Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 ноября 2009 г. 16:02

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

В уже не первый год с любопытством присматривался к антологиям, выходящим под маркой «Фрам» (Фрай+Амфора). Но дальше любопытства дело не шло. Смущали и малоизвестный состав участников, и достаточно высокая цена, и почти полная неизвестность этих антологий на Фантлабе, вкупе с унылыми оценками на уровне 6 с хвостиком. И все же любопытство победило и я стал обладателем фрамовской антологии «Куда исчез Филимор?» Должен сказать, что антология в целом меня приятно удивила. Возможно, потому что ожидания были совсем невелики. Но обо всем по порядку. Все рассказы антологии связывает некая сюжетная общность. В свое время Артур Конан Дойл упомянул в одном из рассказов историю о том, как некий Джеймс Филимор, прогуливаясь с друзьями, вернулся в собственный дом за забытым зонтом и бесследно исчез. Вот о подобных бесследных исчезновениях, их причинах и следствиях и повествует каждый из рассказов данной антологии. Надо сказать, версии авторов оказались достаточно разнообразны. Если одни авторы сосредоточились на выяснении вопроса, КАК такое могло случиться, то других больше интересовало, ПОЧЕМУ человек бесследно исчез. Одни авторы пытались объяснить случившееся сугубо реалистичными причинами, другие смело выдвигали самые фантастичные варианты происходящего. В результате в сборнике можно найти и достаточно увлекательные детективы, и мистику, но больше всего в нем психологических драм, выполненных. как правило в жанре магического реализма.

Сборник, естественно, получился весьма неровным. Пять-шесть рассказов, на мой взгляд, вполне можно было в него и не включать, но многим историям удалось всерьез меня зацепить, заставить размышлять, или просто дали мне возможнгость получить удовольствие от качественных текстов.

Все рассказы комментировать не буду. Очень уж это долго. В первую очередь обращу ваше внимание на следующие истории:

Фрай «Джингл-Ко» и «Одна и та же книга» — удачные образчики магреализма, в которых мастерски соединены совершенно обыденные обстоятельства и мистическая подоплека происходящего.

Карташов «Исчезновение Филимора-младшего» — классический детектив, в котором расследование ведут Холмс и Ватсон. Выгодно выделяется интересным сюжетом и неплохим стилем среди фанфиков о Холмсе.

Три истории от Боровицкой, написанные прямо-таки в геймановском стиле, романтично, загадочно и увлекательно. Особенно зацепило меня «Белое Рождество» — отличная и атмосферная история о сокровенной мечте человека.

Дильдина «Можешь ничего не бояться» — мистическая история о детских страхах с неожиданной развязкой.

Уварова «Когда исчез Петров?» — почти совершенно реалистичная история о том, что на самом деле нужно человеку для счастья. Мудрая история и написана она очень хорошо.

Сиромолот «Фэн-шуй». Эта история очень перекликается с предыдущей, и тоже написана очень хорошо. Только мистического элемента в ней больше. Вообще не так часто небольшие рассказы могут заставить серьезно задуматься о смысле жизни и правильности собственного образа жизни. А вот здесь авторам это удалось.

Гурин. "Пятый зонт". Еще одна хорошая и вполне реалистичная история о человеческом счастье и несчастье.

Боровинская «Провинциальное дело» и «Исчезнувший студент». Два очень неплохих и приятно написанных детектива, первый в декорациях России 19 века, второй — средневекового Китая.

Гарридо. «История о Томасе» — очень романтичная история о любви автора дамских романов к своей героине.

Малицкий. «Полное дознание»- довольно необычный детектив в интересном фэнтезийном мире.

Впрочем, возможно, вас заинтерсуют в этом сборнике совсем другие истории.

Обращу ваше внимание, что сборник получился немного женским. Не только по составу авторов, но и по тематике. С другой стороны, что может быть важнее обычного человеческого счастья. А ведь именно о нем и его отстутствии — большинство историй. Так что читателям-мужчинам тоже будет на что обратить свое внимание.

В итоге я открыл для себя несколько новых фамилий авторов, на которых постараюсь обратить более пристальное внимание, и пришел к выводу о том, что стоит поискать и другие фрамовские антологии. Оценка за антологию — 7, хотя если бы из него убрать несколько слабых рассказов, возможно, поставил бы и 8.


Статья написана 6 ноября 2009 г. 13:59

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Вроде не бездельники и могли бы жить

Им бы Америку взять и отменить.

Почти из к/ф «Бриллиантовая рука».

Давно собирался добраться до этой дилогии Громова и наконец, прочел ее. Впечатления получились достаточно противоречивые. Вообще-то Алескандр Громов известен мне как автор очень качественных фантастических боевиков и социальной фантастики. Его лучшие романы — жесткие, мрачноватые, но очень сильные, по праву занимают почетные места на моих книжных полках. Однако, постепенно в творчестве автора видны очевидные изменения в сторону облегчения проблематики и определенной развлекательности.

Вот и в этой дилогии Громов начинает с весьма смелого предположения: что было бы, если бы Американский континент отсутсвовал бы в принципе? Как развивалась бы человеческая цивилизация? Увы, вариант автора не отличается особой оригинальностью. Мир конца ХХ — начала ХХІ века очень напоминает реальный мир конца ХІХ столетия. А Российская империя оказывается прилизанным и облагороженным вариантом реальной России. Основная же борьба за мировое господство ведется между Российской и Британской империями. Естественно, ни на что слишком серьезное роман не претендует. Вместо серьезной альтернативной истории у автора получился всего лишь добротный приключенческий роман, написанный как достаточно очевидное подражание Акунину. Игра слов в именах и фамилиях различных персонажей должна дать возможность самым несведущим читателям понять кто есть кто.

При этом, если рассматривать дилогию как сугубо развлекательно-приключенческую, нельзя не отметить, что написана она довольно неплохо. Особенно первая часть, которая богата различными намеками, аллюзиями на нашу реальность, известные произведения, а то и просто на коллег-фантастов. Стиль и язык автора хороши, читается дилогия очень легко. С оригинальностью сюжета дело обстоит похуже. Если первый роман еще был достаточно оригинален, то второй мне показался довольно вторичным по отношению к тому же Акунину.

Герои романа симпатичны, колоритны. Но нет в них какой-то глубины, жизненной правды, что ли. Слишком уж почти все из них, даже отрицательные персонажи, благостны.

С положительной точки зрения отмечу так редко присутствующий в современной фантастики дух приключения, которым наполнены классические романы Майн Рида, Жюля Верна и других подобных авторов. Есть тут и увлекательное описание морского боя, и поиски шпионов, и хитроумная интрига. В общем, все, чтобы расслабиться и получить удовольствие от качественной развлекательной литературы.

В итоге, на мой взгляд, у автора получилась отличная приключенческая дилогия для подростков: увлекательная, легкая, насыщенная событиями и несколько идеализированная. Но все же от Громова я каждый раз жду большего. Оценка — 8 с заметной натяжкой.


Тэги: Громов
Статья написана 5 ноября 2009 г. 23:31

С подачи Olesher задумался над тем, что действительно сильного родила отечественная фантастика в последнее время.

Получилось, что в 1990-е годы хороших, значимых для меня книг было написано гораздо больше

В этот список вошли только романы, которые я считаю любимыми, которые с удовольствием неоднократно перечитываю.

Итак:

1990

Лазарчук. Мост Ватерлоо

1991

-----

1992

Лукьяненко. Рыцари сорока островов

1993

Хаецкая. Меч и радуга

1994

-----

1995

Логинов. Многорукий бог далайна

Успенский. Там, где нас нет

Громов. Мягкая посадка

Семенова. Волкодав

1996

Латынина. Сто полей. Колдуны и министры

Олди. Герой должен быть один

Лукьяненко. Линия грез. Императоры иллюзий

Бушков. Рыцарь из ниоткуда/Летающие острова

Лазарчук. Транквиллиум

Перумов, Логинов. Черная кровь

1997

Лазарчук, Успенский. Посмотри в глаза чудовищ

Лукьяненко. Лабиринт отражений

Олди. Мессия очищает диск

Успенский. Время оно

Громов. Менуэт святого Витта

1998

Дивов. Лучший экипаж Солнечной

Лукьяненко. Холодные берега

Успенский. Кого за смертью посылать

1999

Логинов. Черный смерч

Еськов. Последний кольценосец

Таким образом, самыми плодотворными оказались 1995-98 годы, на которые пришлось и большинство самых-самых любимых мной романов(выделено черным).

А вот 2000-е оказались гораздо беднее на шедевры. Большинство старых мастеров понизили планку, а новым авторам пока шедевры почти не удаются.

2000

-----

2001

Чигиринская. По ту сторону рассвета

2002

Логинов. Свет в окошке

2003

-----

2004

Олди. Песни Петера Сьлядека

2005

-----

2006

-----

2007

Дяченко. Vita nostra

2008

-----

2009

-----

Куцый получился списочек. Возможно, новые романы просто не прошли еще все ту же проверку временем.

Да, в последнее время издано несколько сильных книг: "Малая Глуша" Галиной, "Райская машина" Успенского, "Тебе держать ответ" Остапенко, "Другая сторона" Колодана, "Медный король" Дяченко. Но захочу ли я их перечитывать раз по пять-семь, как ту же "Посмотри в глаза чудовищ" или "Многорукого бога далайна"? Ох, сомневаюсь.

Вывод? Он неутешителен. Масса посредственной литературы погребла под собой все нестандартное и задавила даже тех аторов, которые традиционно не вписывались в обычные рамки. Отечественной фантастики издается все больше, а качественной среди нее — все меньше


Статья написана 4 октября 2009 г. 10:46

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие — как часовые.

В.С. Высоцкий

В очередной раз поражаюсь писательскому мастерству Нила Геймана. Вот кого можно назвать волшебником слова! Не так просто иной раз даже понять, чем Гейман околдовывает читателя. Вот и "История с кладбищем" производит весьма неординарное впечатление. Сама история начинается с того, что некий убийца расправляется со всей семьей, и лишь совсем крохотный мальчик чудом спасается на кладбище. Призрачные обитатели кладбища берут его под свою охрану и становятся новыми родителями, опекунами, воспитателями, друзьми мальчика, получившего новое имя — Никто Оуэнс. Вам ничего не напоминает эта история? Ну, конечно, Гейман вдохновлялся "Книгой джунглей" Киплинга и не старается скрыть это. В "Истории с кладбищем" легко найти аналоги родителей-волков, Багиры, Шерхана, бандерлогов, хотя Гейман отнюдь не ограничивается перелицовкой известного сюжета, добавляя в него новые эпизоды и подробности.

Если пытаться обратить внимание в первую очередь на сюжет, то он не блещет такой уж глубиной, а некоторые моменты, например, причины, по котороым погибла семья главного героя, и вовсе выглядят притянутыми за уши. Но прелесть книги Геймана не в этом. Точно также, как Никт Оуэнс балансирует на грани между миром живых и миром мертвых, Гейман ухитряется балансировать между удивительным и страшным, чудесным и жестоким, не скатываясь ни в жесткий треш, ни в детскую сказочку. В результате роман действительно цепляет. Да, понятно, что все закончится хорошо, что главный герой выйдет из всех передряг, но при этом оторваться от книги никак не получается. При этом не могу не отметить как удивительную и нестандартную фантазию автора, так и виртуозное владение словом. особенно сильное впечатление произвели эпизоды в мире за упырьей дверью. При этом периодически создается полное впечатление, что Гейман знает о происходящем намного больше, чем сообщает своим читателям, что описанные в книге события — лишь отголосок сложной и непонятной борьбы, происходящей за пределами романа. Примерно так выглядит "Хоббит", из которого затем вырос "Властелин колец". Возможно, Гейман тоже когда-нибудь напишет масштабный роман, который прольет свет на истинную подоплеку событий "Истории с кладбищем".

Чрезвычайно хороши герои романа. Иной раз просто поражаешься тому, какими живыми у Геймана получаются покойники, как несколькими сухими строчками из могильной надписи автор ухитряется метко охарактеризовать своих персонажей. Но даже на этом нетривиальном фоне ярко выделяется Сайлас, который, безусловно, станет любимцем большинства читателей.

Рассказы. вхордящие в роман, выглядят несколько неровными. Одни поярче, другие более обыденны. Мне особенно запомнился удивительный "данс макабр", вызывающий ассоциации не с Киплингом, а скорее с Босхом и Дюрером. И все же каждая история хороша по-своему, а вместе они составляют своеобразную мозаику, очень удачно показывающую проценсс взросления главного героя. При этом, несмотря на, казалось бы, мрачную тематику, книга оставила у меня на удивление светлые и теплые чувства.

Что ж, Гейману удалось в полной мере реабилитироваться в моих глазах за невнятный "Интермир", и создать еще один шедевр, который я могу смело рекомендовать самому широкому кругу читателей. И, конечно, не могу не поблагодарить Katy за отличный перевод, который очень удачно передает неповторимый стиль Геймана


Статья написана 28 сентября 2009 г. 23:50

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Лазарчук, как всегда, в своем репертуаре. Все-таки, среди современных отечественных авторов он неповторим в разнообразии своего творчества. Иной раз не верится, что «Мост Ватерлоо», «Параграф 78», «Посмотри в глаза чудовищ», «Транквилиум», «Жару» писал один и тот же человек. Произведения Лазарчука восхищают, раздражают, вызывают восторг или полное неприятие, а порой искреннее недоумение. Вот только равнодушными читатели остаются очень редко. Вот и в этом романе автору удалось вызвать у меня очень широкий спектр чувств — от восторга до неприятия.

Сперва о теме романа. Кто только не пытался писать об Иисусе Христе — от Булгакова до Еськова, какие только оригинальные, хитроумные, а порой и совершенно дурацкие объяснения событий, произошедших почти две тысячи лет назад в Галилее, не пытались выдвигать. Казалось бы, что нового может сказать по этому поводу Лазарчук, чем он сможет удивить читателя?

Во-первых, Лазарчук удивил меня манерой изложения. Первая половина книги представляет собой обширнейший научно-популярный экскурс в историю Иудеи 1 века до н.э — 1 века н.э, изложенный скорее как историческая гипотеза, чем как художественное произведение. Мне, как человеку, приваычному к чтению учебников по истории, было довольно интересно это читать. Читатель, рассчитывавший прочесть фантастический или хотя бы альтернативно-исторический роман, с большой долей вероятности утонет в подробностях борьбы за иудейский престол, многочисленной родне Ирода и тому подобных деталях. Да, столь подробный экскурс необходим для того, чтобы объяснить основную гипотезу Лазарчука, но уж больно он тяжел для восприятия не слишком подготовленного читателя. Кроме того, вложенный в уста главной героини, он выглядит совершенно неправдоподобно.

С середины книги роман стал больше похож на художественное произведение. Но при этом выглядит он крайне неровным. Время от времени автору удаются совершенно блестящие эпизоды, то цепляющие за душу, то дающие возможность насладиться удачными аллюзиями и отсылками к другим произведениям. Ну вот, например:

цитата
— Нельзя молиться за царя Ирода.

— Почему?

— Я не велю, — ответила мама.

По-моему, отлично!

Но эти эпизоды тонут в серой массе прочего повествования, оставаясь яркими пятнами, лишь оттеняющими не самый удачный текст.

Весь сюжет вертится вокруг гипотезы, что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Иисус и Иоанн Креститель — наследники Ирода Великого, а вся их деятельность — подготовка к борьбе за власть в Иудее

Увы, версия показалась мне не слишком убедительной. К тому же, Лазарчук, как мне кажется, при всей серьезности своей работы над текстом, потерял из библейской истории самое главное — ощущение чуда. Многое есть в этом романе — добро и зло, любовь и ненависть, месть и предательство, а вот чуда нет, и это очень его обедняет. А ведь именно это присутствие чуда и делает из Библии не просто подробное описание кровавых и грязных разборок в борьбе за власть, а книгу, в которую верят миллионы.

В итоге роман оставил у меня крайне противорчивое впечатление. Есть в нем и нетривиальная историческая гипотеза, и масштабная работа над источниками, и в отдельных эпизодах — незаурядное литературное мастерство автора. А вот цельной картины, на мой взгляд, не получилось. Моя оценка роману колебалась от 5 до 9. В конечном счете остановился на заурядной семерке, хотя в данном случае она очень условна.

Попробовать ознакомиться с романом, пожалуй, стоит, но риск, что он не пойдет категорически — весьма велик.





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх