Лазарчук Мой старший брат


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Лазарчук. Мой старший брат Иешуа
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лазарчук. Мой старший брат Иешуа

Статья написана 28 сентября 2009 г. 23:50

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/34733" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Лазарчук, как всегда, в своем репертуаре. Все-таки, среди современных отечественных авторов он неповторим в разнообразии своего творчества. Иной раз не верится, что «Мост Ватерлоо», «Параграф 78», «Посмотри в глаза чудовищ», «Транквилиум», «Жару» писал один и тот же человек. Произведения Лазарчука восхищают, раздражают, вызывают восторг или полное неприятие, а порой искреннее недоумение. Вот только равнодушными читатели остаются очень редко. Вот и в этом романе автору удалось вызвать у меня очень широкий спектр чувств — от восторга до неприятия.

Сперва о теме романа. Кто только не пытался писать об Иисусе Христе — от Булгакова до Еськова, какие только оригинальные, хитроумные, а порой и совершенно дурацкие объяснения событий, произошедших почти две тысячи лет назад в Галилее, не пытались выдвигать. Казалось бы, что нового может сказать по этому поводу Лазарчук, чем он сможет удивить читателя?

Во-первых, Лазарчук удивил меня манерой изложения. Первая половина книги представляет собой обширнейший научно-популярный экскурс в историю Иудеи 1 века до н.э — 1 века н.э, изложенный скорее как историческая гипотеза, чем как художественное произведение. Мне, как человеку, приваычному к чтению учебников по истории, было довольно интересно это читать. Читатель, рассчитывавший прочесть фантастический или хотя бы альтернативно-исторический роман, с большой долей вероятности утонет в подробностях борьбы за иудейский престол, многочисленной родне Ирода и тому подобных деталях. Да, столь подробный экскурс необходим для того, чтобы объяснить основную гипотезу Лазарчука, но уж больно он тяжел для восприятия не слишком подготовленного читателя. Кроме того, вложенный в уста главной героини, он выглядит совершенно неправдоподобно.

С середины книги роман стал больше похож на художественное произведение. Но при этом выглядит он крайне неровным. Время от времени автору удаются совершенно блестящие эпизоды, то цепляющие за душу, то дающие возможность насладиться удачными аллюзиями и отсылками к другим произведениям. Ну вот, например:

цитата

— Нельзя молиться за царя Ирода.

— Почему?

— Я не велю, — ответила мама.

По-моему, отлично!

Но эти эпизоды тонут в серой массе прочего повествования, оставаясь яркими пятнами, лишь оттеняющими не самый удачный текст.

Весь сюжет вертится вокруг гипотезы, что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Иисус и Иоанн Креститель — наследники Ирода Великого, а вся их деятельность — подготовка к борьбе за власть в Иудее  

Увы, версия показалась мне не слишком убедительной. К тому же, Лазарчук, как мне кажется, при всей серьезности своей работы над текстом, потерял из библейской истории самое главное — ощущение чуда. Многое есть в этом романе — добро и зло, любовь и ненависть, месть и предательство, а вот чуда нет, и это очень его обедняет. А ведь именно это присутствие чуда и делает из Библии не просто подробное описание кровавых и грязных разборок в борьбе за власть, а книгу, в которую верят миллионы.

В итоге роман оставил у меня крайне противорчивое впечатление. Есть в нем и нетривиальная историческая гипотеза, и масштабная работа над источниками, и в отдельных эпизодах — незаурядное литературное мастерство автора. А вот цельной картины, на мой взгляд, не получилось. Моя оценка роману колебалась от 5 до 9. В конечном счете остановился на заурядной семерке, хотя в данном случае она очень условна.

Попробовать ознакомиться с романом, пожалуй, стоит, но риск, что он не пойдет категорически — весьма велик.





245
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 01:10
Я покамест застряла на исторической части. Мне по долгу службы пришлось редактировать несколько научно-популярных книг по околобиблейской истории, так в самой занудной из них изложение шло все-таки повеселее. Единственное впечатление, которое покамест есть, что вся история с Китирским кодексом (в том числе и то, что сказано в жж Лазарчука) — чистой воды уловка, «Рукопись, найденная в Сарагосе» и т. д.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 01:47

цитата blandina

вся история с Китирским кодексом (в том числе и то, что сказано в жж Лазарчука) — чистой воды уловка


«И я того же мнения».
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 08:00
Да, похоже на то.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 14:04
Про Китирский кодекс — 1000000000% согласен.
Несомненнейшая литературная игра.
Впрочем, буду рад, если переубедят фактами:-)
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 19:43
Тут ещё один аргумент насчёт того, что Кодекс -- выдумка. Все эти «литературные фиги в кармане» из Шекспира, Борхеса, «Семи самураев» и т.д. Т.е. совпадения бывают всякие, иной раз почище любой выдумки, но чтобы в таком кол-ве...


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 01:26

цитата kkk72

Весь сюжет вертится вокруг гипотезы
Какая скучная гипотеза, однако8:-0.
Впрочем, я давно поняла, что Лазарчук — не мой автор.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 10:24
Скажем так, отдельные эпизоды, например, избиение младенцев, эта гипотеза объясняет лучше, чем другие версии, в других эпизодах кажется очень натянутой.


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 01:50
Я бы даже уточнил. Не в том беда, что потеряно ощущение чуда. А в том, что эта версия масштаб Поступка Иисуса/Иешуа библейского низводит до уровня «хотел спасти собственную жизнь и вернуть себе царство». Да -- действовал необычными методами. Но, с моей т.зр., трактовка получилась не просто бледнее, но и «мельче» исходника.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 08:01

цитата Vladimir Puziy

трактовка получилась не просто бледнее, но и «мельче» исходника.

Да, безусловно.:-(
Впрочем, у того же Еськова трактовка тоже мельче, но отнюдь не бледнее
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 14:05
У Еськова общий экскурс короче и бодрее выглядит.
А литературная часть хромает бесспорно.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 14:38

цитата Buhrun

У Еськова общий экскурс короче и бодрее выглядит.

Согласен. Да и просто Еськов, в отличие от Лазарчука, не совсем серьезен в своем произведении.
 


Ссылка на сообщение1 октября 2009 г. 13:36
Чувство юмора и ирония — хорошие помощники Еськова:-)
 


Ссылка на сообщение3 октября 2009 г. 11:57
А серьезность — хороший помощник Лазарчука:-) Только не в этом романе.
 


Ссылка на сообщение4 октября 2009 г. 18:31
Очень люблю «Опоздавших к лету» — там с серьезностью полный порядок.
А вот поздние книги (последних лет 3) — как-то не катят.


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 10:07
kkk72, так это фантастика или нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 10:13
Да ни в каком месте это не фантастика. Странное нечто, не подходящее ни под один литературный жанр. Историкам читать интересно, остальным... Не знаю. Мне кажется, что автор просто слишком увлекся своими изысканиями и некритично отнесся к обработке результатов.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2009 г. 09:43
Вполне себе сложившийся жанр: «литературный апокриф». Каждый крупный писатель рано или поздно к нему обращается.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 10:25
Не фантастика. Скорее гибрид исторического романа и криптоисторического исследования.

цитата

Профессор ошибался Евангелисты ошибались, все было не так


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 11:10
kkk72
«Сын Человеческий» А. Меня читали?
Я со скепсисом отношусь к писателям священникам, но эта книга впечатлила
PS Правда, это не фантастика)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 12:14

цитата Blackbird22

«Сын Человеческий» А. Меня читали?

Увы, нет. У меня большие пробелы в подобной литературе8:-0
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 12:19
Сказать честно, я бы специально тоже не стал читать)
Я читал в «Смене» за 1990г. По обычной схеме — сперва то, что интересовало. А потом от корки до корки)
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2009 г. 12:20
Спасибо. Надо будет обратить внимание


⇑ Наверх