Зиланткон 2017 часть


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «silent-gluk» > Зиланткон-2017, часть 2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Зиланткон-2017, часть 2

Статья написана 14 ноября 00:43
Размещена в рубрике «Вестник конвентов» и в авторской колонке silent-gluk

Как уже говорилось, завершился "революционный" Зиланткон-2017, уже 27 по счету и 13, на котором я побывала. И это вторая часть отчета.

Заглавным фото поста пусть будет это — про Шляпу Гэндальфа.

Следующий же день для меня начался с предательства своих убеждений. Я активно не люблю все эти перепосты за призы и т.д. Но тут издательство "Ридеро", один из спонсоров "Тишины в библиотеке", предложило разместить фотографии с их книгами (и с определенным хэштэгом) в соцсетях (и приравненном к нему ЖЖ) и поучаствовать в конкурсе. Если кто успел 06.11 заметить странный пост у меня в ЖЖ — так вот это оно и было. Я проиграла. И правильно. Безотносительно качества задумки и фотографий.

В виду имелось следующее: нюхлер (ниффлер, нюхль) Найджелус выкинул из своей сумки свои сокровища, чтобы хотя бы попытаться запихать туда книгу. Роман это все фотографирует. Я фотографирую Романа. Нам мучительно не хватало того, кто бы фотографировал меня, но тут уж ква.

А это — очень озадаченный Найджелус, которому предложили развлечься кусочками кожи на мастер-классе Никанора Кота по изготовлению из оных кусочков браслета.

Если вы – мастер, работающий с кожей, то у вас неизбежно будут  обрезки. Может быть, это будут достаточно толстые и достаточно маленькие обрезки. Конечно, можно их просто выкидывать, но можно и попробовать дать им еще один шанс. Сделать в них дырочки – и…

У Никанора Кота обрезков много. Поэтому он охотно прибегает к помощи участников Зиланткона в утилизации этих кусочков, проводя мастер-класс по изготовлению браслета (пояса, хайратника, нужное подчеркнуть, недостающее вписать…).

Правда, как выяснилось, «Мастер-класс рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей. Направлен на развитие мелкой моторики у детей.» Ну, сочтем себя «приравненными к родителям», а то ощущать себя персонажем анекдота (про «а почему на головоломке написали «от 3 лет»? Я всего за месяц управился!») как-то не очень удобно…

Под мудрым и терпеливым руководством Кота любители рукоделия развивали мелкую моторику, чередуя нанизывание кусочков кожи с завязыванием узелков. (Мой браслет получил личное имя Айзенк – в честь Теста Айзенка, одной из частей которого являются задания на «определение не такого». На браслете есть одна «не такая» «бусина», только я забыла, которая…)

Приятное и медитативное занятие, только одна проблема: обрезочки накапливаются все же гораздо быстрее, чем получается их утилизировать этим способом….

В промежутке мы успели сходить на микрокусочек "Шляпы Гэндальфа" и на брейн-ринг, точнее, на "Что? Где? Когда?". В этом году оно оказалось сдвинут на час (начало не в 10, а в 11). Знаете, казалось бы – всего час, а настолько легче шевелилось мозгами! Уху…

То, что было заявлено как брейн-ринг, «по соглашению сторон» превратилось в «спортивное «Что? Где? Когда?»» (основная разница в том, что в ЧГК не требуется быстрота реакции). И это сыграло немаловажную роль.

Темой сего интеллектуального развлечения являлись «Полицейские и воры» — в фантастике, в культуре и в жизни вообще.

«Образовательная функция ЧГК» — есть такой почти мем.  Так вот, она была на высоте. Участники узнали об афоризме Мао Цзедуна, о значении уголовных татуировок, о том, кто консультировал создававшиеся японские воздушно-десантные войска и какая полиция есть в Швейцарии (и много чего еще; теперь бы это не забыть до нужного момента…).

Команда под руководством Тимофея глубоко благодарна своим товарищам-соперникам, снабдившим их бумагой для записей. И мы действительно не переворачивали тот листок! (Ведущий, А.Берелехис, тоже дал нам «оборотку» для записей, а она возьми и окажись листком с вопросами.)

Мы оказались предпоследними.

Затем был мастер-класс по прядению из шерсти, проводимый вновь К.Савиных.

Вот я часто встречала в книгах упоминание прядения, прялок, веретен и т.д. Но никогда особо не задумывалась над тонкостями технологии. Ведь и персонажи не задумывались – пряли себе и пряли, автоматически, думая о чем-то своем или даже дремля…

А оказывается, тут очень даже есть о чем подумать, что и продемонстрировала ведущая.

Пока вытягиваешь потенциальную нитку для прядения – только успевай думать, как бы эту «прядь» сделать  ровной. Когда берешься за веретено – надо одновременно следить, чтобы «прядь»  скручивалась, но не перекручивалась, чтобы правильно шла по ладони (такое чувство, что у меня на руке не пять пальцев, а минимум двадцать пять, и все лезут не туда!) и по веретену («Не хочу и не буду!» — очень громко думала нить). Чтобы веретено крутилось, причем в нужную сторону…  А ведь до всего этого есть этап подготовки пряжи, и там тоже много нюансов и сложностей!

У мастерицы все получалось так легко, объяснения выглядели такими понятными… Но между мозгом и руками явно завелся какой-то непроницаемый барьер!

К.Савиных говорила, что способов прядения много, что каждый сам определяет удобный именно ему…

В общем, я думала объявить результат _крафтовой_ нитью, но в результате сдала _это_ как «дичь» на площадку «Тишина в библиотеке». Ее признали несомненной дичью.

Зато я решительно перестала понимать сказку про Спящую Красавицу. Как, ну как можно уколоться веретеном??? Это почти то же самое, что уколоться катушкой или шпулькой!

Теперь мне грозятся Найти Веретено. Я отвечаю симметрично: Тогда Ты Будешь Вычесывать Кота!

Затем мы заинтригованно сходили на презентацию цикла В.Камши «Отблески Этерны» (примечание: отчет мы писали совместно: Роман, Дейдре и я. Дейдре в фандоме, я давно от него отошла и почти все забыла, и вообще я окончания Арции жду, хотя, если так вдуматься, а есть ли смысл?.. Даже если "Дикий ветер выйдет, будет ли он именно тем, что я ждала? И так ли мне та Арция нужна? Когда я ее перечитывала?.. Велика сила привычки. Ну а Роман так и вообще не был в фэндоме, поэтому мы на нем проверяли "понятность для неподготовленного слушателя").

Именно так было это мероприятие поименовано в программе.

Как возможна презентация цикла, которому идет второй десяток лет? Этот ребус мы пытались разгадать всей комнатой, привлекали и окружающих. Не смогли. Но, может быть, все дело в нашем скудном воображении, решили мы. Надо сходить. Оказалось, за название «ответственны организаторы» (ну да, они всегда ответственны за все, карма  у них такая), а на самом деле это презентация всего лишь 3 части 3 книги  5 тома. Ну и немного – рассказ о 4 части той же книги того же тома.

— У вас нет вопросов к автору? Тогда Вук почитает вам свои стихи. Все еще нет вопросов?

Вопросы немедленно появились. Правда, в основном – об услышанном. Что это было и зачем? Чувствовалось, что это явно ответ, только вот на какую реплику? Судя по озадаченному виду некоторых присутствующих, таких  непонимающих (и даже не читавших презентируемый том) оказалось явно больше одного. Судя же по тому, что спросили не о том, «что это только что было», и даже не о сцене гибели Р.Окделла, одного из ключевых персонажей цикла,  на конфликт идти не хотелось. Вместо этого одним из авторов данных заметок был задан давно интересовавший его вопрос о смерти одного из антагонистов – то, что он умер, так и не узнав, что был предан поголовно всеми (не то чтобы он для такого результата ничего не сделал, конечно…), — это последняя кара или последняя милость автора? Но, к сожалению, четкого и недвусмысленного ответа получить так и не удалось. Одни услышали, что последняя кара, другие – что последняя милость…

Затем Вук прочел еще одно свое стихотворение. В.Камша специально отметила, что она стремилась уйти от аллюзий на последние политические события (один из авторов это желание горячо одобряет и приветствует), но стихотворение было, к сожалению, этими аллюзиями не то что наполнено – оно просто из них и состояло. И писательница не возразила…

Так что мы ушли с презентации с еще большим ворохом вопросов. Впрочем, есть такая теория, что хорошая книга и должна оставлять у читателя больше вопросов, чем у него было до знакомства с ней…

(Фотографии отсутствуют, потому что, не желая мозолить глаза, я сидела в задних рядах.)

Затем мы сходили на поэтический концерт Фирнвен (фотографии не получились; отчет писали совместно — я и Роман. Точнее, Роман и я).

На этом Зилантконе, похоже, в моде поэтические концерты, когда исполнитель читает свои стихи, а не поет под музыку свои (и не только) песни.

Вчера – Лин Лобарев, сегодня вот Фирнвен…

«Гитары на этом концерте не будет. Будут стихи из циклов "Ангелы взлетной полосы", "Девочки-в-каске", "Мокрые зарисовки", "Люди своего бога" и прочая, прочая, прочая», — сообщала аннотация.  И это, скажу я вам, было… несколько непривычно. Однако Фирнвен уверенно захватила внимание собравшихся: весь концерт прошёл буквально на одном дыхании. Перед публикой предстал состоявшийся поэт, имеющий свой, вполне сформировавшийся стиль. Стихи Фирнвен некоторыми позиционируются как философская и религиозная лирика – смею заверить, что это отнюдь не исчерпывает граней её творчества. У Фирнвен есть стихи, относящиеся и ко гражданской лирике. Ну, и любовная лирика тоже имеется – куда ж без неё. Но всё-таки жаль, что гитары совсем не было: на мой взгляд, одна-две песни лишь усилили бы впечатление от концерта.

Лично я  – желаю видеть стихи Фирнвен изданными. И чтоб не в самиздате. Они того заслуживают.

А потом мне пришлось побыть Вратами Мории (фотографий этого процесса тоже нет, потому что мы а) опоздали, б) как следствие, неудобно сидели).

Каминный Зал, он же площадка «Нетрадиционной Толкинистики», продолжал радовать нас тематическими развлечениями (серьезные мероприятия там тоже есть, только у меня на них не хватало подготовки). В этот раз – веселой игрой «Сильм-импровизация». Веселились и участники, попарно (плюс помощь ведущего) разыгрывавшие в данном туре сценку из произведений Толкина (говорить можно, но никаких конкретных имен, терминов и названий!), и зрители, пытавшиеся понять, почему сейчас машут тряпочкой и как бы это увязать с уже сложившейся гипотезой… Хочется верить, что и ведущий, который изображал то собаку, то Старый Вяз (Если верить легенде, он может отыграть даже отрывок о владениях сыновей Феанора – причем так, что народ опознает!) и снабжал участников необходимым реквизитом (проявляя недюжинную смекалку и фантазию), тоже веселился.

Народ проявлял потрясающую изобретательность, изображая то спасение хоббитов Томом Бомбадилом, то затопление Нуменора, и потрясающее же проникновение в смысл показанного. Мне же досталась почетная роль Морийских Врат. Меня пытались открыть. И открыли. Я пыталась вжиться в роль и презрительно смотреть на попытки меня открыть ключами и плоскогубцами, но не могла удержаться от смеха. Не уверена, что последнее характерно для Врат Мории… Зато нас угадали.

Е.Гугаев.

Затем мы пошли в Дамский Салон (хозяйкой которого была Терн — М.Скуратовская). Он был посвящен разговорам о моде прошедших веков, возможности ее быстрой и безболезненной имитации (для ролевых игр, балов и, между прочим, повседневной жизни) в наше время, а также множеству сопутствующих проблем – от вопросов этикета до проблем вальсирования под псалом. Под приятную музыку дамы (и кавалеры) пили чай, ели печенье (лягушка глубоко благодарна за спасение от голода и жажды!) и общались.

Есть ли историческая мода, не идущая никому (вообще-то есть, но это большая редкость), можно ли сейчас «в обыденной жизни» носить наряды под старину (можно, эффект будет неожиданным, но не обязательно неприятным), что должно быть у платья, чтобы всякий, увидевший его, понял: это середина 18 века, а это – начало 19, а это – конец его, о чем нельзя забывать при подготовке костюма…

Все так живо и увлекательно описывалось, что хотелось оказаться в старинном платье, что называется, «здесь и сейчас» (благо как раз летом я убедилась, что в длинном платье ходить можно!). Но пока моя внезапно (ну, не то что внезапно; на дамский салон я прихожу не в первый раз…) проснувшаяся страсть к старинной одежде выплескивается на Сашеньку и Витюшу. Окружающим нравится!

А это то самое вальсирование под псалом.

После него мы сходили на обсуждение фэндомных традиций и стереотипов. Вот практически вокруг любого фэндомообразующего произведения рано или поздно складывается ореол «фактов, которые все знают». Но если попросить подтвердить «факт» текстом – получится это далеко не всегда. И столь же далеко не всегда проблема именно в  недостаточном знании текста. Зачастую она в том, что «общеизвестное» и «истинное» не то чтобы обязательно совпадают…

Толкинистика (особенно «народная толкинистика») тоже не обойдена этим интересным (особенно для изучения) явлением. «Все знают, что», скажем, орки – чешуйчатые. Орки об этом интересном факте впервые слышат. Гномки (гномские женщины) бородаты? Ну как сказать… С одной стороны, это все знают. С другой стороны, Толкин прямо на этот вопрос не отвечал, а ответ можно истолковать разнообразно…

А еще бывают ситуации, когда у самого Толкина есть _несколько_ разноправных концепций. «Мудрые полагают, что…» — и все тут. Орки произошли от эльфов? Да, так писал Профессор. Или от людей? Да, так тоже писал все тот же Профессор. Или от животных? И про это он писал. А может, вообще из грязи и огня? Вы будете смеяться, но…

Иногда можно определить, откуда пошла та или иная традиция. Иногда же это скрыто во мраке лет. Но тем полезнее периодически проверять традиции на соответствие тексту. А то, знаете, Маглору обидно, что его упорно называют безумцем. А вам бы разве не было?

А фотографии опять не получились.

Евгений Лукин знаменит не только как писатель и поэт, но и как прекрасный исполнитель своих песен. Его концерт стал великолепным подарком всем участникам "Зиланткона".

Как ни странно, 6 этаж не был забит до отказа, люди не стояли на лестнице, и даже в холле оставалось немного свободного места. Удивительное воистину рядом!

А концерт был ожидаемо прекрасен, хотя досталось всем – и коммунистам (хотя где сейчас _те_ коммунисты…), и демократам, и либералам… И слушателям. Потому что кто-то из аудитории сумел глубоко оскорбить всех присутствующих, предположив, что им уже требуется расшифровка таких «магических заклинаний», как «обком», «исполком» и т.д., и попросив Е.Лукина объяснять их. Но тот гениально выкрутился: с одной стороны, выполнил просьбу, пунктуально расшифровывая сокращения, а с другой – не стал объяснять, кто такой Констебль, к примеру (не уверена, что это знание распространеннее знания про райком).

Любопытный все же эффект: сначала ложишься от смеха, а потом осознаешь, что ржать-то особо нечего, а вот думать как раз есть о чем…

Не менее любопытный момент. Знаете ж, я довольно далека от политики, максимум — так, сочувствую (и то выражаю это вслух не чаще раза в год). Но в какой-то момент, кажется, Ульдор сказал, что, мол, тут либералов нет, ну кто из нас... Было очень нелегко поднять руку. Но я сумела. На меня, конечно, помахали руками, мол, какой уж из тебя либерал, деточка, сиди ешь шубу... Но я сумела поднять руку. Пожалуй, это единственное, чем мне на этом Зиланте можно гордиться.

Следующий же день начался с подведения итогов конкурса микрорассказов (напоминаю тему: "Спиннер Господа Бога"). 13 участников, 20 рассказов... Д.Скирюк прочитал их все, откомментировал... Я охамела и заподозревала, что у меня с ним просто расходятся вкусы.

Роман занял второе место, я — "никакое" (надо будет спросить, какое, просто из интереса).

И вот очень бы мне хотелось узнать мнение еще кого-нибудь из писателей о моих "микрорассказах". С одной стороны. В принципе, можно было бы даже и спросить. Но тут появляется другая сторона: я подозреваю, что ничего хорошего мне не скажут (и заслуженно). А потому — боюсь спрашивать. Так-то можно ж только _подозревать_, а не _знать_. "Опять эта проклятая неизвестность!".

Затем мы даже успели на "Шляпу Гэндальфа", которая наконец добралась до третьего тура. Если в первых двух только мы, "чайники", опускались до шарад в стиле "Мой первый слог на дне морском", то тут уж и мэтры задумывались, а не проще ли объяснить _так_?..  

Ну а потом последовало награждение и все такое. И закрытие.

Правда, в последнее время закрытие, в отличие от открытия, смещается от театрализованного представления к простому подведению итогов. То ли готовит народ к «обычным цивильным будням» (а открытие – к «ролевому празднику»), то ли ощущает себя просто точкой во времени (до этого момента был Зиланткон-2017, после – пока виртуальный и готовящийся Зиланткон-2018), не нуждающейся в особых украшениях. Деловито отчитались, поздравили победителей, столь же деловито пошли готовить следующий Зиланткон…

Продолжение (или окончание) следует.





319
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх