Ник Перумов Гибель Богов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Ник Перумов «Гибель Богов». -- СПб.: Терра - Азбука, 1994 г.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ник Перумов «Гибель Богов». -- СПб.: Терра — Азбука, 1994 г.

Статья написана 13 ноября 2017 г. 23:36

Маг и его Ученик: вдвоем против Обетованного, или Кто тут в Небожители крайний?

gibel_bogov

Хьервард. Искорка в костре Сферы Миров. Родина эльфов и альвов, древесных и горных гномов, троллей и кобольдов, гаррид, хеддов и гоблинов. И, конечно же, людей. Смелых ярлов и танов, вольнолюбивых баронов и бондов, знающих цену деньгам торговцев.

Мир, полный ошеломляющих красот и кошмарных ужасов. Обычный мир, коих тысячи.

Мир, где родился на свет тан Хаген. Человек, без которого хитроумная задумка Хедина не имела шансов на воплощение.

Десять веков Истинный Маг Хедин, Познавший Тьму, ждал, пока закончится изгнание, наложенное на него Советом Поколения. Пока он сможет взять Зерно Судьбы Ученика, назначенного ему Предвечными, из Шара Жребия. Будущего величайшего воина, полководца и правителя. Того, с чьей помощью Хедин собрался осуществить давно лелеемый план. План, способный изменить судьбы не только смертных и Магов, но и самих Богов.

Спустя пару десятков лет после рождения Хагена, ставшего за это время отменным бойцом и предводителем воинов, время пришло.

И устремились дружинники Хагена к столице Хранимого Королевства, залога Магов перед Молодыми Богами. И двинулись рати его противников к берегам острова Хединсея, вновь ставшего оплотом мятежного Мага. И застонал эфир под напором заклинаний, используемых как врагами Хедина, так и самим Познавшим Тьму. И закачались весы Равновесия, не зная, на чью сторону они склонятся через несколько часов.

Николай Даниилович Перумов вырвался на фантастический небосклон в 1993 году с дилогией (позднее трилогией) «Кольцо тьмы». Роман был написан еще в 1989 году, и переносил читателя в Средиземье Толкиена, 300 лет спустя после Войны Кольца. Фэндом буквально порвало. Равнодушных не было. Часть толкиенистов исходила ядом, по поводу «жирования на костях Профессора», другая с удовольствием вылавливая блох, отдавала должное талантливому автору.

«Кольцо тьмы» действительно стало событием. Перумову удалось прочувствовать дух мира Толкиена и показать его более приземленную и менее романтическую сторону. Все бы хорошо, но великолепно начав роман, Перумов не удержался. После того, что автор сделал со Средиземьем в конце, он был просто обязан на нем жениться, или отправиться за решетку за надругательство над чужим миром с отягощающими обстоятельствами.

Ну да это все лирика, а фактаж в том, что получив имя после «литературной игры» на чужом поле, Перумов показал, что и сам в состоянии создавать нетривиальные миры. Более двух десятков книг общим тиражом более четырех миллионов экземпляров стали зримым подтверждением его мастерству.

«Гибель Богов» (впервые издана в 1994) стала первой полностью самостоятельной книгой Перумова. Оригинальный мир (даже Сфера миров), как потом выяснится непосредственно связанный с нашей Землей, многочисленные и качественно проработанные системы магии, удалой размах и затягивающий сюжет.


Что всегда было коньком Перумова – это фантазия. Она у него «богатая и нездоровая». Не знаю, было ли уже тогда задумано развитие и дальнейшее описание его вселенной Упорядоченного, но все предпосылки для этой нелегкой работы налицо.

Уже с первых страниц автор рисует нам весьма логичную и неплохо продуманную систему мироустройства. Причем не только и не столько Хьёрварда, показывая, что родина Хагена всего лишь маленькая точка среди тысяч миров с миллионами обитателей. Смертных и не очень, гуманоидных и абсолютно непредставимых, обычных людей и умеющих управлять силой.

А уж магическая система просто великолепна. Количество и способы волшебства разнообразны, вдумчиво описаны и кажутся неотъемлемой и исконной частью этой вселенной. Желающих подробнее почитать о магсистеме Упорядоченного, отсылаю к июньскому «Миру фантастики» за 2013 год, я же повторять хорошо сделанную авторами МФ работу не вижу смысла.

Язык наоборот никогда не был особо сильной стороной Ника. Стиль «Гибели» достаточно тяжеловат и нарочито архаично-героичен.

Оригинальность героев тоже не отнесешь к козырям первой «Летописи Хьёрварда». Хаген – бесстрашен, воинственен, харизматичен, могуч, предан учителю, безжалостен к врагам Рейха, тьфу ты, это совсем другая история.

Хедин – умен, умудрен, опытен, верит в себя, твердой рукой направляет ученика к цели.

Где-то мы такое уже встречали, не находите?

Но боги с ними, с героями. Берет книга другим. Драйвом, движухой, приключениями, магическими битвами и глобальными титаническими сражениями (ну любит Перумов энто дело, любит), коварством Магов и мощью Богов. Поражения сменяются победами, отчаяние – уверенностью, а из любой дыры все же найдется выход. «Рано или поздно, так или иначе».

И понимает читатель, «что это хорошо. И хорошо весьма».

Эрго. «Гибель Богов» — юность независимой российской фантастики. И как любому молодому существу ей свойственно многословие, велеречивость и порывистость, увлеченность и бесстрашность, безапеляционность, подверженность прорывам, шаблонам, ошибкам и заблуждениям. Уверенность, что любые проблемы решаются лишь с помощью меча. Ну, на крайняк огненного заклятья.

Как любое юное создание, она привлекает своей неиспорченной красотой и отталкивает резкостью суждений. Недаром в 18 лет я был без ума от этой книги. Уже лет через пять мне больше нравились следующие части «Летописей».

Но при всех недостатках книги, я не встретил еще ни одного любителя фантастики, жалеющего о потраченном на нее времени.

Наверно это все же знак качества.





2669
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение17 ноября 2017 г. 18:19
Я тоже в очередь. «Гибель богов» прочел в прошлом году со второй попытки. Первая попытка 10 лет назад вызвала стойкое отвращение к творчеству автора и к жанру фэнтези в целом ( хотя до этого вполне успешно прочел все произведения Перумова, кроме собственно «Хьерварда» и «Русского меча», и почти все, помимо «Армагеддона» и «Адаманта», счел вполне достойным средним уровнем). Ну а на волне возрождения личного интереса к фэнтези решил повторить попытку на случай, если в первый раз настроение было не то, или высочайший интеллектуальный уровень романа не по зубам мне оказался. Но нет. Прежнее впечатление повторилось полностью, хотя на этот раз книгу я дочитал до конца, чтобы окончательно закрыть для себя данный вопрос. А вот «Земля без радости» зашла уже гораздо лучше, прочел не без удовольствия.
Страницы: 12

⇑ Наверх