ПАМЯТЬ РИСА Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ПАМЯТЬ РИСА (Nowa Fantastyka 6 (141) 1994) (часть 8)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ПАМЯТЬ РИСА (Nowa Fantastyka 6 (141) 1994) (часть 8)

Статья написана 18 ноября 2017 г. 08:27

(Серия «FP» -- продолжение)

Семидесятые годы

Начало десятилетия ознаменовалось активной издательской деятельностью Леха Енчмыка, который запустил за рамками серии издание цикла альманахов с панорамным обзором фантастики всего мира. Замысел цикла был позаимствован у западных издателей популярных антологий, он неплохо привился на польской почве, и в 1970-1976 (без 1975) годах вышли из печати шесть томов весьма упорно разыскивавшихся позже любителями НФ «Шагов в неизвестное/Kroki w nieznane».

В 1972 году руководство редакцией переводов было доверено Янине Зелëнко, что открывало возможность издания в серии большего количества переводов с английского. Однако появились также и новые трудности, связанные с ограничением сумм валюты, выделявшихся на закупку авторских прав на Западе. Редакция компенсировала это вынужденное «ужимание» плановых позиций западных писателей расширением издания продуктов творчества отечественных авторов, а также писателей стран восточного блока. Здесь следует заметить, что к этому времени НФ-литература начала превращаться в общественное явление. Учащаяся молодежь (старшеклассники и студенты) не только покупала и читала НФ-книги, но и оживленно дискутировала, обсуждая прочитанное, – в периодической печати появились первые статьи и комментарии. Появились авторы, специализировавшиеся в написании фантастики. Возник рынок фантастической книги, и удовлетворить спрос на такую книгу были не в состоянии ни «Iskry», ни другие издательства.

Не отпугнуло читателей даже изменение формата и новое оформление обложек серийных книг халтурной мазней КАЗИМЕЖА ХАЛАЙКЕВИЧА/Kazimierz Hałajkiewicz. В увеличенном формате и с новым графическим оформлением в 1974-1979 годах вышли из печати 25 наименований, включая переиздания. Выдающихся книг было немного. Однако уже первым в таким образом модифицированной серии вышел роман «Piknik na skraju drogi/Пикник на обочине» (1974) А.и Б. Стругацких, образец современной фантастики, не уступавший ни в литературном отношении, ни в реализации замысла высшим достижениям англо-американской фантастики.

Большим читательским спросом пользовался также роман Джона Уиндема «Dzień trifidów/День триффидов» (1974), хоть он и был покалечен цензурой (полностью издан в 1992).

Однако хитом десятилетия оказался роман «Non stop/Без остановки» (1975) Брайана Олдисса.

Сборником рассказов «Ludzie jak ludzie/Люди как люди» (1976) дебютировал в серии Кир Булычев.

Это одна из лучших книг в творчестве автора. В Польше всегда тепло принимали фантастику такого рода. Автор почти наглядно обнажал идеологическое убожество советской системы, используя простейшие изобразительные средства и пуская в ход официальные тексты статей из советских газет, подвергавшиеся лишь незначительной литературной ретуши.

Остальные переводы не столь привлекательны. Книги Герберта Уэллса «Wojna światów/Война миров») и Артура Кларка ( «Kowboje oceanu») – это переиздания известных уже польским читателям романов, а сборник рассказов Рея Брэдбери «K jak Kosmos/К как Космос» (1978) значительно уступает «Марсианским хроникам».

Произведения других советских писателей – Павла Багряка «Komisarz Hard i blękitni ludzie/Синие люди», Вадима Шефнера «Kulista tajemnica/Круглая тайна», Зиновия Юрьева «Sny szybkie/Быстрые сны» – хуже даже, чем посредственные.

Не дал ответа на поставленный в названии вопрос и Юлий Кагарлицкий в своей с трудом вписывающейся в серию книге «Co to jest fantastyka naukowa?/Что это такое – научная фантастика?» (1977).

Зато внушительно выглядит продукция команды отечественных авторов, хоть и только в том, что касается ее объема. Слабые книги Тадеуша Козловского «Poślizg/Скольжение» и Адама Холлянека «Muzyka dla was, chłopcy/Музыка для вас, парни»,

доказательство потери формы Богданом Петецким -- три новых его романа «Operacja Wieczność/Операция «Вечность»; «Messier 13/Мессер 13», «Kogga z Czarnego słońca/Когга с Черного солнца»,

вторичный Конрад Фиалковский со сборниками «Kosmodrom/Космодром» (1975) и «Kosmodrom II/Космодром II» (1976), знакомый «Eden/Эдем» (1977) Станислава Лема.

На этом фоне выделяется сборник рассказов Януша Зайделя «Przejście prez lustro/Переход сквозь зеркало» (1975),

где наряду с традиционными рассказами можно встретить также тексты с определенными посланиями, свидетельствующие о талантливости их автора.

(Продолжение следует)



Тэги: серии НФ


214
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх