На лицо ужасный, добрый изнутри, или Йа, креведко!
Слыхали, был пару сотен назад такой безумный ученый? Витей еще звали, фамилие на «Ф»? Сказки, говорите? Ну-ну.
В общем возжелалось этому сказочному Франкенштейну славы Господней. Единого, кто живое творить способен. А так как демиургом Витя не был ни разу, а глину как материал застолбили до него, пришлось использовать то, что под рукою. Фрагменты мертвых человеческих тел.
Мужик был хотя и сумасшедший, но талантливый. У него получилось.
Вот только не зря говорят, яблонько от яблоньки. Его создание оказалось тоже вполне с придурью. Плюс проблемы отцов и детей, я думаю, вы в курсе, до сих пор с ними маемся.
С тех пор об ученом Викторе Франкенштейне никто больше не слыхал. А его творение заинтересовало сразу обе стороны, участвующих в заварушке, идущей на нашей матушке Земле с незапамятных времен.
Демонов, выпущенных Сатаной из Преисподней, и Ордена Горгулий, созданного по приказу самого архангела Михаила.
Почему то все уверены, что Сотворенному из мертвых по силам оказать очень весомое влияние на ход войны.
Созданием Frankensteinа занялась еще в 2012 контора, обладающая правами на «Другой мир». Что заметно не только по общей стилистике но и по главному плохишу. В основу ленты был положен комикс Кевина Гревье, перенесшего средневекового монстра в современный антураж, а съемки проходили на протяжении 10 недель на родине кенгуру.
В результате мы как будто и не переставили смотреть Underworld. Готичненькая стилистика, черненькие плащики, люди, на которых никто не обращает внимания, тот же Виктор, чуток обновивший гардероб, две насмерть враждующие стороны. Хотя стоп. Не насмерть. Демоны тут низвергаются, а горгульи наоборот возносятся, но конечной смерти не обламывается никому их них.
Лента и так смотрится как компьютерная игрушка, а тут еще и поголовное бессмертие (за исключением разве что 6 миллиардов гомо сапиенсов, но они как раз не волнуют никого из противников).
А так игра она и есть игра. Не ходят, а шествуют, не говорят, а изрекают, а в литрах патетики можно и вовсе захлебнуться.
К Экхарту претензий меньше всего, мужик старается, как будто не в графическом романе играет, а во взрослой драме, харизмы у него вагон и маленькая тележка, и даже вечно нахмуренная мордень восприятие не портит. Пора уже Аарону выбираться из тесных объятий комиксо-стрелялок (как бы не задушили), потенциал у парня в наличии.
Билл Найи мне гораздо больше нравится не в образах туповатых, но могущественных злецов, а в образах оторванных стариканов, тем более, что Виктора я уже видел, и не единожды (правда без таких роскошных рогов).
Джей Кортни все никак не убедит меня в том, что он вообще является актером, а не немногословным подручным злеца либо сыном отца.
Барышни в основном радуют с визуальной точки зрения. И если наша старая добрая Эовин (Миранда Отто) лишний раз напоминает, что мастерство не пропьешь (плюс платье у нее знатное). То Ивонн Страховски кроме эстетических, никаких чувств не вызывает вовсе.
Графика очень неоднозначная. Если перевоплощению горгулий, их быстрым атакам и мимике можно только поаплодировать, то медленные полеты, а особенно зависание в воздухе, вызывают лошадиное ржание. И Королева Леонор в крылатом образе какая-то очень стремная.
По поводу логики, тоже все как всегда. Как минимум, откуда демоны вообще тела берут, если они способны забираться только в бездушные, а мертвые им видите ли не подходят? Надо было у собратьев из Supernaturalа пару уроков взять. А обороноспособность собора горгулий вызвала серьезное сомнение в их умственных способностях. Как только их за эти столетия всех поголовно к Михаилу не отправили? А уж демоны, которые могут проигнорировать приказы своего типа принца, из-за инстинкта самосохранения, зато поддаются на уговоры одного из его свиты ???! Классика: уболтал, чертяка языкатый.
В завершение вопрос. Они там что в Голливуде, бабки отмывают втихаря? Опять непонятно куда подевались $65 000 000. Сборы по всему миру не дотянули до 70-ти. Нет, если так и задумывалось, типа главное не победа а участие, тогда все в порядке. Но если рассчитывать на прибыль, сюда больше 20-ки вкладывать было нельзя, даже под угрозой лишения ежедневных пончиков.
Эрго. Зубодробительно серьезная компьютерная игрушка на большом экране. За Эовин спасибо, Аарону пора во взрослое кино. Другого мира, пусть и под иным названием – достаточно.
Двойственные приключения благородных идальго, или Солнечные будни фехтовального города
Отправляясь на встречу с заказчиком, бретер и учитель фехтования Арахон И’Барратора, предполагал, что дело может закончится кровью. Однако он не рассчитывал сегодняшним утром столкнуться с неизвестной фехтовальщицей из далеких земель и узнать, что его с потрохами продал нынешний патрон. А уж тем более стать мишенью охоты таинственных патрийцев.
Печатник Эльхандро Камина, готовя в набор Мемуары о двадцатилетней войне, в глубине души понимал, что рискует. Многовато было в книге острых углов и грязных слов о власть имущих. Но предположить, что дело даже не дойдет до печати. Это уже слишком!
Ученый муж Эль Хорбранвер, собираясь объявить о своем новом изобретении – тенеграфе, тоже изрядно сомневался. Ступать на зыбкую почву теологии и исследований природы солнечной тени было опасно. Слишком уж большую роль играли тени в жизни горожан. Слишком уж под пристальным вниманием Светлого Капитула находились все, кто работал с ними. Но подумать о том, что тенеграф станет причиной опасности не только для него самого, но и для дочки Хорбранвер не мог.
А уж тем более никто из троицы и не мыслил о том, что их судьбы вскоре переплетутся в клубок, оказывающий влияние не только на них самих и знакомых им людей, но и на всех жителей Серивы.
Польская фантастика продолжает радовать нас с вами все новыми и новыми достойными именами. Яцек Пекара. Роберт Вегнер, Ярослав Гжендович. Теперь вот Кшиштоф Пискорский. Журналист, сценарист компьютерных и ролевых игр, переводчик, первый роман которого — Wygnaniec увидел свет в 2005 году. С тех пор на его счету почти 10 романов, пять фантастических премий и десяток номинаций. А также теплые слова другого известного польского автора Яцека Дукая, как раз в адрес нашего сегодняшнего героя – «Тенеграфа».
Романа действительно интересного.
Первым привлекает внимание место действия. Дело происходит в неплохо продуманном фентезийном мире, а конкретно Серива явно навеяна средневековыми испанскими мотивами. Все эти благородные идальго, реконкисты, залитые солнцем улицы, сиесты (тут, правда, они появились по другой причине), инквизиторы, бретеры, школы фехтования, поединки, наемные убийцы с рапирами в руках. Этот довольно редкий в фентези антураж, с ходу добавляет роману пару десятков вистов. Тем более что у автора получилось создать живой, наполненный мир с огромным количеством нюансов и особенностей. Мир со своей историей, культурой, обычаями и одним глобальным отличием от нашего. О котором чуть позднее.
Мы будто оказываемся вместе с героями на узких улочках Серивы, вдыхаем морской воздух и наблюдаем за разгрузкой кораблей в порту, следим за игрой в кости на ступеньках таверны, шествуем вдоль рядов местного рынка, гуляем по центру города, с восхищением заглядываем в королевский дворец и с опаской в окраинные районы, или, не дай создатель, на Монастырское взгорье.
Погружение в мир романа на высоте.
Вдобавок автор постепенно раскрывает перед нами историю своего детища. Историю такую похожую и одновременно непохожую на нашу. Двадцатилетние войны, возникающие из-за тупости, гордыни и ограниченности стоящих у власти. Героические солдатские подвиги во время сражений, и позабытые ветераны без гроша в кармане. Интриги местных грандов и зловещая тень инквизиции. Создание и падение империй и халифатов. Завоевание и реконкиста.
Шикарно дополняют картину рассуждения и рассказы Хорбранвера о местной науке (его исследования природы воздуха просто шик). И о восточных профессорах, переплетающих науку с заклинанием тени.
А теперь об обещанном отличии. У Пискорского тени это не просто «пространственное оптическое явление», в котором можно спрятаться от палящих лучей дневного светила. В мире «Тенеграфа» от соприкосновения теней при солнечном свете происходит соединение: люди получают и отдают часть себя другому человеку. Мысли, воспоминания, чувства, умения, кусочки души. При кратком контакте – фрагменты и ощущения, при длительном – соответственно. Причем это касается только теней живых существ и только при свете солнца.
Помимо этого существует целое тенепространство, отдельный мир, разделенный на множество слоев, в большинстве из которых человек может существовать ограниченное количество времени. Через него можно путешествовать, сокращая часы до минут, переходя в светлый мир в абсолютно неожиданных местах, либо используя его как портал. Тенепространство, имеющее своих обитателей — существ тени, с которыми даже возникало две полноценных войны.
-Тенемастера, люди с загадочными знаниями, без которых не может обойтись ни один властелин. Люди, при этом считающиеся в обществе париями, изгоями, вплоть до периодических погромов чернью их жилищ.
-Антигелионы – существа тени, паразитирующие на человеке.
-Ребра Юга и Севера – маяки среди тенепространства, причины Войн Теней.
-Тенестрелы – стрелковое оружие, использующее тенепространство для ведения огня. Кстати почти повсеместно вытеснившее пороховые аналоги.
В общем, польский писатель создал натуральную «тенемагию» — интересную, завораживающую и весьма оригинальную.
Достает в романе и действия, ведь Кшиштоф с огромным удовольствием вводит в повествование элементы литературы «плаща и кинжала» (точнее рапиры). Интригующая знать, борьба за власть, королевские шпионы. Главный герой так и вовсе настоящий фехтмейстер, наемный рубака и убийца с немалым личным кладбищем за плечами. Кстати, несмотря на душегубство, Арахон получает от читателя изрядную долю сопереживания. Может благодаря тому, что на тот свет отправляет почти всегда таких же прожженных головорезов (хотя бывают исключения). Может благодаря мрачному обаянию ветерана войны, прошедшему огонь, воду и медные трубы. Может благодаря истории о вражде с Винсензом, и отношениям с его семьей. Может благодаря некоторым жестким моральным устоям. Может благодаря недюжинному искусству фехтовальщика.
Схватки описаны у Пискорского красочно и нескучно. Вдобавок автор подарил своему протагонисту некий Магический круг — технику боя, соединяющую геометрию и фехтование. Любопытный ход. Имеется у И’Барраторы богатое прошлое, с которым мы знакомимся по ходу повествования. Есть свои скелеты в шкафу, обязательства, привязанности, тайны и устремления. Создан персонаж с душой, и к середине книги воспринимается буквально родным человеком.
Чуть скромнее, но все равно подробно описан и Хорбранвер. Разве что Камине досталось чуть меньше авторского внимания.
Добавляет в блюдо остроты таинственная личность рассказчика – человека общающегося с читателем с первых страниц и долгое время скрывающего свою личность. Со временем доводя наше любопытство до высшего накала. А потом тайна раскрывается, история приобретает любопытный новый оттенок, еще больше расширяя границы созданного Кшиштофом мира и на порядки поднимая уровень решаемых героями проблем.
Эрго. Стильное атмосферное фентези в испанском духе с хорошо проработанным миром, привлекательными героями и оригинальной «тенемагией».
Маг и его Ученик: вдвоем против Обетованного, или Кто тут в Небожители крайний?
Хьервард. Искорка в костре Сферы Миров. Родина эльфов и альвов, древесных и горных гномов, троллей и кобольдов, гаррид, хеддов и гоблинов. И, конечно же, людей. Смелых ярлов и танов, вольнолюбивых баронов и бондов, знающих цену деньгам торговцев.
Мир, полный ошеломляющих красот и кошмарных ужасов. Обычный мир, коих тысячи.
Мир, где родился на свет тан Хаген. Человек, без которого хитроумная задумка Хедина не имела шансов на воплощение.
Десять веков Истинный Маг Хедин, Познавший Тьму, ждал, пока закончится изгнание, наложенное на него Советом Поколения. Пока он сможет взять Зерно Судьбы Ученика, назначенного ему Предвечными, из Шара Жребия. Будущего величайшего воина, полководца и правителя. Того, с чьей помощью Хедин собрался осуществить давно лелеемый план. План, способный изменить судьбы не только смертных и Магов, но и самих Богов.
Спустя пару десятков лет после рождения Хагена, ставшего за это время отменным бойцом и предводителем воинов, время пришло.
И устремились дружинники Хагена к столице Хранимого Королевства, залога Магов перед Молодыми Богами. И двинулись рати его противников к берегам острова Хединсея, вновь ставшего оплотом мятежного Мага. И застонал эфир под напором заклинаний, используемых как врагами Хедина, так и самим Познавшим Тьму. И закачались весы Равновесия, не зная, на чью сторону они склонятся через несколько часов.
Николай Даниилович Перумов вырвался на фантастический небосклон в 1993 году с дилогией (позднее трилогией) «Кольцо тьмы». Роман был написан еще в 1989 году, и переносил читателя в Средиземье Толкиена, 300 лет спустя после Войны Кольца. Фэндом буквально порвало. Равнодушных не было. Часть толкиенистов исходила ядом, по поводу «жирования на костях Профессора», другая с удовольствием вылавливая блох, отдавала должное талантливому автору.
«Кольцо тьмы» действительно стало событием. Перумову удалось прочувствовать дух мира Толкиена и показать его более приземленную и менее романтическую сторону. Все бы хорошо, но великолепно начав роман, Перумов не удержался. После того, что автор сделал со Средиземьем в конце, он был просто обязан на нем жениться, или отправиться за решетку за надругательство над чужим миром с отягощающими обстоятельствами.
Ну да это все лирика, а фактаж в том, что получив имя после «литературной игры» на чужом поле, Перумов показал, что и сам в состоянии создавать нетривиальные миры. Более двух десятков книг общим тиражом более четырех миллионов экземпляров стали зримым подтверждением его мастерству.
«Гибель Богов» (впервые издана в 1994) стала первой полностью самостоятельной книгой Перумова. Оригинальный мир (даже Сфера миров), как потом выяснится непосредственно связанный с нашей Землей, многочисленные и качественно проработанные системы магии, удалой размах и затягивающий сюжет.
Что всегда было коньком Перумова – это фантазия. Она у него «богатая и нездоровая». Не знаю, было ли уже тогда задумано развитие и дальнейшее описание его вселенной Упорядоченного, но все предпосылки для этой нелегкой работы налицо.
Уже с первых страниц автор рисует нам весьма логичную и неплохо продуманную систему мироустройства. Причем не только и не столько Хьёрварда, показывая, что родина Хагена всего лишь маленькая точка среди тысяч миров с миллионами обитателей. Смертных и не очень, гуманоидных и абсолютно непредставимых, обычных людей и умеющих управлять силой.
А уж магическая система просто великолепна. Количество и способы волшебства разнообразны, вдумчиво описаны и кажутся неотъемлемой и исконной частью этой вселенной. Желающих подробнее почитать о магсистеме Упорядоченного, отсылаю к июньскому «Миру фантастики» за 2013 год, я же повторять хорошо сделанную авторами МФ работу не вижу смысла.
Язык наоборот никогда не был особо сильной стороной Ника. Стиль «Гибели» достаточно тяжеловат и нарочито архаично-героичен.
Оригинальность героев тоже не отнесешь к козырям первой «Летописи Хьёрварда». Хаген – бесстрашен, воинственен, харизматичен, могуч, предан учителю, безжалостен к врагам Рейха, тьфу ты, это совсем другая история.
Хедин – умен, умудрен, опытен, верит в себя, твердой рукой направляет ученика к цели.
Где-то мы такое уже встречали, не находите?
Но боги с ними, с героями. Берет книга другим. Драйвом, движухой, приключениями, магическими битвами и глобальными титаническими сражениями (ну любит Перумов энто дело, любит), коварством Магов и мощью Богов. Поражения сменяются победами, отчаяние – уверенностью, а из любой дыры все же найдется выход. «Рано или поздно, так или иначе».
И понимает читатель, «что это хорошо. И хорошо весьма».
Эрго. «Гибель Богов» — юность независимой российской фантастики. И как любому молодому существу ей свойственно многословие, велеречивость и порывистость, увлеченность и бесстрашность, безапеляционность, подверженность прорывам, шаблонам, ошибкам и заблуждениям. Уверенность, что любые проблемы решаются лишь с помощью меча. Ну, на крайняк огненного заклятья.
Как любое юное создание, она привлекает своей неиспорченной красотой и отталкивает резкостью суждений. Недаром в 18 лет я был без ума от этой книги. Уже лет через пять мне больше нравились следующие части «Летописей».
Но при всех недостатках книги, я не встретил еще ни одного любителя фантастики, жалеющего о потраченном на нее времени.
Еще три года назад шериф Холстон был абсолютно счастливым человеком. Нужная работа по поддержанию закона. Любимая жена Эллисон. И даже выигрыш в лотерею, позволяющий завести ребенка.
А потом внезапно все закончилось.
Эллисон, его Эллисон захотела выйти наружу.
В этом явно была виновата проклятая информация, которую она восстанавливала, работая со старыми серверами. Оказалось, что известное им восстание было не единственным. И данные на компьютерах стерли не обязательно бунтовщики.
Именно эта проклятая информация заставила ее сказать, что все они видят снаружи — ненастоящее. И отважиться на то, что никто не делал по своей воле уже сотни лет — выбраться из Бункера.
Джульетта, один из лучших техников за последнее десятилетие, также была счастлива у себя на Глубине, возясь с машинами, от которых зависели тысячи жизней. И вовсе не собиралась подниматься на верхние этажи, и занимать хоть какие начальственные должности. Но мэр Джанс умела уговаривать.
Оказалось наверху все гораздо сложнее, и начальник Ай-Ти отдела Бернард Холланд мало того, что изрядно амбициозен и метит на кресло мэра. Вдобавок он скрывает чертовски важную информацию о происходящем снаружи.
И готов за нее убивать.
Американец Хью Хауи с детства мечтал стать писателем. В школе даже начал свою первую большую книгу. Однако потом мальчик подрос, и идею писательства подзабросил. Изрядно попутешествовал, причем на своей яхте, разок чуть не ставшей для него могилой. Поработал капитаном уже чужой яхты, в одном из своих круизов встретив очаровательную девушку Эмбер, вскоре ставшую его женой. Семейная жизнь заставила покончить с морскими путешествиями, заставив заняться более спокойными делами.
Поднакопив впечатлений, Хью вернулся к писательскому ремеслу, в 2011 получив реальную отдачу от своих трудов.
Первая часть его трилогии «Бункер» была включена в топ 100 книг на Amazon и получила несколько номинаций читательской премии Goodreads Choice Award. А также массу восторженных отзывов от журналистов, критиков и коллег по цеху.
Постапокалиптической литературы на нашем веку появились уж многие десятки (а то и сотни) экземпляров. Но «Бункер» Хауи выгодно отличается от них одной немаловажной деталью.
Тайной и интригой. Практически с самого начала читателю ясно, что все не так просто, и производственным романом, описывающим тяжелое будущее человечества, дело не ограничится (да и человечества, кроме жителей бункера мы тут не увидим). С первых страниц автор дразнит наше любопытство намеками, упоминаниями и недоговорками.
Остроты в блюдо добавляют герои, находящиеся практически в том же (если не хуже) состоянии тягостного недоумения, что и читатель. Ведь протагонисты, прожившие в Бункере всю жизнь, и не особо задумывавшимися о внешнем мире, вдруг оказываются по уши в океане лжи. Точнее понимают, что всю жизнь именно в нем и барахтались.
А благодаря тому, что персонажи вышли у Хью весьма качественными и располагающими к сопереживанию, поймем это и мы.
Холстон, нормальный, хороший мужик, крепкий и надежный, любящий и любимый, не гений мысли и не философ. Плывущий по течению, как подавляющее большинство из нас, не особо задумывающийся об отвлеченных вещах. Так, скорее всего и закончивший бы свою жизнь в кресле шерифа (а то и мэра), если бы не жена.
Эллисон, которую нам почти не покажут, натура абсолютно другого склада. Умна, причем в техническом смысле тоже. Мечтательна, жаждет большего, несколько авантюристична. Натура, способная разом поставить все на одну единственную карту.
А насколько пронзительной и щемящей вышла история невоплощенной любви мэра и помощника шерифа! А их путешествие на глубину, будто поход двуединого Орфея, ищущего часть себя — свою пропавшую Эвридику. И что самое главное — нашедшего, и почти выведшего из Аида.
Но самой главной нашей попутчицей на протяжении большей части романа будет Джульетта. Боевая, «резкая» девица, с хорошими аналитическими способностями, развитым мозгом, привыкшая доводить до конца любое дело. Революционер поневоле, встряхнувшая устоявшуюся, давно налаженную систему.
Систему напрямую символизирующую современный социум, человечество в миниатюре, бросающую нам в глаза ярко выпяченные особенности людского общежития.
Нижние «технические» уровни, на которых держится вся жизнь общества, обеспечивающие Бункер энергией. Средняя прослойка «крестьянства» занимающаяся выращиванием «хлеба насущного». И верха, управленцы, снимающие сливки, наслаждающиеся свежевыжатыми соками, лицезреющие пускай паршивый, но все же внешний мир, подглядывающие за ним из-за железного занавеса (несомненно губительного, но такого притягательного, интересно предки Хауи в СССР не жили?). Плюс некая таинственная «масонская» сверхэлита-номенклатура, дергающая за ниточки, подобно пауку в центре паутины.
Сложную многоэтажную конструкцию, построенную на договорах, Пакте и условностях, давным-давно заключенных нашими предками. Так принято – и хоть трава не расти. Так принято – и хоть головой об стенку бейся. А чаще всего ни у кого и в мыслях нет (кроме юных бунтарей, сподвигаемых гормонами) сомневаться в вековых устоях. Принято – и хрен с ним.
Но ни одно общество, тем более находящееся в столь стесненных условиях, не способно обходиться без периодических сбросов пара, одному из которых мы станем свидетелями в «Бункере» Хьюза.
Очередная антиутопия, скажете вы, и будете правы. Отчасти.
Очередной вариант почти идеального управления толпой. Управления умного, хорошо продуманного и обеспеченного. Несомненно.
Очередная революция, кровавая и беспощадная, радостно пожирающая своих детей, и ведущая лишь к огромному количеству жертв. Кто бы спорил.
Очередные метафоры о попытках человека вырваться за пределы социума.
Прелесть «Бункера» именно в том, что в отличие от большинства антиутопичных моделей, мы долгое время не имеем ни малейшего представления о том, что на самом деле произошло в этой вселенной. Как на самом деле обстоят дела во внешнем мире. Кто эти самые загадочные управленцы и для чего они мутят свои таинственные дела. Покров с тайны совлекается очень продуманно, дозировано и по частям. Герои (а с ними и читатель) получают свой, небольшой кусок информации, через некоторое время приводящий их к следующему. И к следующему. И…
Да и за саму идею Бункера, как не просто подземного убежища, а социума в миниатюре, Хью можно накинуть сотню вистов.
А вишенкой на торте служат забавные (и хорошо обоснованные) особенности внутренней жизни бункера. Похоронные обряды с помидорами. Носильщики-гермесы, молниями носящиеся по этажам. Ограничение прогресса, вплоть до полного отсутствия лифтов и введения платной (и весьма дорогой) пересылки е-мейлов. Всего четыре представителя закона на почти полторы сотни уровней. Пропаганда, практически возведенная в идеал (вот только с детскими книгами явно не доработали). Коварные компьютерщики (владеющий информацией – владеет миром).
Понятно, что есть вопросы к логике действия персонажей. К роялям в кустах (откуда механики в обществе, где нет справочников, интернета и энциклопедий, а на виду лишь четыре пистолета у шерифа с помощниками, знали технологию производства винтовок, например?).
Но эти проколы не особо портят впечатление от романа. Соединившего антиутопию, постап и столь любимую читателем загадку.
Эрго. Постапокалаптическая антиутопия, интересная идеей Бункера, как модели людского общества, дозировано раскрываемой тайной и привлекательными персонажами.
Противостояние под отсветы сияния, или Сказка для непутевых отроков
Последние несколько лет для юного Джейка выдались непростыми. Гибель отца, второе замужество матери. Отчим, желающий избавится от нового сыночка. А тут еще и видения. Люди с ненастоящей кожей. Исполинская Темная башня, возвышающаяся в центре мироздания. Человек в черном желающий разрушить башню и вызвать апокалипсис. Стрелок, ищущий этого самого человека, чтобы отомстить за гибель своих.
Казалось бы ничего удивительного, нервный срыв после смерти папы, пубертатные бури в организме. Классический случай. Психиатры и психологи с таким сталкивались не одну сотню раз.
Но что если все эти видения не плод воспаленного мозга мальчишки, и мирозданию действительно грозит опасность?
Работа всей жизни, 30 лет между первой и последней книгой цикла. Это все о «Темной башне» — эпопее одного из известнейших современных писателей Стивена Кинга. Так исторически сложилось, что этот цикл практически полностью прошел мимо меня (давным-давно я читал «Стрелка», но благополучно все позабыл). Посему, когда вышел полнометражный фильм, особых ожиданий у меня не было как класс, и я смотрел «Башню» как обычное фентези. С этой точки зрения фильм особых нареканий не вызывает. Особенно если учесть, что Арсель снимал свою картину как отроческое кино (даже не подростковое, а именно отроческое. Фактически детское, правда с парой-тройкой жестковатых моментов. Почему постановщики решили, имея в качестве первоосновы абсолютно серьезный цикл для взрослых, делать главным героем 11-летнего мальчишку? Может посчитали, что подростковая аудитория оценит такой реверанс и создаст картине сборы и хороший «сарафан», кто знает. Хотя насколько я понимаю поклонников Кинга и непосредственно «Башни», в мире не намного меньше, чем 11-летних недорослей. Вот только удовлетворить их намного сложнее.
Как бы то ни было, факт остается фактом. Речь в картине пойдет о юном Джейке Чемберсе, обнаруживающем, что мир вовсе не так прост, как это принято считать. У непутевого парнишки и без видений хватает проблем. Гибель отца, мать занятая новой семьей, отчим, не питающий к нему добрых чувств. А тут еще и постоянные «глюки» о Баше и Человеке в черном. Которые оказываются вовсе не глюками. Вокруг персоны Джейка сосредоточены основные немудреные психологические изыски ленты (вот за что создателям «Башни» можно и нужно попенять, так это за недостаточное внимание к «учению о душе». И это в фильме, поставленном по Кингу – одному из лучших психологов мировой литературы!). Паренек переживший жуткую трагедию, развал своего мира, непонимание со стороны окружающих, сомнения в здравости собственного рассудка. Бросающийся в неизвестность как в омут, прочь из мира, который его не принял. Постепенно, во время долгого квеста- путешествия открывающий множество нюансов окружающего мироздания и тайн, скрытых внутри себя любимого. 16-летний Том Тейлор в основном с задачей справился. Затравленный зверек, способный на агрессию, когда кто-то задевает его внутренний мир. Удивленный паренек с широко распахнутыми глазами. Юноша, пытающийся принимать решения и влиять на события. Человек открывающий в себе много новых и могущественных граней.
Будем честными, историй «Избранных подростков» у нас сегодня уже пруд пруди. Ради еще одного не стоило и огород городить, если бы не два момента, не позволяющих отнести ленту целиком и полностью к поднадоевшему отроческому кино. Это Стрелок и Уолтер.
Роланд в исполнении Идриса Эльбы, отвечает в картине за романтику вестерна и неостановимое движение к цели. Стрелок в лучших традициях крутых парней абсолютно невозмутим внешне, но таит множество эмоций внутри. Беспредельная жажда мести, разочарование и ощущение поражения, пустота в душе после гибели отца и других стрелков, постепенно сменяется надеждой и просыпающейся заботой о мальчишке. Эльба практически не позволяет своему персонажу выказывать эмоции, тем ценнее выглядят редкие проблески человечности, боли, сострадания на этом «загорелом» самурайском лице. Ну и конечно «бравушки» Стрелку не столько за меткость (на то он и Стрелок), а за изысканную скоростную перезарядку своих эскалибурских револьверов. Впечатляет. Кстати, а ничего, что стремясь уконтрапупить Уолтера Роланд автоматически защищает Башню? Нету среди подручных Человека в Черном существа хоть отдаленно похожего масштаба, способного возглавить процесс разрушения Башни. Или Стрелок должен действовать исключительно бескорыстно и безличностно?
Мэттью МакКонахи и его Человек в Черном наоборот в любой момент готовы расцвести искренней улыбкой, а затем походя отправить собеседника на тот свет, или заразить ненавистью ребенка. Он настолько естественен в этом образе абсолютно аморального и безжалостного существа, что даже не вызывает зрительского порицания. Ну как можно корить волка за то, что тот убивает зайца? Это в его волчьей природе, в генном наборе, инстинктах. Он по-другому не может. Так и Уолтер. Он хочет разрушить Башню. Зачем? Чтобы «править миром полным монстров», по мнению Роланда. Так себе мотивация, будем честными. А в процессе он убивает. Зачем? Потому что иначе не может. Да, некие черты этого образа мы уже видели в «Киллере Джо». Только по внутренней мощи Джо до Человека в Черном, как до неба рачки. Плюс действия Уолтера полностью лишены сексуальной подоплеки. Также весьма интересны нюансы отношения Уолтера к Стрелку. На этом материале диссертацию написать можно.
Именно это противостояние, а также персонажи, созданные Эльбой и МакКонахи стали настоящим украшением ленты. За них постановщикам можно простить изрядное количество остальных недоработок.
Хочется также отметить Срединный мир – эдакую постапокалиптическую пустыню с завораживающими пейзажами. Интересно опять в Мохаве снимали, или в Иорданию по примеру Ридли Скотта отправились? Да и переходы между кишащими людьми небоскребами Нью-Йорка и величавой пустотой Срединного мира, смотрятся приятно.
А хронометраж в 95 минут, нынче, когда два часа считается средним показателем, и вовсе воспринимается приветом из прошлого.
Зато все остальное в плюс картине не занесешь.
И излишнюю простоту перемешанную со вторичностью, которые в данном случае хуже воровства. Вы все-таки ребята не детскую сказку вроде BFG снимаете, перед экраном кроме недорослей и взрослые гомо сапиенсы будут. А они обо всех этих «сияниях», множестве миров и угрозе извне читали и смотрели не один десяток раз. В самых различных вариациях и комбинациях.
И откровенное ощущение, что ты сморишь «пилот» сериала, мол: «вот как мы можем, дядьку Кингу снять, если денег больше дадите».
И минимум-миниморум информации о происходящем на экране (где хотя бы намек на предысторию?).
В общем и целом – поглядеть можно, но исключительно как не особо оригинальную отроческую сказку об «Избранном».
Эрго. Обычное подростковое фентези, использующее пару имен и терминов из цикла Кинга. Смотреть стоит ради актерских работ Эльбы и МакКонахи.
Режиссер: Николай Арсель
В ролях: Идрис Эльба, Мэттью МакКонахи, Том Тейлор, Клаудия Ким, Фрэн Кренц, Эбби Ли, Джеки Эрл Хейли, Кэтрин Уинник, Дэннис Хэйсбёрт, Майкл Барбиери