виды мяса, и овощи. (Одна подруга, увидев, ЧТО мы кладем в миску, попросилась к нам жить).

Кусательно-ласкательное.

Неведомо, что там в детстве у малыша случилось, но с первых дней и до сих пор раз в день (или несколько), обычно по утрам котик приходит "сосаться". В подавляющем числе случаев жертвой становится жена, но частенько достается и мне. Происходит это так — к сидящему залезает на колени, к лежащему подбирается под бочок и начинает сосать одежду. Майку, футболку, пижаму. Я всё лето по дому щеголяю, пардон, в одних трусах — и это для котика трагедия! — но всё же умудряется пососать и их. Просто ухватывает кусок ткани в рот и сосёт, при этом вытягивает лапы, выпускает когти и делает ими хватательные движения. Жмурится и мурчит как трактор. В зависимости от настроения "площадь поражения" бывает огромной — весь живот и грудь. А мокрота пораженного участка — будто вымочил под краном. При этом есть у нашего привереды нелюбимые футболки, которые он сосать категорически отказывается, и тогда очень сердится. То есть начинает мурчать, лезет с явным намерением, но вот — облом! — не та майка! — кот обиженно уходит и тогда через пару минут точно накинется и отомстит.

Это следующая глава из жизни. Тут, скорее всего, и мы дали слабину в самом начале, и опять же, что-то из тяжелого неведомого детства. Очень агрессивный котик. Гладить, брать на руки и прочее ми-ми-ми однозначно карается кусанием и царапанием. Дозволяется подобное очень редко, под настроение, исключительно когда сам подойдет. Но вы посмотрите только на эту морду! Разве можно спокойно пройти мимо, когда она расположится на гладильной доске или диване? Соответственно, руки у нас с женой в царапинах всегда. При этом мстительность просто зашкаливает — если не удастся сразу укусить или тяпнуть лапой обидчика, посмевшего побеспокоить, будет ходить следом и выбирать момент, чтоб наброситься.

Трусливый сторож.

А еще наш котя очень боится гостей. Любых. При этом — меня или жену слышит, как мы поднимаемся, этажа с третьего (живем мы на пятом) и бежит встречать: в сумку нос или все тельцо засунуть святое дело! А вот если мы оба дома и звонит домофон, или того хуже, звонок в дверь — прижавшись к полу и быстро перебирая лапами несется в спальню, самое дальнее помещение от входа и лезет там под тумбочку. Не вылезает ни при каких условиях.

Вот так и живем. Продолжение, как говорится, continued


Статья написана 24 сентября 2017 г. 15:06

Такое вот непутёвое лето получилось — только марсианская трилогия.

«Потрясающе!» — если верить обложке, так сказал Артур Кларк об этих романах. Присоединюсь. Потрясает всё: объём произведения, проработанность и обилие охваченных тем. Ну, и размах фантазии автора.

Колонизация Марса. Сколько книг написано на эту тему ― не счесть! Но Робинсону удалось создать величественное творение, подкупающее своей достоверностью.

Одна из основных особенностей Робинсона ― глубокое проникновение в описываемую проблему. Вот по ходу действия герои столкнулись с непонятным заражением сельхозкультур ― и за несколько абзацев нам описаны вироиды и методы борьбы с ними. Способы добычи полезных ископаемых ― пожалуйста! Системы экономических отношений ― множество! Психотипы людей ― несколько разных теорий. Микрокосмос и теория струн ― довольно доступным языком. Основы терраформирования ― теперь мы знаем, с чем действительно придётся столкнуться нашим далёким потомкам. И в любой мелочи так ― видно, что автор не просто так воткнул в повествование, например, плавание на яхте, а хорошенько разобрался в вопросе, может, почитал соответствующую литературу или проконсультировался у опытного яхтсмена, а может, и сам походил под парусом и теперь от имени персонажа со знанием дела рассказывает о типах корпусов яхт и об особенностях управления ими.

Всю трилогию идёт строительство. Сначала первого поселения, потом городов, а затем экономики, государства и культуры. И основная мысль автора ― что нужно через все препятствия строить сразу новое, лучшее общество. С трудом, пройдя войны и революции, марсианское человечество всё-таки становится таким, как мечталось многим древним утопистам. Всё делается с оглядкой на экологию. Главная властная структура на планете ― природоохранный комитет, дающий запрет на любые действия, если они нанесут вред Марсу. Пределы возможных изменений окружающей среды прописаны в Конституции Марса.

И заканчивается книга идиллической картинкой ― бабушки с внуками на морском пляже. Вот только море и пляж ― на Марсе, внуки ― марсиане во втором-третьем поколении, а бабушкам по двести тридцать лет и это они всё это вокруг построили ― и город, и пляж, и море, и сам воздух.


Статья написана 21 сентября 2017 г. 10:11

Когда мы к счастью поплывём? (Бодлер)

Замечательный роман Кэтри Энн Портер я прочёл давным-давно, лет двадцать назад. Пару раз с удовольствием перечитывал. И как-то даже и не думал, что может существовать экранизация, хотя это прямо напрашивается — ведь я знал про связанную с выходом этой книги шумиху: что Портер писала свой единственный роман больше двадцати лет, публикацию очень ждали, книга сразу же стала бестселлером. Неудивительно, что на этой волне должен был появиться и фильм. Он и появился, три года спустя. А через полвека и я его посмотрел.

Просмотр оставил очень двойственное впечатление. С одной стороны, я понимаю, что фильм отличный, с другой — книга настолько монументальна, что на экран не попало и десятой доли, несмотря на продолжительность в два с половиной часа. В итоге никак не могу составить мнение в отрыве фильма от книги. Что ж, попробую вперемежку.

Итак, немецкое пассажирское судно "Вера" совершает рейс из Мексики в Германию. В книге действие происходит в 1931 году, фильм перенёс события на 1933-й, для более прозрачного намёка на приход к власти нацистов. На борту десятка два пассажиров первого класса разных национальностей и несколько сотен испанцев в "четвёртом" классе — на открытой нижней палубе.

Самый большой минус, не дававший мне покоя весь просмотр — огромные сокращения. Во всём — и в количестве главных героев (а их в романе несколько десятков — и все главные, тщательно прописанные!), и в ходе действия (полностью вырезаны и посадка на корабль и заходы в порты) и даже в тех сюжетных ходах, которые все же показаны, но в куцем виде. Понятно, что для полной экранизации двух часов совершенно недостаточно, нужен сериал, пожалуй, из десяти серий. И сам роман построен таким образом, что без ущерба выкинуть какого-нибудь персонажа или событие совершенно невозможно — все потрясающим образом связано, взаимопереплетено, одно из другого вытекает и попавшие на экран обрывки вызывают только сожаление. Но — другого всё равно нет, надеяться на новую экранизацию не стоит, остаётся искать плюсы.

Последняя роль Вивьен
Последняя роль Вивьен
Condesa и доктор Шуман
Condesa и доктор Шуман
Карлик Глокен
Карлик Глокен

А их немало! Хоть и удивило, что из "суперзвёзд" в фильме лишь Вивьен Ли (и это далеко не лучшая её роль), другие актёры не подкачали. Потрясающая пара, выведенная центральной — испанская графиня и судовой врач, сыгранные незнакомой мне Симоной Синьоре и Оскаром Вернером (Монтаг из ужасной экранизации "451° по Фаренгейту"). Великолепный карлик Глокен (Майкл Данн, номинированный за эту роль на Оскара), взявший на себя обязанности рассказчика, предваряющего и заканчивающего фильм. Дубина Билл, мерзкий Рибер, хитроумный Лювенталь, Дэвид с Дженни — все хороши. Пожалуй, нарекания лишь к капитану — как-то я вовсе не таким его себе представлял; и к Лиззи — вот тут вовсе промашка, она должна быть отвратной визжащей молодящейся старой девой, а нам показывают лицо с рекламной обложки.

Основной упор сделан на возникшие чувства между судовым врачом и депортированной с Кубы графиней. История получилась отличной, несмотря даже на то, что режиссер позволил себе переписать финал, сделав его более театральным. Сорокапятилетние мужчина и женщина, каждый со своей жизнью, каждый чему-то рад в этой жизни, а чем-то недоволен, встречаются на несколько дней и настолько притягиваются друг к другу, что неизбежный разрыв отбрасывает их настолько далеко... Старая драма, показанная много-много раз и всё равно каждый раз новая.

А на фоне этих отношений мельком показана и часть остального клубка, лихо запутывающегося на борту океанского лайнера. Тут и идеи нацизма, привнесенные за обеденный стол; и чувства художников друг к другу, перенесённые на творчество; и горечь по ушедшей молодости; и с нескольких ракурсов (в книге намного больше и подробней!) показанные отношения отцов и детей; и снобизм "аристократии" к низшим классам...

Кино стоит посмотреть и читавшим искомый роман и конечно же, нечитавшим — чтобы заинтересоваться и обязательно прочесть! Я тут неожиданно для себя открыл, что придется кому-то подвинуться, но "Корабль дураков" теперь в моем личном топ-10 книг ХХ века.

И напоследок замечательная финальная фраза Глокена: Так и слышу, как вы говорите: "Какое отношение всё это имеет к нам?!" — никакого!


Статья написана 10 июля 2017 г. 11:01

«Когда человек несправедливо злоупотребляет какой-либо формой власти, все люди несут за это ответственность, поскольку они ― именно те, кто своим молчанием дозволяют и оправдывают такое угнетение.»

Этой цитатой Пьера Эллиота Трюдо начинается канадский фильм «Приказы», и она полностью описывает и содержание, и выводы картины. Скрытый подтекст в том, что Трюдо ― премьер-министр Канады, и в 1970-м году в «Октябрьский кризис» именно он ввёл чрезвычайное положение, повлёкшее массовые аресты, а потому вынесенные в эпиграф слова превращаются в издёвку.

Но по порядку. Как уже понятно, фильм основан на реальных событиях, даже не так ― на рассказах непосредственных участников событий. Итак, неизвестные мне до сего дня факты октября 1970 года. Боевики из «Фонда освобождения Квебека» похищают двоих видных политиков, один из которых ― вице-премьер Канады Пьер Лапорт вскоре найден убитым. В стране вводится «Положение о военных мерах», гражданские права отменены, допускаются обыски и аресты без ордера, длительные задержания без предъявления обвинения. В Квебеке задержаны более 450 человек, большинство через какое-то время (до трёх недель!) без всяких объяснений и извинений отпущены. История нескольких из них и показана в фильме. Подробно и обстоятельно ― как происходил арест (полицейские упорно говорят «задержание»), оформление и содержание в камерах. Никаких жестокостей, тем более пыток нет и в помине, за исключением издевательств охранников над безработным Лавуа. И всё же простая грубость и «обычные» тюремные унижения совершенно невиновных людей выглядят чудовищно.

Фильм замечателен не своей художественной ценностью, ничего особенного в нём нет. Совершенно излишни, на мой взгляд, представления актёров в начале: «Я, такой-то-такой-то, играю в фильме такого-то». Зачем? Для придания документальности? Её нет. Некоторая непонятность, да, прибавилась ― в первый момент неясно, это они про себя, актёров, рассказывают, или уже про своих героев. И как актёры они несостоятельны ― все (немалые!) переживания описываются закадровым текстом, людьми, сидящими за столом с сигаретами в руках (гы-гы, не в тему вспомнился «Настоящий детектив») — а в действии, в декорациях, как-то что-то маловато, картонно. Также излишни забавы режиссера с цветом: обычная жизнь и арест показаны черно-белыми, а тюрьма ― цветной. Опять-таки ― зачем? Если цветом выделяются экстраординарные обстоятельства, так они начались с появления на пороге вооружённых людей, а не в момент входа в камеру. Или так подчёркивается бедность цвета в тюрьме, всё серое? Не понял я.

Нет, фильм замечателен другим ― оставленным впечатлением и мыслями. Тяжёлыми и нерадостными. Когда даже «у них, там» в любой момент может повториться «наш 37-й год» — элементарно, один человек подпишет одну бумажонку и все «простые» люди мгновенно лишаются и так-то небольших своих прав, и к любому совершенно беспричинно могут вломиться в дом и даже без проведения тоже в общем-то фиктивного ритуала «предъявления обвинения» перерыть твои вещи, а тебя самого в наручниках увезти в тюрьму. И чего добилась полиция Квебека этими своими арестами? Только и исключительно удовлетворения своих низменных потребностей в показании людишкам их места и бесправности и в подтверждении собственной власти и безнаказанности. А если перенести увиденное на нашу российскую почву... Жутко становится. У нас даже момент подписания искомой бумажонки о каком-то там чрезвычайном положении давным-давно устранён за ненужностью ― если потребуется вдруг, задним числом объявится любая потребность, но никогда не требуется, людишки давно знают своё место и не вякают. Знание своей бесправности перед человеком в форме вбито глубоко и надёжно, помните, у Кортнева: «Мы привыкли при виде ментов делать руки по швам, вдруг решат покомандовать нами»? И последние слова фильма: «В том, что произошло с нами, нет ничего особенного. Но мы должны понимать, что порой кое-где может появиться гниль. Мы не должны позволить этой болезни распространиться.» к России уже не относятся. Поздно, плохо всё и безнадёжно.


Тэги: кино
Статья написана 30 июня 2017 г. 13:33

Не задался месяц в плане чтения. Две недели отпуска почти впустую — даже в поезде почему-то не читалось. В итоге — только дочитанный "Красный Марс" и начатый "Зеленый Марс"8:-0

  Ким Стэнли Робинсон. Красный Марс.

Итак, колонизация Марса землянами. К сожалению, очень оптимистично указанные автором 20-е года XXI века уже почти на пороге, а сколь нибудь серьёзных шагов в эту сторону человечество не делает и не похоже, что на своём веку многим из нас удастся поглядеть на первого человека на красной планете. В романе же в 2026 году на Марс летят уже колонисты, а первая экспедиция «туда-обратно» была ещё раньше.

Ну, сперва немногочисленные минусы. Привела в недоумение первая глава. Вырванная далеко из середины книги она разом окунает в атмосферу уже обжитого Марса, проводит перед глазами десяток незнакомых (а впоследствии ― главных) героев и рассказывает о зарождающейся революции среди колонистов. В итоге, в свете описанных событий, начинаешь относиться к названным людям с определённой долей предвзятости, что некоторым образом мешает при дальнейшем чтении. Зачем автору понадобился этот переворот, если все последующие главы идут в чётком хронологическом порядке? Недопонял. Ещё недочёт ― русские персонажи. При явно выраженной страсти автора достаточно глубоко изучать любые упоминаемые вещи ― будь то тепличное выращивание растений, открытый метод проходки шахт, психологические обследования, типы экономики или революционные идеалы ― на русских он явно схалтурил. Серьёзный минус, учитывая количество русских в «первой сотне». Начиная с имен (руководителя российского контингента и одну из заглавных героинь романа зовут Майя Катарина Тойтовна ― господи, что это?! Неуклюжий реверанс в сторону братьев Стругацких? Лучше бы Толстого полистал) и заканчивая невнятными воспоминаниями и разговорами о заледенелой Сибири. Но, уняв своё великорусское возмущение, признаю, что на этом минусы, в общем-то, заканчиваются.

И начинается очарование. Детально проработанный мир ― сначала космического корабля, несущего колонистов, затем первого поселения в привезённых трейлерах, затем первого посёлка, построенного на скорую руку, и вот ― первые города. Города на Марсе! Не знаю, как у других, а у меня от одних этих слов мурашки бегут и волоски топорщатся ― с детства какие-то трепетные ожидания, боюсь, несбыточные. Автор умело добивается правдоподобия, тщательно описывая происходящее ― и у меня буквально с первых страниц (второй главы ― про первую-то указал) сложилось стойкое и не прошедшее ощущение — «вот примерно так всё и будет!». Очень всё логично ― именно таким образом и с такими целями и следует отправлять первую партию колонистов на Марс, наиболее вероятно, что именно так будут идти первоначальные разработки, и уж совершенно точно, что транснациональные компании, вложившиеся в освоение другой планеты, неминуемо потребуют свою прибыль ― и далее вполне возможен именно такой исход. Всё так и будет!

И напоследок ― особенное удовольствие получил, когда на уже прилично освоенном Марсе вполне прагматичные люди, учёные, вдруг рассказывают друг другу легенды о некоем Койоте, будто бы ходящем по поверхности без скафандра и появляющемся то здесь, то там ― прямо духом Брэдбери повеяло!

Оценка не 10 по единственной причине ― десятки ставлю только тем книгам, которые совершенно точно буду перечитывать. Насчёт этих книг не уверен. Но если когда-нибудь начну, исправлю на 10!

  Ким Стэнли Робинсон. Зеленый Марс.

Прочитана примерно треть. Впечатления иные, чем от первой части, но тоже положительные.





  Подписка

Количество подписчиков: 11

⇑ Наверх