ПАМЯТЬ РИСА Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ПАМЯТЬ РИСА (Nowa Fantastyka 6 (141) 1994) (часть 12)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ПАМЯТЬ РИСА (Nowa Fantastyka 6 (141) 1994) (часть 12)

Статья написана 22 ноября 2017 г. 06:48

Бум

Разрозненные ранее любители научной фантастики сплотились в рядах организационно оформленного клубного движения в начале 80-х годов. Интерес к фантастике был огромен. Читатели требовали новых книг, а на фоне известной политико-экономической ситуации в стране наибольшей популярностью пользовались НФ-романы социологического и политического характера. Из гущи фэнов выдвинулась вскоре группа молодых мятежных творцов, изменивших облик польской фантастики 80-х годов. Издатели, в том числе те, которые вели в «Iskry» серию «Fantastyka – Przygoda», ощущали давление читательских требований, что не могло не сказаться на облике серии.

Перемены III

В 1982 году в серии в очередной раз изменился формат книг и их графическое оформление. Автором проекта был все тот же «бессмертный» ХАЛАЙКЕВИЧ. Читатели приняли эти перемены в штыки. Рыхлый обложечный картон и неинтересная графика снижали эстетическую ценность книг. Важной преградой в выполнении издательских замыслов были перманентные трудности с бумагой. Авторы годами ожидали публикации своих книг.

В апреле 1984 года редактировать серию поручили Мирославу Ковальскому, инженеру по образованию, журналисту по призванию. Ковальский был связан с подпольем, и работа в издательстве «Iskry» служила ему прикрытием для развертывания издательской деятельности в издательстве «Nowa». Время не больно-то способствовало развитию в Польше творческой деятельности. Нападки на польских писателей (доклад Молька в 1984 году), сокращение валютного фонда, проблемы с бумагой и типографской печатью вынуждали издателей искать обходные пути (издание брошюр с НФ-рассказами, использование плодов творчества писателей, не защищенных авторскими правами).

Апогей

Несмотря на указанные трудности, серия продолжала издаваться. Попытки уравновесить давление групп натиска (фэнов НФ и верховного начальства) отразились на составе (довольно-таки пестром) серии и ценности (весьма различной) издаваемых в ней книг.

Особой разнородностью отличалось тематическое представление творчества отечественных авторов – от классики до протеста и эксперимента. Романы Януша Зайделя «Limes inferior» (1982) и «Paradyzja/Парадизия» (1984) встретили у читателей восторженный прием.

Литературные произведения Зайделя мастерски обнажали коварство системы тоталитарной лжи, используя для этого атрибуты НФ. Развивавшаяся им social и political fiction вскоре нашла себе поддержку среди писателей НФ более молодого поколения: Марека Орамуса (романы “Arsenal/Арсенал”, 1985); «Dzień drogi do Meorii/День пути до Меории»,1990)

и Эдмунда Внук-Липиньского ( «Mord zalożycielski/Учредительное убийство», 1989).

Среди авторов серии в общем-то хватало и дебютантов, и молодых людей, таких как Анджей Земяньский ( «Daimonion/Деймонион», 1985; «Wojny urojone/Воображаемые войны», 1987),

Ежи Грундковский ( «Labirynt wyobrazni/Лабиринт фантазии», 1986), Эмма Попик ( «Tylko Ziemia/Только Земля», 1986),

Мирослав П. Яблоньский ( «Trzy dni Tygrysa/Три дня Тигра», 1987; «Czas Wodnika/Эпоха Водолея», 1990),

Гжегож Бабуля ( «A to mistyka!/Вот это мистика! (вообще-то каламбур, намек на который возникает, если соединить три польских слова. W., 1988), Анджей Зимняк ( «Opus na trzy pociski/Опус на три пули», 1988).

Они внесли в польскую фантастику свежесть и юмор (Бабуля), поэтичность (Попик), высокое писательское мастерство и интересные идеи (Яблоньский, Зимняк).

В сравнении с достижениями молодежи плоды творчества классиков жанра выглядят гораздо более блеклыми. Переизданные и новые книги Богдана Петецкого свидетельствуют о том, что этот автор закостенел в своей старой манере ( «Strefy zerowe», 1983; «Pierwszy ziemianin/Первый землянин», 1983; «Tylko cisza», 1986) и эпохальные изменения не смогли изменить писателя.

Переизданная под натиском фэнов знаменитая трилогия Анджея Трепки и Кшиштофа Боруня ( «Zagubiona przyszlość/Загубленное будущее», 1986; «Proxima», 1987; «Kosmiczni bracia», 1988) в новой, изменившейся действительности воспринимается лишь как курьез.

Тем более приятной неожиданностью оказался для читателей новый роман Кшиштофа Боруня «Jasnowidzenia inżynera Szarka/Ясновидения инженера Шарека» (1990).

Изданные в серии произведения писателей социалистических стран обнажили убожество фантастики в Венгрии (Петер Жолдош и Петер Лендьел),

Болгарии (Любен Дилов) и Румынии (Константин Кублесан).

Интересным и аллюзивным оказался роман Кира Булычева «Miasto na Górze/Город на Верху» (1983), неплохо показали себя братья Стругацкие в романах «Żuk w mrowisku/Жук в муравейнике» (1983) и «Miliard lat przed końcem świata/За миллиард лет до конца света» (1984),

не дал себя в обиду двухтомник произведений советских авторов «Galaktyka» (1987).

Скромный набор рассказов и романов англо-американских авторов был доброжелательно принят читателями. Среди этих книг были два «хита»: «Cieplarnia/Теплица» (1983) Брайана Олдисса (1983) и первая часть легендарного цикла Фрэнка Герберта «Dune/Дюна» (1985).

Высокие оценки получили романы Фредерика Пола «Czlowiek plus/Человек плюс» (1986) и Джеймса Ганна «Słuchacze/Слушающие небо» (1987), а также сборник рассказов Боба Шоу «Milion nowych dni/Миллион новых дней» (1987).

(Продолжение следует)



Тэги: серии НФ


284
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 ноября 2017 г. 13:22
Фи, Жолдош им не понравился.


⇑ Наверх